Алексей Вайткун,

"Беларусьфильм" определяет своим приоритетом оказание постоянной поддержки молодым кинорежиссерам и поэтому объявляет художественное направление "Дебют", в задачи которого входит выявлять новые имена, идеи, героев и темы отечественного киноискусства!" - сообщили не так давно на киностудии. Руководителем художественного направления станет режиссер Александр Ефремов. В прямом эфире TUT.BY-ТВ Александр Васильевич подробно рассказал о том, как в Беларуси будут искать, определять и поддерживать талантливую молодежь.



Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.

Скачать аудио (11.98 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.

Скачать видео

Киностудия "Беларусьфильм" долго не могла найти директора, сейчас назначили Олега Сильвановича. Как вы отнеслись к этому назначению?

С сочувствием. Потому что я был на этой должности, я знаю, насколько это хлопотно, обременительно, сколько она требует сил, энергии и изворотливости. Я с огромной симпатией отношусь к Олегу Игоревичу, но одновременно сочувствую ему. Он взвалил на себя тяжелое бремя.

То, что на киностудии долго не могли найти руководителя, для вас не новость?

Конечно. Я полагаю, что для этой должности, на которой хочется проявиться и сделать что-то конкретное, нужен определенный дар, талант. Такого человека долго подыскивали, надеюсь, Сильванович окажется именно тем человеком, который поможет белорусскому кинематографу.

Чего вы - кинорежиссер - ожидаете от нового руководства?

Знаете, я давно работаю на киностудии, и за это время было много директоров. Всегда рассчитываешь на то, что с приходом нового человека появятся новые интересные сценарии, более значимые экономические возможности и удастся сделать стоящее кино. Все эти надежды связаны с приходом любого директора. Я хочу снимать по талантливым сценариям, с талантливой группой, на хорошей технике, с хорошим, достойным финансированием.

Получается, сегодня этого нет?

Мне грех жаловаться. За эти три года я снял четыре картины. К сожалению, это были телевизионные сериалы: четырехсерийный "Снайпер", восьмисерийный "Покушение", восьмисерийный "Немец" и четырехсерийный "Лучший друг семьи". Я работал с удовольствием, с результатом. Поэтому мне не на что жаловаться. Я работал и собираюсь работать дальше. Кинопроизводство очень финансозатратно. Нам всегда чего-то не хватает, "нам всегда мало", как пели в старой доброй советской песне. Хочется большего, лучшего. Это вполне естественно, мы же должны идти вперед, а не топтаться на месте.

Какие сегодня проблемы в отечественной киноиндустрии?

У нас должно появиться новое здание киностудии, нынешнее очень старое и изжившее себя. Технический парк обновляется. Последние картины я снимал на камеры Red One. Это шикарнейшие камеры, которые дают огромные возможности. У нас хороший свет. Для картин построили симпатичные павильоны. Актеры хорошие.

Я о проблемах…

Проблема всегда в людях. Сейчас очень сложный период - смена поколений. Этот период, на мой взгляд, затянулся. Старшего поколения практически нет, остается только по-доброму его вспоминать. Ушли очень многие - Тур, Добролюбов, Пташук, Степанов, Рубинчик, Нечаев… К сожалению, этот список бесконечен. Среднее поколение, которое достаточно продуктивно работает, из-за финансовых преимуществ работает в России. Они снимают достаточно добротное кино, востребованы, прилично оплачиваемы, поэтому предпочитают работать там.

А кино - это режиссерская профессия, которая всех объединяет, она должна разрабатывать новые идеи. Режиссер иногда просто массовик-затейник, который должен убедить всех, что люди на правильном пути и кино получится хорошее. Фамилии, которые я назвал, это эпоха. Это люди, которые сделали фильмы достойнейшим искусством.

Есть ли сегодня возможность обучаться режиссерскому делу? Некоторые режиссеры говорят о том, что было бы неплохо организовать режиссерские курсы, срок обучения на которых чуть меньше сроков обучения в Академии.

Я считаю, что возможность для обучения у нас есть. С 5 апреля в Академии искусств у нас создан кинофакультет. Я вгиковец и люблю это учебное заведение, я его выкормыш. Но за последние десять лет я не вижу, чтобы во ВГИКе, к слову, появилась безупречная, яркая, убедительная режиссерская звезда.

Хотя все условия там есть…

Условия примерно одинаковы. Они тоже имеют небольшие средства. Но там школа, традиции. Когда во ВГИКе училось мое поколение, мы туда заходили с широко раскрытыми глазами, потому что там были звезды, личности, корифеи. Михаил Ромм, Борис Бабочкин, Александр Столпин, Герасимов, Бондарчук, Таланкины… Были блестящие педагоги по общеобразовательным дисциплинам. Михаил Степанович Григорьев, который был первым деканом у Брюсова в литературном институте, преподавал нам современную литературу. Третьяков читал нам изобразительное искусство.

Получается, в России есть ВГИК и условия, но на качество кадров это тоже особо не влияет?

Когда появлялся такой выпускник, как Тарковский, Кончаловский, Шукшин, на первых картинах было понятно, что мы имеем дело если не с гениями, то с удивительно талантливыми людьми. Например, первая работа Никиты Михалкова - фильм "Свой среди чужих, чужой среди своих". Сейчас таких ярких работ нет.

Почему? Обмельчали?

Я не думаю, что обмельчали. Глубочайшее заблуждение говорить, что следующее поколение хуже. Кого остается винить в этой ситуации? Только время. Как ни странно это звучит, но нужна нравственная, идеологическая составляющая, концепция взгляда на современную жизнь. Сейчас идет такой разброд. Очень легко хаять, ругать, разрушать: это не требует больших усилий, тем более умственных. Гораздо важнее созидать, предлагать что-то позитивное. Когда ты это делаешь, ты выглядишь ущербным и тебя легко критиковать. На чем мы будем строить дальнейшую позитивную программу? Не ожидать же 2012 года. Не ждать же, когда, как говорят, Гольфстрим остынет и начнется новый ледниковый период. Этим жить нельзя.

Когда я поступал в театральное училище на актерский факультет, тогда был необыкновенно модным поэт Асадов. Не хочу сказать о нем ничего дурного, но из четырех поступающих девочек три читали стихотворение "Парень со спортивной фигурой и девчонка - легкий стебелек…" В юном возрасте очень легко драматизировать, задумываться, приклонив голову, что жизнь не удалась, что ни в чем нет смысла. "Я вся усталая, я вся больная, цветы меня не радуют. Прочтите, порвите и сожгите". Жизнь требует мужества. Не все гладко, не все так, как тебе хочется. Но надо жить и делать то, что хотя бы на микронную долю улучшит то, что вокруг тебя. И это задача искусства.

Наверное, это жизненная задача каждого из нас…

Согласен. Знаете, я не люблю вопрос: "Чему научит ваше кино? Чему будет учить ваш спектакль?" Мне сразу делается не по себе, я отворачиваюсь и стараюсь уйти от такого разговора. Это бессмысленно и осталось еще с совка, что мы должны чему-то научиться. Мы должны рассказать историю, в которую человек поверит и поймет, что не так все мрачно на белом свете, что этот свет необыкновенно хорош.

Почему кинофакультет не создали раньше?

У нас была кафедра кино- и видеоискусства. На протяжении многих лет там были выпускники режиссерского и операторского факультета. На телевидении сейчас в основном работают выпускники нашей академии. В режиссерские мастерские мы набираем раз в пять лет. Тем не менее, я горжусь Андреем Кудиненко, Александром Колбышевым... Они активно и интересно работают. В этом году на диплом идут еще пять моих студентов. Я думаю, это вполне естественно.

Во ВГИКе были мастерские по 15 человек. Пятеро были направлены от республик, пятеро были иностранцами и пятерых набирали со всего союза. Обычно от мастерской в профессии остаются два, максимум три человека. Остальные оказываются возле искусства: кто-то уходит вторым режиссером, кто-то становится чиновником, кто-то меняет профессию.



Какие настроения и планы у ваших учеников? Будут работать здесь или собираются за границу?

Когда я набирал предыдущую мастерскую, у меня были режиссеры театра. Я был удивлен. Когда я поступал во ВГИК, у нас было 200 человек на место. А в академии 10 лет назад был конкурс 2-3 человека на место. Этой профессии перестали доверять, перестали рассчитывать, что она способна обеспечить жизнь, будущее. Сейчас конкурс повышается, возвращается доверие к профессии, к искусству, кино.

Никто не в состоянии предугадать, кто из моих учеников будет режиссером. Но я вижу интерес, желание работать. Благодаря этой профессии можно получить по жизни несметное количество пощечин. Это публичная профессия, а всем нравится невозможное. В свой адрес можно услышать такое количество нелицеприятных слов, и кривая твоей жизни может так изломаться!

Как вы оцениваете инициативу руководства киностудии создать так называемый совет мэтров? Вас приглашали в этот совет?

Я действующий режиссер, мне надо работать. Эта система имеет самые разнообразные формы. Были худсоветы, общественные советы. Там наиболее талантливые, работающие в кино люди.

Злопыхатели говорят, что от совета попахивает нафталином. Не проще ли было создать совет, скажем, молодежи, людей, которые знают, чем сегодня живет отечественный кинематограф?

Я предполагаю, что этот совет мэтров может быть полезен. Но, как любой совет, это только совет. А дело делать придется тем самым молодым. У французов есть хорошая поговорка: Ne dis jamais ‘’jamais’’, nt dis jamais “toujours” (Никогда не говори "никогда", никогда не говори "всегда"). Не будь таким категоричным, оставляй зазор, чтобы твоему оппоненту было куда повернуться. Я боюсь, что радикализм, который свойственен молодым людям, может быть излишне агрессивным, излишне вредным. Поэтому пусть советуют, мы будем слушать и стараться найти приемлемую для нас середину.

В таком случае, может быть, было бы более продуктивным создать совет из шести мэтров и шести молодых режиссеров? Тогда в самом совете был бы диалог, не считаете?

Я думаю, они поработают и посмотрят. Будет очень просто потом добавить в совет 4-5 молодых ребят. Они должны появиться.

Может так получиться, что совет будет обсуждать и вашу работу, нет?

Может быть, и будет.

Вы не боитесь, что скажут, например, что сценарий, который заинтересовал вас - неактуален?

Если скажут, это останется только словами. Я верю в себя и буду стараться быть убедительным, если придется им что-то доказывать. Сначала ты работаешь на имя, а потом имя работает на тебя. Ко мне стало чуть больше доверия, чем раньше.

С чем вы это связываете?

Что ж тут быть скромным, у меня получаются картины. Может быть, это не выдающиеся произведения, но эти картины многим интересно смотреть. Наверняка есть люди, которые говорят, что это дурно. Но я снимаю эти истории искренне.

Я помню, как я первый раз пришел на съемочную площадку. В главной роли у меня был Александр Калягин. Я ему говорил: "Вот здесь просто пройдешь". И он меня спрашивал: "А как я иду? Почему я так иду? С чем я иду?" Он тогда меня дрессировал. Мне нравилось с ним работать. Я каждый раз выходил на площадку с легким ожиданием грандиозного подвоха. Сейчас я выхожу на площадку гораздо спокойнее, увереннее. Я знаю, что сказать артистам, операторам. Я знаю, о чем мне говорить с художником и композитором. Я считаю себя профессионалом, поэтому я уверен.

Я так понимаю, ваша позиция такова - пусть совет поработает, посмотрим, что будет. Дальше его можно будет реформировать, если надо.

Конечно, это не раз и навсегда данная структура. Если они будут полезны - дай бог, пусть работают. Если же нет, то зачем к ним обращаться.

Что такое художественное направление "Дебют"? Это премия?

Это не премия. После эфира я поеду встречаться со студенткой, мы будем с ней вырабатывать концепцию ее дипломного фильма, которым, может быть, заинтересуется телевидение, и она снимет его там. Мы будем работать с ней над сценарием. Над сценарием я и буду работать с ребятами, которых выпускаю. Мы очень много занимались анализом драматургии. Это обязательно делать, потому что многие режиссеры не умеют читать сценарии. Они не знают, с чем они выйдут на площадку, что они будут делать. Повторюсь, мы много этим занимались, и я надеюсь, мне удалось кое-чему научить своих воспитанников.

Эти сценарии будут обсуждаться советом мэтров, мы будем их представлять, защищать, отстаивать. Оцениваться будут именно художественные качества. Это первый этап. После того как сценарии будут приняты, будет своего рода конкурс. Сценарии будут набирать баллы, которые будут начисляться исходя из того, какие актеры будут сниматься, из кого будет состоять группа, будет ли использована натурная площадка.

То, что будет способствовать развитию белорусского кино, будет приоритетным. Тогда эти картины будут запускаться, и мы будем участвовать в этом процессе, надеюсь, ненавязчиво и не по-диктаторски. Мы будем стараться уберечь их от несуразностей. Картины будут целиком и полностью финансироваться государством. Но, как вы понимаете, финансирование будет скромным, вряд ли удастся сделать блокбастер.

Кто придумал эту многоступенчатую систему, которую вы сейчас обрисовали?

Эта система принадлежит руководству студии, в частности, я думаю, серьезное участие в этом принял генеральный директор Олег Сильванович.

Могут ли к вам обращаться талантливые белорусы, которые пишут сценарии? Или "Дебют" только для тех, кто обучился?

Прежде всего, это выпускники академии. Хочется, чтобы кино занимались профессионалы. Сейчас в кинематографе более чем достаточно случайных людей. Но если на студии есть человек нережиссерской профессии, блестящий монтажер, который смонтировал огромное количество картин, ему бы я доверил картину даже без образования.

Но в любом случае ему понадобятся рекомендации.

Рекомендации у него существуют в виде готовых работ, которые представлены на разных форматах экранов.

Что бы вы сегодня посоветовали талантливой молодежи, которая хочет делать белорусское кино?

Я опасаюсь что-либо советовать.

Тогда, может, хотите от чего-то предостеречь?

Говорят, что только глупые люди учатся на своих ошибках, а умные люди учатся на ошибках других. Но, к сожалению, без ошибок не обойтись. Опыт приходит только от работы. Самая главная рекомендация - работать как можно больше.

Расскажите, над чем вы сейчас работаете?

Я только что закончил картину для канала "Россия", которая называется "Лучший друг семьи". В сентябре она должна появиться в сетке. Может быть, мне удастся сделать картину "Каласы пад сярпом тваiм" по Короткевичу. Я сейчас всерьез думаю на эту тему. Уже готов первый вариант сценария. Киностудия им заинтересовалась.

TUT.BY - диалоги о кино…
-30%
-15%
-7%
-50%
-10%
-20%
-10%
-10%
-50%
-15%
0071696