Сергей Ягело, фото автора,

Курбан-Байрам, или Эйд аль Адха, - это кульминация одного из пяти столпов ислама – паломничества (Хаджа) в Мекку. Мусульмане верят, что тот, кто хочет очиститься от грехов, кто хочет начать жизнь с чистого листа, тот непременно должен в эти дни с искренним намерением совершить Хадж.

Фото: Сергей Ягело
 
Происхождение праздника Курбан-Байрам связано с историей пророка Авраама (Ибрахима). Согласно Корану, Бог, испытывая и воспитывая своего избранника, приказал ему принести в жертву сына Исмаила. Ибрахим уже вознамерился выполнить приказ, но в последний момент, по воле Бога, юноша был заменен белым барашком для заклания.
 
Согласно исламской традиции, в день праздника после общей молитвы мусульмане приносят в жертву барана, быка, корову или верблюда. Мясо животных раздают нуждающимся, родственникам, соседям и знакомым, а часть оставляют для своей семьи. В эти дни мусульмане проявляют особое гостеприимство, они щедро угощают соседей и знакомых.
 
Сегодня в Беларуси насчитывается 25 мусульманских общин, 8 из которых находятся в Гродненской области. Количество мусульман варьируется по разным данным от 150 до 200 тысяч человек.
 
Ислам на белорусскую землю пришел в XIV-XVI веках вместе с татарами из Крыма и Золотой Орды. Великие князья литовские приглашали их для охраны границ государства, предлагая оседлый образ жизни взамен на государственные чины и служебные посты. Уже концу XVI века в Беларуси осело более 100 тысяч татар – мусульман суннитского толка. В разных регионах нашей страны, в основном в западной ее части, строились деревянные мечети, из которых на сегодняшний день сохранилось всего 8: в Ивье, Новогрудке, Смиловичах, Слониме, Клецке, Ловчицах, Молодечно и Видзах. Кроме того, строятся мечети в Гомеле и Минске (действуют временные мечети), молельные дома зарегистрированы также в Гродно, Ошмянах и Бресте.

Фото: Сергей Ягело

Фото: Сергей Ягело

Фото: Сергей Ягело

Фото: Сергей Ягело

Фото: Сергей Ягело
 
Мусульманская община в Гродно – одна из старейших в Беларуси. Она была создана и зарегистрирована в 1990-х по инициативе белорусских татар. Всего в Гродно насчитывается около 1,5 тысячі мусульман – граждан республики, а также небольшое количество иностранцев, в основном студентов из Сирии и Туркменистана, выходцев из Азербайджана и Узбекистана.
 
- Все мы живем дружной семьей, чтим свои религиозные традиции и с уважением относимся к религиозным и национальным традициям других, – говорит председатель мусульманской общины в Гродно Рафаиль Хамзеевич Резяпов.
 
- Вопреки распространенному мнению, ислам – открытая религия, – продолжает имам Рафаиль. - А то, что у нас в стране СМИ не особо охотно освещают деятельность мусульманских общин, а чиновники, за редким исключением, не желают прислушаться к религиозным чаяниям мусульман, так это, очевидно, вытекает из преамбулы "Закона РБ о свободе совести и религиозных организациях", в котором говорится о "признании определяющей роли Православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа".
 
Что касается нашей общины, то мы в соответствии с исламскими нормами открыты для всех. Ведь Коран является Окончательным Заветом и послан для всех людей, независимо от их места проживания и вероисповедания, национальной или расовой принадлежности.
 
По словам имама Рафаиля, в белорусской мусульманской общине есть немало этнических белорусов, так называемых неофитов. В основном это молодые люди в возрасте от 20 до 30 лет, которые по разным причинам приходят в ислам. Кроме того, есть несколько примеров, когда целые семьи, включая старшее поколение, становятся мусульманами. Рафаиль Хамзеевич особо отмечает, что тот, кто принимает ислам самостоятельно и осознанно, как правило, отличается большей требовательностью к себе в соблюдении предписаний и канонов ислама.
 
Фото: Сергей Ягело

Фото: Сергей Ягело
 
 Мусульманские общины и отдельные мусульмане в Беларуси достаточно дружны, в соответствии с предписаниями ислама, – рассказывает Рафаиль Хамзеевич. – Что касается закрытости, то я могу отвечать только за гродненскую общину. Мусульманская община в Гродно открыта и известна не только в Беларуси, но и далеко за ее пределами. Нас знают, и мы пользуемся доверием в России и Эстонии, Польше и Литве, Турции и странах арабского Востока. Кроме того, самая главная обязанность мусульманина – не утаивать знания о религии. Поэтому вряд ли мы можем говорить о закрытости мусульман.

Фото: Сергей Ягело

Фото: Сергей Ягело

Фото: Сергей Ягело

Фото: Сергей Ягело
{banner_819}{banner_825}
-30%
-12%
-45%
-30%
-20%
-20%
-20%
-30%