Поиск людей, пропавших после акций
Что делать, если вас задержали и избили


Александр Прищепов,

Англия рубежа XIX-XX веков представляется нам сейчас в основном так: густой лондонский туман, в темных дебрях которого плетет свои сети доктор Мориарти, а в тусклом свете уличных фонарей, в грязных лужах на мостовых отражается страшная фигура с окровавленным ножом - Джек Потрошитель…

Наука или мистика?ТелепатияSt Ann's Well GardenОбретение собственного почерка

Но были в этой стране и курорты, а где курорт - там и пляж, ну а где пляж - там и пляжный фотограф.

- Не желаете фотографию на память о наших славных местах, сэр?

Нет, не эти назойливые типы. Хотя… почему бы и нет? Бизнес как бизнес! И не мешает это быть настоящим художником. Ведь писал Гойя портреты на заказ, да и не только Гойя. Можно даже объединиться в творческую группировку.







И появилась такая группировка на юге страны, в курортном городе Брайтон, называлась она Hove Camera Club, и появились в этом клубе главные конкуренты Роберта Уильяма Поля: Уильям Фриз-Грин, Джеймс Бамфорт, Джеймс Уильямсон, а самой заметной фигурой в клубе стал Джордж Альберт Смит.

Джордж Альберт Смит
Джордж Альберт Смит

Наука или мистика?

Человек разносторонних интересов, Смит впервые прославился, занимаясь телепатией и гипнозом. Но не следует сразу навешивать ярлык "шарлатан от лженауки". И хотя обвинение, возможно, и справедливое, повторяю: только возможно…

Дело в том, что на рубеже веков общество захлестнула волна интереса ко всяким необъяснимым явлениям, загадочным, таинственным учениям: спиритизм, месмеризм, астрология, хиромантия, гипноз, телепатия. И, как это ни странно, спровоцирован этот интерес был во многом достижениями науки.

Звук - это волна, которую можно не только записать (фонограф), но и передать на расстояние (телефон, а позже и радио). Свет - это тоже волна, и следы ее тоже можно зафиксировать (фотография, а позже - и кинематограф).

Много шума наделали Х-лучи, позволяющие видеть то, что ранее было невидимым. Результаты опытов Эдисона и Теслы показали, что электричество - это не только страшная и разрушительная стихия, но вполне управляемая сила. Ученые враждовали между собой, и каждый старался преподнести свое изобретение поэффектней, устраивая зачастую помпезные шоу. Особенно в этом преуспел Никола Тесла, показывая вещи невероятные.

Электрические лампочки загорались у него прямо в руках, и были эти лампочки без нити накаливания. Ставя игрушечный кораблик на воду, Тесла управлял им, хотя кораблик не был присоединен проводами. Он никогда не объяснял, как это все работает. Многие опыты Теслы не способна объяснить и современная наука! Неудивительно, что ему приписывают такие вещи, как Тунгусский метеорит или Большое землетрясение в Нью-Йорке.

И пусть многие из этих вещей в теории были известны и раньше, но известны они были лишь узкому кругу ученых; теперь же, в конце XIX-го века, они стали достоянием широкой публики, а порой даже обыденностью (электричество уже освещало дома и улицы, у многих появлялись телефоны…).

А если предположить, что в природе существуют явления, которые пока науке неизвестны? Если существует невидимый для нас мир - мир духов? А если мысль - это тоже волна, которую можно передать на расстояние? Если можно поговорить с человеком на другом конце города, то почему нельзя разговаривать с умершим родственником? И разговаривали! И передавали мысли!.. И было таких множество. И чтобы применить ко всем этим явлениям научный подход и выявить шарлатанов, Эдмунд Генри, ученый, имеющий знания в области философии, медицины, физики, химии, физиологии, основал в Лондоне Общество психических исследований (SPR).

Джордж Альберт Смит
Джордж Альберт Смит

Телепатия

А тем временем в Брайтоне Джордж Альберт Смит со своим напарником Дугласом Блэкберном (в будущем известным журналистом и неплохим писателем) публично демонстрировали "действие второго зрения" (помощник прячет предмет в зале, а Смит с завязанными глазами находит его) и "искусство мышечного зрения" (медиум находит в зале человека, выбранного зрителями).

Неудивительно, что Эдмунд Генри вскоре посетил Брайтон, дабы самому ознакомиться со способностями молодого человека. Для Смита встреча имела совершенно неожиданный результат: Генри не только предлагает медиуму стать личным секретарем, но и тщательно начинает изучать способности Смита, а на основе изучений публикует свои статьи в области телепатии и передачи мысли на расстояние.

Эдмунд Генри
Эдмунд Генри

В 1888 году происходит случай, который ставит под угрозу дальнейшую карьеру Смита в качестве телепата: 23 июня в номере брайтонского отеля Royal Albion было найдено тело Эдмунда Генри, умершего от передозировки хлороформом. Поползли слухи, что это было самоубийство и что возможная причина такого поступка - разоблачение мошенничества Альберта Смита. Слухи слухами, а у полиции было другое мнение - несчастный случай (Генри принимал хлороформ в качестве успокоительного). Не поверили слухам и остальные члены Общества психических исследований, мало того, Смит остается личным секретарем двух последующих его руководителей. Его подпись стоит под опубликованной в 1889 году статьей "Эксперименты в передаче мыслей". Только в 1892 году Смит, увлеченный новой идеей, покидает SPR и берет в аренду сад St Ann's Well Garden неподалеку от Брайтона.

St Ann's Well Garden





Место, известное своим целебным источником, он превращает в популярную и процветающую туристическую достопримечательность. Прогулки на воздушном шаре, прыжки с парашютом, можно посетить обезьянник, цыганки предскажут вам судьбу… и демонстрация волшебного фонаря.

Волшебный фонарь (Laterna magica). Прадедушка всех кинопроекторов. Известен с XVII века. В первое время существования с помощью волшебного фонаря демонстрировали изображения религиозного содержания, чаще всего сцены Страшного суда и муки ада, так что волшебный фонарь всегда был предназначен для демонстрации вымышленного, фантастического, зачастую для запугивания верующих. Чтобы добиться иллюзии движения и атмосферы таинственности, изображение часто проецировали на клубы дыма (отсюда выражение "туманная картина"). В XIX веке с появлением фотографии рисованные на стекле изображения заменились на фотографические. Серия пронумерованных картинок складывалась в историю, а человек, ее демонстрирующий, попутно ее и комментировал или зачитывал текст, к ней прилагающийся. Из-за простоты аппарата (в отличие от киноаппарата) популярность волшебного фонаря продлилась до второй половины ХХ века. У многих, наверное, и сейчас в подвале или на антресолях есть волшебный фонарь, известный в Советском Союзе под именем фильмоскоп.
Волшебный фонарь Смит использовал еще во времена своих публичных выступлений, при этом сам делал снимки, используя зачастую приемы, которые доселе употреблялись редко. Например, для того чтобы показать фотографию "призрака", применялась двойная экспозиция (совмещая на одной пластине два изображения, достигался эффект полупрозрачности фигуры человека, а как иначе может выглядеть призрак?). В феврале 1896 года в Лондоне Альберт Смит побывал на первом в Англии показе кинематографа братьев Люмьер. Неудивительно, что в St Ann's Well Garden вскоре появился и кинематограф. Первое время демонстрировались чужие ленты (на летний сезон были закуплены ленты Роберта Уильяма Поля, но в 1897 году экстелепат уже сам снимает свои первые сюжеты. Не обходится без заимствований: "Замок с привидениями" - это, как сейчас назвали бы, ремейк фильма Жоржа Мельеса.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (2.12 МБ)

Обретение собственного почерка

Но в комической сценке "Мельник и трубочист" уже не чувствуется чужого влияния, а вот попытка придать объем происходящему на экране необычна для того времени.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (4.24 МБ)

Около тридцати фильмов было сделано Смитом в 1897 году. Сохранились из них, к сожалению, очень немногие, но те, что сохранились, показывают, как быстро Смит приходит к пониманию природы кинематографа, и процесс увлекает его все больше и больше. Смит превращает часть дома в St Ann's Well Garden в кинолабораторию, переписывается с Жоржем Мельесом и, что немаловажно, находит единомышленника в лице… собственной жены. Лаура Евгения Бейли еще до замужества выступала в мюзик-холле в номере "Сестры Бейли" и не понаслышке знакома с артистическим искусством. И если в первом из сохранившихся фильмов Смита с ее участием актерского мастерства Лауры Бейли еще не чувствуется (у Смита в фильме была задача удивить зрителя киноэффектами, а не игрой актеров), то в дальнейшем появляются эксперименты с крупным планом, чтобы показать работу актера.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (9.40 МБ)

В фильме занят еще один брайтонский комик, который долгое время будет сотрудничать с Альбертом Смитом, - Том Грин.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (5.80 МБ)

В фильме "Дайте мне еще помечтать" идет чередование крупных планов как прием смены действия. Эту ленту и снятую немногим раньше "Поцелуй в туннеле" можно считать самым первым применением киномонтажа, но не с целью эффекта, как это было у Мельеса, а как способ рассказа.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (7.99 МБ)



Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (13.41 МБ)

Но вскоре Смит убеждается, что не все можно показать крупным планом, и приходит к радикальной для того времени идее чередования планов.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (15.79 МБ)



Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (13.76 МБ)

Если в первых двух фильмах это оправдано присутствием оптических приборов, то в последующем чередование происходит без всякой причины, кроме авторского видения.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (10.74 МБ)

Сейчас мы уже настолько привыкли к использованию в кино монтажа, что способны не заметить его, настолько он кажется естественным. Но в начале ХХ века это было поистине революционным явлением. А вот что не заметили даже кинокритики, это то, что впервые в истории кино в этих фильмах камера меняет точку зрения с объективной на субъективную. Например, в фильме "Бабушкино увеличительное стекло" все то, что мы видим крупным планом, - это взгляд мальчика (субъективная точка), все остальные сцены мы видим глазами стороннего наблюдателя (объективный взгляд). 

Занятно то, что сам Смит не заметил своих нововведений. Привычный к представлениям "Волшебного фонаря", где перенос действия и чередование планов было делом обычным, он естественным путем перенес эти приемы в кинематограф. Во Франции (где "Волшебный фонарь" был менее популярен) понадобилось несколько больше времени для начала применения монтажа. Жорж Мельес применял монтаж, но как трюк (для подмены предмета или декорации). Справедливости ради надо заметить, что сложный монтаж (сложнее и необычнее, чем у Смита) Мельес применил в 1902 году в своем знаменитом фильме "Полет на Луну". В сцене "прилунения" Луну мы видим сначала крупным планом как человеческое лицо, в глаз которого попадает ракета, а затем - общий план с той же ракетой, врезающейся в лунную поверхность. Современники Мельеса недоумевали: зачем им показывают одно и то же действие дважды?

Остается неизвестным, сам создатель "Полета на Луну" додумался до этого приема, или это обсуждалось в переписке со Смитом, или же Мельес видел фильмы своего английского коллеги, которые к тому времени были популярны и хорошо продавались. Еще в 1900 году Смит заключил контракт с Чарльзом Урбаном на исключительное право (в течение 2 лет) проката фильмов компанией Warwick Trading, а компания распространяла их по всему миру. Деньги, полученные от "Варвик" (1300 фунтов стерлингов), были потрачены на строительство небольшой студии все в том же St Ann's Well Garden.

Студия Смита в St Ann's Well Garden
Студия Смита в St Ann's Well Garden

Продолжение следует...
-10%
-36%
-25%
-10%
-30%
-50%
-9%
-10%