/

Сегодня в Минске почти два десятка кинотеатров, конкурирующих между собой по степени оснащенности и комфорта. А когда-то просмотр кино в городе проходил в экстремальных условиях, возле синематографов дежурили пожарные. Этот материал Владимира Воложинского о том, с чего начинался кинопрокат и киноиндустрия в Минске. Где находился первый минский синематограф и о чем повествовали первые минские киноленты?

Рихард Штремер – пионер минского синематографа

Первый синематограф появился в Минске в 1900 году. Первоначально в нем демонстрировались не фильмы, а диапозитивы (слайды). Позже появились движущиеся картинки, но без звука - "немое" кино.
 
 "Волшебный фонарь" - аппарат для проекции изображений - слайдов, распространенный в XVII—XX вв.
 
Слайды конца XIX— начала XX вв.
 
Первый минский "кинотеатр" размещался в доме Раковщика на Захарьевской улице (район современного ресторана "Макдоналдс" на пр. Независимости).

Хозяином "синема" был ловкий и удачливый предприниматель Рихард Штремер, имевший киноустановки в Петербурге, Киеве, Ростове-на-Дону, Риге, Лодзи. Для работы проектора в те времена по обыкновению применялись динамо-машины, работающие на обыкновенном мазуте. Там, где происходили демонстрации фильмов, скапливалось огромное количество удушливого газа. Публика, в основном мужского пола, самозабвенно курила непосредственно в зрительном зале. Помещения не проветривались, клубы дыма вырывались на улицы. Кроме того, в кинопроекционных установках первоначально применялись эфирно-кислородные лампы. Электрическими их заменили не сразу. В электротеатре Штремера также использовалась динамо-машина. Требования городской управы оборудовать двигатель устройством для очистки отработанных газов оставались без внимания. Беда не заставила себя долго ждать. 7 октября 1909 года в электротеатре Штремера взорвались пары бензина. Пламя охватило не только здание синематографа, но и соседние дома. Жертвами огненной стихии стало несколько человек. В Минске после этого случая были введены дежурства брандмейстеров, которые следили за тем, чтобы зрители не курили и не занимали проходов.

Дешевый, "детский кинематограф", снабженный керосиновой лампой, позволяющий демонстрировать ленты, длиной 1-1,5 метра.
 
Недорогой аппарат, при помощи которого можно было демонстрировать хорошие картины кинематографа. Цена такого аппарата составляла 70-75 руб. Вместе с ним можно было использовать любой волшебный фонарь стоимостью 30-35 руб. С его помощью можно было получать изображение на экране, высотой до 3 аршин (около 2 м).
 
Киноустановка, используемая в "электротеатрах" для "проекции картин". Такой аппарат стоил 450 руб. На рисунке буквами обозначены: а – маховое колесо, б – диск, закрывающий объектив в тот момент, когда происходит перемещение ленты, в – катушка с намотанной пленкой, г – корпус "волшебного фонаря", д – дуговая лампа, ж – объектив, з – щель, через которую кинолента уходит и наматывается на другую катушку. Корпус волшебного фонаря вместе с лампой передвигался по рельсам, что давало возможность устанавливать источник света на расстоянии, наиболее выгодном для каждой картины.
  

Сам себе режиссер

Штремер не ограничивался кинопрокатом, он тонко прочувствовал конъюнктуру рынка и сам финансировал съемки кинолент, сулящих принести прибыль. В 1908 году предприниматель обратился с прошением в Минское вольное пожарное общество (МВПОЛ) с просьбой разрешить снимать учения брандмейстеров. Такое разрешение было получено. Съемки учений "пожарников" проходили на плацу возле депо и на велотреке Городского сада. Фильм снимался в течение 18 дней и был показан Штремером осенью 1908 года. Лента шла под названием "Маневры МВПО".

К концу 1908 года, 8 декабря, на экран его кинотеатра вышла лента "Экскаватор - адская машина за Брестским вокзалом". Еще через неделю ее сменил документальный фильм "Пожар в городе Минске на Полицейской улице".
 
Киносъемка стала достаточно прибыльным занятием. Кроме Штремера, собственной кинокамерой обзавелся и кинотеатр "Гигант". Уже через месяц после открытия в нем состоялась презентация картины "200-летие Царского Села", снятого операторами "Гиганта". В мае 1911-го этот же оператор запечатлел полеты известного русского авиатора Уточкина над Комаровским полем в Минске.
 
А 16 мая 1912 года минским кинотеатром "Гигант" выпущен на экран фильм "Крушение поезда на станции Рудники".
 
"Владелец электротеатра "Модерн" Фрумкин собрал несколько еврейских сюжетов и едет снимать их для кинематографа в одной из киностудий Парижа. Избранные им темы рисуют жизнь евреев в черте оседлости Северо-Западного края", сообщал журнал "Сине-фоно", № 8 за 1912 год.

Не остался в стороне и "единственный в Минске по грандиозности, богатству и роскоши первоклассный электротеатр "Эден". Газета "Минское русское слово" в 1912 году сообщала: "30 сего июля Его Превосходительство г. Начальник губернии д.о.с. Я.Е. Эрдели посетил один из наших кинематографов "Эден". Кроме "обширной интересно составленной программы, были продемонстрированы весьма удачно воспроизведенные в "Эдене" кинематографический снимки бывшей встречи автомобилистов, прибывших в Минск во время известного их пробега: Петербург – Минск – Москва".
 

Минская киносеть: "Иллюзион", "Модерн", "Эден" и "Гигант" 

В 1907 году на Захарьевской улице в доме Поляка (ныне на его месте участок Октябрьской площади напротив входа в Александровский сквер) принял первых зрителей "Иллюзион". Затем открылся "Модерн" на Соборной площади, а в 1909 году еще два кинотеатра - "Эден" и "Гигант" на Захарьевской улице.
 
Электротеатры устраивались в пустующих магазинах, складах, амбарах, в жилых квартирах. Три-четыре десятка стульев, или несколько рядов деревянных скамеек плюс экран - вот и все оборудование "зрительного зала". Киноаппарат обычно устанавливался в соседней комнате, из которой проделывалось отверстие для луча проектора. В зал входили прямо с улицы. Билеты продавались тут же, у входа. Владение электротеатром давало большую прибыль и становилось самостоятельной отраслью предпринимательства.

Фильмы всех жанров того периода делались в расчете на то, чтобы поразить воображение зрителя необычайностью зрелища. А в рекламе особо подчеркивали зрительные эффектные эпизоды фильма: "Крушение автомобиля, падающего в поток вместе с разрушенным мостом, пожар в копях и в здании у входа в шахты – это наиболее яркие моменты ленты "Шепот сатаны".

Кино стремительно завоевывало в городе большую популярность. В 1910 году, с июля по декабрь, в минских кинотеатрах побывало 245 тысяч человек, а театры за тот же период посетило 32 636 человек, а цирк – 33 730. Кино подкупало зрелищностью и низкими ценами на билеты: от 12 до 75 копеек, причем большую часть составляли места по минимальной цене.
 

"Гигант"

Электротеатр находился по соседству с лютеранской кирхой на Захарьевской, 88. Владели им предприниматели Слепян и Лифшиц. "Гигант" занимал каменный одноэтажный флигель и часть этажа пасторского дома.
 
Слева за ограждением - территория сада кирхи, а за ним здание, в котором находился кинотеатр "Гигант". Фото 1912 года.
 

"Модерн"

Газета "Минское слово" так рекламировала сие заведение: "Электротеатр "Модерн". К услугам почтеннейшей публики в театре имеется телефон 423. Текущий репертуар с 15 января 1912 года: "Хроника Гомон № 37" (Живое отражение мира и последние моды Парижа); "Литературные успехи" (комическая); "Наказание по заслугам"; "Старый муж" (большая жизненная драма); "Бамбуковые изделия" (с натуры в красках); "Богатая тетушка Прэнса" (комическая). С понедельника 16 января 1912 года - сверх грандиозной программы после каждого Синематографического сеанса будет выступать человек-оркестр".
 
В 1913 году журнал "Сине-фоно" сообщал о таком необычном событии в жизни Минска, как попытке озвучивания кино: "В электротеатре "Модерн" с 19 сентября в течение продолжительного времени с пролонгациями гастролировал артист, вокальный декламатор А. М. Смоленский, исполнивший на еврейско-немецком языке вещи под специальные картины, иллюстрирующие сцены комические и драматические из еврейского быта, разыгранные при его главном участии". Суть выступлений этого артиста была в следующем – находясь позади экрана, на котором демонстрировался фильм, "человек-невидимка" исполнял вокальные номера – монологи и песенки, которые сопровождали происходящее на киноэкране. 
 

"Эден"

Одним из лучших кинотеатров города был "Эден", Захарьевская, 83, дом Булгак. В нем работало "новейшее оборудование, только что выпущенное в США и Германии".
 
Электротеатр "Эден" на Захарьевской улице

Реклама зазывала: "Легенда о храбром Георге"; "Сирена" (большая комедия); "В Тибете" (с натуры); "Поэтические уголки в Бельгии" (с натуры в красках); "Бомбино-эквилибрист" (комическая). Сверх грандиозной программы полным ансамблем малорусских артистов в числе 20 человек представлена будет малорусская опера с пением, танцами и хорами...".
 
Периодически в "Эдене" и "Гиганте" шли благотворительные сеансы в пользу детского приюта. 
 

"Люкс"

В 1914 году в городе открылся еще один электротеатр – "Люкс". Находился он, как и другие кинотеатры, в центре города – на Петропавловской улице (ныне – Энгельса).
 
Дирекция кинотеатра зазывала посетителей: "Почему мы ставим в своем театре роскошно обставленные фильмы мировой фирмы "Нордиск"? - Потому что ленты "Нордиск" превосходят всё, что пришлось видеть в этой области".
 
К слову, названия минских кинотеатров были типичными – во многих городах Российской империи открывались "Модерны", "Гиганты", "Иллюзионы"…
 
"Новый театр" на ул. Захарьевской

В ногу со временем

Минские деловые люди были в курсе самых последних новинок и изобретений того времени. Так, "Минский голос" в 1914 году писал: "Недавно весь Петербург шумел, все газеты писали о новом необыкновенном изобретении Эдисона – кинетофоне. "Биржевые Ведомости" назвали кинетофон – "восьмым чудом". Многие в кинетофоне видят возможность дать провинциальным медвежьим углам постановки опер с передачей пения и игры Шаляпина и Собинова".
 
Кинетофо́н - прибор, позволявший демонстрировать движущиеся картинки с фонограммой, слышимой через наушники, записанной на фонографе, изобретенный в 1895 году Эдисоном

"На днях кинетофон появился в Минске – в "Гиганте". Бесспорно – перед нами одно из величайших изобретений века. Эдисону удалось достичь полного совпадения движения со звуками, а это – средство увековечить человека во всех его проявлениях: в жестах, походке, манерах, смехе, плаче, в голосе, – другими словами, во всех внешних проявлениях. Как всякое новое изобретение, торжество кинетофона еще в будущем, но и то, что достигнуто уже теперь великим изобретателем, чрезвычайно знаменательно".
 

"Объявляется собственностью Совета рабочих и солдатских депутатов"

Октябрьская революция сломала прежние устои жизни и стремительно внедряла новые. Уже 14 февраля 1918 года было опубликовано сообщение о реквизиции кинематографов. В нем, в частности, говорилось:

"1. Все кинематографы в Минске объявляются собственностью С.Р. и С.Д.
2. Общее руководство кинематографического дела в пределах г. Минска переходит в ведение отдела просвещения Минского Совета рабочих и солдатских депутатов.
3. Все служащие и рабочие переходят на службу Минского Совета рабочих и солдатских депутатов".

Летом 1922 года приказом Народного комиссара просвещения БССР было создано Управление по делам кинематографии – "Киноресбел" (кино Республики Белоруссии). Однако это учреждение не имело достаточной материальной базы, и через год было ликвидировано. В мае 1924 года возникла новая киноорганизация – Белорусское пролеткино, - созданная на кооперативных началах. Эта организация также не смогла справиться с поставленными перед ней задачами.
 
17 декабря 1924 года на основании постановления СНК БССР "Об урегулировании кинодела БССР" было создано Управление по делам кино при Народном Комиссариате просвещения БССР - Белгоскино. Эту дату принято считать рождением отечественного кино.
 
Новые кинотеатры открывались на месте бывших. Газета "Звезда" в июне 1924 года сообщала, что по ул. Советской в бывшем помещении "Иллюзиона" открылся новый кинотеатр на 300 мест. Это был "Пролетарий". Но название продержалось недолго.
 
Уже через месяц эта же газета оповещала минчан об открытии кино "Красный факел" по тому же адресу - ул. Советской, 87, против сквера: "Во вторник 15 июля открытие. На экране мировой боевик "Екатерина Великая" (Благочестивейшая развратница), социально-историческая драма в 10 действиях". Позже в этом же году в нем демонстрировались "Вильгельм Тель", "Хозяин черных скал" и др.
 
Тип театрального проекционного кинематографа, помещенный на "стативе-столе". "Такой кинематограф снабжен всеми усовершенствованиями последнего времени". 1925 год. Большие театральные кинематографы приводятся в движение в большинстве случаев не ручным способом, а при помощи электромотора.

26 сентября 1926 года после ремонта вновь открылся кинотеатр "Красная Звезда" (на месте бывшего "Гиганта"). "В этот день его посетило 2300 зрителей. Число мест в кинотеатре увеличилось до 700".
 
На месте бывшего "Эдена" открылся кинотеатр "Интернационал", Советская, 83. А на углу ул. Советской, 59 и Комсомольской, на месте "Нового театра" - кинотеатр "Спартак".

Что из себя представляли кинотеатры тех лет видно из акта обследования кинотеатра "Спартак", сделанного городским архитектором В. Селивановым.

"Кинотеатр занимает одноэтажное каменное здание, примкнутое к четырехэтажному каменному зданию № 61. Вход в кино со стороны Советской улицы. Касса помещена в коридоре входа. Фойе расположено в сторону Советской. Площадь фойе на 25% меньше площади зрительного зала. Из фойе в зрительный зал ведут два входа, один в коридор кассы. Зрительный зал имеет 4 выхода: два в фойе, один на Комсомольскую и один во двор. Вход в аппаратную будку со стороны двора. В зрительном зале перед экраном имеется разборный помост для выступлений артистов и углубление для музыкантов. Над выходами имеются фонари с электрическим освещением…. Лож не имеется. Скамейки не прикручены к полу".
 
В октябре 1928 года был открыт первый детский кинотеатр "Юный пионер" (бывший "Пролетарий" - не везло ему с названием! – позже к нему вернется название "Пролетарий", а в 1938 году он станет "Родиной") на 250 мест. Как сообщала газета "Звезда": "На экране одна из лучших детских картин производства "Совкино": "Маленькие и большие" - комедия в 5 частях. Пояснения по картине дает педагог, который приглашен на постоянную работу в кинотеатр. В фойе – шахматы, шашки и детские игры. Места пронумерованы. Цена билета 15 копеек на все места". Причем "10% мест предоставлялось бесплатно для распространения среди беднейшей части учеников". Позже здесь демонстрировались: "Красные дьяволята", "Коммуна батрачей", "Похороны Ленина".
 

"Микроб коммунизма", "Мусульманка" и "Мать"

Поначалу репертуар национализированных кинотеатров оставался дореволюционным, но неуклонно замещался кадрами советской хроники, рассказывающими о Ленине, гражданской войне, революционных событиях. Но отечественных фильмов явно не хватало.
 
В 1922 году "Красная смена" в заметке "Пересмотреть репертуар" сообщала: "Все кинематографы гор. Минска перешли в ведение городского отдела народного образования. Последнему надлежит пересмотреть весь репертуар кинематографов, дабы они служили делу просвещения, а не разврата рабочей молодежи".
 

Реклама фильмов "Пат и Паташона", "Синабар" в газете "Звезда", 1927 г.

Киноплакат 1920-х к фильму "Большое горе маленькой женщины"
 
Минские кинотеатры демонстрировали художественные фильмы производства "Совкино", "Белгоскино" и иностранных киностудий. Часто сеансы начинались с показа документальной хроники, рассказывающей о жизни в стране, но их катастрофически не хватало.
 
Например, Наркомпрос БССР в марте 1925 году просил редакцию "Известий" оказать содействие в получении изданной ими "киноленты "Микроб коммунизма" для бесплатной демонстрации ее в клубах и деревнях Белорусской республики". На запрос ответили отказом "ввиду незначительного количества имеющихся … лент и ввиду демонстрации их в других местах".

В октябре 1925 года в "Пролетарии" состоялась премьера "социально-бытового киноромана" "Мусульманка". Газета "Звезда" сообщала: "Мусульманка" … - это первая серьезная советская фильма (так в оригинале) из жизни сказочного прекрасного, знойного Востока.… В техническом отношении фильма показала, что наша кинопромышленность пошла далеко вперед, приближаясь к заграничной технике".
 
Кадр из фильма "Мусульманка" ("Дочь Корана"), Пролеткино и Бухкино, 1925
 
В кинотеатре "Культура", оборудованном в здании хоральной синагоги, демонстрировался "исключительный боевик" - "Мать".

Рекламное объявление в газете "Звезда" за январь 1927 г. "шедевра советской кинематографии" - картины "Мать".

Первые белорусские

В 1925 году белорусские кинематографисты выпустили в свет свою первую работу - документальную ленту "Первомайские торжества", снятую 1 мая 1925 года на минском аэродроме. В хронике показан грандиозный парад, который стоя на трибунах, принимало руководство республики. Конница, бронетехника, пушки, парад войск, пролет самолетов над аэродромом, ряды демонстрантов – все бесстрастно запечатлела камера кинооператора Е. Гласа.
 
Следующими были киноочерки, снятые оператором Леонтьевым: "В здоровом теле - здоровый дух" (1925 год) по заказу Бобруйского окружного комитета ЛКСМБ, и "Мелиорация БССР" (1925 год).

Съемочный киноаппарат. Внешнее отличие от фотографической камеры – наличие рукоятки, вращением которой приводится в движение механизм, передвигающий пленку (фильм) внутри аппарата.

Первый белорусский художественный фильм "Лесная быль" создан в 1926 году (режиссер Ю. Тарич, сценарист Михась Чарот). Его премьера состоялась 26 декабря того же года в кинотеатре "Культура". "Первый национальный фильм" был снят в поселке Прилуки близ Минска.


 
Кинотеатр "Культура" на месте бывшей хоральной синагоги. Ул. Володарского – бывшая Серпуховская. Сейчас в этом - сильно изменившемся здании - располагается театр имени Горького
 

Тема борьбы народа за национальное и социальное освобождение была ведущей в кинематографии 1920-1930 годов ("Кастусь Калиновский", режиссер В. Гардин; "В огне рожденная", режиссер В.Корш-Саблин; "Одиннадцатое июля", режиссер Ю. Тарич и др.).
Плакаты фильмов: "Лесная быль", "Кастусь Калиновский", "Искатели счастья"
 
Киноплакат к исторической драме "Крылья холопа", 1926 год. Одним из режиссеров и сценаристов фильма был Юрий Тарич

По словам Игоря Авдеева, "Кастусь Калиновский" стал настоящим бестселлером белорусского кинопроката 1928 года. Его кассовые сборы побили все зарубежные и отечественные показы, которые проходили с начала 1920 годов в столичных кинотеатрах". Многие сцены этого фильма снимались в Минске и были легко узнаваемы минчанами. [23]
 
С конца 1920-х годов появились фильмы на темы современности: "Дважды рожденный" (режиссер Э.Оршанский), "Искатели счастья" (режиссер В. Корш-Саблин).
 
"Белгоскино" было одной из первых киноорганизаций в Советском Союзе, которая взяла на вооружение мультипликацию как средство политической пропаганды.
 
В 1927 году был выпущен фильм "Октябрь и буржуазный мир" (не сохранился). Картина вышла к 10-летнему юбилею Великого Октября и иллюстрировала основные этапы истории Советской России вплоть до 1927 года.
 
Развитие кинопроизводства было немыслимо без собственной киностудии. Ее создали в 1928 году в Ленинграде, так как в Минске на тот период не было необходимой материальной базы для производства художественных и документальных фильмов (до этого художественные фильмы в 1926-27 годах выпускались на базе киностудий Москвы). Студию художественных фильмов назвали "Советская Беларусь".

На съемках картины "11 июля"

На съемках фильма "Саша", 1930

Значительное место в 1930-е годы занимали экранизации литературных произведений: повести Ю. Тынянова "Поручик Киже" (режиссер А. Файнциммер), повести З. Бядули "Соловей" (режиссер Э. Оршанский), рассказа А. Чехова "Маска" (режиссер С. Сплошнов) и др.
 
Плакат звукового художественного фильма "Поручик Киже", снятого в 1934 году трестом "Белгоскино" по повести Юрия Тынянова "Подпоручик Киже".

Первый звуковой

Настоящим событием для минчан было открытие в 1930 году первого в городе звукового кинотеатра "Красная Звезда". 10 ноября 1930 года в кинотеатре шла премьера первого белорусского экспериментального звукового фильма производства "Белгоскино" – "Переворот". Главным режиссером этой документальной ленты с символическим названием стал Юрий Тарич. "Переворот" представлял собой набор из пяти сюжетов, демонстрировавших возможности звукового кинематографа: речь председателя СНК БССР, декламация поэмы, концерт, звуковая хроника и политический шарж "Приключения Аленки на границе". Билеты на фильм стоили от 35 до 75 копеек. Как сообщала газета "Советская Белоруссия", фильм пользовался большим успехом.
 
Кинотеатр "Красная Звезда", 1930-е годы
 
Кстати, это был четвертый звуковой кинотеатр в Советском Союзе.
 
В 1934 году широко отмечалось десятилетие "Белгоскино". Газета "Рабочий" отмечала: "Юбилей белорусской советской кинемотографии отмечен многими победами – из них главнейшие – создание художественных картин своей тематикой созвучных горячим дням эпохи строительства социализма, расширение сети кинотеатров, постройка новых помещений для кино, реконструкции старых зданий, усиление кинофикации районов". За десять лет выпущено 37 больших картин, в том числе "Рубикон", "Ненависть", "Первый взвод", "Поручик Киже" и др. Увидели свет 10 военно-учебных картин, 7 инструктивно-учебных ("Техника выпечки хлеба", "Причины порчи букс", 17 картин – 17 тем), 23 картины культурной и агитационно-пропагандистской тематики (о росте текстильной промышленности, о бобруйском комбинате и т.д.). "Сеть киноустановок перевалила за тысячу, усиленными темпами идет озвучивание кино".
 

"Мы любим и ценим свой кинотеатр"

- под таким общим названием газета "Рабочий" опубликовала в мае 1936 года подборку материалов, посвященную открытию нового звукового детского кинотеатра.
 
Лютеранская кирха на Захарьевской улице. В перестроенном здании кирхи в 1936 году открылся кинотеатр "Детский"
 
"Сцену театра опоясывает длинная лента с лозунгом "Спасибо родному Сталину за хорошее, счастливое детство!". Эта же мысль красной нитью проходила через все речи товарищей, выступавших 5 мая на торжественном заседании, посвященном открытию кинотеатра. После заседания дети посмотрели интересную кино-программу. Она состояла из очередного выпуска Совкиножурнала и картин "Радостная жизнь" и "Счастливая смена", - сообщала газета "Рабочий".
 
Школьник Ф. Майзельс писал: "В прошлом году минский детский кинотеатр далеко не удовлетворял требованиям ребят. В театре было темно и тесно. Теперь, после капитального ремонта, детский театр не узнать". Перед началом киносеанса к услугам детворы "шашки и шахматы, биллиард. Любители книжки могут посидеть в читальне. А с каким увлечением дети танцуют здесь и играют под руководством затейников! …. В будущем в детском кинотеатре я хотел бы увидеть фильмы о Красной Армии и о советских пограничниках".

Кинотеатр "Детский". Открылся с демонстрации "нового звукового художественного фильма "Счастливая смена" о жизни пионеров в лагере "Артек".

Пожелания школьника были услышаны. Уже 23 мая в кинотеатре демонстрировался фильм "Чапаев", позже – "По следам героя" о героических челюскинцах, "Сокровища погибшего корабля" и др.
 
К началу 1938 года в Минске работали "Красная Звезда", "Пролетарий", "Детский", "Интернационал" и "Спартак".
 
Кинотеатр "Красная Звезда", ул. Советская, 90
 
Кинотеатр "Детский", ул. Советская, 92

Кинотеатр "Пролетарий", ул. Советская, 87

В том же году "Пролетарий" закрыли на реконструкцию, по окончании которой он получил название "Родина". "В кинотеатре установлено паровое оборудование. Заново сделаны потолки зрительного зала и фойе… В верхнем фойе выложен паркетом пол... Количество мест в театре увеличилось. Зрительный зал его (вместе с балконом) теперь рассчитан на 1000 мест. К открытию кинотеатра … во второй половине ноября пойдет новый историко-революционный фильм "Великое зарево". В кинотеатре еще в этом году будет установлено новая звуковая аппаратура…". С февраля 1938 года в помещении "Детского" открылся кинотеатр "Новости дня".
 
Справа - здание треста "Белгоскино" на ул. Карла Маркса незадолго до начала войны. Первоначально размещалось по ул. Революционной, 4

Однако мирная жизнь была прервана Второй мировой…. В ходе немецких бомбардировок центр города, в том числе и все кинотеатры, был разрушен.
 
Фрагмент фотосъемки Минска 24 июня 1941 года. Цифрами обозначены: 1 – кинотеатр "Красная Звезда", 2 – кинотеатр "Детский", 3 – "Белгоскино", 4 – кинотеатр "Пролетарий" - "Родина", 5 – кинотеатр "Интернационал"

Руины кинотеатра "Красная Звезда", 1944 год.

В годы Великой Отечественной войны белорусские кинематографисты-документалисты в числе первых снимали фронтовые репортажи, создавали партизанскую кинолетопись республики. В 1945 году киностудия "Советская Беларусь" возобновила свою деятельность. В 1946 году, уже после войны, ее переименовали в "Беларусьфильм".

Автор благодарит Дмитрия Осипова за представленные материалы из его личного архива.
{banner_819}{banner_825}
-50%
-10%
-10%
-30%
-20%
-11%
-10%