Алексей Вайткун,

Алексей Вайткун составил очередное "Личное дело". Гостем журналиста стал известный швейцарский фотохудожник Пьер Анри. В Беларуси автор представлял свой новый проект "25 секунд", о котором подробно и рассказал в прямом эфире TUT.BY. Помогли фотохудожнику куратор проекта Ольга Гайдукевич, а также одна из белорусских участниц Елена Малиновская.





Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Скачать видео

Пьер, вы впервые в Минске?

Пьер Анри (П.А.): Да, в Минске я впервые. Замечательный город - большой, приветливый. И люди здесь симпатичные.

У каждого города есть своя атмосфера. Поскольку вы и путешественник, и творческий человек, фотохудожник, то наверняка вы чувствуете атмосферу каждого города. Как бы вы описали атмосферу Минска?

П.А.: Минск остается для нас, европейцев, все-таки городом Восточной Европы с такой же, восточноевропейской, атмосферой. Похожая атмосфера витает в Москве, других городах России… Раньше о Минске я только слышал, а когда приехал - открыл для себя еще и историю вашей столицы.

Надо признать, что трагическая история очень хорошо читается в самом облике города, она воспроизведена в памятниках, зданиях. Мне рассказали, что почти 70 лет назад Минск был буквально "сбрит" с лица земли, полностью разрушен в июне 1941. Для нас, европейцев, это просто немыслимо.

Именно в Минске вы представляли свой проект "25 секунд"...

П.А.: Минск был выбран благодаря моим друзьям. Мы знаем друг друга уже более 15 лет, и когда мне сказали, что жителям вашей столицы это может быть очень интересно, я согласился. Ну а для меня это стало возможностью открыть для себя новую страну, прекрасных людей, постичь особенности менталитета.

Ольга Гайдукевич (О.Г.): Пьера я знаю уже очень давно, причем как многогранного человека с точки зрения искусства. Он известен всему миру своей миротворческой деятельностью и своими проектами. Мой друг посетил более 80 стран. Если честно, то мне захотелось поделиться таким человеком с минчанами, а еще захотелось, чтобы о Беларуси заговорили в Швейцарии.

Расскажите подробнее о проекте…

О.Г.: Те сорок портретов швейцарских женщин, которые были привезены в Беларусь и которые были представлены в Музее современного искусства и вашей виртуальной галерее, выполнены в полной темноте при свете карманного фонарика. Для фотографов-профессионалов здесь нет секретов. Но в основном они работают с небольшими объемами, с натюрмортами. Но вряд ли кто-то практиковал такую масштабно-интерьерную съемку - с моделями и огромным количеством предметов.

То есть включается фонарик и в этот момент ведется фотосъемка?

О.Г.: Это темная комната, в которой находится девушка. На фотоаппарате ставится долгая выдержка, включается фонарик, который и создает необходимый эффект. То есть фотограф буквально "лепит" тело своей героини в антураже интерьера. Получается своего рода живопись светом.

Скажите, как выбираются участники проекта?

П.А.: Да, на фото мои друзья или люди, которые мне полностью доверяют. Есть еще и дополнительные условия, которые располагают к съемке - полученные фотографии никогда не будут выставляться в той стране, где была сделана серия этих работ.

То есть швейцарские женщины на снимках, которые вы представили в Минске, в Швейцарии своих фото не увидели?

П.А.: Так точно. Этих женщин нет на моем швейцарском сайте. Если же кто-то из белорусских журналистов придет на выставку, сделает фотографии, а потом разместит их в интернете, то здесь, конечно, есть вероятность того, что они разойдутся по Сети. Но это будут фотографии без фамилий и имен, поэтому приватная жизнь моих героинь будет защищена.

Как вам удается настолько расположить к себе женщину?

П.А.: В Швейцарии довольно сложно убедить модель раздеться, потому что в такой ситуации доверие все-таки очень необходимо, как и уверенность в том, что эти фотографии не попадут в прессу. Конечно, будет очень неприятно, если в школу придет ученик, который закачал с интернета фото своей учительницы. Таких ситуаций быть не должно. Своим моделям я это гарантирую - мне верят.

Напомню телезрителям, что в Беларуси проект Пьера Анри получил свое продолжение - моделями фотохудожника стали и белорусские женщины. У нас в гостях одна из участниц проекта - Елена Малиновская. Елена, поделитесь, пожалуйста, опытом и впечатлениями. Насколько комфортно работать с Пьером?

Е.М.: У г-на Пьера принцип работы заключается в привлечении не профессиональных моделей, а друзей, знакомых и их друзей . Так случилось, что я знакома с девушкой, которая организовывала приезд г-на Пьера в Беларусь. Еще летом она поинтересовалась у меня по поводу моего желания поучаствовать в фотосъемке.

Вам показывали фотографии?

Е.М.: Да, я посетила сайт, посмотрела работы. Мне очень понравилось. И в какой-то момент я подумала, что для меня это будет опыт постижения самой себя. После приезда г-на Пьера в Беларусь я еще раз посетила выставку и лишний раз убедилась в том, что поучаствовать стоит. В результате один из вечеров мы и посвятили моей съемке.

Я хочу отметить, что никакого дискомфорта у меня не было. Видимо, в самые первые минуты установился какой-то личностный контакт…

А как Пьер убеждает?

Е.М.: Да никак не убеждает. Мы пришли, попили чаю, поговорили. Все дело в том, что я уже априори была согласна раздеться перед светом этого фонарика, и накануне я продумывала антураж, какие-то реквизиты, позу, которую могла бы принять. Ничего откровенного я не хотела, но и принужденного тоже.

Это обсуждалось с фотографом? Он спрашивал, что вы хотите?

Е.М.: Да, конечно. Более того, г-н Пьер обошел квартиру, посмотрел, какое из помещений более всего подошло бы для того, чтобы выставить свет, чтобы не чувствовать себя загнанным в какие бы то ни было рамки, чтобы и я могла расслабиться, да и он тоже.

Здесь очень важна связь между людьми, которую я и почувствовала. Затем мы обсудили все детали, которые попали в кадр, и поскольку это все-таки мой дом, моя жизнь, мои личные вещи, которые должны были меня охарактеризовать как личность, я предложила то, что могло бы быть интересным. В итоге сошлись на неожиданном для меня варианте.

По счету я была уже 26 моделью, и много бытовых ситуаций уже было проиграно. У меня были идеи, например, резать торт, разливать чай или гладить белье. Но оказалось, что все это уже было.

Иногда вечерами я раскладываю пасьянс для эмоционального успокоения. Во всяком случае, мне это помогает. И я вспомнила про это и сказала г-ну Пьеру, что у меня есть карты - мои карты, по которым видно, что они в работе, что я иногда ими пользуюсь. В итоге именно на картах и был завязан сюжет съемки.

Скажите, Ольга, момент сотрудничества, о котором нам сейчас рассказывает Елена, всегда один и тот же? И всегда при встрече с моделями идет обсуждение того, как и что бы они хотели?

О.Г.: В создании своего образа девушки участвуют на все 100%. Здесь очень важно передать атмосферу, прочувствовать душу, понять, как и чем живет девушка. Фотография должна быть естественной и передавать дух и настроение именно этого дома и этого человека. Здесь очень важно понять, чего хочет сама девушка. Только в этом случае она сможет раскрыться и почувствовать себя совершенно естественно. И поэтому ситуация должна быть жизненной. В жизни каждой девушки бывают моменты, когда она, обнаженная, что-то делает. Это не надуманно. Это моменты абсолютной свободы человека в своем пространстве.

Елена, вам удалось раскрепоститься и почувствовать себя свободной?

Е.М.: Внутренне и эмоционально - да. Но есть один технический момент, когда 25 секунд нужно не двигаться. В противном случае картинка получится размытой. И на самом деле это было достаточно сложно.

У нас получилось не с первого кадра и не с первого дубля. В результате мы отсняли три варианта одного сюжета. Уже в самом конце стало легко, но в самом начале… Уже и слезы появлялись на глазах, потому что в заданной позе надо было сидеть абсолютно статично 25 секунд.

Вам показали работу, которая получилась?

Е.М.: Конечно.

Вам понравилось?

Е.М.: Да, мы все обсуждали и выбрали итоговый результат вместе.

Как вы думаете, глядя на эту работу, мастеру удалось постичь вашу суть?

Е.М.: Сегодня я думала о том, с чем бы это могло у меня ассоциироваться. И решила, что взгляд на себя со стороны вряд ли может быть чем-то новым для тебя. Но оказалось, что может.

Поскольку фотография получилась вневременная, возникает такое ощущение, что вся эта стилистика съемки отсылает тебя в эпоху Возрождения или Барокко. Просто так слепилось тело светом и тенями, что я сама не поверила, что живу в 21 веке. Мне показалось, что я живу где-то там… Я смогла посмотреть на себя со стороны. И это бесценный опыт.

Посмотрев на себя со стороны, вы сделали для себя какие-нибудь открытия?

Е.М.: Я увидела женщину без имени, без времени. Именно женщину, такую, какая она есть. Для меня это стало очень важным открытием.

Пьер, ради чего эти проекты и фотографии? В чем суть? Помочь человеку познать себя?

П.А.: Прежде всего то, что дает эта работа - это новый опыт, о котором только что рассказывала Елена. Большая часть девушек, участвующих в съемках, до этого никогда не позировали в художественном жанре "ню". Для такой девушки позирование - это и есть тот самый новый опыт, а также возможность взгляда на себя со стороны.

О.Г.: Результатом этих съемок также является то, что у многих участниц проекта повышается самооценка. Одна девушка названивает нам уже несколько дней и каждый раз говорит: "Спасибо! Я уже который день просыпаюсь в прекрасном настроении!"

Бывает и так, что люди находятся в дисгармонии со своим телом, и для того, чтобы понять, что ты красивая и что ты действительно гармонична, некоторым людям иногда действительно нужен взгляд со стороны. У каждой девушки, даже самой прекрасной, всегда есть очень много вопросов к самой себе и своему телу, и каждая из них всегда чем-то недовольна.

Эти съемки помогают увидеть себя совершенно в ином образе и понять, что на самом деле все прекрасно.

П.А.: Эта фотография не критикует их физическую внешность. Девушки находятся в своей естественной среде и в выигрышном для них ракурсе.

Некоторым мужчинам, например, на первом свидании, не удается к женщинам даже приблизиться. А тут приезжает фотограф из Швейцарии, открывает фотовыставку, встречается с потенциальными героинями и организовывает весьма откровенную фотосессию, при этом некоторые модели, по словам самого мастера, никогда не позировали в стиле "ню". Пьер, как вам удается… не раздеть, а так тонко взаимодействовать?

П.А.: В момент, когда я прихожу к человеку, для меня каждый раз это новый мир. Уже сделано 26 портретов. И все эти работы для меня, как 26 планет. Когда я стою перед входной дверью своего героя, я ничего не знаю о человеке. Но уже через два часа у меня должен быть результат.

Я здесь, как спортсмен, который должен пробежать стометровку, показав хороший результат. И когда я к кому-то прихожу, то уйти я должен обязательно с результатом. Это уже вполне достаточная мотивация. Возможно, это уже моя сложившаяся манера работать с девушками, но я никогда ни на чем не настаиваю. Это работа между мной и моделью. Нужно сделать все, чтобы модель была согласна и осталась довольна.

Здесь также есть и некоторые противоречия с точки зрения физической. Например, продержаться 25 секунд не двигаясь - это не так-то и просто. А у девушек довольно часто бывает сумасшедший день. И, например, она хочет стоять на одной ноге, а я знаю, что это невозможно: малейшее движение в несколько миллиметров - и фотография уже не получится.

Это довольно особенная работа для модели, и она не всегда и не совсем понимает, что происходит - есть человек, который ходит в темноте вокруг нее с карманным фонариком… Современные технологии позволяют тут же показать результат. А модель это очень мотивирует, потому что девушка может увидеть недостатки и небольшие неточности, которые были допущены. В таком случае следующая серия может быть откорректирована и стать еще более личной.

В процессе работы могут возникать какие-то спорные моменты?

П.А.: Могут, но ни в коем случае не конфликтные.

Е.М.: У г-на Пьера очень мягкая манера общения. Он никогда ни на чем не настаивает. Поэтому и конфликтов с человеком с таким складом характера и с таким подходом к делу здесь уже точно быть не может. Он никогда не вторгается в твой мир, а как будто наблюдает за ним со стороны. Мне очень понравилось выражение по поводу его ощущений, когда он стоит перед входной дверью. Точно такое же ощущение было и у меня вчера после просмотра результатов съемки. Мне показалось, что иногда мы сами стоим перед дверью в собственный мир и порой даже не подозреваем о том, что там происходит. Современный ритм жизни настолько динамичен, что у нас нет возможности, времени, желания и мотивации остановиться и просто подумать над тем, каков ты сейчас. И выражение "Остановись мгновенье! Ты прекрасно!" здесь очень актуально.

Процесс съемки на самом деле очень интимный. Это можно понять по тем же фотографиям, которые есть. И, по сути, и вы Елена, и вы, Ольга, пустили мастера в свою жизнь. Соответственно, он ваш друг… Ольга, вы уже выступали в качестве модели?

О.Г.: Еще нет, поскольку моей основной задачей здесь было скоординировать съемки. Было так много девушек, и все они настолько разные и интересные…

Хотелось бы услышать мнение со стороны - в чем особенность этого… и мужчины, и фотографа, если ему так доверяют?

О.Г.: На самом деле Пьер очень глубокий, интересный и деликатный. Это человек, который знает, что он делает, у которого богатый жизненный опыт. Девушка никоим образом не чувствует себя ущемленной во время съемок, а наоборот, появляется ощущение, что отгадываешь в себе какую-то загадку. И даже для швейцарских женщин - для каждой из них это был серьезный шаг. И ни одна из них не пожалела и не почувствовала себя оскорбленной или униженной.

Е.М.: Видимо, здесь срабатывает своего рода синдром "соседа по купе", когда человек не может доверить свою тайну близкому другу или родственнику, а вот соседу по купе, абсолютно случайному попутчику, может рассказать всю свою жизнь. И здесь я чувствовала примерное то же самое.

Пьер, девушки из каких стран приняли участие в проекте "25 секунд"?

П.А.: На данный момент страны всего три - Швейцария, Россия и Беларусь.

Отличаются ли белорусские девушки от девушек из Швейцарии?

П.А.: Я могу сказать, что больших отличий между женщинами нет. Отличается только окружение. Я не выступаю со своими эстетическими критериями при выборе модели. В проекте участвуют люди, которые хотят получить новый опыт, и, таким образом, со мной везде сотрудничают те, кто готов раскрыть свой внутренний мир, открыться себе. Возможно, белорусские женщины хотят больше поиграть в это. Для них это своего рода авантюра.

В идеале, конечно же, было бы интересно сфотографировать в рамках этого проекта женщин из разных стран мира. Но тогда нужно будет адаптироваться к нравам каждой страны. И я не думаю, что, например, в арабских и африканских странах это будет возможно.

Например, в Беларуси люди отзывчивы. Но были и те, кому выставка не понравилась. Я не удивляюсь, потому как все-таки это еще ново для белорусской публики. Но в целом прием был очень теплым.

Будете скучать по нашей стране?

П.А.: Конечно. Я прожил здесь уже три с половиной недели, познакомился со многими людьми, нашел новых друзей.

Возможно, ваши белорусские работы будут собраны в каталоге?

П.А.: Здесь есть такой нюанс - нужно спросить у каждой участницы, согласна ли она быть в этом каталоге.

Елена, вы бы согласились на это?

Е.М.: Скорее, я снималась больше для себя… Хотя, смотря какого характера будет сам каталог.

Например, если бы это был какой-то межнациональный каталог, как я себе это представляю: 30 стран - 30 женщин. И вы, Елена, представляли бы Беларусь?

Е.М.: Сейчас я еще не готова ответить на этот вопрос.

О.Г.: Позволю себе добавить. У Елены вчера произошла довольно интересная история. Она сказала, что на самом деле это не фотография, а своего рода метафора и даже - сюрреализм. И мы стали собирать все факты, которые были до этого. Получилось такое, что даже мурашки побежали по телу. Как мог человек, который приехал издалека, настолько прочувствовать историю жизни…

А как вы это объясняете?

О.Г.: Это очень сложно объяснить. Мне кажется, что все в жизни не случайно, и возможно, это тоже какой-то знак. Или это какой-то этап или итог определенного жизненного отрезка пути…

Пьер, было когда-нибудь так, что вы уходили со съемки без фотографии?

П.А.: После двухчасовой работы я выхожу все-таки с результатом, который интересен мне самому. Возможно, у девушек потом возникают какие-то идеи или мысли по поводу тех или иных моментов съемочного процесса. Такое вполне допустимо.

Есть квартиры и личности, из которых кто-то экстраверт, а кто-то интроверт. И фотография является отражением той личности, к которой я пришел. И потом, квартиры - это своего рода визитные карточки моих героев.

С какой стороны себя узнают модели - мы знаем. А с какой стороны себя узнали вы, Пьер, работая над этим проектом?

П.А.: Каждый человек, которого мы встречаем в жизни, что-то нам дает и привносит в нее то, что мы разделили вместе. Я получаю ровно столько же, сколько отдаю. Если не больше.

Получается так, что у вас, Пьер, очень много ипостасей - вы и путешественник, и увлеченный человек, и фотограф. Так кто вы в первую очередь?

П.А.: Прежде всего, я счастливый фотограф. Очень трудно говорить о себе. Я работаю и с рекламной фотографией, и с fashion-foto в Швейцарии, и с фотографией для СМИ. Благодаря моей профессии у меня есть возможность путешествовать и работать для международных организаций. Когда мне приходится ездить в госпитали, в места, где люди нуждаются и страдают, то это уже совершенно другая часть моей жизни и совершенно иная сторона моей профессии. В своей профессиональной деятельности я уделяю лишь 10% моим художественным проектам. Таким, как проект, который был накануне - портреты жителей разных стран мира. Или же проект с парами… На данный момент я чувствую, что у меня появится абсолютно новый проект, который я сейчас продумываю…

TUT.BY - вы узнаете первыми…
{banner_819}{banner_825}
-20%
-50%
-35%
-10%
-10%
-15%