Анна Горбашова,

24 ноября заслуженная артистка России Наталья Крачковская отмечает 75-летие. По случаю юбилея проект Weekend вспомнил ее роли в знаковых советских комедиях.

Наталья Крачковская (до замужества Белогорцева) – дочь актрисы Марии Фониной. Родившись в творческой семье, Наташа тоже с детства мечтала стать актрисой. После школы она подала документы во ВГИК в мастерскую Владимира Белокурова. На экзамене Наталья Крачковская так прочитала монолог "Иванушки-дурачка" из сказки Ершова "Конек-Горбунок", что Белокуров сходу заявил: "Эту "дурочку" надо взять". Учиться во ВГИКе Крачковской так и не пришлось из-за последствий тяжелой аварии. Но мечты о кино Наталья не оставила, работая лаборанткой в Институте металлургии СССР, снималась в массовках и эпизодах на "Мосфильме". Все изменила судьбоносная встреча с режиссером Леонидом Гайдаем.

"12 стульев" (1971)

Успех пришел к Наталье Крачковской после роли мадам Грицацуевой в фильме Гайдая "12 стульев". На эту роль пробовались многие: и Галина Волчек, и Нонна Мордюкова. Мордюкова показалась Гайдаю не смешной, и "чаша весов" склонялась в сторону Волчек, но тут режиссер вспомнил о жене своего звукооператора Владимира Крачковского, с которой он познакомился на съемках фильма "Кавказская пленница". Наталья приезжала туда к мужу. Когда ассистентка режиссера позвонила и пригласила Крачковскую на пробы, актриса решила, что ее разыгрывают, но на пробы все-таки пошла. "Знойная женщина, мечта поэта" была найдена после 19-й пробы.

Фото с сайта kino-teatr.ru
Фото с сайта kino-teatr.ru

В знаменитой сцене в Доме Советов, где мадам Грицацуева бегает за "товарищем Бендером" по лестницам и эскалатору, дублершу Крачковской найти не удалось из-за комплекции актрисы, и той пришлось самостоятельно выполнять все трюки.

"…Самой сложной и опасной показалась погоня за Бендером. Я носилась по лестнице две недели… Потом мне пришлось лететь вниз головой на крошечный матрасик. Гайдай предупредил: "Голова поместится, а остальное нас не волнует. Я прыгнула. Мне ответили: "Получилось, но камеру заело — надо переснять", — вспоминала актриса свои "каскадерские" подвиги.

Но когда снимаешься у такого режиссера, как Гайдай, "искусство требует жертв", и жертвы того стоили. Роль мадам Грицацуевой стала "визитной карточкой" колоритной актрисы, а ее сотрудничество с Гайдаем продолжилось.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (10.21 МБ)


"Иван Васильевич меняет профессию" (1973)

В 1972 году Гайдай приступил к съемкам комедии "Иван Васильевич меняет профессию". Режиссер пригласил Наталью Крачковскую на роль жены управдома Ивана Васильевича Бунши — двойника царя Ивана Грозного. В роли управдома и царя – Юрий Яковлев. По признанию актрисы, Яковлев перевоплощался настолько стремительно, что она не успевала следить, где Бунша, а где Иван Грозный, так что диалог с санитарами психбольницы был недалек от истины.

Фото с сайта ruskino.ru
Фото с сайта ruskino.ru

В разгар съемок актриса заболела воспалением легких и резко похудела. Сбылась ее давняя мечта. Но у Гайдая на этот счет было другое мнение.

"Так, Наталья Леонидовна, переводим вас на спецрацион: с утра — манная каша со взбитыми сливками, в обед — макароны с сыром, на ужин — оладьи с медом. Возвращаемся к своему весу!" — вспоминала в интервью реакцию режиссера Крачковская. В ответ на вялые возражения актрисы тот ответил: "Давайте откроем дверь и посмотрим. Видите, сколько по коридору студии идет длинноногих, изящных, стройных красавиц? Но все они идут мимо моего кабинета, а вы находитесь здесь".

Самым мучительным для Натальи Крачковской оказался пресловутый эпизод с приездом cкорой психиатрической помощи. "И тебя вылечат… И тебя тоже вылечат… И меня вылечат", — произносит ставшую крылатой фразу Крачковская и снимает рыжий парик, под которым скрывается прическа "ежиком". Наталья Леонидовна наотрез отказалась бриться наголо. Отсутствие шевелюры "изображала" резиновая шапочка для купания с накладным бобриком. Шапочка была на несколько размеров меньше головы актрисы. Вытерпеть резиновые "тиски" Крачковская могла лишь несколько минут, а двухминутную сцену перфекционист Гайдай снимал целый день.

Фильм стал лидером проката 1973 года, однако не получил ни одной премии. Наталья Крачковская спросила Гайдая однажды, почему. "Наше время еще не пришло", — философски ответил Леонид Иович.

"Не может быть!" (1975)

В еще одной комедии Леонида Гайдая "Не может быть!", состоящей из трех новелл по произведениям Михаила Зощенко, Наталья Крачковская сыграла лишь эпизодические роли в первой и третьей новеллах. В новелле "Преступление и наказание" родственник главного героя, живущего на нетрудовые доходы, распродает в панике все нажитое "непосильным трудом", пока герой находится у следователя. Как все помнят, в роли "героя" — Михаил Пуговкин, в роли его супруги – жена режиссера Нина Гребешкова, в роли родственника – Вячеслав Невинный. Крачковская же играет истинно НЭПмановскую даму, покупающую картины. Она появляется в кадре буквально на минуту, но произносит пару фраз, достойных внимания любого начинающего коллекционера актуального искусства: "Не смешите меня, два синих цыпленка и полкило огурцов — триста рублей?"

"Это же дичь!" — оправдывается герой Невинного. "Ваши цены — дичь!" — ставит его на место героиня Крачковской. Прошло почти сорок лет, но реплика, брошенная Крачковской с лицом, не терпящим возражений, не теряет своей актуальности, скорее наоборот…

Фото с сайта kino-teatr.ru
Фото с сайта kino-teatr.ru

В новелле "Свадебное путешествие", где сыграли лучшие актеры того времени — Леонид Куравлев, Георгий Вицин, Валентина Теличкина, Савелий Краморов, Наталье Крачковской досталась практически безмолвная роль гостьи на свадьбе главного героя. "Маньяк!" — единственное слово, которое бросает она герою Леонида Куравлева. Но, как утверждал Гайдай, "слова для комедии не главное, чем их меньше, тем лучше". Наталья Крачковская в этом смысле идеальная гайдаевская актриса, ей слов не надо, достаточно просто появиться в кадре.

"Покровские ворота" (1982)

В период "после Гайдая" Наталья Крачковская снялась в эпизодических ролях — в комедии Аллы Суриковой "Суета сует" (работница ЗАГСа Варвара), "Будьте моим мужем" (курортница-театралка), "Человек с бульвара Капуцинов" (Кончита), и каждый раз ее появление в кадре не оставалось незамеченным. Режиссеры прежде всего эксплуатировали фактуру "королевы комического эпизода", но сама Наталья Крачковская настаивает, что она не комедийная, а просто актриса. Однако драматическую сторону ее таланта раскрывать никто не спешил.

Фото с сайта ruskino.ru
Фото с сайта ruskino.ru

Актер Михаила Козаков, затеяв свой режиссерский проект — "Покровские ворота", Наталью Крачковскую пригласил опять-таки на комедийную эпизодическую роль – супруги поэта Соева. В паре с Евгением Моргуновым Крачковская смотрелась очень органично. Соев — соавтор куплетиста Велюрова (Леонид Броневой) все время находится под неусыпным оком жены Ольги Яновны, которая все больше помалкивает, но не возникает никаких сомнений относительно того, что у нее есть свое видение "поэтического материала", вокруг которого истерит эстет Велюров. Соев же — пешка в ее руках. Ее "игра глазами" сводит на "нет" все пламенные диалоги куплетиста.

В процессе съемок фильма никто и подумать не мог, что картину ждет судьба сродни гайдаевским фильмам. И Наталья Крачковская, соглашаясь на очередную гротескную роль, "звезд с неба не хватала". Но комедию, сразу после выхода на экран, разобрали на цитаты, и каждый персонаж, даже эпизодический, – стал культовым, в том числе и героиня Крачковской, "знойная женщина – жена поэта".
-15%
-15%
-50%
-10%
-9%
-45%
-10%
-12%
0071696