Поддержать TUT.BY
66 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Холдинги создали. На очереди — госкорпорации. В чем суть смены вывесок?
  2. «Куды ідзеш, Беларусь?» Тадеуш Кондрусевич провел «прощальную службу» в Минске. Как это было
  3. «В весе 115 кг я перестала выходить из дома». История девушки, похудевшей на 55 килограммов
  4. Что происходит в Беларуси 25 января
  5. Лукашенко чиновникам про биометрические паспорта: Даже двойки нельзя вам поставить по защите персональных данных
  6. Новый КоАП вводит правило «первого раза» для водителей: за какие нарушения сначала не будет штрафа
  7. Студента БГУИР, которому суд дал 114 суток ареста за марши, отчислили из университета
  8. Без жестких диет. Совет Елены, которая много раз пробовала похудеть и наконец сбросила 21 кг
  9. В квартирах хотят запретить держать некоторых животных. В планах — и ограничения по контактным зоопаркам
  10. Чиновники придумали, как законодательно «закрепить статус» Всебелорусского народного собрания
  11. И ездить не стыдно, и налог платить не надо. Подборка крутых автомобилей старше 1991 года выпуска
  12. За сутки умерли 10 пациентов с коронавирусом. Минздрав озвучил последние цифры о COVID-19
  13. 18-летней Софии, которая расписала щиты военных, дали два года колонии. Ее другу — полтора
  14. В Беларуси произошли массовые прорывы теплосетей. Неужели все так плохо?
  15. История о том, как простой парень спас семью из пожара, получил медаль «За отвагу» — и как сложились их судьбы
  16. В России ищут 80 вагонов для поставки бронетранспортеров БТР-80 в Беларусь. Разбираемся, в чем дело
  17. Перед жительницей Петербурга, получившей удар в живот, извинились — и руководство полиции, и сам полицейский
  18. В 2020-м году — семилетний антирекорд по покупке квартир. Эксперты рассказали, что происходит
  19. «Ответила: «Да». Ролик, где минчанин делает предложение, набрал около семи миллионов просмотров
  20. Британские СМИ о подробностях крупной аферы: подозреваемый бежал через Минск, за бизнес-джет платил наличными
  21. Поддержать TUT.BY может каждый. Вот простой и полезный способ
  22. 555 долларов за «квадрат». Под Минском построили частный дом из мапидовских панелей. Вот он какой
  23. Балаба: Минский ОМОН готов к возможным весенним акциям протеста
  24. Порье нокаутировал Конора Макгрегора
  25. В Беларуси готовятся нанести удар по коррупции. Что хотят изменить
  26. «Людей лишают «плюшек». Официальные профсоюзы придумали, как удержать работников и «наказать» тех, кто вышел
  27. «Место делали для себя и для гостей». Рядом с метро «Площадь Победы» открылся небольшой рестобар
  28. Погода на неделю: циклон «Ларс» принесет в Беларусь снег, мокрый снег и дождь
  29. Помните, как ЦИК забросали жалобами на нерегистрацию Бабарико? Теперь хотят ввести изменения по обращениям
  30. На продукты, лекарства и детские товары подняли НДС. Рассказываем, что может заметно подорожать


Алексей Вайткун,

В конце февраля заслуженная артистка России Наталья Бондарчук представила в Минске свою новую режиссерскую работу - художественный фильм "Гоголь. Ближайший". Премьера прошла в столичном кинотеатре "Москва".

Я самый наивный зритель! / О чем режиссеры снимают сегодня? / Я смотрела "Аватар" три раза / "Обитаемый остров" - это политическая фантастика, которую я не очень люблю / В России русское кино прибыльным уже не будет / Мой фильм "Детство Бемби" просмотрели три миллиона детей за три недели / Я очень люблю работать, особенно с первоисточниками / Я не люблю пробовать актеров 



Показать свое новое кино Бондарчук обещала белорусам еще в ноябре прошлого года, когда приезжала на XVII Минский международный кинофестиваль "Лістапад". Наталья Сергеевна с удовольствием общалась с журналистами, много и интересно рассказывала о жизни, творчестве и своей известной семье…

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Скачать видео

Мы знаем, что на любом кинофестивале, на котором вы присутствуете, вы посещаете все кинопоказы коллег.

Я хожу из-за своих друзей. Пока мы живы, нужно говорить друг другу хорошие слова, потому что снимать безумно сложно, я сама кинематографист и знаю, что это такое. Например, в рамках "Листопада" я пришла на фильм "Смерть в пенсне или наш Чехов", с участием Елены Драпеко и Евдокии Германовой. Конечно же, я пришла на просмотр из-за девчонок!

Поддержать?

Да! И я с таким восторгом смотрела фильм. А еще – я самый наивный зритель… Наивный, потому что всегда нахожу в ленте что-то хорошее. И смеюсь больше всех… Правда, у меня и мама, Инна Макарова, такая же хохотушка – всегда смеется! Я в детстве всегда пугалась. И когда она снова начинала хохотать, я ей говорила: "Мама! Ты что?! Зачем ты так хохочешь?!" На что она мне отвечала: "Так смешно же!".

На "Листопаде" посмотрела фильм Людмилы Гурченко "Пестрые сумерки", поздравила ее. И ей это было очень приятно. Я же вижу, что люди-то ждут этих слов!

Когда мы привезли сюда фильм "Пушкин. Последняя дуэль", то этот фильм сразу посмотрели пять тысяч человек. А мы с Анечкой Снаткиной сидели в первом ряду с трясущими коленками.

А когда вышли, то люди в прямом смысле слова прижали к стене – брали автографы, поздравляли, говорили о фильме, а актеры поздравляли друг друга. Это было так приятно!

Вы смотрите фильмы в зале, вместе со зрителями?

Я должна чувствовать дыхание зала!

Боитесь?

Еще бы! Жуть! Помните мультфильм "Фильм, фильм, фильм" и момент, где режиссер сидел и колотился вместе со съемочной группой…

Так и у вас?

Безусловно! (смеется.) Сердце выскакивает…

О чем режиссеры снимают сегодня?

Вообще, я усмотрела одну тенденцию, которую назвала бы одним словом – ностальгия. Причем это ностальгия по прошедшему. Фильм "Смерть в пенсне или наш Чехов" спрашивает, "а кому сегодня нужен Чехов?" А Гоголь, Пушкин? Кому? И вдруг находятся люди, готовые отдать свою жизнь за то, чтобы осталось то лучшее из культуры 18, 19, 20 века…

Вами движут эти же чувства?

Да, безусловно. И хочу сказать, что я снимаю не рейтинговое кино, действительно, никому не нужное. И я имею в виду не зрителей. Зрителям как раз все это нужно. Куда бы я ни приехала, всегда слышу: "Мы хотим видеть нормальное кино!" А что значит – нормальное? А это значит – люди хотят и поплакать, и посмеяться!

Именно такое нормальное кино и было представлено у вас на "Лістападзе". Но судьба всех этих фильмов незавидна в России, но завидна в Беларуси, потому что здесь присутствуют категорически разные позиции в отношении проката. В Беларуси кинотеатры не отдали в руки дельцов. А если какой-то коммерческий элемент и есть, то его процент небольшой. В основном же это государственные кинотеатры.

В России продано все с такими названиями, как "Родина", "Победа" и так далее… В Волгограде на кинотеатрах висят амбарные замки и они уже даже не функционируют как кинотеатры. А выпустив джинна из бутылки - американский кинематограф очень плохого пошиба, под который можно жевать попкорн, наш кинематограф можно не смотреть, а, извините, хавать.

Вы следите за киноновинками?

Безусловно. Вообще, я нахожусь в очень плотном контакте с молодежью и детьми, поскольку руковожу детским театром "Бемби". Мои собственные дети прекрасно меня знают и постоянно подсовывают мне современные фильмы, говоря при этом: "Мам! Конечно, тебе этот фильм может не понравиться… Но там такая склейка!"

То есть обращают ваш творческий взгляд…

Они делают своего рода "подкоп". В результате я смотрю самую разную лабуду только из-за этой самой склейки. Но я хочу отметить, что отношусь к той категории людей, которые с восторгом посмотрели "Аватар". Я его смотрела три раза. И по совету многих, на девятиметровом экране. Я сидела на десятом ряду и при этом могла видеть каждую пушинку…

Когда мне говорят, что "Аватар" - это развлекательная картина, то я отвечаю: "Ничего подобного! Джеймс Камерон является крупнейшим кинематографистом, который восемь лет ждал этих технологий! И он создал другой мир, другую цивилизацию". Этот человек романтизирован невероятно!

Также для меня симпатичны и обитатели его планеты, которые идут не тупиковым путем технического усовершенствования, а путем развития своих сверхспособностей! Поэтому я считаю "Аватар" фильмом о будущем.

А фильмы своего брата Федора Бондарчука?

Безусловно, я смотрю фильмы Феди. Но в чем вся суть? Его "9 роту" я посмотрела с диким восторгом, прямо до слез. Второй фильм "Обитаемый остров" относится к разряду политической фантастики, которую я очень не люблю. Когда Андрей Тарковский снял "Сталкера", то потом он еще два раза его переделывал. И я поняла почему – он убирал все это, политическое, потому что его всегда интересовали проблемы человеческой совести.

Также я поняла, что очень важно то, с кем ты смотришь фильм. Когда я смотрела "Сталкера" в юношеской аудитории, которая просто осмеяла, то я тоже подумала: "Ой, какой ужасный фильм ты сделал, Андрей… Какой кошмар!" Потом, уже в другом месте, когда я посмотрела все семь фильмов Тарковского подряд, то поняла, какие же это на самом деле гениальные картины! В "Сталкере" эта комната, где исполняются желания… А вдруг ты подумаешь о том, сокровенном, о чем не можешь даже высказать, и оно материализуется? А вдруг материализуется не то, что ты задумал, а то, что живет в твоем подсознании? И оно окажется ярче того, позитивного момента, на который так хотелось настроиться.

Что касается "Обитаемого острова", то больше всего мне понравился фильм о фильме, который в дополнительных материалах. Я подумала: "Бедный Федя! Что он такое перенес, чтобы все это снять, создать…" Но я не воспринимаю такие фильмы.



Вы сказали об этом Федору?

Я поздравила его с большой работой. Я никогда не убиваю в человеке художника и творца.

А если бы он спросил "Как тебе?"

Я бы сказала "Мне было интересно!" И мне в самом деле было интересно, но я еще раз повторюсь – я не воспринимаю политизированную фантастику. А здесь это все заложено в романе, которым все просто восторгаются. Мне нравится фантастика Рэя Бредбери, Айзека Азимова, Станислава Лема, потому что это космическая фантастика.

Но если бы Федор сделал что-то, похожее на аватаровский стиль, то креатив получился бы чуть опережающим наше время. И тогда фильм был бы интереснее. Например, меня рассмешил в фильме самый первый момент, когда в звездолет мальчика будущего попадает ракета. Там все ведь должно было быть просто безумно горячим, а он подходит, касается этой ракеты и… идет дальше! Ванька, мой сын, защищая Федю, сказал: "Понимаешь, это же супергерой, он ничего не ощущает!" на что я ответила: "Так что же – он горячего не чувствует, что ли?!"

Не поверили…

Да. А образ, который играл сам Федор, был мне интересен, потому что он был креативен. Федор вообще потрясающий артист, вы заметили?

И я бы внесла в эту картину еще больше юмора. В фильме "Пятый элемент" мне больше всего понравился эпизод с китайским ресторанчиком… Супербудущее и китайский ресторанчик! Или другой эпизод – комната будущего: в полтора метра площадью, в которой просто невозможно жить, с холодильником… и кошкой!

Но "Обитаемый остров" - это коммерческое кино?

Я не знаю, насколько оно коммерческое…

Это коммерческий проект, главной целью которого - заработать…

Сейчас, что бы вы ни делали, в России русское кино прибыльным уже не будет. Мы разрушили систему проката. Любую картину можно сделать, если только она не копейки стоит, когда ты что-то эдакое подсмотрел, снял на свой мобильник и выложил потом в интернете. Все, озолотился! И вместо потраченных двух копеек ты заработал в десять раз больше! Но если ты вложил в фильм полтора миллиона долларов государственных средств… Кто тебя увидит? Кто тебя пустит на экран, на котором, например, сегодня идет очередная серия "Трансформеров"…

Какая вы продвинутая бабушка… "Трансформеров" с внуками смотрите…

Да, мой дорогой! А еще я со своими внуками общаюсь онлайн… Как-то я им свою кошку показала! И сразу же услышала: "Ой, бабушка! Мы к тебе хотим!"



Когда вы снимали последнее свое кино, вам не хватало денег, квартиру заложили…

Чуть не потеряла ее…

А ради чего все это?

Ради идеи. Мы ведь, славяне, - ради идеи живем всю жизнь. А кто же, если не мы? Тогда вообще не будет возможности говорить с молодежью на важные для нас темы. Например, Пушкин и понятия чести, достоинства... Это очень современная тема творчества и зависти, которая всегда и везде будет, куда бы мы не ушли… Как только кто-то выходит в лидеры, при чем неважно где, ему тут же начинают завидовать. И действительно… Эту тему Пушкин замечательно описал в своем произведении "Моцарт и Сальери". Поэтому, сколько буду жива, столько буду на эти темы снимать…

Несмотря на то что все время приходится деньги клянчить?

Да. Я, как всероссийская попрошайка: Подайте Пушкину на рубашку!.."



Так и говорили?

Конечно!

А вам, видимо, отвечали, что никому эта ваша идея не нужна, верно?

Нет, знаете, есть совестливые люди, которые хоть копеечку, но дадут. Но именно копеечку, а здесь рубль нужен… Но, конечно, понятно, что это дело государства – поддержка таких картин. Но пока нашему государству не до этого.

Например, я полтора года выпрашивала крошечные суммы на фильм о моем отце, Сергее Федоровиче Бондарчуке к его 90-летию. Причем, когда пришел Авдеев, министр культуры, просто потрясающий человек, то даже он ничего не смог сделать со всей своей командой, чтобы я вовремя получила эти средства.



И я их получила… Через два месяца после юбилея… А сейчас я заканчиваю фильм об отце. Уже второй. Первый фильм, слава богу, был профинансирован телеканалом "Культура", за что им спасибо. Также спасибо и Министерству культуры, поскольку Авдеев просто дожал этот момент, но чего это стоило…

Есть необходимые вещи, как, например, полет Гагарина – первый полет человека. Ведь все это было сделано с безумным трудом! А казалось бы… Кто в этом должен быть заинтересован?

После съезда кинематографистов Никита Михалков настоял, чтобы восемь важнейших студий получили необходимые средства. Мой "Золотой Век" - это крошечное объединение, которое всегда существовало за счет поддержки государства. Но я уверена, что бы они сейчас не сняли, но так и не вернут затраченные деньги. И об этом, по-моему, знают все. А как они могут вернуть, если еще нет системы координат? Тогда надо строить огромное количество кинотеатров, чтобы было разделение, например, в одном зале – американское кино, в другом – русское. И люди пойдут, только их приучить надо.

Хотелось бы немного поговорить о вас. Изначально вы учились на актерском факультете ВГИКа…

Да, в знаменитой мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, которую закончили мои родители. Это была светлейшая пора. Наша группа называлась курсом четырех Наташ. Когда Герасимов нас собрал, впереди всех была девочка с белой косичкой, которая сказала: "Здравствуйте. Меня зовут Наташа. У меня очень смешная фамилия – Белохвостикова". Следом за ней встает следующая девочка со стрижкой и говорит: "Здравствуйте! Я тоже Наташа и у меня тоже смешная фамилия – Гвоздикова". Встает третья девочка: "А я Наташа Аринбасарова!" Потом встала я и говорю: "Фамилия у меня не смешная – Бондарчук, но я тоже Наташа". С нами учились также и Оля Прохорова, Надя Репина, Нина Маслова, Ира Азер, Коля Еременко и Талгат Нигматуллин, Вадим Спиридонов. К сожалению, наши мальчики первыми ушли из жизни. Когда мы собираемся, то из мальчишек приходят только Юра Николаенко и Толик Переверзев. Все… Один за другим все уходят, уходят, уходят…




 
Мне очень повезло сразу, потому что я попала в руки самых знаменитых и интересных режиссеров. И прежде всего, это Андрей Тарковский. На съемочную площадку "Соляриса" я пришла очень юной и полностью доверяла режиссеру, но кое-что уже могла, потому что в ГИТИСе сыграла 400 ролей, причем самых противоположных. Но мало кто знает – тут я хочу признаться тем, кто меня видит и слышит: я могу играть острохарактерные роли, но об этом никто не знает, кроме тех людей, которые приходит на спектакли моего театра, в которых я играю атаманшу. Вместе со мной на сцену выходят 50 разбойников – маленьких детей в возрасте от 3 до 6 лет. Также на втором курсе я играла Тоню Прокоповну ("За двумя зайцами") так, что Герасимов хохотал, чуть ли не падая с кресла.

А сейчас у меня уже этого нет. Меня почему-то все считают ну очень серьезной дамой. А я люблю пошкодить…

А почему у вас такой имидж?

А из-за ролей!

То есть это шлейф…

Конечно! "Она там вся такая космическая! Такая, что ух!"

Не зная вас лично, а только по фотографиям и интервью… Знаете – да, образ слегка настораживает…

Грузит, да? (смеется.) Я, конечно же, бываю и той, и этой, но уж очень люблю шкодить и очень люблю юмор. И когда представляется такая возможность, то я, конечно, ее не упускаю.

А получилось пошкодить в рамках какого-то кинопроекта?

Нет, но может еще получится. На меня сегодня даже белорусские кинематографисты смотрят и думают: "А вдруг она и это потянет?" И потяну!

Но вернемся к актерской профессии… Когда я иду по Мосфильму и смотрю на фотографии (у нас все этажи заполнены фотографиями) и не могу найти ни одной фотографии, на которой был бы изображен человек, которого я бы не знала лично … Я всех их знала, кроме Эйзенштейна, Пудовкина – они были еще до моего рождения. А так – я даже Любовь Орлову помню.

Хочу сказать, что актерская профессия очень зависима и трагична… Уходят возраст, возможности, зрительские интересы… Невероятно трагичная!

Я была еще совсем крошкой, когда к папе и маме приходили Николай Рыбников, Алла Ларионова, Клара Лучко. Но эти фамилии нынешней молодежи вряд ли о чем-то говорят. Но если мы назовем фамилии Сережи Безрукова, Ани Снаткиной и еще десяток фамилий, то реакция будет сразу же: "Ой, я знаю!"

Когда на экраны вышла "Молодая гвардия", то Любку Шевцову знали все. Когда вышел мой фильм "Детство Бемби", его сразу просмотрели три миллиона детей – за три недели проката! А назовите какой-нибудь блокбастер, который сегодня имеет такой объем проката! А ведь "Детство Бемби" - это детский фильм, сказка. Вот как раньше работал у нас прокат! А мы взяли и погубили его… Правильно говорят – ломать не строить…

Что во ВГИКе вкладывали в советского актера?

У нас была немного странная мастерская, в которой Герасимов разрешал нам читать запрещенные стихи. Например, я читала "Поэму конца" Цветаевой, декламировала Пастернака. Также втихаря нас возили в Белые столбы, в кинофонд, и показывали "Ребенок Розмари" Романа Поланского и другие запрещенные в советское время фильмы.

То есть вам повезло?

Да. Нас воспитывали на разнообразном кинематографе, который нам разрешал смотреть сам Герасимов.

А идеология?

Герасимов любил повторять: "Вы можете играть все, кроме двух вещей – контрреволюции и порнографии!" То есть то, к чему мы сегодня скатились окончательно.

Как критика принимала ваши актерские работы?

По-разному. У нас своеобразная критика… Она художников не любит. Им главное усмотреть что-то. Что же касается Тарковского, то, как говорят, лежачего не бьют. Фильм "Солярис" ведь так и не вышел до Каннского фестиваля, и ему сделали 32 замечания…

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Там, вообще, страшные вещи были. Но он все же вышел потом. Но так как уже Гран-при присудили на Каннском фестивале, то что уже говорить плохое про фильм? Поэтому говорили более-менее хорошо.

А как ругали Владимира Мотыля за его фильм "Звезда пленительного счастья"… Сильно досталось… А сегодня? Кто смотрел, тот знает, какой это изумительный фильм.

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


А как вы воспринимали все эти выпады?

Больно было, но не очень. Самое страшное было, когда в 1986 году в ходе исторического перестроечного V съезда кинематографистов СССР Сергей Бондарчук, наряду с другими признанными фигурами советского кинематографа Ростоцким и Кулиджановым, был забаллотирован на выборах секретариата и покинул руководство Союза кинематографистов СССР. И об этом я также рассказываю в своем новом фильме "И вечностью наполнен миг", который уже был показан на канале "Культура".

В то время был сильный страх за семью. Не избрать членом Союза человека, который сделал "Судьбу человека", "Они сражались за Родину", "Войну и мир"… Тогда высказался только Никита Михалков, который произнес, что неизбрание Бондарчука – это ребячество и что "только за то, что он снял такие фильмы, я готов стать перед ним на колени". Тогда ударили и по Михалкову. В итоге ему пришлось уехать работать за рубеж. А такие актеры, как Володя Наумов, Лев Кулиджанов, в итоге остались на много лет без работы.

О вашем отце много написано. А каким его не знает никто?

Не знают очень теплого Сергея Бондарчука, совестливого. Он жил собственными фильмами.

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Когда я снимала свою сводную сестру Алену в фильме "Живая радуга", то она сказала: "Знаешь, Наташа, нас с Федей ведь отец тоже практически не видит и не говорит с нами, а как-то даже сказал, что ему не до нас!" Но, конечно же, ему было до нас, но вы только представьте себе, что это такое – снять "Войну и мир"… Папа не просто перечитал это произведение. Он перечитал всего Толстого. Тогда ему Шолохов сказал: "Это собрание сочинений поднять сложно, не то что переработать! А экранизировать! Сережа, что ты делаешь?!"

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


И на съемочной площадке "Войны и мира" у отца была клиническая смерть. Это сильное напряжение, человек полностью всего себя положил на алтарь кинематографа. В конце концов фильм, сделанный с таким трудом, вышел на экраны. И началось… "Ой, это же не Наташа Ростова – у нее голубые глаза!.. Пьер должен быть моложе… А Тихонов вообще кошмар какой-то…"

И вдруг дали "Оскара"! И все сразу же замолчали. Ненадолго… Потом это все вылилось на V съезде. Ведь кроме всего прочего, существует еще и простая человеческая зависть успеху. Папе еще Сталин сказал: "О! Шевченко - настоящий народный артист!" А на следующий день выходит постановление о присвоении звания народного артиста СССР Сергею Бондарчуку. Да там люди просто плакали от зависти. Мне об этом мама рассказывала.



Как вы думаете, Леша, кого он хотел снимать изначально в роли Болконского? До Тихонова и Смоктуновского? (смеется.) Космонавта… Титова. Почему? Потому что Болконский в свое время очень увлекался идеями Циолковского, бессмертием человеческого атома… А затем Болконский уходит из жизни. И с этого перехода в иной мир и того, что космонавт видел Землю "оттуда" и начинается фильм. Именно поэтому он и хотел взять космонавта. И обо всем этом и обо всех своих идеях мой отец и рассказывает в моем фильме. Таким отца ведь тоже не знали? А насколько был масштабен подход отца к различным темам? Это действительно был космический человек…

Будучи девушкой и молодой актрисой, вы ощущали и понимали этот масштаб?

Моя мама – Инна Макарова, а мама Феди и Алены – Ирина Скобцева, вторая супруга отца, с которой он прожил вместе гораздо больше лет. С моей мамой он прожил десять лет. Как я про них говорю – мальчик с Белоозерки и девочка со станции Тайга встретились только для одного – чтобы родилась я. И тогда я ощущала гигантское тепло и то, что он очень переживал по поводу того, что часть жизни мы прожили, не встречаясь. Иногда, обнимая меня, он плакал. То есть я ощущала с его стороны какое-то чувство вины. И это немножко нам мешало. А потом оно стало уходить – в момент нашей совместной работы над "Пошехонской стариной" и "Бемби". Но вообще, человек такого масштаба, который я чувствовала всегда, жертвует своей личной жизнью…

А стоит идти на эти жертвы? Нужны они?

Да. Он подарил зрителям такое … Все кинохудожники, включая Михалкова, говорят о "Войне и мире": "Это невозможно будет снять больше никогда!" И здесь имеются в виду не только массовые сцены, но и глубина содержания. Американцы попробовали повторить… И как мне сказала одна женщина на Урале: "Что же это за Наташа Ростова такая? Что это за пенек?"

У отца все было продумано и расписано, был прорисован каждый кадр… Это была такая мощная работа!

А чему вы научились у Бондарчука-актера, Бондарчука-режиссера и у Бондарчука-отца?

Титанически работать… Я очень люблю работать, особенно с первоисточниками. Вы только представьте себе, что я сама написала сценарий и к своему фильму о Пушкине, и к картине о Гоголе! Сколько я должна была для этого хотя бы прочесть? И у меня исторически все верно. Ни один историк не придерется! Как и в фильмах отца, о чем он сам также говорил. Потому что за результатом стоит ежедневный труд. Ты ищешь и ты находишь. Иногда для того, чтобы сделать маленькую сноску, приходится прочитать целый том.

Мне очень хочется снять и современную картину. И знаешь, о чем бы я сняла с удовольствием? Меня очень интересуют дети, которых я бы назвала иными, которые на вид вроде как бы с отставанием, – говорят не сразу и как-то выделяются очень. А потом оказывается, что эти дети и видят все по-другому, и слышат совсем не то, что слышим мы, знают столько, сколько в их возрасте просто невозможно знать и читают пятками – дети индиго.

Сегодня есть очень много детей, болеющих аутизмом. Таким образом, при помощи фильма, я хочу предупредить родителей, что своих детей надо внимательно рассмотреть, и не надо их кормить бромом и бежать вместе с ребенком к психиатру в панике, что ваш ребенок в чем-то отстает… Нет, ничего подобного… Они опережают нас, а это уже другой виток эволюции – мы же не знаем. Некоторые, конечно, уже догадались об этом. И, возможно, сейчас мы приближаемся к тому, о чем в свое время нам поведал в своей картине Джеймс Кэмерон. Появляются дети, которые знают язык животных, чувствуют траву, космос… Они безбрежны и они намного старше, чем мы!

Я бы хотела сделать такую современную картину, потому что такие дети порой не слышат слово, а видят его. Из-за чего какая-нибудь детсадовская нянька скажет: "Ты что – дура? Не можешь ответить?" А эта девочка вместо слов будет вокруг этой няньки видеть радугу…



Сложно вам сегодня?

Мне? Нет. Мне безумно интересно. Я очень люблю музыку, мой сын Ваня – композитор. Это мой сын от первого брака с Николаем Бурляевым. Сейчас мой муж - Игорь Днестрянский, а с Колей мы прожили вместе 17 лет.

Бурляев к нам часто приезжает…

Я знаю. И хочу сказать, что когда мы с ним расстались, то наши отношения улучшились, а не ухудшились. Так бывает… Он просто идеальный отец. Но речь не о нем, а о Ване, который был фактически как амфибия. И когда он плавал, я включала музыку Вивальди. Вообще, он у меня поплыл уже в четыре месяца, когда я ему показывала, что нужно делать, а он ритмично повторял это ручкой-ножкой. А в три месяца я подарила ему маленькое игрушечное пианино. А поскольку он еще не мог сидеть тогда, то он его сосал, а когда нечаянно задевал клавиши носом, то очень удивлялся, когда слышал звуки.

В девять лет у него появились первые композиции и первый синтезатор. Свои произведения он играл уже с пяти-шести лет. Затем поступил в центральную музыкальную школу, стал композитором. Последний фильм, к которому мой сын написал музыку, – первая часть фильма "Мы из будущего". Также он написал музыку и к фильмам о Пушкине, Гоголе. У него очень много фильмов. Также его приняли в Союз кинематографистов.

А моя дочь, Маша Бурляева, актриса в театре Маяковского. Также у нее есть свой маленький оркестрик. А еще она поет и сочиняет стихи. Представляете, как удобно – Маша пишет стихи, а Ваня – музыку. Но Ване постоянно некогда и сестре приходится выклянчивать из него эту музыку.



Вам когда-нибудь приходилось разрываться между творчеством и семьей?

Конечно! Когда я стала режиссером, мне был 21 год и я снимала "Пошехонскую старину". Но также я и сама продолжала сниматься в фильмах. Вы помните мои детские фильмы – "Живая радуга" и "Детство Бемби"? Ване было девять лет и он снимался вместе со мной. Он жил в заповеднике! То есть фактически я собрала всех вместе!

В том числе потому, чтобы они были рядом?

Конечно! И когда я сделала два спектакля – "Красную шапочку" и "Снежную королеву", Ваня, как мой сотрудник и композитор, а также и как автор, в свои 11 лет уже получал зарплату. Только так я могла быть рядом с ним. А как иначе? Бросить его, а самой творить? Для меня, как для мамы, это было бы невозможным.

А вы хорошая мама?

Хотите пример? В четыре года моя дочь, Маша Бурляева, снимается вместе с Наташей Белохвостиковой… Медведи, мороз, машины, и я кричу в мегафон: "Внимание! Приготовиться к съемке! Осторожно, там медведи!" И вдруг вижу, что возле медведей идет ребенок. И я кричу: "Чей ребенок?! Уберите ребенка!" А когда ребенок подходит ближе, то я вижу, что это моя Маша… Она услышала, что всех зовут, а поскольку она у меня была дисциплинированным ребенком, то сама надела шубку, натянула шапочку и пошла на работу! Вот такая я мама – свое дите не узнала…

А иногда у моих ребят и ревность была, когда Ваня говорил мне, мол, вот ты другим детям больше внимания уделяешь, чем нам с Машей. А все потому, что я создала детский театр, с которым также должна была работать.

Ваши дети ревновали вас…

Немножко да. Но вообще, все просто безумно любили театр. Театр создает человека. И поэтому я всегда рекомендую любой театр – семейный, школьный или какой-то другой, потому что маленький человечек должен отдохнуть от самого себя в роли того же храброго зайца. Вполне возможно, что здесь у ребенка неполноценная семья и он может быть двоечником… А тут он – храбрый заяц, который должен защитить Красную Шапочку!

То есть у детей появляется возможность…

…Изменить свою судьбу!

При помощи сцены...

Безусловно. У меня даже был мальчик с церебральным параличом, которого я взяла сразу же, как нашла для него роль. На тот момент это была роль главного разбойника. А мальчик еще плохо ходил, и когда он исполнял роль разбойника, то все думали, что это так надо. И когда ему аплодировали, он подошел ко мне и спросил: "Наталья Сергеевна, это мне аплодируют?" На что я ответила: "Тебе, Андрюшка, тебе!" А он был в обществе изгоем, его даже в детский сад брать не хотели. На самом деле это был очень умный мальчик, который в итоге стал хорошим психологом.

Возможно, что этот период жизни повлиял на его дальнейшую судьбу…

Конечно.

…И дал ему той уверенности, которой ему так не хватало...

Безусловно! Мы снимаем маску и перевоплощаемся совсем в другое существо. И это существо здоровое, что очень важно. Мысль – есть существо самодовлеющего начала. То есть мысль материальна.



Скажите, а как материализовалась мысль, в которой Наталья Бондарчук - режиссер?

До актерской профессии я всегда мечтала заняться режиссурой, но об этом мало кто знал. Это была для меня чуть ли не единственная возможность творческого роста. Актер свой образ создает внутри себя и инструмент у него только один – его тело с голосом, интонациями. А режиссер создает образ из огромного количества компонентов. Для меня режиссура стала как бы следующей ступенью. И это мне невероятно интересно. Также я соединяю в себе еще и писательское творчество. Моя бабушка, Анна Ивановна Герман, была сибирской писательницей. И когда мне исполнилось 13 лет, она подарила мне пишущую машинку. И вот - с 13 лет я пишу.

За сценарий "Гоголь. Ближайший" писатели вручили мне премию "Золотое перо Руси"! Только представьте: сначала ты создаешь образ и продумываешь его один на один с печатающей машинкой или компьютером, а потом моделируешь его уже с актером.

Однажды мне пришлось дописывать сцену в телевизионном проекте и в тот же день снимать ее. И я подумала: "Боже мой! Вот сейчас только что мысль была реализована и сыграна актером!" И на самом деле – это потрясающе, когда то, что ты хочешь сказать, умножается на личность актера. А мне везет с актерами!

У вас не лишь бы кто снимается…

… Миша Михайлов, Гедиминас Таранда, Лев Дуров, Сергей Безруков, Анна Снаткина, а в последнем фильме у меня снималась прекрасная актриса Анастасия Заворотнюк, которой я дала драматическую роль, и она появилась на экране совсем не в образе няни. Она очень интересная. Также она оказалась невероятно трепетным и рефлектирующим человеком, а также очень добрым и хорошим. Ее партнером был Евгений Редько – просто потрясающий артист, который буквально перевоплощался в Гоголя.

Как вы выбираете актеров?

Я не люблю пробовать. Например, Редько я увидела на сцене, и мне этого было достаточно. Как только я признала в нем Гоголя – дальше последовал только разговор с ним и его художественным руководителем, чтобы его отпустили, поскольку он является ведущим актером Российского академического молодежного театра и практически всегда очень занят. Что мне пробовать Николая Бурляева или Леонида Мозгового? Это же такие масштабные актеры! Ведь достаточно лишь посмотреть, что и как они играли…

Другое дело, что я пробую на вторые роли. И делаю это для того, чтобы составился полный ансамбль. И здесь я могу пробовать молодежь, ведь иначе и не откроешь новое лицо! Именно здесь уже идет основная задача художника…

Как вы работаете с актерами на съемочной площадке?

Я им доверяю. У меня постоянный оператор Маша Соловьева, которая входит сегодня в пятерку лучших операторов России. С актерами мы постоянно репетируем, даже ночью.

Какие еще традиции существуют на вашей съемочной площадке?

Сейчас я, как Кутузов перед боем, потому что производство настолько затратное, что я вынуждена проверять все, буквально до секунды, чтобы у меня все было готово и отрепетировано. Но у меня на ниточках подвешена улыбка, потому что я наслаждаюсь хорошей игрой. Когда Витя Сухоруков создал образ, который я просто нафантазировала с учетом того, что другие были историческими образами. И я говорю: "Витя, я тебе еще написала сцену…" "Не может быть!" На следующий день: "Витя…" "Да ты что – шутишь, что ли?" И в результате из таких эпизодов у меня получилась одна из главных ролей.

Актеры вас вдохновляют?

Безусловно! Я люблю сначала представить себе тех, кто у меня будет, а потом уже писать. То есть я уже вижу актера, вижу его характер и странности. В актерской профессии все не просто линейно, а непредсказуемо. И чем поведение актеров на площадке более непредсказуемое, тем ценнее они должны жить…

Уважаете непредсказуемость?

Я люблю творческих людей и сотворчество.

Видимо, как все Бондарчуки... Скажите, а что еще объединяет членов вашей большой семьи?

Совсем недавно в моем фильме прозвучала такая фраза, может быть она печальна… Ее говорит Сережа Соловьев: "Я последним снимал Алену Бондарчук и год не знал, что она смертельно больна. Это говорит о том, что мы ни на кого не должны перекладывать ответственность за то, что мы делаем и за то, как мы живем".

И вы с этим согласны?

Да… Самостоятельность и служение культуре в самом высоком смысле.

Даже в ущерб себе?

Получается, что так. Но я никогда об этом не думаю и не жалею…

TUT.BY - нам доверяют личное…
-50%
-25%
-25%
-50%
-60%
-50%
-15%
-20%
-20%