Поиск людей, пропавших после акций
Что делать, если вас задержали и избили


Александр Прищепов,

Мы продолжаем рассказ о жизни самого спорного и неоднозначного персонажа американской истории, изобретателя и бизнесмена Томаса Эдисона. Сегодня вы узнаете, как Эдисон занимался кинематографом.

Первые попытки и первые ошибкиПервые положительные результаты… и последующие ошибкиСюжет для детективного фильмаКинетоскоп

Андерсон А. А., "Портрет Эдисона", 1890 год
Андерсон А. А., "Портрет Эдисона", 1890 год

Первые попытки и первые ошибки


Неисповедимы пути Эдисона. И почему при изобретении кинематографа (хотя таким словом Эдисон никогда не пользовался) сей великий муж не проявил столь свойственной ему дотошности? Почему не учел наработки, сделанные к тому времени другими первопроходцами? Почему не изучал опубликованные материалы? Ведь результаты опытов Эдварда Мэйбриджа с его зоопраксископом печатались, да и известно, что Эдисон встречался с дедушкой кинематографа. Публиковались работы Жюля Маре о хронофотографии и фотографическом ружье. В Париже Эмиль Рейно читал лекции о своем праксиноскопе.

Эдвард Мэйбридж (Eadweard Muybridge) – Американский фотограф. В 1877 году, помогая губернатору Сан-Франциско Лиленду Стенфорду выиграть пари на крупную сумму (касающееся скаковых лошадей), установил на ипподроме в Пало-Альто 24 фотоаппарата, спусковые механизмы которых срабатывали при движении лошади. Таким образом, Мэйбридж получил 24 снимка, запечатлевших движение скачущего животного в разных фазах. Для демонстрации движущихся картинок Мэйбридж сконструировал специальный аппарат (зоопраксископ). Изобретателем кинематографа он не считается, поскольку его заслуга была лишь в последовательной демонстрации серии фотографий.
Эдвард Мэйбридж (Eadweard Muybridge) - американский фотограф. В 1877 году, помогая губернатору Сан-Франциско Лиленду Стенфорду выиграть пари на крупную сумму (касающееся скаковых лошадей), установил на ипподроме в Пало-Альто 24 фотоаппарата, спусковые механизмы которых срабатывали при движении лошади. Таким образом, Мэйбридж получил 24 снимка, запечатлевших движение скачущего животного в разных фазах. Для демонстрации движущихся картинок Мэйбридж сконструировал специальный аппарат (зоопраксископ). Изобретателем кинематографа он не считается, поскольку его заслуга была лишь в последовательной демонстрации серии фотографий

Фотодром в Пало-Альто
Фотодром в Пало-Альто

Серия фотографий сделанных Мэйбриджем в Пало-Альто
Серия фотографий, сделанных Мэйбриджем в Пало-Альто

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (944.52 КБ)

Жюль Маре (Etienne-Jules Marey) – Французский физиолог. Развивая идеи Мейбриджа, изобрёл фотографическое ружьё, являющееся предшественником всех современных кинокамер. Своё изобретение использовал только в научных целях для изучения последовательности фаз движения животных и человека.
Жюль Маре (Etienne-Jules Marey) - французский физиолог. Развивая идеи Мейбриджа, изобрел фотографическое ружье, являющееся предшественником всех современных кинокамер. Свое изобретение использовал только в научных целях для изучения последовательности фаз движения животных и человека

Фоторужье
Фоторужье

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (3.25 МБ)

Эмиль Рейно (Charles-Émile Reynaud) – Французский изобретатель и художник. В 1877 году, соединив принципы волшебного фонаря и зоотропа, сконструировал первый в мире проекционный аппарат движущихся картинок, предназначенный для одновременного просмотра большой зрительской аудиторией. В 1892 году в Париже открыл собственный оптический театр, где демонстрировал свои
Эмиль Рейно (Charles-Émile Reynaud) - французский изобретатель и художник. В 1877 году, соединив принципы волшебного фонаря и зоотропа, сконструировал первый в мире проекционный аппарат движущихся картинок, предназначенный для одновременного просмотра большой зрительской аудиторией. В 1892 году в Париже открыл собственный оптический театр, где демонстрировал свои "светящиеся пантомимы". Но это не был кинематограф - Рейно в своих работах не использовал фотографию. Все, что он демонстрировал, было серией рисунков, связанных в единый сюжет. Рейно сам выполнял все рисунки, иногда около тысячи для одного сюжета. Демонстрировались они под аккомпанемент оркестра, а актеры озвучивали нарисованных персонажей. В конце XIX века "светящиеся пантомимы" были очень популярны. Во время посещения Парижской выставки Эдисон мог встречаться с Эмилем Рейно или, по крайней мере, слышал о нем. В 1895 году, с появлением кинематографа братьев Люмьер, интерес к оптическому театру резко упал, выдержать конкуренцию с движущейся фотографией Рейно не смог, театр опустел, а хозяин разорился. Умер Рейно в 1918 году в нищете от туберкулеза, в одиночестве, всеми забытый… Перед смертью, в отчаянии он утопил в Сене аппарат и все свои ленты, чудом уцелели лишь две из них

Театр Эмиля Рейно
Театр Эмиля Рейно

Афиша
Афиша "Светящейся пантомимы"

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (15.26 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (7.77 МБ)

Но Эдисон таки наступил на грабли. Почему истина о том, что момент смены изображения должен быть затемнен, очевидная для вышеназванных мужей, ускользнула от столь опытного изобретателя? Да вероятнее всего потому, что не задавался Эдисон целью осчастливить человечество новым изобретением, вернее, это была цель вторичная, а первичным было усовершенствование своего любимого детища - фонографа. Да и своего ли? Патент на графофон был перекуплен у Сэма Тентнера, как всегда доработан, переименован в фонограф, запатентован в 1878 году… но усовершенствование и изготовление электрических лампочек на какое-то время отвлекло Эдисона от звукозаписывающей аппаратуры. К 1887 году мысли Эдисона вернулись к фонографу, но по весьма странной траектории: почему бы вместо звука на валик не попробовать нанести изображение? Естественно, не на вощеную поверхность, а на светочувствительную, но в остальном принцип остается прежним - изображение на валик наносится по спирали, а затем подобным же образом через оптический прибор считывается. Все просто, все очевидно!

Поменяли звук на картинку и делов-то!

Фонограф
Фонограф

Да вот только изображение оказалось капризнее звука. Результат был отвратительным, точнее сказать, и вовсе отсутствовал. Но не пристало волшебнику отступать перед трудностями после первой неудачи, однако и своих соображений больше не было. Тогда-то на помощь и был призван сотрудник Вест-Оранджской лаборатории Уильям Кеннеди Лоури Диксон (William Kennedy Laurie Dickson), ему и было поручено изучить всю подобающую литературу, опыт предшественников и приручить непокорное изображение. Сам же мэтр отправился в Париж почивать на лаврах.

Первые положительные результаты… и последующие ошибки


Вернувшись из Парижа, слегка уставший от славы, Эдисон первым делом отправился в "Комнату №5". Эта комната была отдана во владычество Диксона для опытов с движущимися картинками. И Диксон доказал, что он здесь не зря хлеб ест. Аппарат (пока еще здорово напоминавший фонограф) поприветствовал Эдисона голосом Диксона и спросил - доволен ли тот аппаратом?

Я приветствую вас, господин Эдисон!
Я приветствую вас, господин Эдисон!

Комната №5
Комната №5

Уильям Диксон в комнате №5
Уильям Диксон в комнате №5

Мало того, что аппарат говорил, так он имел еще и маленький экранчик размером с почтовую открытку, на котором можно было увидеть изображение того самого Диксона, который снимал шляпу, кланялся, артикулировал, и при этом артикуляция совпадала со звучащими словами! Аппарат работал. Аппарат проецировал изображение. Аппарат воспроизводил звук. Аппарат назывался кинетограф, но аппарат требовал доработки. Изображение было расплывчатым, синхронизация изображения и звука требовала больших усилий, а результат не всегда был удовлетворительным, и Эдисон взялся его улучшать. Экран заменили окошечком, так, чтобы видеть изображение мог только один человек (по глубокой убежденности босса публичная демонстрация движущихся картинок напрочь убила бы коммерческое использование изобретения). Сделали аппарат только воспроизводящим, но не записывающим, убрали звук (из-за сложности с синхронизацией), немного поспорили по поводу пленки: Эдисон предлагал перфорацию между кадрами, а Диксон - по краям, доводы Диксона оказались более убедительными. Поменяли название с кинетографа на кинетоскоп и подали заявку в патентное бюро. 

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (3.25 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (365.83 КБ)

Хотя тут есть некоторая неточность: безудержная страсть изобретателя к коллекционированию патентов не позволила Эдисону дожидаться удовлетворительных результатов, и заявка на патент была утверждена (о чудо!) еще на момент разработки идеи, но никак не на рабочий аппарат. Тут можно было бы просто удивиться прикормленностью патентных чиновников или порадоваться за американскую бюрократию, если бы этот факт не привел к трагическим последствиям…

Сюжет для детективного фильма


Но в этом месте есть необходимость представить нового персонажа - Луи Эме Огюстен Лепренс (Louis Aimé Augustin Le Prince), француз по национальности, с двойным гражданством (англо-американским), офицер в отставке, художник, фотограф, ученик Дагера, прекрасный семьянин, изобретатель, который за год до Эдисона и за семь лет до Люмьеров изобрел аппарат, при помощи которого у себя в саду в Лидсе (Западный Йоркшир), снял на пленку то, что можно с полным правом считать первым в мире фильмом.

Луи Эме Огюстен Лепренс
Луи Эме Огюстен Лепренс

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (1.59 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (1.34 МБ)

Лепренс решил запатентовать свое изобретение в тех странах, гражданином которых он являлся. В Лондоне все прошло гладко, а вот в Нью-Йорке возникли сложности - ведь там уже лежал патент на несуществующий аппарат Эдисона. Пришлось патентовать более старое устройство с шестнадцатью объективами, а однообъективную камеру дорабатывать до публичной демонстрации. Оставив в Америке жену, с уверениями о скором возвращении, Лепренс отправляется в Европу. В Европе он должен посетить по делам брата, проживающего в Дижоне. Когда дела были улажены, Лепренс предполагает вернуться в США. 16 сентября 1890 года он садится в поезд, уходящий в Париж. Брат машет ручкой на платформе вслед уходящему составу… 

Но в Париже Лепренс не вышел из вагона. Полиция двух стран бросилась на поиски пропавшего. Безрезультатно. Пассажир не был найден ни живым, ни мертвым. Попутчики ничего необычного в поездке не запомнили, подозрительных шумов не слышали, да и самого пропавшего помнили плохо, что было странно, т.к. роста он был приметного. Не смогли найти и багаж Лепренса, в том числе и все бумаги, касающиеся изобретения. Полиция рассматривала три версии загадочного исчезновения, среди прочего и действия конкурентов, но как говорят, уже в современном кино: "Нету тела - нету и дела…" Только в 1897 году Лепренс был признан мертвым. В 2003 году в архивах Парижского полицейского участка была найдена фотография утопленника, выловленного в Сене и похожего на Лепренса, датированная 1890-м годом.

Мог ли Эдисон быть причастен к этому исчезновению? Не доказано! Но семья Лепренса считала именно так. Эдисону, конечно же, было выгодно именно исчезновение своего конкурента, потому как в случае смерти вдова наследовала бы права на патент, в то время как при исчезновении изобретателя патент просто "замораживался" на семь лет. Относительно недавно (в 2008 году) появилась публикация о найденной записи в тетрадях Эдисона: "Eric called me today from Dijon. It has been done. Prince is no more. This is good news but I flinched when he told me. Murder is not my thing. I'm an inventor and my inventions for moving images can now move forward." ("Эрик позвонил мне сегодня из Дижона. Это сделано. Принца больше нет. Это хорошая новость, но я вздрогнул, когда он сказал об этом. Я не убийца. Я изобретатель и теперь моя работа по изобретению движущихся картинок может продвигаться вперед").

Запись датирована 20 сентября 1890 года, то есть спустя четыре дня после исчезновения Лепренса. Некоторые детали этой публикации вызывают сомнения в ее подлинности, но и уверять, что это фальшивка оснований нет. Сомнения, сомнения… но, между тем, фамилия Лепренс еще раз появится в полицейских протоколах рядом с фамилией Эдисона, но случится это в 1892 году, а до того времени в развитии кинематографа произойдут события, о которых еще предстоит рассказать.

Кинетоскоп

Кинетоскоп
Кинетоскоп

Вообще-то, столь всепоглощающая любовь Эдисона к патентам была вполне оправдана с точки зрения Эдисона, ведь имея патент на руках, не продавая его, всегда можно было врезать по рукам любому потенциальному конкуренту-производителю с криком: "Не трооонь! Моё!", оставаясь единоличным производителем данной продукции. А этот "Владелец заводов, газет и пароходов...", хоть и не имел собственного пароходного ведомства, предпочитал сам быть производителем: цементный завод, завод по производству электроламп, производство говорящих кукол, фонографов, телефонов… и кинетоскоп был не исключением - сулил неплохие доходы. 

Во первых - это производство самих кинетоскопов, во вторых - производство фильмов к ним; а поскольку кинетоскоп был изделием достаточно громоздким и не предполагалось его домашнее использование, то в третьих - централизованный прокат этих фильмов. На каждую из этих отраслей были назначены свои люди, только в прокат иногда, в виде исключения, допускались чужаки, т.к. все равно они были зависимы от производства. Таким образом, было создано акционерное общество "Кинетоскоп". Что может быть надежнее семейных уз? И хоть Эдисон никогда не принадлежал к почитателям культа семьи, однако управляющими были назначены: собственный брат, брат жены Норман Рафф, ну а третьим был все же не родственник - Чарльз Гаммон. И вот в Нью-Йорке на углу Бродвея и 27-й улицы 14 апреля 1894 года открылся первый кинетоскопический салон, где в два ряда стояло десять аппаратов величиной с половинку гроба средних размеров, каждый аппарат демонстрировал один-единственный ролик продолжительностью в три секунды. Десять аппаратов - десять роликов - тридцать секунд.

Заплатив 25 центов, вы могли просмотреть один ряд, ну, или расставшись с половиной доллара, получить удовольствие в полминуты. Надо заметить, что билет в театр стоил те же 25 центов, но, несмотря на это, успех у "Кинетоскоп Парлор" (Kinetoscope Parlor) был потрясающим. Подобные заведения стали расти по всей Америке как грибы после дождя, принося хозяевам неплохие денежки. Только за первый неполный год кинетоскоп принес Эдисону прибыль в $ 85 000.

Kinetoscope Parlor
Kinetoscope Parlor

Первый Kinetoscope Parlor в Сан-Франциско
Первый Kinetoscope Parlor в Сан-Франциско

Продолжение следует!

Вступайте в группы программы "Золото молчания" во "ВКонтакте" и Facebook. Там мы размещаем материалы, не вошедшие в основную статью на портале TUT.BY.

-50%
-10%
-10%
-50%
-20%
-10%
-50%
-70%
-20%