102 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Меня потом знатно полили шампанским!» Первая белоруска с COVID-19 — о том, как прожила «коронавирусный год»
  2. В Минске продолжают судить врача БСМП и журналистку TUT.BY. Приговор огласят сегодня — в 16.00
  3. Суды над журналистами, маникюр прокурора, морозы и снег. Февраль-2021 — в фотографиях TUT.BY
  4. Горбачев: Я не раз говорил, что Союз можно было сохранить
  5. Лукашенко рассказал о подробностях переговоров с Путиным
  6. Убийца 79 белорусов, сжег пять деревень. Вспоминаем о Буром — в память о нем в Польше проводятся марши
  7. Был боссом Дудя, построил крутой бизнес в России, а сейчас помогает пострадавшим за позицию в Беларуси
  8. Прививать всех желающих от COVID-19 начнут в апреле. Вакцина будет от белорусского предприятия
  9. Экс-президента Франции Саркози признали виновным в коррупции и приговорили к тюремному заключению
  10. «Тут мы ощущаем жизнь». Как семья горожан обрела счастье в глухой деревне и открыла там бизнес
  11. Минское «Динамо» начинает первый за четыре года плей-офф. Чего ждать от «зубров»
  12. Чиновники обновили базу тунеядцев. С мая с иждивенцев будут брать по полным тарифам за отопление и газ
  13. «Первый водитель приехал в 5.20 утра». Слухи о «письмах счастья» за техосмотр привели к безумным очередям
  14. Минчанка из списка Forbes отсидела 20 суток и рассказала о «консервативном патриархате» в Жодино
  15. В Беларуси ввели очередные пенсионные изменения. Что это означает для трудящихся
  16. Получающих зарплату «в конвертах» планируют привлекать по «административке»
  17. Ватные палочки, серные пробки. Врач — о том, из-за чего еще слух может стать хуже
  18. Какой будет погода весной и стоит ли прятать теплые пуховики в марте
  19. С 2 марта снова дорожает автомобильное топливо
  20. «Думал, что это простуда. Оказалось, нужна пересадка сердца». История Вячеслава, пережившего трансплантацию
  21. В Витебске увольняют Владимира Мартова — реаниматолога, который первым в Беларуси честно говорил о ковиде
  22. «Деревня умирает! Здесь живут 4 человека — и все». История Анатолия, который работает в автолавке
  23. Беларусбанк вводит лимиты по некоторым операциям с банковскими карточками
  24. «Подошел мужчина в одежде рыбака». Как судили пенсионерок, задержанных на выходе из электрички
  25. «Проверяли даже на близнецах». В метро запустили оплату проезда по лицу. Как это работает
  26. Суд по делу «ноль промилле», планы по экстрадиции Тихановской. Что происходит в Беларуси 2 марта
  27. Водители жаловались, что после поездки по М10 не могут отмыть машины. Вот что рассказали дорожники
  28. Виктор Лукашенко получил звание генерал-майора запаса. Предыдущее его известное звание — капитан
  29. «Готовились к захвату зданий в Гомеле». СК — об экстрадиции Тихановской и деле в отношении ее доверенных лиц
  30. Латушко ответил жене Макея: Глубина лицемерия и неспособность видеть правду и ложь просто зашкаливает


Ольга Бубич, фото автора,

Сразу видно, в какой квартире художники живут!" - с гордостью возвещает семилетняя Маруся, подпрыгивая у входной двери, то ли раскрашенной, то ли заклеенной аккуратными розовыми кружками. Мы останавливаемся, ожидая Марусиных родителей – современных, не всегда понятных и понятых, но несомненно самобытных, минских художников Мишу Гулина и Тоню Слободчикову.

Кто же вырастает в семьях, живущих за дверьми в розовый кружок? Кем видят своих детей родители, избравшие собственной профессией художественную стезю? В поисках ответа на этот вопрос я пообщалась с некоторыми творческими парами белорусских профессиональных художников и дизайнеров.
 
Миша – участник более 20 белорусских и зарубежных вернисажей, а с недавнего времени и куратор. В частности, именно он реализовал в этом году очень успешный групповой выставочный проект "Дворцовый комплекс", в ходе которого Гомельский дворцово-парковый ансамбль Румянцевых-Паскевичей обрядился в декорации такого опасного для Беларуси концептуального искусства. 
 
Работы Антонины Слободчиковой – не менее яркие и по-луковичному многослойные интерпретациями коллажи и арт-объекты с осторожными печальными названиями "Яно тут", "Эффект отсутствия", "Чёрные пятна". Осторожными, потому как в Беларуси художником быть во всех смыслах неудобно, печальными – ибо специфика нашего художественного рынка не приветствует шаги в какую-либо сторону от общепринятой точки зрения, что значительно ограничивает просторы творческого полета.   

Не учить, а учиться

"У нас нет задачи вырастить из Маруси художницу, равно как и нет обратной задачи – оградить ее от мира искусства, - рассказывает Миша Гулин о воспитании семилетней дочери. - В нашей семье все происходит само собой: Маруся приходит в мастерскую, берет пластилин или краски и начинает рисовать или лепить. Причем так получается, что рисует она постоянно и без особого поощрения с нашей стороны. Самое главное, что она чувствует себя органично в нашем мире – будь то выставка в Галерее "Ў" или Музее современного искусства". 
 
Рисунки Маруси Гулиной, 7 лет.
Все изображения увеличиваются.

Марусина мама Антонина считает, что главное, чтобы любой родитель смирился и научился воспринимать и уважать в ребенке совсем другого человека, "самостоятельную единицу", которая однажды может заявить о том, что у нее есть своя позиция, свой взгляд на происходящее. Этот процесс неизбежен, являясь одновременно болезненным и гордым моментом для родителей. Более того, для художника ребенок, который разделяет интересы родителей, может также быть источником вдохновения. И в идеале их отношения могут строиться на основе своеобразного взаимообогащения в творческом плане.
 
Игнат, старший сын дизайнеров Игоря и Марии Соловьевых, копируя поведение взрослых, потянулся к фотоаппарату, когда ему еще не было и года. Его родители также считают, что художникам есть чему поучиться у собственных детей. Сейчас, когда Игнату всего три, он фотографирует фрагменты своей персональной реальности - то, на что вряд ли будет обращено внимание правильных взрослых. Придя с родителями в кафетерий, он останавливает свой взгляд на вилке, ножках стола, ломтике хлеба, салфетке – все эти, порой неузнаваемые объекты в необычных ракурсах находят свое отражение в фотографиях сына дизайнеров. 
 
"Я думаю, что когда дети вырастают, поступают в школу, в том числе в художественную, они теряют способность диалога с собой, - объясняет Мария Соловьева, - в какой-то степени утрачивают уникальную способность "отключить мозг". Появляется осознанная композиция, попытка сделать все "по правилам", "как надо". А ведь на такой диалог, на самом деле, способен каждый из нас".   
 
Фотографии Игната Соловьева, 3 года

Становление должно быть естественным… даже если вы случайно вырастите фею

Марийка - дочь Катерины Сумаревой – человек, для которого профессия художника не только один из возможных вариантов дальнейшего взрослого будущего, но и то, чем занимаются фактически все окружающие ее люди.
 
"Ну, уж так сложилось, что вокруг, куда не глянь, художники, - рассказывает Катерина, - дедушка, мама, крестная - профессиональные живописцы, дядя - скульптор, четверо кузенов учатся в художественных школах. Это уже династия. Однако я не культивирую рисование, стараюсь не выделять его из всех остальных её увлечений. Пусть становление будет естественным. Если Марийка будет понимать, чувствовать искусство - это сделает ее мир только богаче, независимо от того, будет ли она пловчихой, оперной дивой или бизнес леди!"


Рисунки Марийки Сумаревой, 6 лет

Художница Анна Силивончик, сама больше напоминающая озорную волшебницу, нежели стандартную маму начала 21 века, пусть даже и с высшим художественным образованием, также согласна с тем, что ребенок должен самостоятельно делать выбор будущего жизненного пути. Пусть даже на сегодняшний день ее дочь Мария не прочь стать феей и получить на Новый год свой первый профессиональный атрибут – волшебную палочку. Сама восьмилетняя Маша даже частенько жалеет несчастных родителей, раз им все время приходится ездить по каким-то дурацким выставкам и пленэрам, вместо того чтобы быть с семьей, смотреть телевизор и валяться. "А поход на выставку или в Художественный музей, - вспоминает Анна впечатления дочери, - приравнивается разве что не к визиту к стоматологу. Надоело и наскучило. Наверное, из-за того, что все это для нее слишком обыденно и доступно."

Комментируя будущий выбор профессии дочери, Анна вспоминает то, как ее муж Василий Пешкун пришел в мир искусства: "Василий Петрович в свое время уже после школы общеобразовательной надумал наконец, что желает заниматься живописью, хотя до этого даже в школу художественную не ходил. А вот ничего, захотел и поступил и в училище, и в академию. Так и Маша, если вдруг ей резко так приспичит пойти в художники, то это всегда успеется. Главное, чтобы выбор этот не был обусловлен подражанием родителям или желанием пойти по проторенной дорожке
 
Портреты родителей кистью юной Марии Пешкун, 8 лет
 

Главное – не попасть на конвейер!

Как и детская Маруси Гулиной, комната, где растут Платон и Семён - сыновья художницы Марьяны Карпович-Соколовой и ее мужа Александра Соколова – салатового цвета. По стенам – не только живопись их мамы, но и карты звездного неба, парада планет и рисунки самого четырехлетнего Платона, которого в настоящий момент больше всего вдохновляет книга с плакатами советских времен "Родина-мать зовёт!
 
Родители мальчиков видят в создании творческой среды только положительные моменты. Марьяна считает, что необходимо создать все условия для максимально полного восприятия ребенком окружающего мира, всех его составляющих, прежде всего визуальных. "Вокруг него должна быть насыщенная визуальная обстановка, - уточняет Марьяна, - общение с замечательными иллюстрированными книгами с раннего детства и постоянное их комментирование, создание условий для собственного творчества. Нужно организовать активное пространство, предложить ребенку много разных видов деятельности."

Рисунок Платона Соколова, 4 года

Марьяна и Александр верят, что развитые с раннего детства творческие способности помогут ребенку в любой профессии, ибо они способны раскрыть каждого человека совершенно на другом уровне, кем бы он ни стал в будущем. Главное – не попасть на конвейер.
 
Получается, что творческие родители ничем особым не отличаются от отцов и матерей любых других профессий. Они также стремятся всесторонне развить своих детей, стимулировать различные виды деятельности, создать атмосферу, в которой ребенок сможет экспериментировать, а впоследствии - сделать правильный профессиональный выбор. Кроме того, родители-художники стараются помочь своим чадам уютно чувствовать себя в "параллельном мире" тех, кто живет за дверьми в розовый кружок. И у них это, несомненно, получается. 
 

А как проявляют свое "Я" ваши дети? Расскажите об их творчестве. А лучше - покажите. Присылайте их работы с вашими комментариями на media@tutby.com или жмите на кнопку под статьей. 
-15%
-25%
-15%
-10%
-10%
-10%
-70%
-10%
-15%