Поиск людей, пропавших после акций
Что делать, если вас задержали и избили


Александр Прищепов,

Рассказом об истории раннего британского кинематографа мы продолжаем цикл "Золото молчания".

Проект, который получил название "Золото молчания", направлен на раскрытие тайн немого кино, ведь общеизвестна только верхушка айсберга, зовущегося "кинематограф", а целый пласт поразительных фактов скрыт под толщей лет.

Первый аппарат / Первые фильмы / Комические 

Трудно писать об истории раннего Британского кинематографа. Трудно потому, что вся информация, оставленная предыдущими историками, сводится в основном к кратким биографическим справкам, пересказам фильмов и перечню нововведений, изобилующим специальной терминологией. Не говоря уже о том, что живых людей за всей этой информацией рассмотреть невозможно, не всегда даже понятно, по какому принципу объединяют этих людей в те или иные группировки, школы, направления.

Еще труднее не писать о британских пионерах кино, потому что заслуги их велики и неоценимы, хотя можно с уверенностью сказать, что современный зритель не всегда сможет различить, где же здесь новшество - настолько мы привыкли ко всему тому, что сто с лишним лет назад еще необходимо было изобретать! Но обо всем по порядку.

Англия могла бы гордиться тем, что изобрела кинематограф на семь лет раньше, чем это сделали братья Люмьер, если бы не таинственное исчезновение. Но рождение кинематографа - это тема, заслуживающая отдельного рассказа, и мы еще вернемся к ней. Так что из предыстории - в историю.

Незадолго до 1895 года два греческих предпринимателя, Георгиадис и Трагидес (оба Джорджа), привезли в Англию шесть кинетоскопов производства Эдисона и, выставив их в заведениях на самых людных улицах Лондона (Стрэнд стрит и Олд Брод стрит), начали получать с этого дела неплохие барыши.

Эдисон взял патент на изобретение кинетоскопа (kinematoscope) 31 июля 1891 года, и, несмотря на то, что в это время аппарат находился только в стадии лабораторных разработок, Эдисон уже начал предпринимать меры по его коммерческому применению: было создано Акционерное общество "Кинетоскоп" и во главе этого общества были поставлены родственники изобретателя (брат Эдисона, брат жены Эдисона, а также Чарлз Гаммон). Сам же кинетоскоп увидел свет только в 1894 году, а в апреле этого года в Нью-Йорке, на Бродвее, был открыт "Кинетоскоп Парлор" - первый публичный салон, оборудованный десятью аппаратами величиной чуть меньше современного мусорного контейнера с небольшим отверстием в его верхней части, через которое можно было наблюдать движущиеся картинки. Каждый сюжет длился примерно полминуты, и чтобы посмотреть его, нужно было заплатить 25 центов. Кинетоскоп только проецировал изображение, но не снимал его. Для съемок же была выстроена лаборатория с раздвижным потолком и стенами, выкрашенными в черный цвет, как изнутри, так и снаружи, за что лаборатория получила негласное прозвище "Черная Мария" - так в Америке называли тюремную карету.

Кинетоскоп
Кинетоскоп

Кинетоскоп Парлор
Кинетоскоп Парлор

Чёрная Мария
Черная Мария

Но, как известно, денег много не бывает. Хотелось расширения бизнеса. Однако кинетоскоп - техника и редкая, и дорогостоящая! А может, просто поскупились потомки Гомера, поэтому решили обратиться к местному изобретателю, проводящему эксперименты в области электрики, техники и оптических приборов, дабы скопировать это чудо техники и размножить его до желаемых количеств, пользуясь тем, что Эдисон не запатентовал в Англии свое изобретение.

Поступок крайне не похожий на Эдисона, для которого увеличение количества патентов (и уж не важно - своих или присвоенных, главное - прибыль от запатентованного изобретения) стало навязчивой идеей. Но с кинетоскопом вышла промашка: Эдисон вложил в него около 25 000 долларов (а уж поверьте, это не современные 25 000 долларов) и заполонил этими подобиями "одноруких бандитов" всю Америку, но вскоре появилось другое изобретение – мутоскоп, который был проще в изготовлении и стоил соответственно дешевле, да и величина картинки у него была побольше. Посчитав, что будущее за мутоскопом, Эдисон не патентовал свое детище нигде, кроме Америки. Впоследствии единственным актом его протеста был отказ продавать свои фильмы владельцам пиратских аппаратов.

Мутоскоп (mutoskop) был придуман американским изобретателем Германом Каслером в 1894 году. В отличие от кинетоскопа, изображение в мутоскопе находилось не на пленке, а на бумажных листах, этакое подобие толстой книги, вместо корешка у которой ось, таким образом все страницы расположены по кругу. Бросаешь монетку, крутишь ручку и - смотришь сюжет продолжительностью в полминуты.

Мутоскоп
Мутоскоп

mutoskop

mutoskop


Robert_William_Paul

Первый аппарат

Долго не хотелось Уильяму Полю (а именно так звали местного изобретателя - Robert William Paul) слепо воспроизводить чужие идеи, но грекам удалось убедить его. И когда работа была закончена, а потребности Джорджей были удовлетворены, возникла следующая проблема: Эдисон отказался продавать фильмы тем, кто использовал контрафактные аппараты, и началась работа над созданием собственного аппарата (способного вести съемку, а не только ее воспроизводить), и довольно успешная работа.

Ночью 15 февраля 1896 года на адрес, где Поль проводил свои эксперименты, был вызван наряд полиции! И что же увидели доблестные служители порядка? Солидно одетых, взрослых джентльменов, которые громко голосили, пели песни, танцевали, топали ногами… чем и перебудили весь квартал! Это была реакция Поля и его ассистентов на первый отснятый и спроецированный на стену лаборатории фильм. Незадачливые констебли долго не могли понять суть происходящего и пришлось наглядно продемонстрировать им результат. Так что первыми английскими кинозрителями оказались работники правоохранительных органов!

Аппарат, который был назван "театрограф", а затем переименован в "аниматограф", был продемонстрирован всего на три месяца позже, чем новинка Люмьеров, и с кинетоскопом Эдисона его уже ничего не связывало.

Театрограф 1896 года
Театрограф 1896 года

Первые фильмы

Поль наладил промышленное производство театрографа, а поскольку Люмьеры очень быстро отказались от продажи своих аппаратов, даже Мельес вынужден был приобретать камеру именно у Уильяма Поля. Да и производить фильмы оказалось делом прибыльным, ведь рынок не ограничивался только Британией. Франция в лице молодого человека Шарля Пате очень быстро подключилась к развитию кинорынка. Да и сам Эдисон не брезговал демонстрацией лент Поля, правда вот авторские вознаграждения перечислять категорически отказывался!

Во времена, когда не существовало таможенных барьеров, ленты Люмьеров легко попадали в Англию, и свои первые сюжеты Поль, как и многие другие, черпал из этого материала и снимал их исключительно на натуре.

Robert William Paul


Вот как сам Поль вспоминает эти времена:

"Первый публичный показ кинематографа Люмьеров в Англии состоялся 20 февраля в Политехническом на Риджент-стрит, и я убедился, что их результат превосходит по качеству мои собственные опыты. Чтобы конкурировать с их аппаратом в Эмпайр-театре на площади Лейсестер, управляющий "Альгамбры" попросил меня выступить с моим театрографом (который он переименовал в аниматограф) десятиминутными показами в его программе. И хотя по обязательствам я должен был выступать в течение лишь двух недель, начиная с 25 марта, мои выступления продолжались около двух лет. Жалование или гонорар мой был равен 11 фунтам за каждое выступление, что оказалось значительно больше, чем я ожидал. В апреле управляющий "Альгамбры", г-н Моул, предвидевший необходимость подогреть интерес зрителей, поставил на крыше театра комическую сценку, названную "Ухаживание солдата"; сделанный на ее основе 80-футовый фильм вызвал у зрителей бурное веселье".

Первая версия фильма "Ухаживание солдата" долгое время считалась утерянной, но недавно была обнаружена его копия в Экспериментальном центре кинематографии в Риме. Вторичная премьера его состоялась в октябре 2011 года. В 1898 году Поль переснял его, но уже не на крыше.

Один из нескольких кадров первой версии, принадлежащей Национальному Медиа Музею, Брэдфорд, Великобритания
Один из нескольких кадров первой версии, принадлежащей Национальному Медиа Музею, Брэдфорд, Великобритания

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (15.16 МБ)

В этом же 1895 году в культурном мире происходит еще одно событие. В свет выходит знаменитый роман Герберта Уэлса "Машина времени", и Поль, потрясенный этим романом, приглашает великого писателя в гости, дабы обсудить создание действующей модели машины времени, в основе которой будет лежать кинематограф (правда, слово кинематограф в те времена еще не употребляли).

Слово "кинематограф" происходит от названия аппарата Люмьеров Cinemotographe. В 1895 году оно еще не приобрело международного значения. В разговоре с Уэлсом Поль вероятнее всего использовал название собственного аппарата "аниматограф". Слово "кинематограф" и в наши дни употребляют не во всех странах – в Америке, например, это "Moving Picture".

Уэлсу идея нравится, и Поль приступает к работе над созданием машины времени, не забывая при этом о производстве фильмов и усовершенствовании кинооборудования.

Театрограф 1902 года
Театрограф 1902 года

Вскоре в Англию начали просачиваться первые трюковые фильмы Мельеса, так не похожие на опыты Люмьеров. И в то время, как у себя на родине великие французы никак не влияли друг на друга, их английский коллега прекрасно сочетал в своем творчестве достижения обоих, а во многом пошел еще дальше.

В 1898 году Роберт Уильям Поль построил первую в Англии киностудию.

Студия Р.У. Поля
Студия Р.У. Поля

Вот так Поль описывает ее:

"Это была студия, располагающая маленькой сценой площадью 7 на 5 метров, защищенная железной конструкцией с широкими дверями и стеклянной крышей, обращенной на юг. Сцена возвышалась над землей. Трапы и подвесные площадки помогали достигать некоторых эффектов. Аппарат в тележке передвигался по рельсам на нужное от сцены расстояние. Иногда аппарат приближали или удаляли от сцены во время съемки, чтобы достичь увеличения или уменьшения масштабов изображения в кадре".

Как видно из последних строк, Поль уже задумывается над сменой планов, чего, к сожалению, так и не сделал Жорж Мельес, однажды поставив камеру в центре седьмого ряда воображаемого зала и так и не захотев ее оттуда убирать.

Комические

Еще в 1896 году у Поля появляется комическая постановочная сценка, в которой уже не чувствуется французского влияния, хотя проблема, затрагивающаяся в этом фильме, актуальнее для Франции.

Франция в те времена занимала главенствующее место по потреблению алкоголя на душу населения - мало того, что это страна виноделов, так еще в моду вошел абсент. На втором месте была Америка, где виски и джин употребляли в чуть меньших количествах. И лишь на третьем месте была Англия, в то время как Россия на удивление, занимала десятое.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (13.31 МБ)

Это одна из ранних сохранившихся комических лент, а, как мы уже знаем, фильмы с комическим сюжетом имеют успех, и в каталоге, выпущенном Полем в 1898 году, около 20 таких сцен, а в 1903 году их уже 36. И это не считая юмористических цирковых и мюзик-холльных номеров, отснятых на пленку, инсценировок шуточных песен и фильмов с трюками, в которых тоже часто присутствовал элемент шутовства.

Офис Роберта Уильяма Поля в Лондоне на Sydney Road
Офис Роберта Уильяма Поля в Лондоне на Sydney Road

А благодаря венгерскому шоумену Эдвину Роусби, известному как Электрик из Будапешт", который, среди прочих чудес науки и техники, охотно вставлял в свое шоу и аниматограф Поля, фильмы эти стали популярны по всей Европе.

Электрик из Будапешта
Электрик из Будапешта

Следствием популярности стала и прибыль, которая позволила Полю нанять целый штат обслуживающего персонала для работы в студии. И хоть студия продолжала выпуск фильмов, сам Роберт Уильям Поль (который всегда считал себя человеком науки) с 1910 года вернулся к изобретательской деятельности. В двадцатые годы он объединил свой бизнес с Кембриджской компанией по производству научных приборов. Много изобретений на его счету в области электроники, радио, гальваники, да и в усовершенствовании кинематографических аппаратов.

Robert William Paul

Известно, что Роберт Уильям Поль умер 23 марта 1943 года в возрасте 76 лет в Лондоне, а не затерялся в необозримом будущем или загадочном прошлом. Видимо, не заладилась его работа над машиной времени, хотя…

Несмотря на то что заявка на патент Машины времени существует (заявка № 19984 от 24 октября 1895 года) сама "машина" так и не была никогда построена. И, конечно, это не была машина, позволяющая путешествовать во времени, а аттракцион, создающий иллюзию путешествия - с дождем, снегом, покачиванием пола, футуристическими декорациями… Средствами кинематографа предполагалось имитировать ускоренную смену суток и времен года, как вперед, так и в прошлое (демонстрация ленты в обратном направлении). Проект так никогда и не был реализован, прежде всего из-за отсутствия финансирования, но аттракционы, схожие по идее, начали появляться в начале XX века: Синерама Гримуэна-Самсона в 1900 году и "Путешествие на Луну" Фридриха Томпсона в 1901 году (возможно, Жорж Мельес знал об этом аттракционе при создании своего знаменитого фильма). И хоть Фридрих Томпсон не использовал возможностей кинематографа, рассказ о нем еще возможен в нашем проекте.

Как можно еще назвать то, что мы, люди XXI века, имеем возможность подсмотреть за жизнью столетней давности?

Фильмы Роберта Уильяма Поля.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (6.11 МБ)



Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (14.89 МБ)



Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (16.12 МБ)



Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (11.70 МБ)



Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (4.71 МБ)



Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (28.15 МБ)

Продолжение следует…
-10%
-21%
-25%
-20%
-25%
-15%
-25%