Поддержать TUT.BY
69 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Понял, что поменял шило на мыло». Три уехавших врача рассказывают, как изменилась их жизнь после выборов
  2. Подорожают многие продукты и лекарства, обновят базу тунеядцев, повысят пенсии. Изменения февраля
  3. Бегуна из Новополоцка ждет суд за фото с забега Zombie Run. Соседи считают их «исключительно циничными»
  4. Руководителей МЗКТ, МТЗ, БЕЛАЗа и других предприятий обвиняют в получении взяток от россиян
  5. Конфликт в столичной маршрутке. Водитель хотел высадить пассажира из-за неприятного запаха
  6. Минчанина судят за протест 9−10 августа: бросил цветок в ОМОН, нанес ущерб «Минсктрансу» на 27 тысяч
  7. Генпрокуратура опровергла задержание прокурора Витебска. Он уволен
  8. Минское «Динамо» проиграло дома нижегородскому «Торпедо»
  9. «Я одна здесь уже 10 лет». История Галины, которая живет в мертвой деревне. Почти
  10. Опознана одна из девушек, которая часто появляется в окружении Лукашенко. Она тоже срезала ленточки во дворах
  11. «Он держится, и я держусь». Девушка одаренного студента, осужденного на 4 года, ищет ему работу и стажировки
  12. «Нет, алкоголем не пахнет вообще». BYPOL опубликовал свое расследование по факту смерти Романа Бондаренко
  13. На пациента, ударившего в «политическом конфликте» врача скорой в Бресте, завели уголовное дело
  14. Дмитрий Крук назвал сценарии для экономики в 2021 году и угрозы, способные их перечеркнуть
  15. «Любимая пациентка» доктора Менгеле. Как белоруска выжила после опытов палача из Освенцима и написала письмо его сыну
  16. В Беларуси повышают минимальные трудовые и социальные пенсии
  17. «Цепкало участвовать не планирует». Экс-представитель штаба Цепкало хочет зарегистрировать партию
  18. Расследование BYPOL о смерти Бондаренко, подорожание топлива, повышение пенсий. Что происходило в Беларуси 27 января
  19. Как семья из маленькой деревушки спасла 42 животных — на зарплату лесника и пособие по инвалидности
  20. С 28 января снова дорожает автомобильное топливо
  21. «Меня завезли в отдел, стали избивать». По делу о «коктейлях Молотова» дал показания 16-летний обвиняемый
  22. Правозащитники опубликовали доклад о пытках в Беларуси
  23. Расследование по Бондаренко, крепкие парни в Новой Боровой, суды, приговоры и дача за 4 тысячи — все за вчера
  24. Вынесли приговор минчанину, которого обвиняли в нападении на сотрудника ОМОНа, — 5 лет колонии
  25. Приговор Верховного суда нельзя обжаловать. Защита Бабарико просит рассматривать дело в нижестоящем суде
  26. «Не подпишешь — премии не увидишь». Письмо профсоюзов по санкциям подписали больше 110 тысяч человек
  27. «Сложно найти девушку, не все хотят тут жить». Как айтишник переехал в 120-летний дом на хуторе
  28. Министр по чрезвычайным ситуациям Ващенко освобожден от должности
  29. «Службой был доволен, не жаловался». Что известно о погибшем в части в Островце 18-летнем срочнике
  30. Тест по роману Короткевича. Его должен пройти на 10 из 10 каждый белорус
BBC News Русская служба


Илья Бер,

В марте 2011 года на киноэкраны выйдет первая российская экранизация одного из главных романов XX века – "Мастера и Маргариты" Михаила Булгакова. Лента Юрия Кары, пролежавшая на полке почти 17 лет и последние годы путешествующая в плохом качестве по просторам интернета, наконец дойдет до широкого экрана.

Об этом рассказали на пресс-конференции в четверг продюсеры и исполнители главных ролей.

Когда к 1994 году фильм был снят - смонтирована и режиссерская версия длиной в три с половиной часа, и прокатная версия на два часа, - выяснилось, что существует обстоятельство, которое не позволяет картине выйти в свет.

О нарушении своих прав заявили наследники последней жены Булгакова, Елены Сергеевны Шиловской. У Булгакова не было детей, и после смерти писателя все права на его наследие перешли к жене, а от нее – к ее потомкам от другого брака.

Создатели фильма утверждали, что он был отснят и смонтирован еще до вступления в силу Закона "Об авторском праве и смежных правах" в 1993 году, однако наследники посчитали, что их права нарушены и фактически заблокировали появление картины.

Два года назад Верховный суд, по словам продюсеров картины Игоря Добровольского и Ирины Минеевой, вынес окончательное решение о том, что права наследников не распространяются на фильм Юрия Кары, и отныне не существует формальных препятствий для его выхода на экран.

В 2005 году российское телевидение показало сериал Владимира Бортко, снятый по булгаковскому роману. И теперь многие зрители неминуемо будут сравнивать подбор актеров и режиссерские решения двух фильмов, но в порядке, обратном хронологическому - сравнивая фильм Кары с сериалом Бортко, а не наоборот.

Никакой мистики

Фильм открывается демоническим хохотом исполнителя роли Воланда
Публикации о попытках театральных постановок и экранизациий "Мастера и Маргариты" уже много лет сопровождаются разговорами о мистических явлениях, совпадениях и фантастических историях, связанных с романом.

Известны ситуации, когда актеры под воздействием этого мистического шлейфа отказывались воплощать образы булгаковских персонажей.

Сам режиссер Юрий Кара немало сделал для поддержания такой репутации своего фильма, постоянно говоря о мистике в многочисленных интервью.

Однако артисты, присутствовавшие на пресс-конференции, почти единодушно свели на нет все разговоры о сверхъестественном. "Нет мистики", - воскликнули они хором в ответ на пятый подряд вопрос об этом.

Сам Кара ничего возразить не мог. Он был в командировке.

Исполнитель роли Воланда Валентин Гафт, чьим демоническим хохотом будет открываться и завершаться фильм, сказал, что в романе действуют не темные силы, а силы справедливые.

"Дьявол получил задание полететь в эту страну, где безверие – первое, с чего начиналось новое государство, - отметил артист. - Поэтому не жалко, когда голову отрезают Берлиозу, прекрасно, что Мастер получает освобождение, чудесно, что любовь все-таки торжествует, что темные силы наказаны так, как и полагается. Какая же к черту тут бесовщина!"

На пресс-конференции говорили о замысле режиссера, который взялся за труднейшую и, возможно, самую масштабную для российского кино начала 90-х работу, а также об уникальном творческом ансамбле.

Не все его участники дожили до сегодняшнего дня. Ушли Бронислав Брондуков и Спартак Мишулин (Варенуха и Арчибальд Арчибальдович), Виктор Павлов (Бегемот) и Михаил Ульянов (Понтий Пилат), оператор Евгений Гребнев и композитор Альфред Шнитке.

Эффект присутствия

Актер Николай Бурляев, сыгравший Иешуа Га-Ноцри, признался, что при всем критическом отношении к себе свою реализацию в фильме он оценивает на 98%.

"Это лучший мой фильм, лучше не было и не будет никогда. После него я 15 лет отказывался почти от всех предложений", - сказал артист.

При этом Бурляев рассказал, что ему, будучи православным, решиться на роль Христа было очень непросто. Вначале он упросил режиссера попробовать его на Иешуа. А после утверждения на роль год отказывался сниматься. "Есть такие роли, которых грешный артист касаться не должен", - объяснил он.

Александр Филиппенко (Коровьев-Фагот) принес с собой на встречу с журналистами старый выпуск "Мастера и Маргариты" эмигрантского русскоязычного издательства "Посев", который много лет числился в списке запрещенной литературы и хранился у него дома.

Оценивая свою роль в фильме, актер сказал: "Все, что я знал о трагифарсе, этом остром театральном искусстве, мне удалось воплотить в этой роли. Я считаю, что участвовал в проекте с лучшими актерами России".

На просьбу сравнить работу в экранизации Юрия Кары и сериале Владимира Бортко, где артист сыграл Азазелло, Филиппенко рассказал, что режиссер Бортко просил актеров: "никакого гротеска, никаких прыжков, никакой мистики" - он снимал сугубо реалистический фильм. "Бандитский Петербург, бандитская Москва", - пошутил Филиппенко.

При этом было использовано много компьютерной графики, так что актерам, особенно массовке, было непросто вживаться в роль, играя в пустом синем кабинете вместо натуры.

По поводу компьютерной графики Гафт отметил, что даже хорошо, что новый-старый фильм снят без использования компьютеров, ведь по сравнению с сегодняшними возможностями те выглядели бы сейчас жалкими. "Здесь все недостатки будут достоинствами", - резюмировал он.

Надо признать, что старая и местами поблекшая пленка, действительно, создает эффект присутствия в Москве вековой давности и в Палестине - двухтысячелетней.

Чуть ли не больше всех комплиментов за свою роль в фильме удостоился Сергей Гармаш, сыгравший Ивана Бездомного.

В то же время артист удивил, как показалось, и коллег, и журналистов, сказав, что, по его мнению, экранизировать "Мастера и Маргариту" в том смысле, в котором Сергей Герасимов экранизировал "Тихий Дон", невозможно.

"Если бы сейчас снималась экранизация, скорее всего, я бы отказался участвовать в съемках. Есть произведения русской и зарубежной литературы, которые никогда не поддадутся переводу в другой формат", - сказал Гармаш.

"Мастер" в Каннах


Роль Маргариты исполнила Анастасия Вертинская, Мастера - Виктор Раков
Фильм Кары с самого начала сталкивался с большими трудностями. Снимать должна была Ялтинская киностудия и ТПО "Союзтелерадио", но не хватило денег. Затем подписали договор со студией Горького, но там тоже возникли проблемы с финансированием.

В итоге услуги по производству фильма оказали многие киностудии бывшего СССР. Сами съемки велись в Москве и в Израиле. Единственный закрытый показ 118-минутной версии фильма состоялся в рамках XXVIII Московского международного кинофестиваля в 2006 году, и снова наступила пауза в четыре года.

В следующем году исполняется 120 лет со дня рождения Булгакова. На этот раз, заверяют прокатчики, ничего не сорвется. "Мы решаем сейчас вопрос о внеконкурсном показе фильма на Каннском кинофестивале. Фильм реставрируют и готовят к прокату, а режиссерскую версию – к выходу на DVD и по телевидению", - сообщил один из продюсеров картины Игорь Добровольский.

По его словам, будет напечатано чуть меньше 1000 копий для кинопроката - фильм планируют показать в кинотеатрах по всей России.

На вопрос bbcrussian.com о том, как скажется на кассовых сборах тот факт, что в 2006 году фильм появился на торрент-трекерах в интернете, Добровольский ответил, что кассовые сборы будут меньше, чем могли бы быть.

Тем не менее он выразил надежду, что посмотрев хорошее кино в черновом монтаже и плохом качестве, люди все же пойдут в кинотеатры, чтобы насладиться игрой любимых актеров в экранизации любимого романа.
 
-35%
-10%
-30%
-20%
-10%
-15%
-20%
-15%
-50%
-40%