Поиск людей, пропавших после акций
Что делать, если вас задержали и избили


Александр Прищепов,

Данным материалом мы завершаем рассказ об истории зарождения британского кинематографа. В первой части мы рассказали про Джорджа Альберта Смита. Этот материал мы посвятили Джеймсу Уильямсону.

Цветной кинематограф в начале ХХ века

В 1904 году Смит отказывается от аренды St Ann's Well Garden и приобретает дом в городе Саутуик, графство Суссекс. Но, в отличие от Шерлока Холмса (который, оставив дела в Лондоне, удаляется в эти же места), Смит не уходит на покой, а, построив себе очередную лабораторию, начинает совместно с Чарльзом Урбаном вести опыты над производством цветных фильмов.

Большинство современных людей считает, что в кино сначала пришел звук, а затем цвет. Эксперименты и с тем, и с другим велись чуть ли не с рождения кинематографа. Одни системы сменялись другими. Зазвучали впервые "движущиеся картинки" в 1895 году благодаря Уильяму Диксону, но фильм снимался камерой, а звук записывался фонографом, затем их с трудом синхронизировали.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (5.82 МБ)

Иногда актеры становились за экран и произносили реплики персонажей - тоже звуковое кино! Но первый по-настоящему звуковой фильм "Певец джаза" был снят в 1927 году.

Первый цвет появился одновременно с первым звуком, однако это были киноленты, раскрашенные кисточкой вручную, а вручную - это все же вручную! А вот снять в цвете впервые удалось Эдварду Тернеру (опять же из Брайтона) в 1901 году.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (5.83 МБ)

Качество, правда, было неудовлетворительным, и изобретатель попросил Смита помочь. Но в 1903 году Эдвард Тернер Раймонд умирает от сердечного приступа в возрасте 17 лет, так и не закончив своей работы. Положительные результаты будут достигнуты Смитом уже в 1906 году, он значительно переработал изобретение Тернера, упростил его, оставив лишь идею, но запатентовать решился только в 1909 году, а публичный показ того, что стало называться "Кинемаколор", состоялся в 1910 году в Лондоне, Париже и Нью-Йорке. За эту работу Джордж Альберт Смит был награжден серебряной медалью Королевского общества искусств.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (30.11 МБ)

"Кинемаколор" имел успех по всему миру вплоть до 1913 года, было отснято более ста цветных фильмов, но в конечном итоге победили иные технологии (у системы "Кинемаколор" были недостатки, которые так и не удалось исправить, например ореол вокруг объекта, нечеткость контура, мерцание изображения), а кинорынок был захвачен фирмами "Гомон" и "Пате". 

Джордж Альберт Смит к кинопроизводству больше не возвращался. Вооружившись телескопом, он наблюдал за звездами в своем доме в Брайтоне (он к тому же был членом Королевского астрономического общества). Его надолго забыли и вспомнили лишь в конце 1940-х годов. В 1955 году он был принят в члены Британской киноакадемии.

Умер Джордж Альберт Смит в Брайтоне 17 мая 1959 года.

И пусть систему "Кинемаколор" можно считать нежизнестойкой, но более ранние разработки Смита в области монтажа были неоценимы для кинематографа. Многие, конечно, бездумно подражали Смиту, просто переснимая его сюжеты - "Бабушкино увеличительное стекло" и "Что видно в телескоп".

Джеймс Уильямсон

Но идею подхватили коллеги по Hove Camera Club. Одним из них был Джеймс Уильямсон - химик по образованию, который имел в Брайтоне фармацевтический бизнес, к которому со временем добавилась и продажа фотооборудования. Именно у него Смит и покупал все необходимое для производства фильмов.

Джеймс Уильямсон
Джеймс Уильямсон

В те же годы, когда Смит экспериментировал с монтажом своих первых фильмов (1900 г.), Джеймс Уильямсон работал примерно над тем же самым. В его фильме "Нападение на миссию в Китае", который длился 5 минут, было 4 сцены, и камера по воле автора меняла точку видения в каждой из четырех.

В следующем, 1901 году эксперименты Уильямсона зашли еще дальше. Хотя фильм "Большой глоток" и снят с одной позиции, но персонажа мы видим сначала общим планом, затем средним и, наконец, его лицо и рот занимают весь экран. Уильямсон испытывал затруднения с фокусировкой камеры на движущемся объекте, поэтому актеру во время движения приходилось то и дело застывать в неподвижности, ожидая, пока Уильямсон сменит наводку аппарата.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (6.55 МБ)

Фильм Джеймса Уильямсона "Держи вора" (1901 г.) мало того что является первой кинопогоней в истории кинематографа, но благодаря вездесущей камере мы следуем за персонажами, несмотря на то, что место действия меняется трижды.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (22.10 МБ)

Все эти эксперименты Уильямсона естественным образом привели к такому маленькому шедевру, как "Увлекательное чтение" (1905 г.) - фильму, насквозь пропитанному английским, слегка абсурдным, черным юмором.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (43.35 МБ)

Небольшой аппендикс, или История о том, как Альберт Смит спасал честь Англии

В 1899 году Джордж Альберт Смит задумал беспрецедентный по тем временам поступок - экранизировать научно-фантастический роман. Недавно вышедший и нашумевший роман Герберта Уэлса "Война миров" вполне для этого подходил. Самыми эффектными, но и самыми трудными с технической точки зрения должны были стать сцены с марсианскими "треножниками". С них-то Смит и начал съемки. Используя двойную, тройную экспозицию, накладывая одно изображение на другое, Смит добился полной иллюзии того, что марсианские "треножники" ходили по Англии, излучая свои смертоносные тепловые лучи. Но работа была трудоемкая, занимала много времени и потому была отложена. Был у Смита знакомый в Лондоне, который видел уже отснятые отрывки, а знакомый был не кто иной, как Артур Джеймс Бальфур - первый министр Ирландии и Шотландии, племянник премьер-министра Великобритании.

Артур Джеймс Бальфур
Артур Джеймс Бальфур

И вот гостил как-то в Англии принц Эмануэле Фильберто, сын бывшего короля Испании, а ныне маршала Италии. 

Портрет принца Эмануэле Фильберто
Портрет принца Эмануэле Фильберто

Англия с терпением относилась ко всем загулам и пьяным выходкам заморского принца, тем более что наиболее частым собутыльником его был принц Уэльский, к выходкам которого уже и привыкли, и смирились. Вот только одна черта смущала англичан в характере принца Эмануэле: как выпьет - начинает хвастаться военной мощью великого Рима. "Мой папенька, да с нашими новыми линкорами, да с нашим количеством новых призывников, да вашу Англию в один день в порошок сотрет!" При одной из таких пьяных эскапад и присутствовал как-то смитовский приятель Бальфур. Он наклонился к Вузилю Гранту (главе военного ведомства) и прошептал ему что-то на ухо. После чего Грант гордо выпрямился и сказал.

- Ваше Высочество, мы вынуждены Вас разочаровать! В Великобритании уже давно ведутся разработки новейшего оружия, с которым нам не будет страшна ни одна держава в мире!

Разработка этого оружия уже подошла к концу, и мы готовы продемонстрировать Вам если не само оружие, то, по крайней мере, хотя бы хронику испытаний, заснятых на кинопленку. Если Вы соблаговолите посмотреть эту хронику, мы будем готовы продемонстрировать ее следующей ночью.

- Ха! Заключаю пари, что если вы мне покажете что-либо, чего нет еще на вооружении Италии, то я проставлю всем присутствующим коньяк и по 100 фунтов каждому!

Следует ли говорить, что Бальфур сразу бросился к Смиту за недоснятым фильмом? И вот что он позже записал в своем дневнике: "С первых кадров смитовского фильма Эмануэле задохнулся, будто проглотил язык, и на протяжении всего показа тупо смотрел на экран, как будто потерял дар речи. Затем потребовал у Смита повторного просмотра, а потом еще одного… и согласился с трясущейся головой, что у Рима нет ни такого, ни подобного оружия. При этом принц Уэльский хохотал и ревел, как лев, и хвастался, что сам катался на одной из таких машин".

Более принц Эмануле в попойках замечен не был, да и покинул Англию спустя два дня после просмотра.

Смит этот фильм так и не закончил. Сохранилось лишь несколько маленьких фрагментов, да и те совсем истлели от времени. Вероятнее всего, мир их так и не увидит, и те несколько членов кабинета министров Великобритании с их хвастливым гостем были чуть ли не единственными зрителями первого научно-фантастического кинобоевика. Зато каков эффект!

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Война миров"

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Война миров"

Аппендикс второй, или О том, как напрасно забывают фильмы

Есть у киноисториков (раннего периода) одна объяснимая, но малоприятная черта: наброситься на фильмы, где присутствуют некие новшества, разобрать их покадрово и пересказать таким количеством слов, что посмотреть фильм будет быстрее, чем прочесть описание. При этом мало уделять внимание или вовсе не замечать фильмы, в которых эти новшества совершенствуются.

Такова судьба, например, фильма "Увлекательное чтение". Про "Нападение на миссию в Китае", "Бабушкино увеличительное стекло", "Что видно в телескоп" пишут часто, а "Увлекательное чтение" - фильм-невидимка. И поскольку считается, что английское кино имело бурный, но короткий период развития, то и получается, что чем дальше фильм отстоит от 1910 года, тем меньше о нем упоминаний. Но ведь не перестали англичане кино снимать! А поскольку наша задача рассказать не столько о нововведениях (хотя и о них тоже), сколько о людях, которые эти нововведения применили, и о времени, в котором они жили, то мы можем позволить себе рассказ о фильмах незначительных с исторической точки зрения. А так как у нас не будет повода в ближайшее время вернуться к британскому кинематографу, то хотелось бы напоследок представить простенький, но приятный фильм, в котором нашли место и крупный план, и двойная композиция.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (101.48 МБ)

Вот так искусно гримасничала в нем одна из первых (вторая, если быть точным, первой была Лоуренс Флоренс) кинозвезда Америки. А вот термин "кинозвезда" впервые был применен к нашей героине Флоренс Тернер. Англичанка по происхождению, к тому же дочка вдовы великого английского художника Уильяма Тернера (родившаяся, правда, от второго брака), с трехлетнего возраста была актрисой мюзик-холла. В 23 года Маленькая Флоренс - таково было ее театральное имя (действительно маленькая - ее рост составлял всего 145 см) - снялась в своем первом фильме. В возрасте 25 лет она уже стала известной киноактрисой, работая по совместительству швеей, бухгалтером и кассиром студии Vitagraph. В 1913 году вернулась в Англию и начала помогать молодому режиссеру Лоуренсу Триблу: она писала сценарии и сама снималась в этих фильмах. В том же году основала собственную продюсерскую компанию Turner Films, став таким образом первой женщиной-продюсером в мире.

Так что, если хорошенько поискать, то "впервые" и "первый" можно найти в любой истории!

Продолжение следует…
-40%
-30%
-10%
-15%
-30%
-10%