Ольга ПРУДНИКОВА,

Национальная киностудия "Беларусьфильм" осталась без главного редактора. Уволена Наталья Стежко. Учитывая то, что студия уже полгода работает и без генерального директора, многие сегодня называют ее обезглавленной.

Как рассказали Naviny.by на "Беларусьфильме", для сотрудников уход Натальи Стежко стал неожиданностью. "Насколько мне известно, это произошло по соглашению сторон", - добавила пресс-секретарь студии Валентина Белякова.

Примечательно, что уволилась Стежко еще два месяца назад, а известно об этом стало случайно - белорусский сценарист Андрей Курейчик рассказал об этом в своей колонке на нашем сайте.

"Конечно, не каждый месяц уходит главный редактор, конечно, это очень ответственный пост, - призналась Валентина Белякова. - Однако мы не собирались создавать из этого сенсацию. Это было решение руководства и Натальи Григорьевны, они согласовали это. Нам пришлось оперативно решать вопрос, кто будет исполнять обязанности главного редактора. Сегодня эту должность занимает Екатерина Понамарева".

Сама Наталья Стежко не желает распространяться о причинах своего ухода с "Беларусьфильма".

"Это мое личное решение, потому говорить об этом не хочу, - заявила она Naviny.by. - Единственное, что могу сказать - ушла сама, написала заявление об уходе и ушла. Может быть, придет время, и я подробнее расскажу об этом".

"Рано или поздно все уходят, - добавила она. - И что будет вспоминать народ после нашего ухода? Ведь не внутренние разборки, производственные дела, а то, какие фильмы были сделаны во время руководства директора или редактора. Это главное. На мой взгляд, за последнее время на киностудии было снято много достойных картин - например, "Масакра", "Волки". Сейчас поле белорусского кинематографа стало более распаханным".

Между тем, поднявший тему увольнения Стежко Андрей Курейчик к ее творческому наследию относится с меньшим трепетом.

"По моему личному мнению, человека, который бы больше навредил отечественному кинематографу за последние 200 лет, - не существует. Самый чудовищный редактор всех времен, антикинематографист, "гангрена" отечественного кино", - написал Андрей Курейчик.

Наталья Стежко, комментируя высказывания Курейчика в свой адрес, полагает, что в сценаристе говорит личная обида.

"Должность такая у меня была. Знаете, сколько мной недовольных? За год на студию приходит 100-150 сценариев - а фильмов выходит 5-7. И если картина в запуске - главный редактор становится лучшим другом, а если нет - врагом номер один. Не могу ничего плохого сказать об Андрее, желаю ему только счастья. Могу заметить лишь, что если бы он приносил действительно талантливые и хорошие работы - не было бы проблем. Но те его сценарии, которые приносились мне, и те работы, которые я видела, все же слабоваты. Впрочем, хорошие сценарии - редкость, потому подарок судьбы", - говорит Наталья Стежко.

На киностудии заметили, что "может, Наталья Григорьевна и не самый лучший редактор, однако при ней работа велась, студия была загружена на все 100 процентов, фильмы снимались и выходили успешными".

"Другое дело, что у нас существует серьезная проблема со сценариями, - рассказала пресс-секретарь студии Валентина Белякова. - Тут Наталья Григорьевна делала все, что могла. Однако это не только белорусская, это мировая проблема. Если студия выпускает, допустим, 50 фильмов в год, то успешными имеют шансы стать 6-7. А если мы делаем 6-7 фильмов, то хорошо, если "выстрелит" 1-2. Многое упирается еще и в финансовые вложения. Так как мы бюджетное предприятие, у нас есть определенные тарифы за работу сценариста, которые меньше, чем могут предложить в России или Украине".

Как призналась Наталья Стежко, она хотела бы продолжить заниматься белорусским кинематографом: "Без ложной скромности, я очень высококлассный специалист. Начинала редактором в творческом объединении "Телефильм" Белтелерадиокомпании, работала ведущим редактором на студии "Летопись" Национальной киностудии. Во мне накоплен колоссальный опыт и знания, которыми я бы хотела делиться. Вижу свою миссию в популяризации белорусской культуры и искусства. А кино - самое мощное средство, через которое это можно сделать. Есть предложения по поводу дальнейшей работы, но только на уровне разговоров. Пока продолжаю работать в Институте журналистики на кафедре телевидения и радиовещания".

О том, кто может стать ее преемником, Наталья Стежко не в курсе: "Думаю, этот вопрос будет решен, когда назначат гендиректора. На должность главного редактора приходит человек, которого рекомендует гендиректор - во всяком случае, так у меня было - он выносит это предложение на суд департамента по кинематографии, министра культуры. Вот тогда и принимается решение".

Расплывчаты планы в этом направлении и у самой киностудии.

"Варианты рассматриваются, - сообщила Валентина Белякова. - Но профессионала, который мог бы претендовать на эту должность, не так легко найти. Пока Понамарева справляется, и на сегодня это наиболее оптимальный вариант. Вполне возможно, гендиректор у нас появится раньше, чем главный редактор".

Это, впрочем, логично, ведь директор и ушел куда раньше редактора. Напомним, в декабре 2010 года бывшему генеральному директору Владимиру Заметалину не продлили контракт, до сих пор его обязанности исполняет Сергей Леонович. Последние полгода не проходило и месяца, чтобы у Минкульта или представителей киностудии не интересовались, когда же появится новый глава. Отсутствие конкретного ответа, конечно, вызвало массу кривотолков. А после того, как студию покинул второй по важности человек, ее и вовсе называют обезглавленной.

Впрочем, сами кинематографисты весьма оптимистичны. И даже обещают, что за лето, быть может, будет назначен новый генеральный директор.

"В обсуждении кандидатур генерального директора куда больше подвижек, чем в выборе нового главного редактора, - объяснила Валентина Белякова. - Надеемся, что за летнее время к нам придет новый человек".

Говоря о том, не наблюдается ли на студии упадочных настроений, не повлияет ли отсутствие ключевых фигур в руководстве на творческие планы, Белякова заметила, что "на данный момент студия переживает не самые лучше времена".

"Но сценарии обсуждаются, худсоветы проводятся, - продолжила она. - В производстве находятся несколько проектов, в частности, "Снайпер-2. Тунгус" и "Одинокий остров". Мы работаем и над документальными фильмами, и над мультфильмами. Мультики у нас вообще в наилучшем состоянии - мультстудия загружена на 100%. С документальными картинам посложнее - Минкульт подрезал бюджет, потому будет чуть меньше картин. Но работа продолжается. Конечно, отсутствие основных руководителей на любом предприятии не может пройти бесследно. Но это проблема внутреннего характера. Люди, слава богу, руки не опускают, настроений упадочнических не наблюдается".

"Не берусь судить за тех, кто сейчас там работает. Однако, думаю, им сейчас тяжело, - высказала свое мнение о бывших коллегах Наталья Стежко. - Сейчас студия напоминает ребенка без мамы или папы. Насколько я знаю, на киностудии очень ждут, когда будет назначен гендиректор. Потому что это человек, который берет на себя ответственность, за которым остается последнее слово. Думаю, при хорошем руководстве студия "Беларусьфильм", имеющая отличную базу и огромный потенциал, выйдет на передовую".

{banner_819}{banner_825}
-99%
-11%
-50%
-10%
-30%
-12%
-20%