Фото из Википедии
Портрет Бялыницкого-Бирули кисти Моравова. Из коллекции Национального художественного музея в Минске
12 февраля 1872 года в деревне Крынки Могилевской губернии в семье мелкого арендатора родился Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля. Хоть он и прожил большую часть жизни в Москве, белорусская природа, среди которой прошло его детство, невольно проникала на холсты. Его называли белорусским Левитаном, чье творчество хвалил Репин, а картина еще только студента оказалась в знаменитой Третьяковской коллекции. 

О своем детстве он писал: "Я - белорус... Отец служил арендатором, потом в днепровском пароходстве. Отправляясь в рейсы по Днепру, Припяти, Сожу, часто брал меня в свои служебные поездки. Это было величайшим счастьем и радостью, поскольку как раз тогда, в тех поездках, я открывал для себя ни с чем несравнимую природу моей родной Беларуси".

В 1885 году он окончил курс во Владимирском кадетском корпусе в Киеве и тогда же начал серьезно заниматься искусством, поступил в Киевскую рисовальную школу Н.И. Мурашко и затем в 17 лет в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он учился у Иллариона Прянишникова, Сергея Коровина, Николая Неврева, Василия Поленова, которые повлияли на его вкус и стиль. Но еще большее влияние на его живопись в это время оказал хороший знакомый Бялыницкого-Бирули Исаак Левитан. Илья Репин писал тогда о молодом пейзажисте: "Этот художник – счастливец. Он найдет себя особо".

Фото с сайта artsait.ru Фото с сайта artsait.ru
Фото с сайта artsait.ru Фото с сайта artsait.ru
Фото с сайта artsait.ru

В 1892 году ученическую картину Бялыницкого-Бирули "Из окрестностей Пятигорска" купил для своей галереи известный коллекционер Павел Третьяков, что крайне редко случалось с работами молодых художников. С 1897 года Бялыницкий-Бируля начинает регулярно участвовать в выставках и конкурсах. В 1904 году он стал членом Товарищества передвижников (об этом событии он пишет "… старики были суровы и неумолимо строги"), а в 37 лет – академиком Императорской академии искусств в Петербурге. Уже через 3 года Бялыницкий-Бируля написал одну из своих лучших работ – "Зимний сон", за которую получил бронзовую медаль на Международной выставке в Барселоне. А его картина "Час тишины" была награждена почетной медалью на Мюнхенском международном фестивале и бронзовой в Барселоне.

Фото с сайта artmuseum.by
Зимний сон. Национальный художественный музей РБ

В поисках своего стиля он стремился к правдивости и простоте и постоянно совершенствовался, добиваясь свежести и искренности. Подход к творчеству Бялыницкого-Бирули можно проследить по его письмам: "Дни невозвратимы и в большинстве не повторяются. Вчера шел, любовался местом и решил писать здесь этюд; сегодня пришел на то же место (вот даже веточка, надломленная мною для того, чтобы уточнить, где сидеть и писать), а "место" исчезло: вчера были жемчужные облачка, на фоне которых рисовались обнаженные березки, а сегодня небеса гладкие, да и сам ты какой-то другой, не вчерашний. Мы, художники, должны дорожить каждым часом, проведенным на природе, на этюде. Чрезвычайно важно первое впечатление от места, которое собираешься писать. Это впечатление необходимо сохранить, удержать во время всей работы над этюдом".
Фото с сайта artsait.ru Фото с сайта artsait.ru
Фото с сайта artmuseum.by Фото с сайта artsait.ru
Фото с сайта artmuseum.by

В 1917 году Бялыницкий-Бируля купил участок в Тверской области, в любимых местах Левитана. Позже там появилась его дача "Чайка". В советское время Бялыницкий-Бируля продолжает традиции русского лирического пейзажа конца XIX века. В конце 20-х и 30-е годы он много путешествовал и рисовал памятные места, связанные с жизнью и творчеством известных деятелей русской культуры. Тогда появились пейзажи Ясной Поляны - усадьбы Л.Н. Толстого, пушкинских мест, Михайловского, окрестностей усадьбы П.И. Чайковского в Клину.

Фото с сайта artmuseum.by
Теплые воды. Чайка
Фото с сайта artmuseum.by
Дом няни Пушкина Арины Родионовны

Большую часть жизни художник прожил в Москве, однако сохранил память о родине и детских поездках: "Мне всегда казалось, что я в долгу перед Беларусью. Меня всегда беспокоила мысль, что я мало написал о ней, и поэтому сейчас, когда я вновь в родном краю, я стараюсь хоть немного наверстать упущенное". "Я не могу забыть ее леса, реки, озера, бесконечно родные и близкие моему сердцу", - писал Бялыницкий-Бируля о Беларуси. В 1944 году он получил звание народного художника БССР, а в 1947 году – народного художника РСФСР. В этом же году Бялыницкий-Бируля стал членом Академии художеств СССР. В послевоенное время он впервые после долгого отсутствия на родине приехал в Беларусь. Он подолгу жил на Белой даче в Минске и написал около 30 этюдов, картин и эскизов. Белорусские этюды вошли в основу больших полотен "Беларусь. Вновь зацвела весна", "Зеленый май", "Беларусь. Начало лета".

Художник умер в 85 лет от продолжительной болезни на своей даче "Чайка", похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Фото с сайта artsait.ru

Фото с сайта artmuseum.by

Фото с сайта artmuseum.by Фото с сайта artmuseum.by
Фото с сайта artmuseum.by Фото с сайта artmuseum.by

Фото с сайта artsait.ru

Его работы хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государcтвенном Русском музее, Могилевском художественно-мемориальном музее В.К. Бялыницкого-Бирули, а также в частных коллекциях. Например, известно, что во время своего приезда в Могилев Владимир Спиваков посетил музей художника и признался, что у него в частной коллекции три его пейзажа. Самая большая коллекция – 400 этюдов и картин, а также многие из значимых полотен - находятся в Национальном художественном музее в Минске.

Фото с сайта artsait.ru
 
-30%
-11%
-40%
-33%
-15%
-25%
-15%
-20%
-30%
-10%
-9%
-25%
-5%
0071696