Алексей Вайткун,

В конце июня белорусская балерина Екатерина Олейник завоевала одну из восьми престижных наград - приз Capezio и диплом VIII Международного конкурса артистов балета 2010 (International Ballet Competition, IBC).

International Ballet Competition - один из наиболее уважаемых конкурсов в мире. В этом году проводился с 8 по 26 июня в городе Джексон, штат Миссисипи (США).

Предварительный отбор участников проводился по видеозаписям, в этом году было подано более 300 заявок, из которых выбрали 110 участников из 35 стран. В течение двух захватывающих недель будущие звезды мирового балета боролись за золотую, серебряную и бронзовую медали, стипендии, призы, дипломы и контракты.

В первом туре Екатерина Олейник и Константин Кузнецов, выступавший в качестве ее партнера, представили классический номер - па-де-де из "Дон Кихота" Людвига Минкуса. Во втором туре - танец-модерн "Хрупкий вечный рай" белорусского хореографа из Гродно Дмитрия Каракулова. Номер, покоривший зрителей и жюри сложной хореографией и великолепной техникой, явился блестящим пропуском в третий тур, где белорусские танцовщики исполнили па-де-де из "Спящей красавицы" Петра Чайковского и современный танец "Мы танцуем Перголези" известного хореографа Раду Поклитару.

Екатерина Олейник является ведущим мастером сцены белорусского театра оперы и балета. Награды престижного конкурса в США пополнили ее копилку. В 2009 году танцовщица была удостоена бронзовых наград на конкурсах мирового балета в Москве и Сеуле. Екатерина - дипломант международных конкурсов артистов балета в Венгрии (2008), Китае (2007), лауреат международных конкурсов в Болгарии (2006) и Украине (2004).

Екатерина ответила на вопросы Алексея Вайткуна в рамках авторского проекта журналиста "Личное дело".

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


 
Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Скачать видео (159 Мб) >>>

Напомню зрителям, что в конце июня Екатерина Олейник завоевала одну из восьми престижных наград. Это приз и диплом VIII Международного конкурса артистов балета - 2010, который проходил в США. Екатерина, поделитесь своими впечатлениями о конкурсе…

Напряжение начало спадать уже после того, как закончился третий тур, когда фактически завершилось то, к чему мы так усердно готовились и на что были нацелены в последние два месяца наших репетиций.

Балет - это ежедневный труд. Навыки, которые мы нарабатываем, нужно совершенствовать ежедневно. Стоит хоть немного отойти, и мастерство теряется, уходит. А предавать его никак нельзя.

Вы сейчас в отпуске. Неужели занимаетесь?

Сейчас могу немного передохнуть. Однако уже в середине июля - снова в бой. Затем в августе планируются гастроли в Италию. Перед ними также будет большое количество репетиций. Это нормально.

Как вы решили принять участие в американском конкурсе?

В прошлом году в Сеуле я получила туда приглашение и приняла его.

Что именно вас заинтересовало?

Конкурс в Джексоне всемирно известен именно в балетных кругах и считается одним из самых престижных, проводится раз в четыре года. До этого я уже участвовала в конкурсах, которые проводились в Европе, Азии. А вот в Америке еще не была. Я не хотела упустить возможность туда поехать. Это также было одной из причин моей заинтересованности.

Были ли какие-то особые условия участия?

В этом конкурсе проводился видеоотбор, когда все желающие (а это около трехсот пятидесяти человек) могли принести, прислать и показать свои видеоматериалы. Из них в итоге отобрали сто десять человек, которые и были в дальнейшем приглашены на сам конкурс.

А почему участие в нем так престижно?

Во-первых, потому что сам конкурс проводится раз в четыре года. Во-вторых, такое огромное количество желающих - профессиональных артистов, известных танцовщиков. Есть возможность посмотреть на себя, проявить себя, сравнить себя с другими.

А вы изначально знали о таком большом количестве участников?

Да. На сайте были выложены списки тех, кто прошел отбор и был приглашен в Джексон.

Были ли в этом списке известные вам имена?

Так случилось, что из известных мне участников были только мужчины. А среди знакомых балерин в этом конкурсе никого не было. Соответственно, сложно было оценить свои шансы. Правда, как я уже сказала, на конкурсах такого уровня нет случайных "гастролеров".

Кстати, Штаты вас впечатлили?

Нам не довелось посмотреть сам город, так как мы жили на территории колледжа. Мы выезжали на репетиции в различные студии, в театр. А вот сам город практически не увидели. Так что как таковых городских впечатлений весьма мало.

Как был организован ваш день?

Ежедневно вывешивались списки репетиций, где можно было узнать время и зал занятий. Также в качестве разогрева два раза в день, в девять часов утра и в час дня, был мастер-класс, который проводили американские педагоги из разных театров и студий. В зависимости от того, как у нас были расписаны репетиции, мы ходили на мастер-классы либо утром, либо днем. А вечером мы либо танцевали, либо шли смотреть, как танцуют другие участники.

Что из предложенных мастер-классов с американскими педагогами вам запомнилось больше всего?

Это было очень интересно, поскольку каждый день был новый педагог, который давал свой мастер-класс. Но это было одновременно и очень сложно, поскольку у меня немного иное направление, русская школа, а там - американская. Постоянно преследовал страх выйти из формы, особенно к третьему туру. Я боялась, что уже не так будут работать тело и ноги. Для меня это были своего рода экстремальные мастер-классы.

Из-за чего были такие опасения?

Давались непривычные уроки, где показывали непривычные движения. У американцев немного иная специфика. К тому же там был очень скользкий пол. Обычно в таких случаях мы канифолим туфли, а там этого делать было нельзя. Приходилось заниматься на скользком полу - ноги скользили, некоторые люди даже падали. Также во время мастер-классов, если сравнивать с занятиями дома, использовался непривычный, очень быстрый темп самого танца.

Как реагировали американцы на последователей русской танцевальной школы?

Репетиции были закрытыми. Там могли присутствовать только мы и наш педагог. Но поскольку мы ездили без педагога, то кроме нас в студии никого больше не было. Все было строго расписано по часам. Но именно наши выступления во всех турах конкурса принимали очень хорошо. Многие люди подходили с положительными отзывами, добрыми словами как сразу после нашего выступления, так и в течение длительного времени после него. Нас помнили…

А в какой момент вы поняли, что то, что вы делаете, очень нравится зрителям?

Видимо, я шла к этому постепенно. Когда я только поступила в училище, то считалась одной из худших учениц. Возможно, я была легкомысленным ребенком, так как мне на вступительных экзаменах сказали, что ставят условный зачет и что, возможно, еще и отчислят. Но к выпуску из самой худшей я стала одной из лучших.

Что так повлияло на такое преображение?

Наверное, именно те слова по поводу отчисления. Я это восприняла как своего рода вызов, поскольку учеба в школе давалась мне легко и у меня всегда были хорошие оценки. А здесь мне мало того, что поставили низкую оценку, так еще и собрались отчислять. Такого не может быть! Я стала заниматься дополнительно. Постепенно появилась любовь к балету, пришло понимание этого вида искусства. А когда есть понимание и личное отношение, чувствование, есть усердие и желание выразить себя, это получается, то все это зритель замечает сразу и уже не может оставаться равнодушным.

Вы ездили в Джексон не одна…

Я ездила на конкурс вместе с Константином Кузнецовым, заслуженным артистом, ведущим мастером сцены нашего театра. За его плечами уже тринадцать конкурсов, и в свое время он завоевал очень много медалей. Также он очень много гастролировал, танцевал с разными партнершами. И поэтому я попросила его для этого конкурса стать моим партнером. Константин помогал мне во всем, начиная с постановки современного номера. Для этого он помог найти хорошего хореографа - Дмитрия Каракулова. Мы поставили специальный номер, который и исполняли на втором туре. Помогал Костя и как хороший педагог-репетитор, внимательно следил за моими движениями в танце и, если надо было, делал важные замечания. Он оказывал просто неоценимую поддержку и помощь на протяжении всего конкурса.

То есть он был для вас не только партнером, но еще и педагогом…

Когда я еще училась в училище, он был моим педагогом по дуэтному классическому танцу.

Насколько комфортно с ним работать?

Очень комфортно. Костя делал все для того, чтобы мы успешно выступили на этом конкурсе. Очень приятно, когда рядом есть такая неоценимая поддержка.

А театр помогал вам?

Безусловно. Мой билет на конкурс был оплачен театром.

На конкурсах вам присуще волнение?

Конечно. Для меня выступление на конкурсе в Джексоне было более волнительным, чем выступление на спектакле. Потому что там я понимала, что мое выступление оценивали не просто зрители, а специалисты международного класса. Правда, когда выступала, то старалась не думать об этом - просто танцевала, показывала то, на что я способна.

Как вы себя настраиваете перед такими масштабными выступлениями?

Глубоко вдохнуть и выдохнуть, чтобы просто успокоить себя, свое дыхание и снять напряжение.

Радовались, когда вас объявили в числе победителей?

Радовалась, но хотелось большего. У меня уже есть второе место в Варне, третье место в Москве и в Сеуле. Поэтому, повторюсь, хотелось большего. В любом конкурсе присутствует какая-то доля удачи, и, может быть, мне просто повезло чуть меньше, чем победителям.

В прессе данный конкурс подают как авторитетный еще и потому, что у артиста есть возможность и перспектива различного рода сотрудничества, дальнейших контрактов. Это правда?

Да. Именно после этого конкурса мне поступило предложение, и даже не одно, но могу сказать точно: пока остаюсь работать в нашем театре.

Закончим с конкурсом. Скажите, почему вы выбрали балет?

Правильнее будет сказать, что балет выбрала моя мама. Это было мечтой ее детства. Она всегда интересовалась театром и балетом. Я же узнала, что такое балет, только после того, как поступила в балетное училище и начала ходить на спектакли. До того момента я ни разу там не была.

Получается, у вас даже тяги не было к танцам?

Почему же. В свое время я занималась и народными танцами, и художественной гимнастикой. То есть я была занята в разных кружках. Но осознания того, что я хочу только танцевать, не было. Оно пришло уже после того, как я поступила в училище.

Вопрос от нашего пользователя: "Не кажется ли вам, что балетные танцовщики не совсем приспособлены к жизни и им порой трудно нести ответственность за себя и свою жизнь. Ведь в юном возрасте за них все решали родители - отдавать или не отдавать в колледж, затем их берут в театр, где тоже указывают, что нужно делать". Как бы вы прокомментировали это?

Это зависит от характера человека. Да, на тот момент мама определила мое будущее, и спасибо ей за это! Но вообще я очень самостоятельная. Могу выслушать чьи-то советы, но решение всегда принимаю только сама - так, как я чувствую и как я этого хочу.

Вернемся к колледжу. Вы сказали, что поначалу были худшей ученицей. Худшей на фоне остальных?

Да. Худшей относительно класса. В конце года всегда проводится экзамен по классическому танцу и выставляются оценки.

Чего же вам тогда не хватало, чтобы быть лучшей?

Скорее всего, тогда мне не хватало целеустремленности и, возможно, данных, которые затем я стала совершенствовать. В первый год учебы мы изучали основу движений. А так как до этого я уже занималась танцами, мне эти движения были известны, и мне было просто скучно, что, безусловно, сказалось и на моей трудоспособности и отдаче танцу.

Чем вам нравится танец сегодня?

При помощи танца можно эмоционально выразить себя. То есть это своего рода актерская составляющая, которая мне очень нравится. И сейчас я уже задумываюсь над тем, чтобы попробовать себя в драматическом театре или кино, потому что мне интересна сама актерская профессия. В танце также можно выражать свои эмоции, но там присутствует отдаленность от зрителя, эмоции должны быть нарочитыми, яркими, броскими и временами преувеличенными. А в кино или драматическом театре эти эмоции более естественны.

Сложно изъясняться при помощи танца?

Я уже столько лет этим занимаюсь, что для меня это уже вполне привычно.

В чем секрет именно вашего изъяснения? Какое оно?

Стопроцентная отдача танцу - от души и искренне.

Всегда ли вам интересно то, что вы делаете?

Мне всегда интересны мои новые роли, новые партии, которые я танцую в театре. Ведь если бы не было интереса, то не было бы и достижений.

Капризничаете?

Иногда могу и покапризничать. Бывает, что приходишь в плохом настроении, и все начинает не нравиться именно в себе. Тогда ничего не получается.

А вы себя считаете успешной балериной?

Я всегда стремлюсь к чему-то большему. Поэтому я не могу сказать, что я считаю себя успешной. Так как творческая сфера - это комната без потолка.

Однако у вас уже такое количество побед, а вам всего двадцать два года. Вы уже прима-балерина…

Мне все равно хочется большего…

Занятия танцем наверняка занимают все ваше время?

Действительно, свободного времени мало. Но я стараюсь использовать его для пользы. Посещала курсы актерского мастерства, в планах - курсы английского и испанского. Наша гастрольная жизнь просто обязывает к знанию даже не одного, а нескольких иностранных языков.

Как вы сопоставляете желания с возможностями?

У нас своего рода плавающий график. Утром каждого дня мы должны прийти на класс, а потом уже работать по расписанию. Репетиции могут быть как днем, так и вечером. Также вечером может быть и спектакль. Все зависит от того, какие идут спектакли, какой репертуар и какова наша занятость в нем.

Вы обаятельная, молодая девушка. Поклонников много?

Достаточно.

А в чем секрет вашего успеха?

Мне кажется, что в целеустремленности и трудолюбии. Но прежде всего, нужно любить свою профессию. Невозможно здесь и без удачи. Ведь бывает и так, что человек все делает, старается, но ему банально не везет и постоянно случаются какие-то неприятности, которые препятствуют успешной карьере.

Как вы думаете, чем балет так притягивает всех?

Своей красотой. Человек, видя эту красоту, наслаждается и отдыхает душой.

Кружил ли вам успех голову?

Нет.

И даже после победы в конкурсе в Джексоне вы остались той же Катей Олейник?

Да. От победы получаешь удовольствие, состояние эйфории. Но потом это проходит, и ты понимаешь, что теперь перед собой надо ставить новые цели и работать над их воплощением.

Каких личных качеств вам добавил балет?

Возможно, появилась своего рода дисциплинированность. Когда я пришла в первый раз на урок, мне было десять лет, и поэтому я не могу сказать точно, какие бы у меня были черты характера, а каких - не было, если бы у меня не было балета.

Придерживаетесь диет?

Физические нагрузки сжигают все калории. Поэтому я не придерживаюсь диет и к тому же очень люблю сладкое.

А что в балете самое сложное?

Постоянные физические нагрузки, постоянный труд и преодоление себя.

Любая работа бывает где-то легче, а где-то сложнее. Так же и в танце?

Да, конечно. Есть партии, которые не такие уж и сложные, а есть и довольно сложные. В зависимости от хореографии и от постановки спектакля.

Есть ли партии, о которых вы можете сказать, что срослись с ними?

В этом году я исполнила роль Китри в "Дон Кихоте". Для меня это особенная партия, поскольку я танцевала ее еще на выпускном в училище. И вот, через два года, я ее снова станцевала, но уже в театре. С этим спектаклем меня пригласили в Литовский национальный театр оперы и балета. Эта партия то пропадает, то снова появляется в моей жизни.

Снова прозвучало приглашение. А почему вы отказываетесь от творческих предложений из других театров, ведь это опыт? Вас не устраивают какие-то определенные условия?

Пока я живу в Беларуси, потенциал для творческого развития здесь есть, и мне интересно здесь работать. Там тоже есть потенциал. Но именно здесь я почувствовала успех и притяжение, здесь уже есть и мои зрители, и мои поклонники, внимание прессы. Решение о переходе куда-то еще - это все-таки очень серьезный и ответственный шаг, и приглашение должно быть таким, чтобы я не смогла от него отказаться. Пока таких не поступало.

То есть вы вполне допускаете, что такое приглашение поступит и вы согласитесь?

Если я пойму, что там более выгодные условия - творческие, в первую очередь, тогда это вполне возможно.

Вы единственный ребенок в семье?

Есть сестра. Она учится на четвертом курсе хореографического колледжа. В следующем году заканчивает и тоже придет в театр.

Радуется вашим успехам?

Сестра младше меня на четыре года. Она искренне радуется моим успехам, но работает и над своими.

Расскажите о своей семье.

Моя семья никак не связана с балетом. Мама мечтала о балете в детстве и, видимо, при помощи меня и сестры попыталась воплотить мечты в реальность. Она хотела, чтобы у нас были красивые фигуры, чтобы мы занимались творчеством. Папа иногда приходит на спектакли, но его нельзя назвать любителем балета. Правда, когда выступаю я, он смотрит спектакль с удовольствием.

Когда вам поступают предложения о работе за рубежом, вы обсуждаете их в семье?

Конечно, мы обсуждаем, но решения я принимаю сама. Родители никогда ни на чем не настаивали. Повторюсь, они никак не связаны с миром танца. Может, из-за этого они не всегда могут дать необходимый совет, понимают это и не пытаются влиять на мои решения.

Помните ли вы, как вы впервые вышли на сцену Большого театра?

Конечно. Я училась на четвертом курсе, и мне доверили сольную партию. Это было для меня очень ответственно и волнительно, и я чувствовала, что еще чужая в этом коллективе, что ко мне присматриваются.

А ревность ощущали со стороны других балерин?

Больше чувствовалось то, что ко мне присматриваются, оценивают - что я из себя представляю и почему это так: не успела я прийти в театр, а мне уже дают сольную партию. Думаю, ревность тоже присутствовала, поскольку добиться такого в моем возрасте получалось далеко не у всех.

Много написано об атмосфере Большого театра России. Много негатива, ревности, зависти… Какая атмосфера и обстановка в нашем театре?

Думаю, что у нас более доброжелательная атмосфера, так как в Большом театре России гораздо большее количество людей в труппе, а соответственно, и больше талантливых актеров. Получается, что они все вполне могли бы выступать где-то в Европе и танцевать в ведущих партиях, но они идут в Большой театр, потому что это имя, это бренд, это их мечта. К сожалению, они там очень легко теряются, поскольку труппа, повторюсь, очень большая, и они могут оказаться в какой-то период ненужными. Возможно, из-за этого там и возникают различные интриги, ревность...
Наша труппа немного меньше, и наше руководство старается уделить внимание каждому из нас, тем более солистам, так как нас не так много.

Смотрю на вас… И так все замечательно, судя по вашим словам… Ругают вас хоть иногда?

Педагоги обычно делают замечания и объясняют, над чем надо еще поработать. Это меня ни в коей мере не обижает. Если человека постоянно хвалят, то он расслабляется и перестает к чему-то стремиться. Это очень хорошо, когда кто-то может сказать, что же было плохо и над чем надо работать.

Как к вам критики относятся?

Обычно хвалят.

Чем еще помимо танцев вы увлекаетесь?

На сегодняшний день это кино, драматический театр. В ближайших моих планах - съездить к морю, отдохнуть. Также мне очень нравится конный спорт. Хотелось бы заняться, но времени на все не хватает. Также очень люблю читать.

Что бы вы сказали девочкам, которые мечтают выйти на сцену, и их родителям, которые мечтают, чтобы их дети выступали в театре?

При поступлении в училище проводится отбор в три тура. Смотрят на способности ребенка к танцу. И если даже и есть огромное желание, но очевидно, что способностей нет, то это будет однозначный отказ. Родителям надо это понимать и не настаивать. А когда есть все составляющие, тогда обязательно нужно поступать учиться и упорно работать и работать над собой.

Чего вам сегодня не хватает?

В сутках, к сожалению, всего 24 часа...

А мечты есть?

Мне очень интересно выступать в спектаклях, ездить по разным странам и представлять наше искусство. И я мечтаю о новых гастролях и, конечно же, о новых партиях.

TUT.BY - смотри, слушай, читай…
-40%
-20%
-10%
-10%
-30%
-50%
-30%
-50%
-30%