Александр Прищепов,

Жил-был в Венсенне мясник, и было у него четыре сына. Но вот сколько детей ни нарожай - а младший все равно дурак. Все братья уже сами колбасы делают, да хорошие колбасы, и продают их с прибылью хорошей, а у четвертого никак дела не ладятся! Уже и к дяде его на ученичество отправили… Так заработал он 1000 монет и отправился в Новый Свет счастья искать! А там - то дороги мостил, то мелким служащим был, даже прачкой в Буэнос-Айресе подвизался да заболел хворью страшною. Так и вернулся домой без гроша в кармане недуги лечить. А как вылечил, так в приказчики пошел, да еще и жену молодую в дом привел. И уж совсем засобирался опять в колбасники вернуться, но увидел как-то диво-дивное! Стоит сундук, а из сундука - то речь, то музыка льется!

Фонограф Эдисона
Фонограф Эдисона

Да сундук невелик, не спрячешь в него никого, даже ребенка. Решил он купить тот сундук, который фонографом назывался. Заплатили они с женой денег немерено, сколько и за полгода не зарабатывали, да повезли диковинку по ярмаркам показывать. И надо же такому случиться, что в первый же день, не продав ничего, получили прибыли они больше, чем старшие братья и за месяц не получили бы, продавая колбасы. Поездив по ярмаркам, "шум" продавая, сколотил наш герой капитал немалый и тут прослышал, что в землях аглицких можно еще фонографов купить. Вернувшись из-за моря, начал он фонографы продавать, да опять с выгодой немалой. 

Посмотрели старшие братья на везение младшего, да и решили объединить свои капиталы, чтобы с младшим совместное дело вести. Правда, испугавшись первой неудачи, двое из них поспешили вернуть свой капитал... На этом и следует закончить историю про неудачливого мясника и продолжить рассказ про одного из самых успешных продюсеров – Шарля Пате.

Шарль Пате
Шарль Пате

К 1895 году Пате торгует уже не только фонографами, успехом пользуются и валики с записями, которые он начинает производить. Продается кинетоскоп Эдисона, а затем и контрафактные аппараты Роберта Поля, но чтобы не зависеть от иностранных производителей, Пате нанимает французского изобретателя Анри Жоли для создания собственного аппарата. Аппарат появляется в этом же году и превосходит созданное Эдисоном, потому как изображение проецируется на экран и его могут видеть одновременно несколько человек. Если бы Пате и Жоли не были так увлечены кинетоскопом, то могли бы уже устроить первый публичный показ движущихся картинок, тем самым опередив Люмьеров, но изобретение они запатентовали лишь год спустя. 

Камера Пате
Камера Пате

В 1896 году Шарль Пате со своим братом Эмилем основали компанию "Pathe-Frères", тогда и появляется знаменитая эмблема с задорным галльским петухом и девизом "Я пою громко и ясно!", так хорошо подходящая для изготовителей звукозаписывающей аппаратуры.

Эмблема
Эмблема "Pathe-Frères"

Шарль Пате
Шарль Пате

Эмиль Пате
Эмиль Пате

Бизнес кинематографической продукции чуть было не потерпел крах после пожара на Благотворительном базаре 4 мая 1897 года. Но удача опять не отвернулась от Шарля Пате: крупный фабрикант и изобретатель Гривола, заинтересованный деятельностью молодой компании, решил вложить в нее один миллион франков. Братья разделяют сферу деятельности. Эмиль заведует звукозаписывающей индустрией, а Шарль развивает киноиндустрию.

На международной выставке в Париже 1900 года Пате уже был представлен собственным стендом. Создание и оформление стенда было поручено Фердинанду Зекка, актеру Мюзик-холла, который до этого начитывал для фирмы Пате на валики речи государственных деятелей и проповеди.

Фердинанд Зекка
Фердинанд Зекка

Пате предлагает маленькому лысоватому корсиканцу снять на кинопленку несколько его мюзик-холльных номеров. Зекка с радостью соглашается, и с этого времени и надолго становится не только актером, но и основным помощником и режиссером у Шарля Пате. С приходом Зекка количество фильмов, отснятых фирмой Пате, увеличивается втрое уже за первый год, при этом улучшается и качество отснятого материала, изменяется и репертуарная политика. Если до 1900 года Пате снимает сюжетных фильмов только одну четверть от всей продукции, то в 1901 году их уже две третьих, а в 1902 году почти все фильмы имеют сюжет. Правда, и фильмы эти являются подражанием или прямым плагиатом фильмов Брайтонской школы и Мельеса, но и "брайтонцы", и Мельес тоже начинали с подражаний! 

Пате и Зекка
Пате и Зекка



Пожар, произошедший в 1897 году, повлиял на весь облик кинематографа – почти все представители высшего и среднего класса общества отвернулись от этой опасной забавы, да и запрещено было в больших городах устраивать показы в помещениях, для этого не приспособленных, а приспособленных для показа помещений было очень мало. 

Кинематограф нашел своего зрителя в провинциях, в пабах и, прежде всего, на ярмарках. Нужно было учитывать вкусы новой аудитории. Фердинанд Зекка прекрасно это понимал и после строительства студии в Венсенне наладил поточное производство комедий. Конечно, снимались не только комедии, снимались феерии, снимались "Драматические или реалистические сцены", инсценировки хроник, сцены из Нового Завета, но все это требовало затрат и времени больше, чем этого требовалось на комедию, ведь нужны были костюмы, декорации… Кстати сказать, декоратором тоже был Фердинанд Зекка, и был он плохим декоратором! Если Жорж Мельес свои "задники" разрисовывал со вкусом и умением, то у Зекка это было грубовато и без фантазии. Не умея рисовать перспективу, при необходимости изобразить улицу, уходящую вдаль, он рисовал нагромождение камней и табличку "Проход закрыт". Комедии же выходили ежедневно. Между чашкой утреннего кофе и съемками других проектов, за полчаса, в студии в Венсенне снималась комедия. Всего и нужно-то было, что взять уже готовый мюзик-холльный номер, пригласить в студию актера, который этот номер исполняет на сцене, и снять все на камеру.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (14.93 МБ)

Естественно, качество при таком подходе страдало, но в студии в Венсенне появляются актеры, у которых начинает накапливаться опыт работы на камеру. К 1906 году фильмы студии Пате становятся более искусными, сложными, из них полностью уходит плагиат.

А тем временем сам Пате создает свою империю: в желании ни от кого не зависеть Пате решает контролировать весь процесс - производство фильмов, пленки, проецирующих аппаратов… Строятся собственные кинотеатры в Париже. Открываются филиалы почти по всему миру: в Лондоне, Москве, Нью-Йорке, Брюсселе, Берлине, Вене, Амстердаме, Барселоне, Милане, Одессе, Будапеште, Калькутте, Сингапуре и т.д., где не только демонстрируются фильмы Пате, но и снимаются новые сюжеты. Количества копий с отснятым материалом катастрофически не хватает, продажа доходит до 80 километров пленки в день, и Пате вводит систему проката, которая действует и в наше время – фильм не продается, а сдается прокатчику на определенный срок. Незадачливый мясник вскоре становится одним из самых успешных бизнесменов Франции. "За исключением военного производства, я не думаю, чтобы во Франции существовала отрасль промышленности, развитие которой происходило бы столь же быстро, как наша, и которая давала бы своим акционерам такие высокие дивиденды", - пишет Пате.

Акции одного из предприятий Пате
Акции одного из предприятий Пате

Фердинанд Зекка из простого производителя фильмов и режиссера вскоре становится директором самой крупной киностудии в мире. В подчинении у него группа талантливых режиссеров, это Люсьен Нонге, Луи Ганье, Жорж Монка, Сегудо де Шамон, каждый из которых вносит в создание своих фильмов что-то свое. Благодаря пришедшему навыку зрители начинают выделять отдельных, наиболее одаренных актеров. И прежде всего это касается комиков. Одним из них был Шарль Сеньер, известный в кино под именем Ригаден. 



Сыграв множество ролей и персонажей, он стал известен благодаря дурашливой внешности. Кого бы он ни играл, было понятно, что играет он глупца - будь то Наполеон, президент республики или аптекарь, художник-кубист…



Ригадена знали и любили во всем мире, но был у него конкурент, более популярный и талантливый - Андре Дид.

Начинал Андре Шапюи свою артистическую карьеру как мим в маленьких театрах "Омер" и "Прайс", затем счастье улыбнулось ему и его приняли на работу в знаменитый "Фоли–Бержер". Здесь он решает облагородить свое имя, но Андре де Шапе остается тем же неуклюжим простаком, переполненным энергией, что и Андре Шапюи. Его номера не раздражают публику, но и успеха не имеют. Андре прекрасно понимает это, а также и то, что настоящей звездой здесь ему не стать. И вскоре переходит в театр "Шатле", театр, который показывал парижской публике феерии. Не трудно догадаться, что такой театр посещал Жорж Мельес, который первым и предложил молодому актеру попробовать сняться в кино. У Мельеса можно было заработать дополнительных денег, но сделать кинокарьеру актеру было невозможно. Вот фильм, в котором впервые снялся Андре Шапюи.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (7.50 МБ)

Как видите, на его месте мог быть кто угодно: лица не видно, лишь общий силуэт. Вряд ли Андре Шапюи (ставший к тому времени уже Андре Дидом) ожидал чего-нибудь большего, чем 25 франков в день, когда в 1905 году ему предложил поучаствовать в массовке представитель фирмы Пате Люсьен Нонге. Однако на юношу обратили внимание и стали приглашать все чаще, а со временем и придумывать сценарии специально для него. Сценариями это, конечно, назвать было трудно: нагромождение нелепых ситуаций, множество суеты вперемежку с сумасшедшими погонями и комичными потасовками. Андре в очередной раз меняет имя, и этому имени суждено было прославиться. Сейчас он Буаро, а попросту - пьянчужка. 

Андре Дид - Буаро
Андре Дид - Буаро

И совсем не обязательно Буаро должен напиваться, просто его внешности лучше всего соответствует именно это имя. Такого успеха, как у Буаро, в истории кино до появления этого персонажа ни у кого не было. Неудивительно, что когда представители туринской фирмы "Итала" приехали в Париж искать здесь новые силы, контракт они предложили именно Андре Диду. Переехав в Италию и получив очередное прозвище – Критенетти, Дид становится еще более популярным. 

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (27.20 МБ)

Это уже мировая слава – его знают во всех странах, куда добрался кинематограф, и везде нарекают его по-своему, оставляя суть неизменной: Санчец, Грибуй, Беончелли, Торрибио, Джим… В России его знали под именем Глупышкин. 

Андре Дид - Критенетти
Андре Дид - Критенетти

Италия позволила Андре в полной мере проявить неуемный темперамент, дала международную известность… и красавицу жену, актрису Валентину Фраскароли. Но Дид понимал, что центром кинематографии остается Франция, только там можно находиться в гуще событий, там появляются новые звезды, режиссеры, которые и развивают кинематограф. Вернуться во Францию не составляло проблем – фирма Пате охотно приняла блудного сына. 

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (9.70 МБ)

В очередной раз поменяли прозвище - Критенетти на прежнего Буаро, но время ушло, прежней популярности и любви французской публики вернуть не удалось – она уже целиком принадлежала новому герою - Максу Линдеру.

Продолжение следует…

Вступайте в группы программы "Золото молчания" во "ВКонтакте" и Facebook. Там мы размещаем материалы, не вошедшие в основную статью на портале TUT.BY. 
-20%
-50%
-10%
-10%
-10%
-10%
-5%
-30%
-15%
-10%
-5%
0071696