Ирина Завадская,

По информации Министерства культуры, за последние 5 лет количество белорусских музеев увеличилось на 10 процентов. В действительности же этот показатель довольно условен. Точным подсчетом всех музеев в последние годы у нас пока никто не занимался.

Светлана Гаврилова, главный специалист, курирующий музейное дело в управлении культуры, с уверенностью называет лишь некоторые цифры: на сегодняшний день в подчинении Министерства культуры — 152 музея, еще 1479 музеев (преимущественно школьных) опекает Министерство образования. Зарегистрировано также около 200 ведомственных музеев и 14, принадлежащих общественным организациям. Ну и плюс частные, их 7 — "это те, о которых нам известно", уточняет Светлана Николаевна.

Однако проект обновленного закона "О музеях и музейном фонде" предполагает, что реестр всех без исключения музеев, существующих на территории страны, будет создаваться не только для статистики. Когда нет даже указателей, что и где стоило бы посетить в каждом конкретном городе (установленных где–нибудь в районе вокзала), ориентироваться среди так бойко возникающих достопримечательностей непросто даже местным жителям, не говоря уже о туристах...

— Возьмем хотя бы банковскую систему: сегодня практически каждый банк стремится иметь свой музей, — рассуждает Гаврилова. — Скажем, Национальный банк основательно работает с коллекцией нумизматики, созданный здесь музей принимает экскурсии, даже помогает проводить экспертизу старинных монет коллегам из государственных музеев. А вот, например, в Калинковичском районе, где проходит ежегодный фестиваль юмора, один бизнесмен загорелся идеей открыть музей юмора... И это здорово, поскольку музеев нестандартных, с какой–нибудь региональной "особинкой" в Беларуси не так много.

— Тем не менее я слышала, что в ближайшие пару лет в Старых Дорогах откроется музей истории дорог и почтовой службы, в Гомеле — музей автографов, в Минске — музей истории моды...

— Хорошо бы создать в Минске еще и детский музей. В Полоцке есть такой — и, к слову сказать, это единственный музей в СНГ и Европе, где экспозиция построена на основе музейных предметов. В Германии, Чехии, Венгрии и других странах, где я видела детские музеи, выставляются в основном игрушки: всевозможные Барби, роботы. А в Полоцке — именно музейные предметы, старинные часы, монеты, организуются программы для детей.

Нет у нас еще и республиканского археологического музея. Впрочем, лучше, чтобы это был даже не музей, а, скажем, археопарк...

— Кстати, наши читатели предлагают создать нечто подобное, — например, под Логойском, где упал знаменитый метеорит. А другие полагают, что пришло время открыть в окрестностях Бобруйска музей керамики, тем более что местный пленэр керамистов "Арт–Жыжаль" знают, кажется, уже во всем мире...

— Прекрасная идея, нужно поддерживать. Ведь прежде всего наши регионы стремятся обзавестись краеведческими музеями. И в программе развития национальной культуры на ближайшие 5 лет предусмотрено создание 12 новых музеев, в первую очередь — исторических, там, где такие отсутствуют. Понятно, что каждый район хочет показать историю своего края. Однако турист — он в каждой стране ищет что–то особенное... Впрочем, у нас, помимо этих 12 музеев, в ближайшие 5 лет должны появиться сразу 44 новые экспозиции.

— Тем временем еще один наш читатель, комсомолец военных лет из Скиделя, обижается, что в здании прежнего музея комсомольской славы обосновалась коммерческая структура, а возрождать музей, уничтоженный в 90–е годы прошлого века, похоже, никто не собирается. И обещанный взамен музей Гродненского района так и не появился...

— В новом проекте закона уже предусмотрено, что при ликвидации музеев коллекции передаются в фонды территориальных музеев — ничего не должно быть утрачено! Хотя за все почти 20 лет, что я работаю в музейной сфере, могу вспомнить считанные случаи, чтобы музеи закрывались. Вероятнее, что государственный музей будет преобразован в филиал, ликвидировать его сейчас уже никто не позволит...

— А с чего вообще начинается создание нового музея?

— С коллекции музейных предметов. Можно сделать много красивых фотографий, оформить баннеры, планшеты, даже водить экскурсии, однако это будет всего лишь культурно–досуговый центр либо этнографический уголок... Но и одного только собрания музейных предметов для современного музея мало. Не так давно я была в Полоцке, где открыли музей рыцарства. Там есть своя коллекция реликвий, однако не только благодаря им музей пользуется такой популярностью у местной молодежи и гостей города. Окунуться в прошлое там можно в самом буквальном смысле: в каждом из залов — свои интерактивные программы...

Прошли времена, когда музеи были статичными, консервативными учреждениями. Сейчас совсем другая публика, и ожидания у нее другие. Поэтому в военно–историческом музее Кобрина встречают гостей в нарядах прошлых лет. А наши российские коллеги предлагают семейные игры–путешествия под девизом "8 музеев за 8 дней"...

— Можно бы и нам позаимствовать эту идею...

— Уже скоро в Минске пройдет похожая акция — "5 музеев за 5 дней". Начнут ее наши литературные музеи: думаю, уже в марте музейные сайты опубликуют условия для потенциальных участников будущей игры.

— Насколько мне известно, предполагается и создание попечительских советов при национальных музеях. Кто, по–вашему, должен войти в эти советы?

— Неравнодушные люди, которые искренне готовы поддерживать национальную культуру. Причем совсем необязательно, чтобы это были бизнесмены или другие влиятельные люди. Скажем, когда создавался Гомельский дворцово–парковый ансамбль, в местной прессе появились объявления, адресованные горожанам, с предложением помочь в формировании музейной коллекции. И люди безвозмездно передали музею более 200 бесценных предметов, в том числе серебряные вещи позапрошлого века! А литературно–мемориальный музей Якуба Коласа по случаю своего 50–летия получил от частных дарителей рукописи классика...

— Еще, как я слышала, в скором времени пройдет первый республиканский фестиваль "Интер–музей".

— В России такие фестивали уже стали традицией, каждый год в Москву съезжаются музейщики не только со всей страны, но и их зарубежные коллеги, — чтобы обсудить новые проекты, документы, технологии. Одновременно каждый музей презентует себя на специально отведенных для этого площадках, проводятся конкурсы — например, на тему "Меняющийся музей в меняющемся мире", вручаются награды... В прошлом году Беларусь впервые стала участницей Московского музейного форума, мы представляли там концепцию нового музея Великой Отечественной войны. В этом году в Москву отправятся сразу несколько наших музеев... А в 2012–м пройдет и первый всебелорусский фестиваль. Ведь наши музеи одновременно еще никогда и нигде не встречались, не делились опытом. "Интер–музей" как раз даст такую возможность! Да и публика сможет, наконец, узнать, где искать самые любопытные примечательности.

Вопрос по поводу

Каких музеев вам не хватает?

Валерий Анисенко, директор, художественный руководитель Республиканского театра белорусской драматургии:

— Отдельного музея театрального искусства наподобие знаменитого Бахрушинского с его мастер–классами. Пусть даже в виде филиала минского музея истории театральной и музыкальной культуры.

Виталий Артист, лидер группы "БЕЗ БИЛЕТА":

— По–моему, будет здорово, если у нас появится свой музей национальных музыкальных инструментов. Помню, в Бельгии я часами бродил по такому в специальных наушниках, в которых воспроизводилось звучание каждого из "экспонатов", как только я к ним подходил...

Раиса Боровикова, поэтесса:

— А как вам идея разбить в Минске парк муз? Чтобы там были аллеи Максима Танка, Аркадия Кулешова, Владимира Короткевича, созданные при участии наших молодых скульпторов? И еще — беседка, где молодые поэты читали бы свои новые стихи...

Георгий Колдун, шоумен:

— С удовольствием сходил бы в музей наших технических достижений. С экспонатами истории развития национальной технической мысли и постоянно обновляемыми экспозициями!

Марат Климов, научный сотрудник Института истории НАН:

— Хоть в Строчицах у нас есть музей народной архитектуры, но музейная реконструкция поселения раннего железного века, думаю, была бы не менее интересной. Особенно если там воссоздать старинные ремесла...

Андрей Березин, директор антикварно–аукционного дома "Парагис":

— Лично мне не хватает музея частных коллекций. Ведь у наших коллекционеров есть такие артефакты, которым могут позавидовать не только национальные музеи. Если бы эти люди получили гарантии, что их раритеты будут должным образом защищены и застрахованы, думаю, они могли бы поддержать идею создания такого музея.

Денис Барсуков, художник, директор галереи "Университет культуры":

— Эх, мечтать так мечтать! К примеру, о музее современных белорусских художников с ретроспективой творчества Владимира Цеслера и других мастеров, чье искусство обычно довольно фрагментарно представлено на выставках. Или о музее белорусского натюрморта, пейзажа, книжной графики, современной скульптуры... Потенциала, уверен, у нас для этого более чем достаточно.

{banner_819}{banner_825}
-80%
-10%
-24%
-10%
-25%
-30%
-20%