Юлия ЧИРВА,

В памяти старшего поколения еще живо то время, когда Библия считалась запрещенной книгой. Ее невозможно было купить или взять в библиотеке… Сегодня, слава Богу, запрета на чтение Библии нет, но утрачен "ключ" к глубокому пониманию библейского сюжета. Ведь толковать Священное Писание нужно в свете веками сложившейся традиции. Поэтому не случайно в некоторых учебных заведениях появился предмет "Библия как памятник культуры".

Три года назад преподавателем Института непрерывного образования БГУ Андреем Горанским и преподавателем кафедры философии и истории БГАТУ Светланой Мандрик было издано первое в Беларуси пособие по предмету "Библия как памятник культуры". Этот учебник помог решить многие проблемы, связанные с преподаванием данного курса в учебных заведениях. О том, как создавалось это пособие, мы поинтересовались у Светланы Владимировны.

— Что побудило вас с Андреем Олеговичем к созданию этого учебника? И как удалось так удачно в сокращенном виде преподнести столь сложный и большой материал по библейской истории?

— С 2003 года в Минском государственном торговом колледже мы читали предмет "Библия как памятник культуры", основываясь на опыте преподавания его в лицейском классе для старших школьников. Опыт общения со светскими детьми показал совершенное незнание ими элементарных вопросов, относящихся к духовности. Когда же мы начали читать курс лекций в торговом колледже, то выяснилось, что современной литературы, которую можно было бы порекомендовать ребятам по теме предмета, практически нет. В основном книги прошлого века.

В принципе, можно было предложить поискать литературу в библиотеках самостоятельно, но, например, для студентов заочного отделения это было бы затруднительно. Так, сначала возникла идея создания пособия для заочников. Мы сделали его в виде конспекта, который можно было копировать. Положительные отзывы студентов о том, что распечаткой им гораздо удобнее пользоваться, что в конспекте все изложено понятнее и доступнее, вдохновили нас на дальнейшую работу.

— Вы обращались к российским аналогам?

— Нет. Дело в том, что наш курс был разработан в соответствии с программой, составленной из опыта преподавания библейской истории для светской аудитории. Дети нам задавали много вопросов, и с учетом их мы построили курс.

Столкнувшись с тем, что современные ученики часто делают акцент на заучивании текстов, не вникая в их содержание, нам приходилось, как говорится, порой просто учить их думать, анализировать, выстраивать свою мысль, делать выводы. Мы ничего не навязывали, ребята сами приходили к правильному решению.

— А как вам удалось сделать довольно сложный для запоминания материал доступным и понятным?

— Мы старались все строить на примерах из жизни. Но порой даже такое слово, как "пост", было совершенно новым для многих подростков и вызывало смех. Готовя наш учебник к изданию, мы столкнулись с тем, что даже люди образованные, работающие в издательстве, не знали некоторых терминов. Например, такое выражение: "Авраам был странноприимец", то есть, говоря современным языком, охотно принимал странников, путешественников. В издательстве же редакторы поняли это иначе: не странников, а странных людей…

Поэтому, когда мы писали учебник, то подолгу думали, как преподнести каждое слово и выстроить предложение так, чтобы они были понятными, чтобы не пришлось делать много ссылок, толкований и разъяснений.

— Как известно, Библия обогащает не только духовно-нравственно, но и культурно. Поэтому человека, не знающего библейского сюжета, трудно назвать культурным. Он просто не поймет большую часть европейского искусства, которое создавалось на основе христианской библейской традиции…

— Да, это действительно так.

P.S. Написание учебника и совместная преподавательская деятельность стали для авторов основой для создания новой семьи. После издания учебника Андрей и Светлана повенчались.

Особо хочется отметить, что пособие, которое они издали, прекрасно иллюстрировано. Авторы показали, какие замечательные произведения европейского искусства были созданы лучшими мастерами разных эпох на основе библейского сюжета.
 
{banner_819}{banner_825}
-18%
-45%
-20%
-50%
-15%
-30%
-15%
-15%
-15%
-20%
-80%