106 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Лукашенко: КГБ вам в ближайшее время расскажет, сколько сюда тротила завезли. И даже пластита
  2. Что критики пишут о фильме про белорусский протест, показанном на кинофестивале в Берлине?
  3. «Очень сожалею, что я тренируюсь не на «Аисте». Посмотрели, на каких велосипедах ездит семья Лукашенко
  4. Стильно и минималистично. В ЦУМе появились необычные витрины из декоративных панелей
  5. Минздрав сообщил свежую статистику по коронавирусу в стране
  6. По обновленному КоАП судили айтишника из квартала «Пирс». На его балконе БЧБ-флаг держался с августа
  7. Кто стоит за BYPOL — инициативой, которая публикует громкие расследования и телефонные сливы
  8. «Хлеба купить не могу». Работники колхоза говорят, что они еще не получили зарплату за декабрь
  9. По зарплатам «в конвертах» ввели новшество. Оно касается как работников, так и нанимателей
  10. Насколько хорошо вы понимаете логику приговоров. Попробуйте себя в роли судьи. Игра
  11. Помните, сколько стоили машины на авторынке в Малиновке 20 лет назад? Сравнили с современными аналогами
  12. На воскресенье объявлен оранжевый уровень опасности
  13. Динаре Алимбековой не хватило секунды, чтобы выиграть медаль в спринте на КМ по биатлону
  14. Не с того начали. Бизнес-союз резко ответил на предложение МНС побороться с зарплатами в конвертах
  15. Оперная певица, которая троллит чиновников и силовиков. Кто такая Маргарита Левчук?
  16. «Скорее ад замерзнет». В МИД Литвы отреагировали на требование о выдаче Тихановской
  17. На ЧМ эту биатлонистку хейтили и отправляли домой, а вчера она затащила белорусок на пьедестал
  18. У кого больше? Подсчитали, сколько абонентов у A1, МТС и life:)
  19. Оловянное войско. Как учитель из Гродно преподает школьникам историю с солдатиками и солидами
  20. Где поесть утром? Фудблогеры советуют самые красивые завтраки в городе
  21. «Танцуем, а мое лицо прямо напротив ее груди». История семьи, где жена выше мужа (намного!)
  22. Надпись в книге, провластные автопробеги и акции солидарности. Что происходит в стране 6 марта
  23. Стачка — за разрыв договора, профсоюзы — против. Что сейчас происходит вокруг «Беларуськалия» и Yara
  24. «Кошмар любого организатора». Большой фестиваль современного искусства отменили за сутки до начала
  25. «Вместо 25 рублей — 129». Банк повысил предпринимателю плату за обслуживание в 5 раз из-за овердрафта
  26. Госконтроль заинтересовался банками: не навязывают ли допуслуги, хватает ли банкоматов, нет ли очередей
  27. Генпрокуратура возбудила уголовное дело против BYPOL
  28. Лукашенко рассказал, что сделал бы, «если бы в стране была настоящая диктатура» и о своем «дворце»
  29. МАРТ — ЕЭК: Беларусь не нарушает своих обязательств по применению ассортиментных перечней товаров
  30. «Парень выдержал полгода». История мотоциклистки, которая в 25 лет стала жертвой страшной аварии


Наталия Зверко,

Литовская культура белорусского приграничья, края, который населяют этнические литовцы, стремительно исчезает, констатируют ученые.

Кем себя ощущают этнические литовцы белорусского пограничья, и как местные жители относятся к "чужакам", которых из-за языковых различий называют "гиргунами", "клаусами", "лабасами"? Об этом и многом другом дискутируют в эти дни в Вильнюсском университете, где 7-8 ноября проходила конференция "Гервяты: историческая память и культурный идентитет", посвященная изучению самого большого "островка" литовской культуры и языка в соседней Беларуси.

В рамках мероприятия литовские и белорусские ученые обсуждают проблемы языкового взаимодействия и проблемы идентитета в приграничных с Литвой белорусских деревнях, в которых проживает немалое количество этнических литовцев.

Литовская культура края стремительно исчезает

Фото: ru.delfi.lt
Фото: ru.delfi.lt
Этот край, находящийся в Островецком районе Гродненской области, является своеобразным этническим регионом, к которому причисляется 14-15 оставшихся здесь литовских деревень. По некоторым данным, Гервяты – это древнее поселение, появившееся в 1271 году, а в письменных источниках оно было упомянуто в 1511 году. В 1795 году этот регион, как и большая часть литовской территории, вошел в состав царской России.

За свою долгую историю этот край принадлежал и Литве, и России, а также Польше и Германии, а в 1944 году вошел в состав Советской Белоруссии, в связи с чем многоязычие и поликультурность стали визитной карточкой этого края. Самыми крупными литовскими деревнями этого региона считаются Гервяты, Рымдюны, Гири и другие.

Как отмечают на конференции ученые, по политическим, демографическим и социокультурным причинам литовская культура края стремительно исчезает. По их словам, на данный момент в деревнях можно зафиксировать последние портреты этнической Литвы, а также остатки уникальной, но уходящей в небытие литовской этнической культуры.

"В нашей семье уже не было Литвы"

Чем для жителей региона является Литва, и является ли литовский язык основной чертой этнического самосознания жителей? Этими вопросами задается работник Литовского института истории Дангуоле Свидинскайте, которая подчеркивает, что этническое разнообразие тут существует не только в рамках одной деревни, но даже одной семьи.

Ученый, говоря о сложных этнических взаимодействиях и меняющемся из поколения в поколение этническом самосознании жителей края, рассказала историю одной женщины, специально не называя ни ее фамилии, ни деревни, в которой она проживает. Известно только, что родилась она в 30-е годы прошлого столетия в деревне, где на тот момент не проживало много литовцев.

Ее отец был поляком, а мать родом из литовско-белорусской семьи. Дома в семье говорили по-польски и "по-просту", а сама женщина себя считает полькой, хотя подчеркивает, что она белоруска по паспорту.

"В названии своего доклада я использовала цитату из разговора с этой женщиной, которая сказала: "В нашей семье уже не было Литвы". И хотя она вырвана из контекста, мне она показалась интересной. Одновременно эти слова порождают много других вопросов: если утверждается, что не было Литвы, то что такое для нее Литва, и если не было Литвы, то что тогда было?" - обрисовала проблему ученый.

По ее словам, из многочасовой беседы с женщиной стало ясно, что Литвой женщина называет настоящие расположенные в округе "литовские" села, откуда происходили ее родители, и в одно из которых она переехала после замужества. Несмотря на то, что своих предков она считает литовцами, так как жили они в литовской деревне, себя женщина к литовцам не причисляет. Она понимает литовский язык и даже поет литовские песни, но говорить на языке не решается.

"Тут хочется подчеркнуть, что этническая идентичность для этих людей не является константой и включает в себя несколько уровней. В зависимости от ситуации эта женщина называла себя то полькой, то белоруской. Интересно, что Литва для нее ассоциировалась с литовскими жителями и литовскими деревнями их района. Именно поэтому она, родясь в "нелитовской деревне", говорила, что " у нас не было Литвы", - делится наблюдениями Д. Свидинскайте.

Как отмечает ученый, женщина вышла замуж за литовца и оказалась в литовской деревне, и своих детей она уже называет литовцами.

"Получается, что члены этой семьи будто бы оказались в трех странах: Литве, Польше, Беларуси", - констатирует Д. Свидинскайте, по мнению которой, пример этой семьи является, с одной стороны, иллюстративным, но одновременно и уникальным для Гервятского края.

По ее словам, о своем происхождении и литовских корнях жителей края заставляют задуматься желание сравнить историю своей жизни с жизнями других людей, а также некоторые чисто практические моменты – льготы при получении литовских виз и упрощенный порядок пересечения белорусско-литовской границы.

Местные жители: литовцы – "гиргуны"

Фото: ru.delfi.lt
Фото: ru.delfi.lt
А как местных литовцев воспринимали и характеризовали местные жители сел белорусского приграничья? По словам ученого из Белорусского государственного университета Юрася Внуковича, который представил доклад "Образ литовцев в представлениях жителей белорусско-литовского пограничья", этот образ зачастую формировался как образ "чужака".

"Представитель другого этноса как в реальном, так и в фольклорном измерении всегда воспринимается как чужой, другой. Такими чужими и непонятными могут быть его язык, религия, обычаи, быт, внешний вид, поведение. Формирование этнического образа всегда включает элемент стереотипизации, определенной степени упрощения и обобщения. Все это коснулось и местных литовцев", - отметил белорусский ученый, который подчеркнул, что необходимым условием для формирования таких характеристик является непосредственное общение представителей разных культур.

По его словам, длительное сосуществование представителей белорусской, польской и литовской национальности привело к частичному стиранию их культурных границ, а главным объединяющим началом этого приграничного, в большинстве своем католического, населения является их родной, разговорный язык.

"На вопрос о том, чем отличаются местные поляки, белорусы, литовцы, здесь характерным является ответ: "А ничем! Вместе праздновали свадьбу, и так встречались… И они, литовцы, не ссорятся с нами, поляками. Да и характер такой же, все зависит от человека. И едят они то же самое, что и мы", - рассказывает ученый.

Тем не менее, как отмечает Ю. Внукович, если в культурном, социальном, конфессиональном отношении местные литовцы воспринимались как свои, именно существенные языковые различия между белорусами, поляками и литовцами приграничного региона влияли на формирование образа последних.

"Лингвистический аспект фигурирует в насмешливых прозвищах литовцев со стороны местного славяноязычного населения, основанных на принципах звукоподражания и передачи непонятных слов. Это, например, "гиргуны", "жигуны", "клаусы", "лабасы" и так далее. Наиболее ярко это выражено в деревнях Островецкого района, где на протяжении столетий мирно сосуществовало белорусско-литовское население. Здесь, как и в Вильнюсском и Шальчининкском районах Литвы, литовцы получили и свое основное прозвище "гиргуны", которое происходит от литовского слова "gargėti" (гоготать), для которого характерна насмешливая, а иногда и бранная окраска", - констатировал ученый.

Он также отметил, что этим словом – "гиргуны" – местные жители нередко называют и литовцев Литвы. В приграничных белорусских селах литовский язык нередко сравнивался с языком животных, и такая традиция, по словам ученого, характерна и для других народов мира. "Плохого" литовца нередко именовали и "черным нёбом", по аналогии с поверьем, что собака с черной глоткой – особенно злая.

Одновременно ученый подчеркивает, что местные белорусы и поляки, проживающие на белорусско-литовском пограничье, подчеркивают и положительные качества литовцев – трудолюбие, а также способность говорить на нескольких языках – не только литовском, но также на русском и польском. 
-5%
-10%
-20%
-20%
-25%
-7%
-20%
-50%
-23%