Павел Добровольский,

Белорусы смогут ознакомиться с четырьмя книгами, презентованными в минской галерее "Ў", – они доступны в свободной продаже. Написанные десятилетия назад, они были не известны в Беларуси, как и большая часть творческого наследства белорусской эмиграции.

Одна из представленных в галерее "Ў" книг – "Дзённік Дзмітрыя Сямёнава. 1943-1947". Дмитрий вырос в семье экономистов, во время войны работал в Минском краеведческом музее. Его дневник вызывает живой интерес. Молодой человек записывал все основные события, которые происходили в его жизни. Это очень необычный взгляд на оккупированный Минск, где люди ходят в театры, смотрят кино, пьют фанту. Также описан период эмиграции, когда с наступлением Красной армии он был вынужден уехать из Беларуси. Семенов жил в Германии, США, закончил Ратгерский университет, работал химиком и умер в 1982 году. Похоронен в Ист-Брансвике.

Белорусский историк Наталья Гордиенко, автор книг "Белорусы в Австралии", "Белорусы в Великобритании", говорит, что книга наиболее интересна эпизодом про выезд Семенова в Германию: "Он уезжал вместе с такими известными белорусскими культурными деятелями, как Наталья Арсеньева, Франц Кушель, Николай Куликович, Евгений Кахановский и др. Эти люди впоследствии создадут на Западе белорусское культурное пространство".

"Запісы Беларускага інстытуту навукі і мастацтва" – вторая из представленных книг, с которой могут ознакомиться белорусы. Это литературный альманах, в котором собраны десятки произведений разных авторов. Среди прочего там можно найти перевод гоголевского "Ревизора", сделанный Антоном Адамовичем в 1940-х годах.

Две другие книги – Леонида Савенка "Творы", Леонида Юревича "Жанры".

Наталья Гордиенко уже много лет изучает проблемы белорусской эмиграции. "За пределами Беларуси проживают почти 3 миллиона белорусов, – говорит она. – Около миллиона – в России, полумиллиона – в США". Некоторые исследователи называют еще большие цифры. Так, яркий представитель белорусов в Северной Америке Витовт Кипель говорит, что в США и Канаде белорусов проживает столько же, сколько и в России.

Это не только те, кто когда-то уехал из Беларуси, но их дети и внуки. С последними возникают свои сложности. Те, кто родился и прожил за кордоном, белорусами себя не считают и языка предков не знают. "Яркий пример – сокращение численности белорусов в Австралии, – говорит Наталья Гордиенко. – В 1950-х годах на зеленом континенте проживало около 10 тысяч наших соотечественников, спустя полвека их число – меньше полутысячи. Это не значит, что тысячи белорусов Австралии вернулись на землю своих отцов. Они, участвуя в переписи, уже относят себя к австралийцам".

За советские годы выработался определенный стереотип касательно белорусских эмигрантов. Пропаганд-машина утверждала, что советскую страну покидали только буржуи-предатели. Многие бежали из Советского Союза по идейным соображениям. Они мечтали вернуться на Родину, следили за тем, что там происходит.

Председатель совета Объединения белорусов мира "Бацькаўшчына" Нина Шидловская говорит, что сейчас из Беларуси уезжают по другим причинам, экономическим. Ежегодно около 10 тысяч белорусов покидают страну в поисках лучшей жизни. "Они не пополняют ряды белорусской диаспоры, не участвуют в белорусских фестивалях, не помогают своими финансами выходу белорусских книг, газет, журналов, – говорит она. – Старое поколение уходит". Новая волна эмигрантов уже считает себя американцами, австралийцами, аргентинцами…, но не белорусами.

Еще одна проблема – отсутствие каких-либо связей диаспоры с метрополией. Полноправного диалога эмиграции с белорусскими властями сегодня нет. Любой представитель диаспоры, чтобы посетить Беларусь, вынужден проходить длительную бюрократизированную процедуру получения белорусской визы и регистрации.

Тем не менее не секрет, что за десятилетия белорусская эмиграция создала богатейший культурный пласт: тысячи литературных, музыкальных, изобразительных произведений, которые могли бы заметно обогатить культуру Беларуси.
-15%
-15%
-50%
-20%
-20%
-55%
-10%
-12%