/

Почти 125 лет назад - в июне 1890 года - торжественно открылся Минский городской театр. Знаток истории города Владимир Воложинский рассказывает об истории одного из символов Минска - Купаловского театра.

Без постоянной прописки

С конца XVIII века в Минске существовал профессиональный коммерческий театр. Однако стационарного помещения он не имел, и спектакли проходили в разных домах, принадлежавших зажиточным горожанам или в общественных зданиях (в здании гимназии, в доме Гейдукевича). 
 
В 1825 году дворянин Ян Байков перестроил свой дом на Соборной площади (на этом месте до 1984 года стоял дом по улице Интернациональной, 28), под театр. Представления здесь давались нерегулярно. В 1835 году театр сгорел. После пожара здание было восстановлено, но использовалось в основном для выступлений гастролировавших в Минске трупп.
 
Здание Минского городского театра. По акварели Ю. Пешки. Начало XIX века.
Здание Минского городского театра. По акварели Ю. Пешки. Начало XIX века.
 
Одно время (в 1847-1851 гг.) представления проходили в ратушном театре. После сноса ратуши театральные представления возобновились в доме Соломонова (бывший дом Байкова), "…в котором имеется сделанная ранее сцена". Именно отсюда берет начало профессиональный национальный театр. В этом здании в 1852 году была поставлена первая белорусская комедийная опера "Сялянка" ("Сельская iдылiя") на музыку Станислава Монюшки и К. Кжижановского, либретто Винцента Дунина-Марцинкевича.
 
Начиная с 1864 года театр размещался в "большой зале Дворянского дома" (Дворянского собрания), пока  в 1877 году не потребовали освободить здание "для его прямой функции, т.е. помещения Губернского предводителя дворянства, его канцелярии и архива". 
 
С 1878 года театр был "временно перенесен в дом купца Соломонова на Соборной площади". Однако это здание было "ветхое и неприспособленное", а в 1884 году Минск "остался совершенно без театра", так как дом Соломонова сгорел. Отсутствие собственного помещения создавало массу неудобств, не позволяло держать хорошие декорации, костюмы.
 
Здание театра в перестроенном виде просуществовало до середины 1980-х годов.
 
Здесь, по ул. Интернациональной, 28, находилось здание театра.
Здесь, по ул. Интернациональной, 28, находилось здание театра.
 

Лучшее здание "по красоте и изяществу"

В 1884 году городская Дума, констатируя отсутствие в Минске театра, образовала комиссию,  целью которой стало "отыскание удобного места для возведения" театра и "отыскания источников средств" для его постройки. Инициатором строительства здания театра выступал минский губернский князь Н.Н. Трубецкой.
 

 
В 1887 году князь Трубецкой предложил рассмотреть вопрос о сооружении нового театра. Дума одобрила предложение, и для этой цели выделила из городской казны первый взнос в 5 тысяч рублей.  


 
Стоимость театрального здания была ориентировочно определена комиссией в 80 тысяч рублей, из которых 40 тысяч соглашалась выделить городская Дума, а остальные было решено просить у правительства. К сожалению, ходатайство о выделении правительственной субсидии на эти цели не дало никаких результатов – город строил театр на собственные деньги. К началу постройки театра была собрана сумма в 25 тысяч рублей.
 
Поступление денежных средств от горожан на строительство театра.
 
Первоначально предполагалось построить здание театра "на сквере Соборной площади", однако это вызвало возражение со стороны Минского епископа Варлаама, т.к. театр располагался бы слишком близко от кафедрального собора. Затем выбрали место "на углу Александровского сквера", и хотя епископ вновь было воспротивился, т.к. в том же сквере находилась часовня Александра Невского (построена в 1869), Городская Дума остановилась на этом варианте.
 
Архитектором проекта был назначен Кароль Козловский, инженерами - К. Введенский и В.Мандражи. Успешный варшавский зодчий К.Козловский имел опыт строительства театров и имел репутацию хорошего специалиста в своем деле. В проекте были использованы все технические достижения того времени. 
 
 
26 июня 1888 года в три часа дня к месту закладки здания будущего театра прибыли великий князь Владимир Александрович с супругой - великой княгиней Марией Павловной. Для них был сооружен с большим вкусом открытый павильон. Протоиерей Екатерининского собора (на Немиге) Никанор Смолич совершил молебен, и их императорские высочества опустили несколько золотых монет на месте закладки и положили на них по кирпичу.

"Так было положено основание лучшему в настоящее время по красоте и изяществу зданию в городе - минскому городскому театру", - говорится в "Памятной книжке Минской губернии на 1910 г.", изданной Минским губернским статистическим комитетом.
 
Строительство театра длилось три года, его окончание пришлось на годы нахождения в должности городского губернатора графа Кароля Чапского, покровителя искусств, много сделавшего полезного для города (усилиями К.Чапского в городе были открыты: театр, библиотека, телефонная станция, ломбард, ночные приюты, госпитали и амбулатории, запущена конка, был расширен водопровод, проводилось благоустройство и электрическое освещение города). Первоначально театр должен был освещаться "нефтяными и другими маслами, … но, ни в коем случае, не керосином, а для верхнего и бокового освещения сцены – растительными маслами". Снаружи же театр предполагалось "хорошо освещать керосином".  В 1899-1900 годах в театре было установлено электрическое освещение.     
 
Сметы на устройство подъемного пола и на проведение каменных работ, 1888-1889 гг. 
 
Средств на строительство не хватало, поэтому за сентябрь-октябрь 1889 года "на окончание театра" городской Думой было выделено еще около 5 тысяч рублей. В начале 1890 года было "предложено устроить танцевальный вечер с лотереей-аллегри, для увеличения средств на внутреннюю отделку театральной залы на сумму в 1 тысячу рублей". Затем из городской казны "на построение театра" выделялись суммы в 30 тысяч рублей, а затем и в 10 тысяч рублей. В этом же году управа продала купцу Роговому на сруб городской лес в урочище Михолянка за 45 658 рублей, которые были израсходованы на строительство. Всего же строительство театра обошлось городу в 102 тысячи рублей.
 
Открылся Минский городской театр 17 (5 - по старому стилю) июня 1890 года любительским спектаклем А. Фелье "Сфинкс". Первый театральный сезон начался 9 сентября 1890 года спектаклем "Злоба дня" Н. Потехина. 
 
Пришедшая на спектакль публика увидела зал, богато украшенный лепкой и росписью – со стен "смотрели" портреты Михаила Глинки, Александра Пушкина, Николая Гоголя, Александра Островского. Портал сцены был украшен лепным гербом Минской губернии. Отделкой интерьера занимался архитектор В. Маас. Особенно впечатляло оформление сцены. Занавес для нее выполнили молодые художники-декораторы Ю.Рейнберг и Г.Вениг. По бокам стояли колонны с амурами, за ними висели гобелены. Пол в зале мог подниматься до уровня сцены и таким образом превращать зал в большую площадку для танцев.
 
Сцена имела глубину 10,6 м, ширину 14,9 м, высоту 17 м – это давало возможность широко использовать различные приспособления в устройстве декораций. Зрительный зал подковообразной формы, в три яруса поначалу был рассчитан на 550 зрителей: партер располагал 246 местами, галерея – 170, амфитеатр – 12. Позже количество мест увеличили до 700. 
 

 
Партер и ложи первого яруса предназначались для более состоятельной публики, балкон - для беднейшей.
 
Здание определило композицию Александровского сквера. Главный фасад театра выходил на площадь, образованную пересечением улиц Подгорной (К.Маркса) и Петропавловской (Ф.Энгельса). В стиле его оформления гармонично сочетались элементы ренессанса, барокко и классицизма. 
 
Так выглядел театр в конце ХIХ века.
Так выглядел театр в конце ХIХ века.
 
Во время строительства театра Козловский пригласил к себе лучшего в Минске кузнеца Хацкевича и заказал ему кованое ограждение вокруг Александровского сквера.
    
Элементы ограждения на открытках конца XIX – начала XX вв. 
 
Построенный театр на первые два года был отдан известному в те годы антрепренеру А.Картавову, который одновременно руководил театрами в Минске и Вильно. За это время зрители увидели  "Гамлета" и "Короля Лира" Вильяма Шекспира, "Лес" и "Грозу" Александра Островского, "Ревизора" Николая Гоголя. 
 
В дореволюционном Минске городской театр был главной театральной сценой. На его подмостках выступали лучшие оперные, драматические и опереточные труппы из Москвы, Петербурга, Вильно; Парижский театр под руководством М.Матерлинка, "Итальянская опера" Ф. Костелана и др. Горожане получили возможность познакомиться с творчеством как российских знаменитостей – П.Орленевым, М.Савиной, В.Долматовым, П.Ленским, В.Комиссаржевской, так и провинциальных и передвижных трупп – польских, еврейских, украинских. В 1908 г. на минской сцене работал знаменитый Всеволод Мейерхольд, который поставил пьесу Александра Блока "Балаганчик".
 
Бывали в стенах театра и необычные выступления. Зимой 1904 года в Минск на гастроли со своим зверинцем приехал знаменитый дрессировщик Владимир Дуров. Однако летний деревянный цирк (находящийся на месте современного Михайловского сквера) не подходил для представлений в зимнее время. Поэтому решили предоставить сцену городского театра. Выступление прошло блестяще – зал рукоплескал дрессированным собачкам, крысам, свиньям и вызывал их на бис. И публика, и столичная знаменитость остались довольны. А вот городская дума посчитала выход зверей на театральную сцену святотатством.
 

Съезды депутатов и Карл Маркс

Здание театра служило не только Мельпомене – в нем происходили события, определившие уклад и жизнь Беларуси на многие годы. Здесь в 1917 году проходили: Первый съезд военных и рабочих депутатов армий и тыла Западного фронта, Первый съезд крестьянских депутатов Минской и Виленской губерний. 3 февраля 1919 года здесь состоялся I Всебелорусский съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, на котором была принята 1-я Конституция БССР.
 
Делегаты I съезда военных и рабочих депутатов армий и тыла Западного фронта перед зданием Минского городского театра, 1917 г.
Делегаты I съезда военных и рабочих депутатов армий и тыла Западного фронта перед зданием Минского городского театра, 1917 г.
 
О революционных событиях тех лет напоминает мемориальная доска, установленная на боковом фасаде театра.

 
Еще одним символом революции был памятник Карлу Марксу, установленный перед зданием театра. Он просуществовал на этом месте с 1922-го до начала 1930-х, пока его не убрали: он мешал прокладке трамвайных путей.
 
Памятник К.Марксу на площади рядом с театром.
Памятник К.Марксу на площади рядом с театром.
 
С осени 1920 года здание театра вновь стало использоваться по своему прямому назначению.

Белорусский государственный театр

В здании минского городского театра периодически ставились спектакли "Первого белорусского товарищества драмы и комедии", созданного по инициативе Ф.Ждановича, И.Т.Буйницкого, В.С.Фальского и других деятелей белорусской культуры. 1 мая 1917 года артисты "Первого белорусского товарищества драмы и комедии" представили минскому зрителю "Павлинку" Янки Купалы и "В зимний вечер" Элизы Ожешко. Руководил театром актер и режиссер Флориан Жданович.
 
Ф. Жданович
Евгений  Мирович. Под его руководством складывалась национальная актерская школа.
 
В репертуаре были "Раскіданае гняздо", "Паўлінка", "Прымакі" Купалы, "Антось Лата" Коласа, "Пінская шляхта" Дунина-Марцинкевича, "Хам" и "Рысь" Ожешко, "Кветка папараці" Буйло, "Невинная кровь" и "Последняя встреча" Голубка, "Предложение", "Медведь" Чехова и др. Первое товарищество смогло за четыре года создать постоянный белорусский репертуар, крепкую труппу, заложить основы белорусской актерской школы профессионального театра. В 1920 году оно было расформировано. А на основе его творческого состава был создан Белорусский государственный драматический театр (ныне Национальный академический театр имени Янки Купалы).
 
Торжественное открытие Белорусского государственного театра состоялось 14 сентября 1920 года. В этот день труппа показала спектакль "Рысь" по повести Элизы Ожешко "В зимний вечер". Постановку осуществил талантливый актер и режиссер Флориан Жданович, исполнивший в этой пьесе главную роль. В тот же день русская труппа театра сыграла спектакль М.Горького "На дне", а еврейская – "Мэншн" ("Люди") Шолом-Алейхема.  
 
Афиша, сообщающая об открытии театра
Афиша, сообщающая об открытии театра
 
Дебют театра оказался успешным, и на следующий день программа была повторена. А 17 сентября на сцене театра с успехом прошла премьера "Павлинки" Купалы.
 
Путь становления театра с 1921-го по 1931 год определял Евстигней Мирович - режиссер, актер, драматург и художественный руководитель. Творческий успех и признание зрителя принесли его первые постановки  - "На Купалье" и "Машека".
 
Сцена из спектакля "Машека" Е.Мировича.
Сцена из спектакля "На Купалье" М.Чарота.
 
Первые артисты БГТ: Глеб Глебов, Ольга Галина, Ирина Жданович, Владимир Крылович, Борис Платонов, Лидия Ржецкая, Генрих Григонис, Вера Полло, Стефания Станюта.
 
Ф.Жданович в спектакле "Кастусь Калиновский" Е.Мировича.
Программка спектакля, 26 апреля 1925 г.
Программка спектакля, 1926 г.
 
В 1921 году власти присвоили молодому театру звание "Академический", однако эта "шыльда" украшала театр недолго. В 1926 году Белорусский государственный театр стал называться  БГТ-1 (белорусские государственные театры были открыты в Витебске – БГТ-2 и в Гомеле – БГТ-3). С этого же времени начинается активное вмешательство официальной власти в его репертуар.  
 
1930-е гг.
1930-е гг.
 
Упадок культурной жизни 1930-1940-х годов связан с идеологическими установками партии, репрессиями против деятелей искусства, на долгий период приостановившими творческий процесс. Был запрещен спектакль Янки Купалы "Тутэйшыя", подверглись репрессиям режиссеры Мирович и Жданович, некоторые драматурги.
 
Программа спектакля, 1937 г.
Сцена из спектакля "Кто смеётся последним" К.Крапивы, 1939.
Программа спектакля, март 1941 г.
 
Несмотря на всё это, в 1940 году БГТ-1 получил всесоюзное признание после участия в Декаде белорусского искусства в Москве. Театр показал "Партизанов" и "Кто смеется последним" К.Крапивы, "Гибель волка" Э.Самуйленка, "Последние" М.Горького и получил высокую оценку зрителя. В том же году театр был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Большой группе актеров были присвоены почетные звания народных и заслуженных артистов республики и вручены правительственные награды.
 

Оккупация. Покушение на гауляйтера и виселица на фоне театра

Не прекращалась жизнь БГТ-1 и в годы Великой Отечественной войны. Белорусский государственный театр работал в Томске, на сцене ставились спектакли "Фронт", "Русские люди", "Собака на сене", "Поздняя любовь". Артисты выступали и во фронтовых бригадах. В мае 1943-го актеры показывали спектакли бойцам Калининского фронта. Они пробыли на линии фронта 51 день, проведя за это время 150 выступлений.  
 
Сцена из спектакля "Фронт" А.Корнейчука, 1942 г.
Сцена из спектакля "Фронт" А.Корнейчука, 1942 г.

Но здание городского театра в Минске в годы оккупации не пустовало. Приказом по городской управе из довоенных артистов разных театров была утверждена труппа Белорусского драматического театра, в которую вошли в том числе артисты оперы, балета, оркестр и хор.  
 
Здание Беларуского городского театра.
Здание Белорусского городского театра.
 
Осенью 1941 года сезон в Белорусском городском театре открылся "Евгением Онегиным". Позже ставились "Коварство и любовь" Шиллера, "Свадьба Фигаро" Моцарта, "Пинская шляхта" Дунина-Марцинкевича, "Примаки" Купалы, "Кастусь Калиновский" Мировича и другие. Билеты на вечерние спектакли служили пропуском на улицах после комендантского часа. Билеты стоили 14-15 рублей (при средней зарплате 300-500 рублей). Посещали спектакли охотно. 

Тем временем по соседству с театром - в Александровском сквере - немцы казнили советских подпольщиков. Среди них - секретарь Минского подпольного горкома КП(б)Б Исай Казинец, Ольга Щербацевич, Надежда Янушкевич, Петр Янушкевич и другие.

 
Программа репертуара Минского городского театра с 25 по 30 ноября 1941 года
Программа репертуара Минского городского театра с 25 по 30 ноября 1941 года
  
В докладной записке в ЦК КП(б)Б заместителя начальника отдела Белорусского штаба партизанского движения И.С.Кравченко от 27 января 1943 г. сообщалось: "Готовится пьеса, написанная Вильгельмом Кубе. Немцами издан приказ, согласно которому артисты театра обязаны сдать экзамены по белорусскому языку за четыре класса белорусской школы. Помимо белорусских песен, обязательны к изучению немецкий гимн и марши, а также стихи, посвященные Гитлеру". 
 
22 июня 1943 года в минском городском театре во время спектакля "Господин министр" по пьесе Ф.Олехновича прогремел взрыв. Подпольщики совершили очередное покушение на жизнь Вильгельма Кубе. Однако гауляйтер не пострадал. Он побывал на дневном спектакле, в 11.00, а взрыв прогремел вечером, когда в соответствии с инструкцией о раздельном посещении зрелищных мероприятий немцами и местным населением на спектакль пришли сотни минчан. Причем многие - по пригласительным билетам, розданным "профессиональными союзами особенно заслуженным работникам". Пострадали мирные жители города: погибло 13 человек, а несколько десятков было тяжело ранено.
 
В результате теракта здание театра было сильно повреждено, и его работа возобновилась только весной 1944 года.  
 
Репертуар театра NSG Kraft durch Freude и объявления, напечатанные в Minsker Zeitung в апреле 1944 г.
Репертуар театра NSG Kraft durch Freude и объявления, напечатанные в Minsker Zeitung в апреле 1944 г.
  

Академический имени Янки Купалы

В начале октября 1944 года коллектив театра вернулся в освобожденный Минск и возобновил деятельность с показа "Павлинки" Я.Купалы. Так родилась традиция – каждый новый театральный сезон открывать постановкой этого спектакля. 21 декабря 1944 года театру было присвоено имя Янки Купалы (Купаловский), а в 1955 г. – звание "Академический".
 
В послевоенные годы театр поставил спектакли "Огненный мост" Б.Ромашова, "Голос Америки" и "За тех, кто в море" Б.Лавренева, "Поют жаворонки" К.Крапивы, "Извините, пожалуйста!" А.Макаенка, "Это было в Минске" А.Кучера.  В 1955 году театр снова участвовал в декаде белорусского искусства в Москве, где показал свои лучшие постановки послевоенных лет: "Константин Заслонов", "Извините, пожалуйста!", "Поют жаворонки", "Павлинка" и "Доходное место".
 
Сцена из спектакля "Павлинка" Янки Купалы, 1944 г.
Сцена из спектакля "Павлинка" Янки Купалы, 1944 г.
 
Сцена из спектакля "Константин Заслонов", А.Мавзона. В.Дедюшко (Крушина) и Г.Глебов (Капля), 1947 г.
Сцена из спектакля "Константин Заслонов", А.Мавзона. В.Дедюшко (Крушина) и Г.Глебов (Капля), 1947 г.
 
Популярность театра росла, дважды, в 1948-м и 1952 годах, он был удостоен Государственной премии СССР.
 
Купаловский театр. Фото середины 1950-х гг.
Купаловский театр. Фото середины 1950-х гг.
 
В 1956-1958 годах здание театра было реконструировано по проекту архитектора А.Духана. В таком виде он просуществовал более 50 лет.
 
Фото Александра Мелеховца,2006 г
Фото Александра Мелеховца, 2006 г.
 
Оттепель 1960-х вдохнула в Купаловский театр новую жизнь. Постановки Бориса Эрина, а также молодых и ярких режиссеров новой волны - Бориса Луценко и Валерия Раевского, соединили лучшие традиции театра и новаторство. Настоящим событием как для театральной жизни, так и для гражданского общества в целом стал спектакль "Что тот солдат, что этот", поставленный В.Раевским по пьесе Б.Брехта (1969 г.).
 
С 1973-го по 2008 год главным режиссером (позже – художественным руководителем) театра был Валерий Раевский. В 1993 году коллективу было присвоено название – Национальный академический театр имени Янки Купалы. 
 
В 2009 году художественным руководителем театра стал Николай Пинигин, лауреат Государственной премии Республики Беларусь за спектакль "Тутэйшыя" и лауреат премии БСТД имени Е. Мировича за спектакль "Идиллия" по пьесе В. Дунина-Марцинкевича. Концепция его творческой деятельности выражается в словах: "Развлекая, просвещай, не опускаясь до вкуса толпы".
 
С 2010-го по 2013 год прошла масштабная реконструкция театра с частичной реставрацией здания. Результатом стало возвращение потерянного в 1950-х годах исторического облика строения, создание современных технологических условий для функционирования театра.
 
Реконструкция в разгаре, ноябрь 2011 г.
Реконструкция в разгаре, ноябрь 2011 г.
  
При разборе старого здания театра один из рабочих нашел под какой-то балкой бумаги - обрывки старых газет (на польском, русском и идиш), фантики от конфет и шоколадок, театральные билеты и др. Рабочий отнес их в "Таварыства беларускай мовы імя Ф.Скарыны".
 
Обрывки театральных билетов дореволюционного периода.
Обрывок билета в городской театр с надписями на немецком языке. Дату определить проблематично, но, вероятно, относится к 1918-1919 гг.
 
Особый интерес представляет кусочек коричнево-серого картона размером 3,9х5,5 см с цветным изображением бело-красно-белого флага и надписью "Нехай жыве Вольная Беларусь!". Как сообщил председатель ТБМ,  кандидат исторических наук Олег Трусов: "О его назначении можно строить различные предположения: возможно, это был пропуск (или мандат участника) на I Всебелорусский конгресс. Во всяком случае, это – уникальный документ, который ранее в белорусской исторической литературе не упоминается. Сейчас слово за специалистами".

 
 
Так театр выглядит сегодня
Так театр выглядит сегодня, июль 2013
 

После реконструкции театр открылся 29 марта 2013 года традиционно - "Павлинкой". Этот спектакль и по сей день один из самых популярных в репертуаре Купаловского.
 
"Павлинка" - из репертуара театра на 2013-2014 г.
"Павлинка" - из репертуара театра на 2013-2014 г.
 
Коллектив театра.
Коллектив театра.


Автор благодарит руководителя литературно-драматической части театра Ольгу Бобкову, председателя ТБМ им. Ф.Скорины Олега Трусова за оказанную помощь в подготовке материала. 
 
Источники:
2. Нацыянальны акадэмічны театр імя Янкі Купалы", Мінск, 2005.
3. Памятная книжка Минской губернии на 1910 г.
4. Минск. Энциклопедический справочник., изд. второе, доп. и перераб., Мн., "Бел. сов. энцикл." им. П.Бровки, 1983.
5. Шибеко З.В., Шибеко С.Ф. "Минск: страницы жизни дореволюционного города". Мн. "Полымя", 1990.
6. Пазняк Зянон "Рэха даўняга часу". Мiнск."Народная асвета", 1985.
7. Курков Илья "Мiнск незнаёмы.1920-1940 гг." Минск."Урожай", 2002.
8. Денисов В.Н. "Площадь Свободы в Минске", Мн, "Полымя", 1985.
10. "Годы оккупации", Г.Д. Кнатько, "Памяць: Гіст.-дакум. хроніка Мінска. У 4 кнігах. Кніга 4-я", Мінск, БЕЛТА, 2005, с. 58.
0062760