Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Кругозор


Татьяна ГАПЕЕВА,

Вечером 14 сентября были объявлены победители в различных номинациях театрального форума "Белая Вежа 2012". В фаворитах оказались познаньский Biuro Podróży, театр имени А. Венгерки из Белостока, израильский театр ZERO и другие.

Последний театральный день завершала постановка московского драматического театра на Перовской "Маскарад". Артисты, взявшиеся за пьесу Михаила Лермонтова, свое звание столичного театра, к сожалению, не оправдали. Спектакль отдавал местечковостью и карикатурностью, великолепные стихотворные строки были испорчены заученными интонациями, а сценография и вовсе вызывала недоумение. Вдобавок ко всему художественный руководитель театра Кирилл Панченко поблагодарил за теплый прием почему-то Брянск и только потом, услышав удивленные возгласы зала, исправился на Брест.

Стимулом досмотреть спектакль послужила основная интрига вечера - подведение жюри итогов фестиваля. Напомним, что в его составе работали художественный руководитель Черниговского музыкально-драматического театра имени Т. Шевченко Андрей Бакиров, заслуженный работник культуры Республики Мордовия, директор фестиваля "Соотечественники" Сергей Игонькин, театральный журналист Бартламей Мерник, заслуженный артист Республики Беларусь, актер брестского драмтеатра Константин Перепелица. Председателем жюри выступил заслуженный артист РБ, профессор Белорусской государственной академии искусства Владимир Мищенчук, который и объявил лауреатов конкурса.

Специального диплома "За сохранение лучших классический традиций русского психологического театра" был удостоен народный артист СССР Ростислав Янковский, исполнивший роль Фамусова в спектакле "Горе от ума" Национального академического русского театра М. Горького.

Еще один специальный диплом критиков "Вышыня" был вручен постановке "Калигула" Ровенского областного академического украинского музыкально-драматического театра (режиссер-постановщик Игорь Петров).

"За актерский дебют в классическом произведении" был награжден актер брестского драмтеатра Анатолий Баранник, исполнивший роль Холдена Колфилда в постановке "Над пропастью во ржи".

Награда за лучшую женскую роль отправилась в Польшу. Ее получила Алиция Домбровска за роль в спектакле "Театральные создания" режиссера Роберта Чеховского. Эта же постановка драматического театра имени А. Венгерки в Белостоке была удостоена диплома за лучший спектакль малых форм.

За лучшую мужскую роль был отмечен Олег Родовильский, актер израильского театра ZERO, блестяще сыгравший Ники Дзюмпэя в постановке "Женщина в песках".

Лучшим классическим спектаклем для детей и подростков признан "Крылья для Дюймовочки" Полтавского академического областного театра кукол. Режиссером постановки выступила Оксана Дмитриева.

Лучшим актерским ансамблем жюри посчитало артистов Русского театра Эстонии из Таллина, которые представили на суд зрителя спектакль "Игроки", срежиссированный титулованным Сергеем Федотовым.

Гран-при фестиваля получил уличный спектакль "Макбет, кто этот окровавленный человек?" театра Biuro Podróży из Польши (режиссер Павел Шкотак).

Театральные критики, работавшие на обсуждениях спектаклей предыдущего фестивального дня, поделились общими впечатлениями от фестиваля.

Юрий Швец, театровед, театральный критик из Харькова: "Оптимизм в меня вселили на фестивале два спектакля. Первый спектакль с яркой режиссерской формой "Калигула" Ровенского театра, где я увидел современный театр, современную режиссуру. Второй спектакль "Над пропастью во ржи", где главное - атмосфера и предельная честность по разговору со зрителем и разговора не в терминах массовой культуры на мыслительном уровне".

Людмила Громыко, главный редактор журнала "Мастацтва", из Минска: "Я получила театральный опыт, который для меня во многом был закрыт, из японского спектакля "Доджи-Джи" Макото Иноуэ. Меня восхитили "Игроки" Русского театра Эстонии, актерское и режиссерское сосуществование в спектакле. Меня поразил "Мастер и Маргарита" молдовского театра "Сатирикус" бессмысленностью обращения к этому произведению. Чувство благодарности я испытала на спектакле брестского театра "Над пропастью во ржи". Это своего рода профессиональная благодарность, потому что я знаю, как сложно существует белорусский театр сегодня, как редки попытки вместе с молодыми актерами двигаться к одной цели, и здесь, мне кажется, это произошло. Более того, здесь присутствует попытка очень изысканного рисунка. Полное отторжение вызвал мужской балет имени Михайловского. Безусловно, оправдал фестиваль и вложенные в него средства спектакль "Калигула". 

Фото: Дмитрий БОСАК


Постановка московского драматического театра на Перовской "Маскарад" 
















,