/

На этой неделе из печати выходит книга "Наш старый добрый Вавилон. Прогулка по городу в Минских историйках". Ее автор - Михаил Володин, известный читателям по блогу на сайте агентства "Твоя столица" и группе в соцсетях. Это литературный путеводитель, который, по словам автора, воссоздает настоящую и немного вымышленную историю Минска.

Фото предоставлено Михаилом Володиным
"Город, в котором нет городских сумасшедших, не менее скучен, чем джаз без импровизации. Потому что те, кто шагает не в ногу, нередко куда интереснее нормальных, марширующих строем сограждан"…

Безумная филология, или Историйка под Рождество

В свое время Михаил Володин написал книгу "Индия. Заметки белого человека", в которой точки проложенного им маршрута сопровождались рассказами об указанном месте. Этот принцип композиции Михаил реализовал и в "Минских историйках". 24 историйки ведут читателя от вокзала по проспекту Независимости до площади Победы, рассказывая о причудливых и волнующих фактах, связанных с  объектами, встречающимися по дороге. По словам автора, на данный момент историек хватило бы на 3 таких книги, всего же в планах - 4 книги минских историек. Возможно, они будут основаны на том же принципе путешествия по городу: "Но я не люблю повторяться, хочется чего-то нового. Возможно, это будет путешествие во времени или вообще нечто ассоциативное. Историйки есть, а книжки нет. Самое интересное – собирать книгу", - говорит автор.
 
Михаил Володин начал писать историйки более 20 лет назад. По его словам, некоторые истории ждут своего времени по 10 лет, чтобы потом оттолкнуться от какого-то нового факта и вырасти в историйку с неожиданными поворотами. "История обрастает ответвлениями, которые приходится обрубать, иначе получится не стройная историйка, а роман", - объясняет он. Как рассказал автор, в архивах он лишь проверяет информацию, но не ищет ничего специально. В основном зацепками являются рассказы из детства, юности автора, но "сейчас мне уже люди целенаправленно рассказывают потенциально интересные истории".

Фото предоставлено Михаилом Володиным
 

"Минск – город без образа, и я пытаюсь его создать"

Самому автору продолжение историек виделось в виде мультфильмов, но оказалось, что это слишком затратно. В итоге органично возникла идея создания книги на основе уже собранных в блоге рассказов.
 
Виртуальную экскурсию по городу на трамвае проводят кот Бургомистр и доктор Гинденбург.

Рисунки внутри книги делал Сергей Стельмашонок, а вот на обложке размещена картина художника-наивиста Игоря Римашевского. 

"Мне очень любопытна реакция людей на мои историйки. Миф создается не на пустом месте, и я показываю, что мы все-таки не такие, как нас рисуют. Мне трудно сказать, каким рисуется образ Минска. Мне хотелось бы, чтобы это был образ города, где чаще возникает улыбка. В книге есть трагические истории, но все-таки есть и смешные, нелепые, в Минске свой юмор, но Минск не серый город. Поэтому мне нравится картина Римашевского. Художников-наивистов много, но он один многие годы пытается втолковать, что мы не такие серые, как видится. Он пытается раскрасить город, и я пытаюсь это сделать", - комментирует выбор обложки автор.

Фото с сайта http://www.t-s.by/
 
Михаил не скрывает, что его историйки порой антиисторические и что он создает мифы. Однако для литературного произведения это нормально, считает он и подкрепляет свою мысль словами Сергея Довлатова: "Слух – та же самая информация. Если слух о Достоевском приложить к Толстому, он умрет на следующий день. Это должен быть слух о Толстом, в рамках образа Толстого". "Минск – город без образа, и я пытаюсь его создать. Ни один образ не создается просто по историческим реалиям, это прежде всего акт творчества", - уверен он.
 

"То, что отличает нас от русских"

Исторически в Минске сложилась разнонациональная общность, члены которой научились сосуществовать друг с другом в мире. Это ценное качество, которое нам удалось сохранить, отмечает Володин. 

– Когда-то Минск, в котором мы жили, напоминал очень маленький, провинциальный Вавилон, - говорит Володин, объясняя название книги. - Здесь была разнонациональная общность, говорившая на дюжине языков. Например, белорусские мальчишки, жившие на Комсомольской после войны, пели песни на идише, потому что Немига была чисто еврейской. Эти общины жили по первозданным законам саморегуляции. Может, люди не испытывали друг к другу особых симпатий, но они жили рядом, не стараясь наступить друг другу на мозоль и показать, что они сильнее. Это качество у жителей Беларуси осталось. И это то, что отличает нас от русских с их внутренней имперскостью. Когда ты готов даже отступить, лишь бы жить мирно и тебя не трогали, а не стараешься кого-то задавить, чтобы навязать свои правила. Мне кажется, эта идея более актуальна сегодня, чем идея моноэтнического государства. Создание монокультурного государства – всегда шаг назад. У нас по улицам ходит много китайцев, с ними надо как-то жить. Сложно поверить, что они начнут наизусть учить стихи Купалы. Значит, нужно предполагать, что здесь будут китайцы, монголы, вьетнамцы, эфиопы… И с ними со всеми надо находить что-то общее. Закон нахождения этого общего в нас заложен, его только нельзя подавлять.

Фото предоставлено Михаилом Володиным
 

"Город колхозников и программистов"

– Минск – город колхозников и программистов. В принципе, это синонимы, просто есть деревенские колхозники, а есть городские. В этом нет плохой коннотации: это люди коллективного труда, - говорит Володин. 

Городу не хватает ярких личностей, в нас "сидит чувство нереализованности", и это порождает определенные комплексы, заставляя доказывать внешнему миру собственную значимость, считает автор книги. 

– К сожалению или к счастью, минчане не творческие люди. Нехватка ярких личностей, реализовавшихся людей, которые ценны во всем мире, заставляет постоянно искать подтверждение, что мы все равно лучшие. Конечно, это комплекс, но в этом есть и положительные стороны. Наше болото хорошо решает коллективные задачи. Минск неплохо организован, это делается с помощью внутренней самоорганизации, муравейника, – размышляет он. – Наверное, минчанам всегда не хватало личностных единиц, которые делали бы город и горожан известными по всему миру. Они были, но реализовывались за пределами – причем не только Минска, но часто и за пределами Беларуси. В нас сидит чувство нереализованности, и поэтому, когда Домрачева занимает первое место, все ликуют. Нам не хватает внешней оценки. Но я думаю, кроме всего прочего, мы не умеем искать какие-то вещи внутри себя. К примеру, у нас была создана первая российская Конституция. Родом из наших мест – первая российская императрица. У нас поставлена первая скульптура голой девушки на улице. Есть смешные, а есть трагические факты: например, у нас поставлен первый памятник жертвам Холокоста, и он прошел через попытки его снести.

Фото предоставлено Михаилом Володиным
 
– Проспект завершается библиотекой. Я понял, что лучше библиотека, чем те здания, что строятся у Троицкого, на проспекте Победителей. Это средняя архитектура, плохо вписанная, без попыток вырваться за пределы. А библиотека при всей ее уродливости является попыткой вырваться из болота. Пусть лучше будет неудачная попытка. Городу, да и человеку, нужен замах, задача на грани той, что он не может решить.
 

"Все люди в мире минчане"

Книга заканчивается фразой: "Да здравствует наш заповедник!" И ей есть историческое объяснение: именно такой тост подняли архитекторы на Новый 1954 год, отмечая окончание строительства монумента на Круглой площади (ныне площади Победы. - TUT.BY). Архитекторы радовались, что успели закончить ансамбль проспекта до того, как начало действовать Постановление об излишествах в архитектуре. Вместе с постановлением исчезли колонны, лепнина, портики, эркеры – все то, что придает неповторимость Минску. 
 
- Иногда надо заставить себя полюбить свой город и искать в нем реальные моменты, которые делают его особенным. В начале 90-х я поехал в Нью-Йорк на двухнедельные бизнес-курсы. В группе было десять человек, у восьми предки приехали в Америку из Беларуси, а четыре и вообще имели минские корни. Вот я и придумал замечательную формулу: все люди в мире минчане. Собственно, и книжку кончаю словами об этом. Для меня это важно.

Фото с сайта http://www.t-s.by/
 
В послесловии автор раскрывает мысль о Минске в роли нового Вавилона, в котором сходятся все пути: "Можете хоть сто раз повторять, что не жили в городе на Свислочи, город живет в вас. Если не вы сами, то ваш дедушка - отсюда. Здесь он впервые встретил вашу бабушку, или не вашу, такое тоже случается. А бабушка, быть может, ездила на рынок в Раков, что под Минском, за молочными поросятами. Или тетя приезжала в командировку на Тракторный завод. Или предок по материнской линии гонял плоты по пути из варяг в греки. Или с Наполеоном пришел, влюбился и остался. Или… Да мало ли что?". По убеждению Михаила Володина, можно и не иметь в своей биографии точек пересечения с Минском, но влюбиться в наш город и так и остаться в душе минчанином, сердцем прикипевшим к "удивительной абстракции, имя которой - Минск".

Фото предоставлено Михаилом Володиным
 
Книга выйдет тиражом 5 тысяч экземпляров, ее можно будет приобрести в гостиницах и туристических фирмах, а также в крупных книжных магазинах. Кроме того, агентство “Твоя столица” разрабатывает сайт, на котором можно будет заказать книгу. Издание рассчитано как на минчан, русскоговорящих туристов, так и на иностранцев: русский текст сопровождается английским переводом.

Фото предоставлено Михаилом Володиным Фото предоставлено Михаилом Володиным
Михаил Володин. Рисунок Сергея Стельмашонка
 
-35%
-30%
-10%
-10%
-30%
-10%
-10%
-40%
0072263