Андрей Коровайко, / Андрей Коровайко

Диана Балыко, известная писательница с сердцем психолога, лауреат международных драматургических премий, автор четырех сборников стихов, четырнадцати пьес, также написала два десятка книг по практической психологии и НЛП.


Историк, педагог и драматург по образованию, бизнес-тренер, журналист и сценарист по профессии, поэтесса, фотохудожник и психолог по призванию, сертифицированный мастер нейролингвистического программирования Диана Балыко в эфире TUT.BY рассказала о том, как НЛП помогает ей приручить свою музу. 

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.

Скачать аудио (10.35 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.

Скачать видео

NLP и литература. Вот с этого, наверное, начнем. В литературе применяете NLP, Диана?

Диана Балыко: Вы видите – на столе лежит энное количество книжек, и автор всех этих книжек – я. Это книжки об NLP, на профессиональном сленге это называется прикладная литература, но тем не менее это все равно литература. NLP я в принципе применяю в жизни, абсолютно не гнушаюсь этого, потому что NLP для меня – это моделирование успешных стратегий. Я подглядываю за людьми, которые делают что-то хорошо, и перенимаю их опыт. И вот это можно назвать словом NLP – это моделирование успешных стратегий. Ну, на самом деле описание мира – совершенно разное в зависимости от того, во что человек верит. Человек, который верит в гороскопы, скажет, что вот у меня сегодня хороший день для того, чтобы совершать какие-то действия в бизнесе – и идет, и совершает эти действия. И совершает их успешно, потому что верит в это.

Человек, который верит в бога – он вечером поблагодарил бога за прекрасный день и утром помолился о том, чтобы новый день был хорошим – и тоже верит, что все получится. Соответственно, есть разные описания мира, и NLP – одно из описаний мира, которое не лучше, не хуже, чем другое описание, но тем не менее достаточно забавно, интересно…

Я тогда уточню вопрос. В не прикладной литературе применяете ли Вы какие-то приемы нейролингвистического программирования?

Д.Б.: В драматургии, в поэзии, в прозе – в чем?

Где применяется? Если нет – то нет. Если да – то где?

Д.Б.: На самом деле – везде, потому что в данном контексте, нашем с вами, сегодняшнем, я пришла как человек, который NLP занимается. Поэтому я могу принимать его от снятия головной боли – для того, чтобы сесть за компьютер и начать писать свою новую пьесу, потому что с головной болью тяжело пишется. Если я приду в другом контексте, когда мы будем рекламировать коньяк "Арарат", я вам скажу, что от головной боли я принимаю коньяк "Арарат". А когда я прихожу в контексте того, что я занимаюсь NLP, я головную боль могу снять с помощью неких техник NLP - определенный какой-то вид визуализации и еще разных забавных фокусов, в которые я верю и которые, соответственно, мне помогают.

Диана, Вы мне заговариваете зубы вместо того, чтобы отвечать на мои вопросы. Вы техники NLP применяете в литературе, для того чтобы запрограммировать своих читателей? Или каким-то образом воздействуете на них больше, чем просто словом в общем понимании?

Д.Б.: Если воспринимать NLP как нейролингвистическое программирование и сделать ударение на слове "лингвистическое", то, безусловно, какие-то техники NLP я применяю в литературе. Но, поверьте мне, не имея высшего литературного образования, филологического образования, гуманитарных двух, вряд ли мне бы удалось какие-то техники NLP применять в литературе, если бы я не знала, как правильно стыковать падежи. То, что я правильно стыкую падежи и правильно отбираю четкие, какие-то ясные слова – это и воздействие моего гуманитарного образования, и большая практика в этом и, конечно, безусловно, техники NLP, когда я знаю, что есть там каналы восприятия визуальные, аудиальные, кинестетические. И я на своих читателей стараюсь воздействовать через все каналы восприятия, потому что я знаю, что часть моих читателей будут визуалы, часть – аудиалы, часть - кинестетики.

Это осознанно происходит или на автомате?

Д.Б.: Уже, конечно, на автомате. Точно так же, как в какое-то время своей жизни вы совершенно осознанно завязываете шнурки. Когда вам три года, это вообще сложная процедура. Вас научила мама, и вы повторяете, вспоминаете, как вас учила мама. А потом вы завязываете шнурки на автомате. И я уже мастер NLP. В связи с этим я уже это делаю на автомате. Но в какой-то момент времени я делала это абсолютно осознанно.

Что интереснее – писать прикладную литературу или для души что-нибудь?

Д.Б.: Интереснее писать то, за что платят.

За что платят больше?

Д.Б.: По-разному. Я на самом деле все время подбиваю какие-то источники доходов. И энное количество лет за прикладную литературу, за психологию мне платили больше. А потом появился год, когда мне заплатили больше за драматургию, когда у меня стало порядка двух десятков постановок моих пьес в разных репертуарных театрах – в Украине, России,  Беларуси, я поняла, что да, с помощью роялти театральных я зарабатываю денег больше. Но одно другому не мешает. Понимаете? Это как стоять на одной ноге. Вот когда занимаешься одним делом, ты все время стоишь на одной ноге – на одной ноге стоять тяжело и неудобно. Я предпочитаю даже не на двух ногах стоять, а на трех ногах – тогда можно распределять вес, тогда как одна нога устала – ее можно поджать или вообще положить отдохнуть, стоишь на других ногах.

Поэтому мне интересна драматургия, я ею занимаюсь. Интересна поэзия, за которую мне, в частности, вообще ничего не платят, но вот просто хочется иногда говорить рифмованно, особенно когда влюбляешься. Интересна психология. Я стою на трех ногах.

Но было бы приятно, наверное, получать деньги и за поэзию, правильно?

Д.Б.: Безусловно, я над этим и работаю.

Вот эти все книжки прикладные создаются только с целью заработать денег, или какая-то здесь миссия на себя возлагалась?

Д.Б.: Вообще, мне кажется, что в психологию приходят люди, у которых своих проблем невпроворот. И в первую очередь они приходят для того, чтобы проработать свои собственные проблемы, свои собственные задачи, понять, как с ними вообще жить, существовать и как любую свою особенность, свой недостаток превратить в ресурс. Ведь депрессия тоже может стать очень ресурсным состоянием, когда ты поплакал-поплакал – и написал душещипательный роман – такой, что теперь плачут все домохозяйки. В связи с этим я любую мою особенность, начиная от близорукости и заканчивая бюстом, стараюсь превратить в достоинство. И какие-то свои психологические особенности я тоже стараюсь превратить в ресурс путем написания этих книжек. Для того чтобы мне стало понятнее, я пишу эти книжки. Кто-то "ЖЖ" может вести абсолютно бесплатно, а кто-то в своем "ЖЖ" начинает рекламку размещать – уже зарабатывает какие-то денежки. А я вот пишу такие книжки, это мои личные психологические дневники.

"В NLP меня больше всего интересует психология творчества". Вот такую цитату я нашел. Что это значит? Что такое психология творчества? И где она в NLP прослеживается?

Д.Б.: Психология творчества для меня - это возможность быть всегда в ресурсном состоянии, потому что огромное количество людей говорят: "Ну, как ты так пишешь? Надо же ждать музу, когда она придет". А у этой музы очень такой специфический характер: захотела – пришла, не захотела – не пришла. Так вот моя муза ко мне приходит по расписанию, как на работу: только я попу к стулу подключила – муза тут как тут. А для того, чтобы музу вызвать, нужно знать некоторые техники NLP, например.

То есть на нее тоже нужно воздействовать?

Д.Б.: Конечно. Например, есть техника мышления Уолта Диснея, его творческая стратегия. Он ей занимался, я ее освоила, ее может освоить каждый человек, который решил заняться NLP, и теперь я вызываю музу по звонку. Она мне нужна – она приходит, я сажусь и пишу книжки. Моя парикмахерша говорит мне: "Глупости. Так шедевры не пишутся. Шедевры пишутся по музе". Ну, говорит парикмахерша, потому что у нее есть такое представление, такой штамп восприятия. При этом парикмахерша совершенно не знает, что Достоевский писал потому, что кушать было нечего и надо было заработать – он написал "Преступление и наказание". И, в общем, большинство хороших произведений классической мировой литературы создавались по заказу издателя за гонорар.

Хочется немножко в другую сферу уйти сейчас из литературы, но с литературой связанную, потому что вот такая книга меня заинтересовала – "Секс начинается с головы". По-моему, одна из любимых тем Дианы Балыко – отношения мужчины и женщины. Как NLP помогает налаживать отношения, или выстраивать, или что Вы делаете с отношениями, с мужчинами?

Д.Б.: Есть одна из книжек по психологии "Мужчины с Марса, женщины с Венеры" - такая популярная, как "Дневник Бриджит Джонс". Вот NLP помогает разговаривать с человеком на его языке. Мужчины говорят на своем языке, женщины говорят на своем языке. Точно так же, как приезжаете в Англию – англичане говорят на английском языке. Для того чтобы вы были понятны англичанам, англичане были понятны вам – неплохо бы знать английский, и неплохо бы с англичанами разговаривать на английском языке. Вот NLP – это такая попытка, навык говорить с человеком на его языке – не обязательно женщины с мужчиной, иногда и женщины с женщиной.

Женщины – они тоже разговаривают каждая на своем языке. Но когда ты наблюдаешь за человеком – ты считываешь какие-то особые его жесты, особые его словечки. И используя свой навык понимания того как говорит с тобой человек, ты вдруг очень быстро начинаешь говорить на его языке: его словечками, его жестами. И у него такое ощущение возникает, что непонятно почему, но что-то такое родное рядом сидит. И даже если ты пытаешься сказать ему что-то важное тебе и совершенно неприемлемое ему, но на его языке, он вдруг почему-то хочет к тебе прислушаться.



Диана, а себя не теряете при этом?

Д.Б.: Так ведь самое главное – это к человеку подстроиться, войти в рапорт с ним, а потом вести, вести, вести его по своей линии, не теряя себя.

То есть его уже подстроить под себя. Вот меня это больше всего и беспокоило: ведь, наверное, надоест все время подстраиваться под людей? Оказывается, это людей подстраивают под себя таким образом.

Д.Б.: На самом деле – это всегда компромисс. Есть такой афоризм, который меня беспокоил, я долго думала над ним: "компромисс – это то, что отделяет нас от счастья". Я думала, но пришла к выводу, что, отказываясь от компромисса, мы становимся отчасти еще дальше. Вначале ты приближаешься к счастью путем компромисса, а потом уже доделываешь счастье своими руками – я его слепила из того, что было.

Диана, Вы так открыто говорите о том, что Вы, грубо говоря, манипулируете мужчинами. Они не обижаются?

Д.Б.: Я мужчинами манипулирую ровно в той же степени, в которой они манипулируют мной. У меня ведь тоже есть слабые места.

Да ладно. Мне здесь говорили, что эти слабые места очень хорошо нивелируются, как только ты знаешь, как работает NLP, на тебя этим уже невозможно воздействовать.

Д.Б.: Откровенно говоря, я прекрасно спала, когда мои собеседники, мои коллеги беседовали с Вами. Я не знаю, о чем они говорили. Но я Вам хочу сказать, что для меня лично NLP не панацея. Это одна из систем, которую можно использовать в жизни. Но когда, простите, у меня случается расстройство желудка, я не пытаюсь измениться в модальности запаха и добавить цвета в картинку – я принимаю активированный уголь, сажаю себя на жесткую диету, и через несколько часов эта ситуация проходит. Поэтому я не считаю, что все проблемы в жизни психологические, что все задачи психологические. Есть огромное количество ситуаций, которые я не могу изменить путем психологического воздействия. Но вот могу изменить отношение к ним. Поэтому не скажу, что NLP -  панацея, что это прописано всем, что надо этим заниматься. Это, как увлечение: кому-то нравится рисовать, кому-то нравится заниматься музыкой – ради бога. NLP - ни за, ни против. Это просто отдельно стоящий блок.

Очень много книг не только о сексе, но, оказывается здесь и "Я, Мужчина и NLP", NLP для бизнеса, "Как стать звездой по жизни"… Как удалось вот настолько глубоко изучить каждую из сфер, чтобы написать книгу о каждой из них?

Д.Б.: Ну, это все, что меня волнует. Что-то меня волнует на такое количество страниц, счастье меня волнует на такое-то количество страниц – это почти в два раза больше. На самом деле это, наверное, вопросы, которые мне задавали в издательстве, это беспокоило моих редакторов. Они спрашивали, как осчастливить себя в бизнесе с помощью NLP. А когда есть заказ, я, собственно, с радостью его принимаю.

Мне кажется, что когда человек пишет по велению души, по музе – он пишет на пределе своих творческих возможностей. Но как только ему ставят заказ, а заказ ставят чаще всего люди некомпетентные в области, которую ты будешь изучать, они ставят "от балды". Например, "а сочините-ка нам машину времени и мы полетим". Ты с ужасом слушаешь и думаешь: "Господи, да это же невозможно". Но тебе предлагают какие-то деньги, на тебя смотрят как на компетентного человека, заинтересованного, ты подключаешь свою попу к стулу и начинаешь изучать проблему, задачу, которую поставили перед тобой. И ты работаешь за пределом своих творческих возможностей.

Когда меня попросили написать пьесу про радиационные убийства, Путина, Литвиненко, полоний-210, я помню свое первое ощущение. Я думала: "Господи, боженька, я ведь девочка, я не хочу про политику, я не хочу полония-210, я вообще не химик". Но перспектива поработать с хорошим режиссером, с хорошими актерами, – она вдохновила меня, и была написана пьеса, как мне кажется, лучшая из моих пьес. Поэтому я очень люблю работать по заказу. И каждая тема изучалась мной, когда я получала какой-то заказ от издательства. Причем люди думают, что писатель – это такое свободное существо, парящее в империях, оно приходит в издательство, покуривает, с бутылочкой коньяка, и говорит издателю: "Пишу такой гениальный бестселлер!". На самом деле все не так. Ты приходишь и говоришь робко: "Хочу написать вот такую книгу", а тебе говорят: "Отлично! Пиши что хочешь, но называться она будет "Успех в бизнесе по законам NLP". Иди, работай. Не нравится? К нам придет другой автор. Соответственно, ты берешь вот это название, а дальше уже пишешь, про что хочешь.

Заинтересовала меня еще такая книжка "365+1 правило NLP на каждый день счастливого года". Плюс одно – это, видимо, для високосного года. А что, каждый день каждого года может быть счастливым?

Д.Б.: Да, моя попытка сделать каждый день года счастливым и написать для каждого дня такое счастливое правило. Но это не значит, что ты смотришь - 30 апреля…. Где здесь 30 апреля, а что делать-то? Такого правила нет. Здесь правила пронумерованы просто числами, и эту книгу можно использовать как гадательную. Например, задумался ты, как прожить сегодняшний день и загадал свое любимое число – 279 и прочитал это. Ты можешь поступить исходя из этого правила, а можешь поступить от противного, потому что все правила создаются только для того, чтобы их нарушать. Если ты знаешь, как удачно нарушить правило – нарушай, главное – получать от этого удовольствие. Но книжка была посвящена счастью, этот вопрос меня беспокоил. Я думала, как бы стать счастливой.

Но нужно понять еще тогда, что же такое счастье по Диане Балыко.

Д.Б.: Определение этому состоянию я не могу дать в двух строках. Я его давала вот в этой книжке.
{banner_819}{banner_825}
-25%
-99%
-10%
-30%
-15%
-10%
-15%
-10%
-10%
-50%
-35%
-30%