/

Коллектив Театра юного зрителя на днях объявил вотум недоверия директору Николаю Казюлину. Причиной разногласий стало его решение снять с должности художественного руководителя театра Владимира Савицкого и упразднить эту должность как таковую. Вместо нее отвечать за творческую жизнь театра должна была "профессионально более конкретная единица" – главный режиссер. 

Однако Мингорисполком заверил худсовет ТЮЗа: должность художественного руководителя пока не сокращается. Конфликт между директором и художественным руководителем театра должен решиться до 27 февраля. Если до этого времени его погасить не удастся, то директор дал коллективу слово покинуть занимаемую должность "самостоятельно и по-доброму". Пока театр продолжает работать в обычном режиме, хотя общение между Казюлиным и Савицким сведено к минимуму. 
 
Владимир Савицкий рассказал TUT.BY, что не рассматривает сложившуюся ситуацию как конфликт: "Если человек два месяца назад пришел в театр и никогда не работал в драматическом театре, не имеет понятия о том, по каким законам работает театр, какие могут быть позиции, конфликты?"
 
Николай Казюлин работает в театре чуть больше двух месяцев, он занял эту должность после смерти прежнего директора ТЮЗа Юрия Кулика. Казюлин рассказал TUT.BY, что "происходит оптимизация личного состава. Я вник в процесс работы театра, и у меня возникли закономерные вопросы. Большая роскошь тратить бюджетные деньги неэффективно. У меня прекрасная интуиция в отношении людей, работы, коллектива. За четыре года на посту директора мне удалось из ничего создать Театр эстрады: поменять внешний вид и внутреннюю составляющую. Ни у кого там обо мне нет плохого мнения, у меня были хорошие отношения и с Афанасьевой, и с "Тяни-толкай", и с Ольгой Плотниковой, и с Алексеем Хлестовым. Я прихожу и формирую команду профессионалов, единомышленников. Если кто-то не попадает в эту команду по внутренним убеждениям или взглядам, я никого не держу, даже если мне очень нужен этот человек".
 
Фото: beltuz.by
Фото: beltuz.by
Владимир Савицкий начал работать в ТЮЗе четыре года назад, куда пришел из Купаловского театра. С его появлением по согласованию с Министерством культуры была введена должность художественного руководителя. За четыре года работы он поставил 17 спектаклей, привел молодых артистов в труппу. В коллективе не скрывают, что многие молодые актеры пришли в театр, чтобы работать именно с Савицким, и опасаются, что с его уходом театр просто перестанет существовать как один из пластов классического театра.
 
Как выяснилось, у двух руководителей разошлись взгляды на функции директора и худрука театра. По мнению Владимира Савицкого, директор контролирует работу служб, обеспечивающих творческий процесс. Он должен заботиться о быте, здоровье, юридической и финансовой стороне рабочего процесса. Творческая составляющая определяется по согласованию директора и худрука. Художественный руководитель отвечает за творческую жизнь театра, финансовую деятельность, расходы, уровень театра, определяет, "куда плывет корабль", как выразился Владимир Савицкий. По его словам, художественный руководитель является объединяющим центром, вокруг которого со временем формируется сплоченный коллектив единомышленников, работающих как единый организм.
 
По мнению директора, художественный руководитель – его подчиненный, как и все остальные, а ответственность за все, что происходит в театре, несет директор: "Поэтому я должен сделать работу театра более совершенной. В детских спектаклях ТЮЗа канва сейчас рассчитана на взрослого: сложные монологи, диалоги, не всегда удачные переводы. Иногда присутствует политический подтекст, не понятно, зачем он в детском театре".
 
Фото: beltuz.by
Фото: beltuz.by
По замыслу директора, в ТЮЗе должен появиться отдел маркетинга, рекламы, разработки проектов, люди изучат рынок и будут предлагать востребованные проекты, просчитывать риски. На должность главного режиссера Николай Казюлин хотел поставить молодого человека, "потому что у молодых есть стимул добиться результата, прийти к успеху. Они могут предложить свежие идеи. Должно быть движение вперед, а оно возможно, когда опыт сочетается с молодым задором, поиском и принятием смелых решений".
 
По его мнению, возникла консервативная, вялотекущая ситуация, и театр находится в состоянии творческой депрессии. В заключение он предложил оценить результаты своей работы через два года, когда театр обновится: "Если нынешний продукт так нужен, почему тогда на него не ходит зритель? Когда мы вернемся на Энгельса после реконструкции и зритель увидит, что ничего не изменилось, все то же поросшее тиной, скучное, монотонное, менторское зрелище, он не вернется".
 
Также директор отметил, что ему не нравится ситуация, когда привлекается административный ресурс для распространения билетов, дети приходят, им не нравится, и больше они не возвращаются: "Часть артистов давно работает, и у них замылился глаз. Может, властвует дух советского консервативного времени, когда все шло по накатанной. Сейчас другое время, есть рынок и такое понятие, как рентабельный спектакль или нерентабельный. Я должен так использовать бюджетные деньги, чтобы их вернулось вдвое больше".
 

Две точки зрения на будущее театра

Разногласия возникли из-за разного видения курса для ТЮЗа, целевой аудитории, подбора репертуара. По словам Савицкого, он видит гастрольное будущее театра, планирует ставить значительные спектакли. В основу репертуара уже заложено три направления: театр семейного просмотра, театр для самых маленьких детей и театр для подростков. "Эти задачи должны решаться простыми способами профессионального драматического театра, как и задумывалось основателями театра. Как мне кажется, в республике три театра должны определять театральное направление, эстетику и уровень мастерства: Большой театр, Купаловский и ТЮЗ. Они формируют своего зрителя. Работая сегодня, надо думать, что будет с театром через 10 лет".
 
Фото: beltuz.by
Фото: beltuz.by
Заведующая литературно-драматической частью ТЮЗа Жанна Лашкевич рассказала TUT.BY о ситуации в театре и причинах разногласий. Она считает: чтобы оценивать удачность перевода и восприятие спектаклей детьми, необходимо быть переводчиком, филологом, психологом или педагогом, владеть иностранными языками и сравнивать перевод и оригинал. Говоря о соответствии театра требованиям современности, она привела слова Михаила Швыдкого в статье в "Российской газете": "Подлинный консерватизм требует высочайшей образованности и культуры. Он вбирает в себя все наследие мирового художественного творчества, но сам характер этого наследования принципиально отличен от модернистских подходов". По ее словам, давно вынашиваются планы о создании отдела маркетинга и рекламы, а пока разработкой востребованных проектов занимается она сама. Так, например, во время спектакля “Куды падзеўся снег?..” в холле стояли ширмы с объявлениями о животных из приюта. По словам волонтеров, после спектакля часть животных забрали домой.

"В отремонтированное здание вернутся не все спектакли (об этом есть решение худсовета и приказ Ю. Кулика), а те, которые вернутся, будут тщательно подгоняться к отремонтированной сцене – с ее новыми возможностями. Из новых спектаклей уже готовы "Дюймовочка" (Андерсен – Ю. Щуцкий) и "Затюканный апостол" Макаенка
", - поделилась завлит ТЮЗа планами. Она также прокомментировала вопрос об окупаемости театра: "Николай Казюлин еще ни разу не участвовал в выпуске спектаклей; последний из них, поставленный за собственные деньги театра (т.е. без денег, выделяемых Мингорисполкомом) и показывавшийся с 21 декабря 2013 по 3 января 2014, окупился после первого показа и принес, по слухам, очень большие для ТЮЗа деньги".
 
Театр юного зрителя больше 5 лет находится на реконструкции, и спектакли все это время проходили на арендованной сцене Дома литератора по улице Фрунзе, 5. По мнению директора, люди устали, нервничают: "Передо мной стоит задача сохранить коллектив театра, его творческую часть в том виде, который позволит театру работать ярко, зрелищно, эффективно. Дети воспринимают спектакль глазами. И когда спектакль затянут, долгие нудные диалоги, им неинтересно, с детьми нужно говорить на понятном им языке. Поменьше длинных монологов, которые предназначены для взрослых, а побольше высокохудожественного материала".
 
Худсовет – это совещательный орган, в который входят компетентные доверенные лица разных взглядов, разного возраста. Владимир Савицкий назвал его тревожащим организмом: "Его решения не имеют силу приказа, но мнение худсовета настолько велико, что другой раз и приказ не имеет такой силы". В худсовет входит 11 человек, а вотум недоверия высказал весь коллектив – 89 человек. Савицкий убежден, что из ненависти ничего хорошего не рождается: "Всем вышестоящим организациям придется прислушаться к трудовому коллективу. Коллектив встал не за меня лично, а за собственное человеческое и профессиональное достоинство, право заниматься творчеством и быть уважаемым".
 
ТЮЗ – учреждение городского масштаба, а не республиканского, поэтому все вопросы, связанные с работой театра, решают в управлении идеологической работы, культуры и по делам молодежи Мингорисполкома.
 
-17%
-30%
-20%
-33%
-25%
-50%
-25%
-40%
0072263