О начале великих дел Томаса Эдисона

В Бостон Эдисон приехал уже хорошо подкованным в области электричества. Просиживать в библиотеках необходимости больше не было и, находясь на работе, можно было посвятить себя изобретательству. Первый в своей жизни патент Эдисон получил за аппарат для подсчета голосов на выборах. Получить-то патент он получил, да вот только аппарат так и остался невостребованным. Выборы во всех странах и во все времена были делом слишком щекотливым, чтобы доверять его бездушному, неподкупному и незаинтересованному аппарату. Эдисон был крайне расстроен и дал себе слово, что больше никогда в жизни не будет заниматься тем, что не приносит прибыли.
Изобретателя тянуло к деньгам как муху на мед, а большие деньги, как он слышал, водились на бирже. Вот туда-то и устремились его взоры. Размениваться на Бостон смысла не было, необходим был Нью-Йорк, где происходили основные события на биржевом рынке.
Трудоустроиться в Нью-Йорке оказалось делом не таким уж и простым (своих телеграфистов девать некуда было), но провидение и на этот раз пришло на выручку. Зайдя как-то в поисках работы в офис Gold Indicator Company, Эдисон узрел там невообразимую суету. Причиной паники оказался сломанный телеграфный аппарат, который обеспечивал связь с биржей. Уж в чем в чем наш герой разбирался, так это в телеграфных аппаратах. Достаточно было беглого взгляда, чтобы определить причину поломки, о чем и было объявлено вслух.
![]() |
Как Эдисон прекратил панику в Gold Indicator Company |
"Так чини же скорее!" - закричал главный управляющий компании… и через два часа Эдисон был принят на работу на должность управляющего с неимоверным по тем временам окладом в 300$ в месяц. С этого момента Эдисон стал частью биржевой жизни, смог наблюдать всю кухню изнутри.
Он был очевидцем событий "черной пятницы" 24 сентября 1869 года и быстро пришел к выводу, что успех игры на бирже во многом зависит от скорости передачи информации курсов акций. Использовали для этих целей специальные телеграфные аппараты, которые не отличались большой скоростью и частенько выходили из строя, следовательно, их можно было усовершенствовать, что и было проделано, а патент изобретения предложен в Gold And Stock Telegraph Company.
Долго размышлял изобретатель, какую же сумму потребовать за проделанную работу. Решил, что попросит 5 000$, а если почувствует недовольство покупателей - снизить до 3 000$. Однако в последний момент он испугался собственной наглости и прибег к спасительному в таких случаях "А сколько вы дадите?" Каково же было изумление Эдисона, когда он услышал: "Мы готовы заплатить вам 40 000$". "Ну, ладно.…Так уж и быть... Но обязательно наличными!" - согласился изобретатель.
Он, вне себя от радости, помчался в банк обналичивать чек, но кассир решил подшутить над ним и выдал всю сумму мелкими купюрами. Всю ночь не спал наш бедняга, пересчитывая деньги и боясь, что их украдут. Наутро, с воспаленными от бессонницы глазами, он был вынужден просить совета, в ответ ему было рассказано о том, что банки существуют не только для того, чтобы получать наличные деньги, но и чтобы хранить их. 40 000$ и сейчас большие деньги, а по тем временам и вовсе баснословные! Эти деньги позволили Эдисону начать собственное дело.
В штате Нью-Джерси, в городке Ньюарке он открывает прекрасно оборудованные мастерские, нанимает штат рабочих из среды людей, близких к науке и технике. Другими словами, создает первую в мире научную лабораторию. Привлекает инвесторов-бизнесменов, обещая им, что с этой поры у них не будет недостатка в технических новшествах и начинает принимать заказы на изобретения. Правда, часть инвесторов со временем отзывают свои вложения, недовольные тем, что Эдисон тратит их деньги на научные опыты, а не на необходимые им аппараты. Большую же часть инвесторов удается сохранить, объяснив им, что это необходимые издержки. Мастерская не занималась изобретениями как таковыми, а лишь усовершенствовала уже известные, но усовершенствовала, доводя почти до совершенства, насколько это позволяли современные знания. Тиккеры, прерыватели, перфораторы, чернильные самописцы… усовершенствовались, переделывались или, как говорят сейчас, доводились до "рыночной кондиции".
![]() |
Магазин Эдисона в Ньюарке |
При этом малейшее изменение патентовалось, а нарушители патентов тщательно отслеживались и подвергались судебным искам, что тоже приносило дополнительный и немалый доход.
Впервые за свою жизнь (если не считать родительского дома) Эдисон провел на одном месте целых 6 лет и даже успел обзавестись женой и двумя детьми - сыном и дочкой, которых в шутку называл Точка и Тире (позже у Эдисона появился и третий ребенок, а затем еще и еще).
![]() |
Мэри Стилвелл, первая жена Эдисона |
Теперь переезд на новое место стал для него делом более хлопотным, но все же состоялся.
О том, как Томас Алва Эдисон стал "волшебником из Менло-Парка"
![]() |
Волшебник из Менло-Парка |
В 1876 году Эдисон переместил свою мастерскую в небольшой городок Менло-Парк, в штате Нью-Джерси. Количество работников увеличилось вдвое - с 50 до 100 человек и со временем продолжало прирастать. На Эдисона работали очень многие люди, которые со временем прославились в области электротехники: Шуккерт, Круэзи, Флеминг, Ачесон, Кеннелли, Тесла.…
Многие впоследствии с удовольствием вспоминали времена, проведенные в Менло-Парке. Атмосфера в коллективе была сплоченная и радушная, Эдисон платил неплохое жалование, обеспечивал хорошие условия проживания, но при этом самого Эдисона недолюбливали, он был несговорчив, упрям, нелюдим, ворчлив, небрежен в одежде, вдобавок туговат на ухо и вечно всклокочен, за что уже в 30 лет был прозван "Стариком".
![]() |
Ты останешься здесь, пока не доделаешь работу! |
Смущало еще одно обстоятельство - что бы и кем бы не изобреталось в мастерской в Менло-Парке, патентовалось это от имени Эдисона. Такое впечатление, что у Эдисона к тому времени появилась еще одна пламенная страсть (как некогда химия или электричество), оставшаяся на всю жизнь - это патентное право. У него было рекордное количество патентов, выданных когда-либо одному человеку - 1093, в среднем по 1,5 патента в месяц.
![]() |
За работой |
При этом не только получение патента интересовало изобретателя, но и тщательное отслеживание нарушителей и судебные тяжбы с ними, что иногда приносило прибыли больше, чем само изобретение. И ладно бы, если бы сам Эдисон свято чтил патентное законодательство… Некоторые разбирательства длились по 15 лет и отнюдь не все решались в пользу Эдисона, но за эти 15 лет он успевал извлечь все возможные дивиденды из "своего" изобретения.
Удивителен и тот факт, что при всей своей любви к деньгам он так и не стал хорошим финансистом. Известен случай, когда Эдисон модернизировал телефон Белла (заменив металлическую мембрану, передающую звук, на угольный стержень) и предложил новшество компании Western Union. Как уже бывало когда-то, он мечтал про себя получить сумму значительно меньшую, чем в итоге ему было предложено. На этот раз не стал просить наличными, но выдвинул требование не менее нелепое - выплачивать ему сумму в 110 000$ частями в течение 17 лет. Горемыка не подумал, что такая сумма, даже просто положенная в банк, ежегодно будет приносить проценты. А вот Western Union подумали! Они открыли счет в банке, положили на этот счет вышеуказанную сумму, ежегодно снимали и выплачивали Эдисону его часть всего лишь из набежавших процентов, а по истечении 17 лет вернули себе всю сумму, не потеряв ни цента.
![]() |
Испытания электрической лампочки |
Самым успешным делом и с точки зрения прибыли и с точки зрения известности оказалось усовершенствование электрической лампочки. В чем заключалось усовершенствование?... За пять лет до Эдисона Александр Николаевич Лодыгин получил патент на подобную лампочку накаливания, но Эдисону это было до лампочки… он наладил их промышленное производство и задался мечтой осветить весь Нью-Йорк. Нью-Йорк не возражал. Электрическое освещение было ярче и безопаснее газового. Но помимо ламп, которых было нужно много (срок службы одной составлял всего 40 часов), нужны были электростанции, а также подстанции, поскольку использовался постоянный ток, терявший свою мощность при передачи на расстояние. Эдисон все эти хлопоты взял на себя. Небезвозмездно, естественно.
![]() |
Завод по производству электрических лампочек в Менло-Парке |
В Нью-Йорке открылась первая центральная электростанция Эдисона. Электрические сети, линии электропередачи, генераторы электрического тока… всё это приносило прибыль, расширялось, создавались компании, концерны, тресты, которые объединялись, поглощали конкурентов... И во главе всего этого стоял великий Эдисон. Правда, в этот период случилось несчастье - умерла его первая жена Мэри. Но вскоре появилась другая - (вдвое моложе) Мина.
![]() |
Мина Миллер, вторая жена Эдисона |
С молодой женой, по требованию дел, магнат перебирается в Нью-Йорк.
Продолжение следует.