Александр Прищепов,

Продолжаем наш цикл "Золото молчания", который знакомит вас с историей немого кино, развития культуры и общества начала XX века.

От театра к никелодеонуБольшое, маленькое и неудавшееся ограбление поездаТри или четыре вещи, которые я знаю о Брончо БиллиБедный ГриффитИндейцы в роли индейцев, или Кто придумал Павлика Морозова / Над акробатами начальник и сценаристов командир


Экономическое чудо и модернизация в Америке начала ХХ века


Трест Эдисона прекратил свое существование, но при той политике, когда предпочтение отдавалось подсчету прибыли, а не творчеству(да еще при постоянно ведущихся военных действиях) - что в самом тресте, что у его противников кинопродукция достойного качества появлялась крайне редко.

Однако чтобы разобраться в причинах, повлиявших на развитие кинематографа в США, придется заглянуть и в экономику этой страны. Ведь, как ни удивительно, это чуть ли не единственный случай в истории искусств, когда более чем успешно развивающаяся экономика принесла вред развитию культуры. Или, если желаете, способствовала развитию американской национальной культуры.

Как раз в период с момента, когда Эдисон и Диксон начинают первые опыты с движущимися картинками (даже немножко ранее), и до момента развала треста Эдисона Америка становится лидером мирового промышленного развития. США выходят на первое место по производству угля и железа. Великобритания, Бельгия и Германия, вместе взятые, не способны тягаться с Америкой по производству чугуна, один только трест Моргана выплавляет его больше Франции в два раза.

Строятся железные дороги, увеличивается количество крупных предприятий с большим деловым капиталом, средний годовой доход горожан вырастает на 75%, при этом постоянно растет потребность в рабочей силе, что вызывает большой приток эмигрантов. В период между 1865 и 1918 годами в Америку прибыло около 27,5 миллиона иммигрантов.

Корабль с эмигрантами
Корабль с эмигрантами

При этом они значительно отличались по составу от двух предыдущих волн иммиграции. Если первые две волны в большинстве своем составляли выходцы из развитых стран Европы (ирландцы, французы, немцы), то на этот раз в Америку ехали из стран Восточной Европы (болгары, венгры, русские, поляки) и из Португалии, Испании, Италии, Греции (как носителям чуждой культуры слегка "прикрутили краник" китайцам и японцам).

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (11.43 МБ)

Помещения для регистрации иммигрантов
Помещения для регистрации иммигрантов

Русские иммигранты
Русские иммигранты

Вся эта многомиллионная толпа оседала в основном в промышленных центрах – в городах, а обустроившись и начав получать деньги (неимоверные по сравнению с тем, что получали на родине), они, естественно, задались вопросом о развлечениях. 

От театра к никелодеону


Развлечения – для людей, не знающих английского языка и зачастую не понимающих друг друга? Это как? Ну, например, театр. Нет, не тот театр, который мы себе представляем с "быть или не быть?" или "Я кончил пятницей... В субботу убит поэт де Беpжеpак". Таких театров в Америке было немного, да и возникли они относительно недавно – только после гражданской войны.

А вот мюзик-холлы, или варьете, были популярны и прибыльны: там можно было, попивая пиво, любоваться танцующей прелестницей, удивляться акробатическим номерам, услаждать слух новой песенкой (текст неважен, главное - запоминающаяся мелодия); ну а когда до водевильной сценки доберутся - то можно и пиву больше внимания уделить.

Варьете, 1900 год
Варьете, 1900 год

Кинематограф, появившийся изначально как редкий гость в качестве отдельного номера в мюзик-холле, со временем становился доминирующим и в большинстве случаев вовсе вытеснял все прочие номера. Мало того что кинематограф - это техническая новинка (Х-лучи демонстрировали тоже в мюзик-холлах), так он еще и безмолвен, а следовательно, понятен любому "иноговорящему". Однако с 1905 года по части показа "Moving Pictures" (с подачи Эдисона в Америке упорно не хотят признавать слово "кинематограф" вплоть до наших дней) у мюзик-холлов появляются серьезные конкуренты. 

Дело в том, что в Питтсбурге два предпринимателя - Гарри Дэвис и Джон П. Харрис (совмещающие торговлю недвижимостью с театральным антрепренерством) - арендовали в рабочем квартале небольшой склад и сделали из него помещение для показа одного-единственного фильма - "The Great Train Robbery" ("Большое ограбление поезда").

Фильм демонстрировался с восьми часов утра и до полуночи с небольшими перерывами между сеансами. Вход стоил один никель (так в США называют пятицентовую монету), то есть был по карману любому желающему. В день фильм просматривало 7000 человек.

Предприятие оказалось более чем успешным, и вполне ожидаемым результатом стало то, что жаждущих заниматься подобным бизнесом оказалась тьма. Эпидемия, метко названная Жоржем Садулем "никелевая лихорадка" (по аналогии с золотой лихорадкой), распространяется по всей Америке, а со временем выясняется, что данная система демонстрации фильмов - самая прибыльная, зрительская аудитория, выбранная Дэвисом и Харрисом, - самая благодарная, и производить фильмы следует, рассчитывая прежде всего именно на эту аудиторию. Помещения, где демонстрируют фильмы подобным образом, называют "никелодеон", а фильм "Большое ограбление поезда" считают чуть ли не эталоном.

Первые никелодеоны
Первые никелодеоны



Большое, маленькое и неудавшееся ограбление поезда


Фильм и вправду был хорош. Снятый в 1903 году режиссером Эдвином Портером, он задумывался как подражание мельесовскому "Полет на Луну" в плане построения повествования, но превзошел его по некоторым параметрам. В части спецэффектов, художественного оформления и увлекательности сюжета французский предшественник, бесспорно, лучше американской ленты, а вот по части правдоподобия американцы явно превзошли Жоржа Мельеса.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (73.35 МБ)

Умело сочетая павильонные съемки с натурными, режиссер Эдвин Стэнтон Портер добился того, что зритель воспринимал происходящее не как разыгранную сценку, а как хронику событий, происходивших в действительности, тем более что у американцев еще свежи были воспоминания о подобном нападении на поезд Бутчем Кэссиди, совершенном в 1900 году.

Большое ограбление поезда. Постер
Большое ограбление поезда. Постер



Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (85.00 МБ)

В фильме присутствуют взрывы, погоня, перестрелка, чудесное спасение и, конечно же, победа добра над злом - все слагаемые успеха американского кинематографа и сегодняшних дней. 

Некоторые критики считают этот фильм первым приключенческим фильмом в истории кинематографа, но это мнение, скорее, ошибочно, ведь "Полет на Луну" относится к этому же жанру. А вот родословную вестерна можно смело вести от "Большого ограбления поезда". Кроме нескольких номеров шоу Буффало Билла, снятых на пленку в "Черной Марии" Вильямом Хейсом, предшественников в этом жанре у фильма не имеется.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (9.00 МБ)

Эдвин Портер
Эдвин Портер

К сожалению, в плену у "железнодорожных грабителей" оказался и режиссер фильма Эдвин Портер. Начавший работать у Эдисона после ухода Диксона, Портер кроме вышеназванного фильма снял фильм "Жизнь американского пожарного", который тоже имел новаторские находки и также пользовался успехом, хотя и значительно меньшим.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (46.25 МБ)

От Портера ожидали повторения успеха "Большого ограбления поезда", но, как это ни прискорбно, режиссеру в этом жанре ничего нового так и не удалось сказать. Портер попытался исправить положение самопародией, однако его "Маленькое ограбление поезда" по сюжету предсказуемо из-за того, что почти повторяет оригинал. 

А вот фильм "Железнодорожные бандиты" снимался уже без доли иронии, хотя из-за сюжетных нелепиц смотрится он, скорее, именно как пародия.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (73.03 МБ)

Почтовая марка
Почтовая марка

Три или четыре вещи, которые я знаю о Брончо Билли


Макс Аронсон в кино дебютировал как актер в фильме "Большое ограбление поезда", правда, сыграл сразу четыре роли (одного из бандитов, кочегара, пассажира, которого убивают, и одного из танцоров). Процесс молодому парню (на момент съемок ему было 23 года) так понравился, что в 1907 году на пару со своим приятелем Джорджем Кёрком Спуром он основал собственную студию Essanay Studios, поменял фамилию на Гилберт М. Андерсон и выступил опять в четырех ипостасях: продюсер, сценарист, режиссер и актер.

Гилберт М. Андерсон
Гилберт М. Андерсон

Первоначальным желанием Андерсона было снимать комедии, но комедии хоть и пользовались успехом, такого резонанса, как "Большое ограбление поезда", к сожалению, не имели. Тогда Андерсон и решил обратиться к вестерну.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (51.48 МБ)

Редкий по тем временам эксперимент - Андерсон пробует смешивать комедию и вестерн.

В киновестерн он внес свое дополнение: сквозной персонаж Брончо Билли - герой, пришедший из дешевых романов и комиксов. Андерсон сам сыграл Брончо Билли, и хотя он не являлся обладателем ослепительной красоты, полюбился американцам прежде всего за то, что большинство из них видело в этом персонаже "своего парня", только чуточку лучше.

Открытый, мужественный, готовый в любой момент броситься на защиту справедливости, но при этом не сверхгерой, не страдающий снобизмом аристократ, не рыцарь, закованный в латы и увязший в условностях кодекса чести. Именно такого персонажа Америка и хотела видеть в качестве национального героя. Кроме того, в фильмах о Брончо Билли присутствовала некая доля бытового юмора (сказалась работа Андерсона в комедийном жанре), еще больше приближающая происходящее к реальной жизни, показывая не человека на пьедестале, а соседа.

Брончо Билли
Брончо Билли

В этом, правда, и заключалась основная причина невозможности развития жанра с этим персонажем. Не хватало эпичности. Со временем этот пробел заполнит Томас Инс. Гилберт Андерсон снял около 370 фильмов о Брончо Билли, став, таким образом, первой кинозвездой, носящей широкополую ковбойскую шляпу, и известен он был больше не под своим собственным именем и не под придуманным им псевдонимом Андерсон, а под именем персонажа Брончо Билли.

Постер к одному из фильмов о Брончо Билли
Постер к одному из фильмов о Брончо Билли

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (134.02 МБ)

Возможно, фильмов о Брончо Билли, снятых до 1914 года, не сохранилось – во всяком случае найти таких не удалось. 

6 ноября, в 23.30, на "8 канале" смотрите первую часть документального фильма "Становление вестерна".

Бедный Гриффит


Пробовал свои силы в вестерне и Дэвид Уорк Гриффит. Кем только не перебывал Гриффит до прихода в кинематограф!

Родившись в семье зажиточной, он, увы, вскоре должен был с этой зажиточностью расстаться – отец во время гражданской войны перешел на сторону Юга и был разорен после ее окончания (у Дэвида, благодаря этому обстоятельству, так и остались на всю жизнь расовые предрассудки).

Таким образом, Дэвиду У. Гриффиту достаточно рано пришлось зарабатывать самому. Он работал редактором газеты, чернорабочим, металлургом, служащим, библиотекарем, лифтером, "мальчиком", носящим клюшки для гольфа, пожарным, и наконец-то, к 20 годам он начал не очень успешную актерскую карьеру. В 1907 году, когда театральный сезон закончился, а "жировых накоплений" не было, Гриффит решил обратиться к кинематографу и угодил все к тому же Портеру.

Дэвид Уорк Гриффит
Дэвид Уорк Гриффит

Фильм "Спасенный из орлиного гнезда", где Гриффит сыграл главную роль, трудно назвать удачным (с некоторой натяжкой его можно отнести к жанру вестерна), но эта работа не дала умереть с голоду бедному актеру и позволила войти в мир кино сначала в качестве сценариста, а вскоре - и режиссера. Бессмысленно в ранних работах Гриффита выискивать некие жемчужины. До "Рождения нации" (1915 год) он снял около 700 фильмов, слегка тяжеловесных, немножко безвкусных, излишне нравоучительных, как правило - с вычурной манерной игры актеров.



Есть среди этих 700 фильмов и вестерны, обычно с персонажами-индейцами, но история не выходит за пределы одного племени, строится вокруг любовной истории и страдает мелодраматизмом.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (95.55 МБ)

Индейцы в роли индейцев, или Кто придумал Павлика Морозова


Эх, хороша была мысль пригласить на роли индейцев настоящих индейцев, а бледнолицых пусть играют бледнолицые… И мысль такая пришла в голову не американцу, а французу.

Фильм "Преданность Белой Оленихи" был первым фильмом американского филиала французской студии "Пате". Все роли в этом фильме (кроме поселенца) были сыграны индейцами племени виннебаго. Режиссером и автором сценария был индеец Джеймс Молодой Олень, главную роль сыграла его жена Принцесса Красное Крыло.

Имени актера, сыгравшего роль бледнолицего, история не сохранила. Мысль была хороша, а вот воплощение… Индейские актеры так же, как актеры Гриффита, неестественно заламывают руки, сценарий вызывает недоумение, невольно вызывает улыбку вид индейцев в трико с небольшими пузырями на коленях…

Можно было бы поспекулировать на обаянии ребенка, но и этого не происходит, а образ невольно вызывает из памяти Павлика Морозова, имя которого уже стало нарицательным… Ну, американцам виднее…

В 2008 году фильм был включен в Национальный кинореестр США и считается "культурно, исторически и эстетически значимым".

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (94.65 МБ)

Над акробатами начальник и сценаристов командир


В 1912 году в Голливуде происходят события, которые, будучи заснятыми на пленку, вполне сошли бы за вестерн: независимые раскололись на два лагеря (мало им треста было). Universal выкопали топор войны и отправились на охоту за скальпами на Mutual Film.

"27 июня около пяти часов дня несколько машин остановились около дома 251 по 19-й Вест-стрит, где расположена контора кинообщества НИМП (одно из подразделений Mutual Film). Выскочившие из автомобилей люди вышибли входную дверь и тотчас же захватили телефонную установку. Однако служащие забаррикадировались столами и оказали решительное сопротивление, призывая на помощь прохожих. Подоспевшая полиция произвела несколько арестов. У нападавших были обнаружены револьверы. На них подали в суд…" (Cine-Journal)

Поскольку вылазка не удалась, ее решили повторить под покровом ночи. Однако секретные агенты Mutual Film выведали о предстоящем нападении, Mutual подготовились, и эта вылазка также закончилось неудачей.

Тогда было решено нанести удар на студию Bison (еще одно подразделение Mutual Film), находившуюся на берегу Тихого океана. И опять секретные агенты смогли предупредить о коварных планах противника. Весь персонал был вооружен, и не киношными винчестерами и кольтами, а боевыми.

Кроме того, для пущей убедительности выкатили и зарядили пушку XIX века, использовавшуюся в съемках. Да и персонал был не барышни кисейные - он на 90 процентов состоял из цирковых акробатов цирка Ранчо 101, ну а роль главнокомандующего взял на себя Томас Инс.

Томас Харпер Инс
Томас Харпер Инс

С такими силами тягаться Universal было не по плечу. Но кем же был этот отважный полководец? В прошлом – официант, родившийся в семье актеров, имеющий жену-актрису, сам иногда подрабатывающий актером в водевилях; как и Гриффит, подавшийся в кино из-за нужды. И попавший в 1910 году именно к Гриффиту. 

У Гриффита он снялся в нескольких фильмах, но вскоре начал ставить фильмы самостоятельно, да еще и не с кем-нибудь, а с самой Мэри Пикфорд. Затем Томас Инс бросил Карла Леммле с его Universal и перешел в Mutual Film. Как раз накануне боевой стычки со студией Universal он нанял цирковую труппу со всем реквизитом, лошадьми и актерами и принялся снимать вестерны.

Рекламный постер Ранчо 101
Рекламный постер "Ранчо 101"

Томас Харпер Инс с одним из актёров Ранчо 101
Томас Харпер Инс с одним из актеров "Ранчо 101"

Режиссерскую профессию Инс тоже вскоре оставил и нанял штат режиссеров, которых по своему усмотрению мог назначать на съемки того или иного фильма, в любой момент поменять на другого режиссера или вовсе уволить. Также он нанял штат сценаристов, все сценарии прочитывал и выбирал для работы исключительно сам. 

Инс часто хвастался, что не прочел за свою жизнь ни одной книжки, но при этом имел потрясающую способность угадывать, какой сценарий пустить в работу (в отличие от начитанного Гриффита, у которого сценарии частенько были слабоваты). Его метод "железного сценария" работал безотказно и продолжает работать в Голливуде по сей день. В работу запускалось сразу несколько фильмов с подробными указаниями - как снимать и что снимать. Отснятый материал непременно попадал в руки Инса – монтаж он не доверял никому. Своим монтажом он мог исправить самый пропащий фильм, изменить его до неузнаваемости, за что и получил прозвище "Доктор плохих фильмов".

Томас Харпер Инс
Томас Харпер Инс

Томас Инс увеличил продолжительность фильмов, тем самым он смог усложнить сюжет. Будучи прекрасным организатором: как полководец управляет большими отрядами всадников, так он руководил толпами статистов. Вестерн от Инса приобретал грандиозный размах, в нем присутствовала зрелищность, увлекательность, эпичность и правдоподобие. Со временем вестерн приобрел звук, цвет, широкий экран… Но по сути он продолжал делаться по принципам, придуманным Томасом Инсом.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (361.50 МБ)

Продолжение следует!

Вступайте в группы программы "Золото молчания" во "ВКонтакте" и Facebook. Там мы размещаем материалы, не вошедшие в основную статью на портале TUT.BY.
-30%
-15%
-30%
-20%
-20%
-5%
-10%
-20%
0071696