1. Минздрав опубликовал свежую статистику по коронавирусу
  2. «Остеопороз может привести к инвалидности». Поговорили с врачом о еще одной эпидемии 21-го века
  3. Почему из-за прорыва всего одной трубы сотни тысяч минчан остались без воды? Разбираемся
  4. Минчанка рассказала, как за неделю вырастила на балконе грибы и получилось ли на этом сэкономить
  5. «Однушки» — от 170 долларов. Что сейчас происходит на рынке аренды квартир в Минске и что дальше
  6. Украина вводит спецпошлину на белорусские автобусы и грузовики
  7. Покупатель с 50 тысячами долларов — король на рынке квартир в Минске. А королю не нужно спешить
  8. В Беларуси запретили продажу популярного печенья, которое было во многих магазинах. Что с ним не так
  9. МИД недоумевает по поводу заявления Литвы о возможной аккредитации посла США в Беларуси
  10. «Нельзя отворачиваться от друга, чьи глаза закрываются в последний раз». Как пережить смерть любимого питомца
  11. В Оршанском РУВД в кабинете нашли тело сотрудника милиции. СК проводит проверку
  12. Как самому недорого создать эффектный сад без помощи ландшафтного дизайнера. Вот простые советы
  13. Акции в поддержку Навального в России: задержаны более 1600 человек
  14. Самая красивая пара современной «фигурки»: выиграли ЧМ и счастливы вместе вне льда
  15. Вводят новшества по валютному рынку. Что они означают для белорусов
  16. Усилить защиту силовиков, ужесточить наказание за экстремизм. Какие изменения в УК поддержали депутаты
  17. «Череп маленький — мозг не помещается». История мамы парня, который родился с микроцефалией
  18. СМИ выяснили, кто может быть четвертым фигурантом по «делу о госперевороте»
  19. Дерматолог — о симптомах и опасности крапивницы
  20. Поцелуй молодой пары попал на фото TUT.BY. Что с ней стало спустя три года?
  21. «Все границы перешли!» Путин о «попытке госпереворота и убийства Лукашенко» в Беларуси
  22. Посмотрели, что происходит сегодня в Чижовке, где вчера случилось коммунальное ЧП
  23. Все умеют считать деньги — свои. А как насчет общих денег из кошелька страны? Проверим?
  24. Прогноз от властей: каким будет курс доллара в ближайшие три года
  25. Мингорисполком назвал две версии аварии на водопроводе в Чижовке
  26. Внимание: синоптики предупредили о резком ухудшении погоды
  27. «Трупный яд попал к соседям через доски в полу». История Леонида, который убирает дома после смерти
  28. Гинеколог — о заболевании, которое может не иметь симптомов и при этом мешать женщине родить
  29. Пособие на погребение снова сократилось. В ФСЗН рассказали, сколько оно сейчас составляет
  30. Провизор дает шесть простых советов, которые помогут вам сэкономить на лекарствах


Алексей Вайткун,

Вячеслав Бутусов стал специальным гостем портала TUT.BY. Известный российский рок-музыкант принял участие в программе Алексея Вайткуна "Личное дело", где ответил на вопросы не только журналиста, но и пользователей портала. В прямом эфире Бутусов много рассуждал о жизни, творчестве и семье…

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Скачать видео

Четверть века в творчестве - это много или мало?

Для меня это - полжизни. Можете себе это представить? Полжизни, той, которую я прожил на этой земле. По моему - это много.

Полжизни и в творчестве. То есть жизнь - одна половина - до творчества, и вторая - само творчество?

Нет... Я думаю, что творчество для человека - процесс перманентный. Просто мы либо осознанно это делаем, либо неосознанно. Лично я плохо представляю себе жизнь без творчества, потому что для меня это такой кислород.

А какими принципами в творчестве за эти двадцать пять лет вы руководствовались? Внутренними или, может быть, творческими?

Принципов у меня нет никаких. Не в том смысле, что я такой, знаете, совсем разнузданный человек. Как я понимаю, это правило, которое человек себе сам назначает. Я еще до такого уровня ответственности не созрел, поэтому я пользуюсь, вообще-то, заповедями, которых немного и с ними очень легко управляться. Поэтому я себе принципов не выстраиваю - чтобы не облегчать себе жизнь.

Вы, наверное, дисциплинированный по жизни...

Да. Я считаю, что такому человеку, как мне, с моей природой, лучше быть дисциплинированным.

То есть у вас все по внутренней системе?

Системы тоже не люблю. Система это, конечно, мафия.

Но бессистемным вас назвать тоже нельзя…

Ну почему? Можно. Легко могу назвать себя бессистемным, потому что само это слово для меня имеет узконаправленный смысл. Я, знаете, хотел бы все-таки свои возможности расширить.

Еще?! Даже спустя двадцать пять лет в творчестве?

Не в том смысле, что я многого достиг, а в том, что каждый уровень осознания каких-то новых истин, знаете ли, их не так уж и много нам открывается в жизни. И каждый раз, когда открываешь что-то очень важное, то понимаешь, что все предыдущее - настолько мелко и мало существенно теперь уже. Конечно, по-прежнему важно, но уже не так значительно, что даже диву даешься иногда.

Если я понимаю правильно - процесс самопознания у вас все еще активно продолжается…

Я думаю, что этот процесс бесконечный. Все мудрецы, все старцы, светила доказали это.

Чем было для вас творчество изначально?

Творчество - это то, чем человек живет изнутри. Если человек двигается, это не значит, что он живет. Потому что жизнь - это источник, который освещает человека изнутри. Мне здесь особенно-то похвастаться нечем, потому что я много-много лет прожил в таком, условно говоря, подвальном состоянии. Так что даже смешно выглядеть наивным человеком в почти пятьдесят лет, когда открываешь глаза на мир заново и радуешься, как ребенок.

А почему бы и нет? Некоторые говорят, что детство заканчивается, когда перестаешь удивляться. А удивляться еще надо уметь.

Да. Но я в таком возрасте, когда инфантилизмом страдать уже не имею права, поэтому все должно быть на другом уровне и должно происходить в другом качестве. Я, конечно же, удивляюсь, но по-взрослому.

А бывает, что творчество становится в тягость?

Нет.

И даже моментов таких не бывает никогда?

Нет. Творчество это же божественный процесс.

Дорогие друзья! На портале висел анонс, где вы могли оставлять свои мнения, вопросы нашему гостю. Мы постараемся использовать максимальное количество этих сообщений… Начну с мнения - вас благодарили за концерт в Витебске: "Передайте нашу признательность, большую признательность…"

Я тоже хочу поблагодарить людей, потому что было довольно прохладно и люди согрели нас своим вниманием. Это очень важно. Человеческое внимание, наверное, - одна из самых важных и необходимых вещей сегодня.

Позвольте, но очень часто в своих интервью вы говорите о том, что концерты вам в тягость. Это правда?

Ну да, писал. Вы знаете, сейчас очень сложно изменить это словоблудство, которое осело где-то в интернете. Так вот, это уже устаревшие сведения.

То есть сегодня уже не в тягость?

И вчера - нет, и неделю назад - нет.

Теперь вам концерты только в радость?

Да. Я вообще стараюсь все в радость воспринимать. Потому что пришел к такому выводу, что нельзя отталкивать то, что само по себе не плохо и не зло.

Ваше творчество, на ваш взгляд, для кого?

Для себя я формулирую это так: для таких же людей, как и я сам, для близких мне по духу. Иначе просто не будет понятно, о чем речь. Но, по большому счету, в принципе мы все одинаковые. Так что, можно сказать, - для всех.

То есть вы говорите о том, что волнует большинство.

Я говорю только о том, что волнует меня. Это все только на моей совести. И поэтому я несу ответственность за то, что меня волнует. Я должен быть чист, безупречен, и тогда это подойдет для большинства людей. Хотя могу сказать, что писать для большинства - довольно сомнительная задача. Потому что большинство само по себе ужасно, конечно.

А опишите ваше состояние творческого поиска…

Я доверяюсь какому-то наитию, и если меня это увлекает, то этого уже достаточно. Главное - постараться не уходить в это с головой, не отрываться от действительности. Потом очень тяжело возвращаться.

А как делать в творчестве правильный выбор?

По совести. Совесть это голос Бога. Если вы слышите этот голос - все нормально.

Этот принцип, наверное, подходит не только к творчеству, но и вообще - к жизни?

Конечно, да. Как я уже говорил, творчество уже само по себе - божественный процесс.

Каких людей в своей жизни и в своем творчестве вы считаете знаковыми? Были такие люди?

Конечно. Семья моя - даже больше чем знаковое явление в моей жизни. Я бы даже сказал, что это вселенная во вселенной.

Семья питает…

Даже не сомневайтесь.

И творчество, соответственно, тоже?

Творчество, оно есть, к нему необходимо только подключиться или нет. А семья - это такой организм, в котором ты должен быть абсолютно самоотверженным. Внутри семьи. Семья - это наш персональный мир, который нам подарили.

Скажите, а творчество семье не мешает?

Нет, конечно. Творчество - от Бога. Семья - тоже.

Часто говорят, что семья творчество питает. Это да. Но еще и так говорят: "Вот, из-за творчества нет времени на семью, нет времени на то, на это". Но, я так понимаю, вы время находите на все?

Мне кажется, порядок определения важен. Творчество - это не рабочий процесс. Творчество - как небо, которое просто есть - и всё. И вы можете смотреть на него и радоваться, а можете и не смотреть на него. То есть это не работа. Это происходит непрерывно.

Был вопрос по поводу знаковых людей. Вы сказали о семье. А можете назвать кого-то из творческих людей, встречавшихся на вашем жизненном пути - тех же коллег…

Думаю, что все без исключения. Те, кто был в моей жизни, потому что жизнь - это такая комбинация, из которой очень трудно кого-то вычленить, чтобы тем самым просто не разрушить эту самую комбинацию.

Я подвел к вопросу от пользователя… Тексты вы совместно с Ильей Кормильцевым  согласовывали, обсуждали или принимали как от автора - без изменений?

На разных этапах по-разному. Когда мы познакомились с Ильей, он уже был культовым человеком в соответствующих кругах. И на тот момент, когда свердловский рок-клуб образовался, Илья уже в оппозиции был. И своим пламенным словом он будоражил народ, особенно по тем временам…

Вам нравилось в нем именно это?

Да, конечно. Это нравилось всем, потому что когда человек встает и высказывает нетривиальные мысли на комсомольском собрании, знаете - впечатляет! Это придает своеобразный тонус работе. Ты как будто оживляешься, как после витаминного укола. И в разные моменты мы с Ильей совершенно по-разному сотрудничали и взаимодействовали.

Были периоды, когда он приносил тексты буквально папками-стопками, и мне,  чтобы их перерабатывать, нужно было очень много времени. И, например, когда я осмеливался говорить Илье, что у меня текст по размеру вышибается из музыкального ключа, то Илья, конечно же, возмущался и очень сильно, потому что по праву первенства, как человек, который первый принес свою половину труда, он имел право сказать: "Так вот и подстраивайся под этот текст". Поэтому иногда я не осмеливался и предлагал Илье какие-то варианты изменений. Но в целом я старался придерживаться исходного текста.

Вы так оживились, когда начали вспоминать о нем. Вы даже заулыбались, в первый раз за десять минут...

Когда я вспоминаю Илью в этом контексте - то, конечно, я очень радуюсь.

Процесс сотворчества, о котором вы сейчас рассказывали, это сложная вещь?

Сложная, потому что надо доверять друг другу, нельзя перетягивать одеяло, нельзя обижать человека своим высокомерием. А люди, которые со мной общаются, иногда страдают от этого, потому что, как мне сказали, я иногда очень требователен. Некоторых людей это ранит.

А вы понимаете, что ранили человека в какой-то момент?

Я понимаю, но это все пройдет. Здесь другое дело - насколько люди чувствительны. Вот и все. Это все только на пользу дела.

Илья был чувствительным?

Очень. Илья был сверхсенсорным человеком. Экстрасенсорным.

Творческие споры были?

Мы не спорили. Я не вижу смысла в спорах вообще, потому что это напрасная трата времени. Мы, скажем так, иногда, если страсти кипели, просто высказывали свою точку зрения на мир. Как мы сейчас видим этот мир, каков он - хорош или плох. Мы просто рассуждали. Илья никогда за словом в карман не лез. В этом смысле он был человеком острым на язык. А я больше в себе переваривал, поэтому мы нормально с ним уживались. Он экстраверт, я - интроверт. Мне приходится в себе осуществлять вакуумные взрывы.

Вам, наверняка, бывает сложно самому с собой…

Бывает. А кому не бывает сложно? Нет таких людей. Те, кто пытается уйти от сложности, далеко не уходят, как правило.

Я так понимаю, что сами по себе вы - замкнутый человек…

Ну да. Но я могу себя и разомкнуть. То есть это по надобности.

От чего это зависит?

От степени моего великодушия. Насколько мне хватает моих душевных сил на то, чтобы общаться с внешним миром. Иногда ну так устаешь от него, что хочется уединиться.

От людей, событий, суеты?

Я думаю, что это все не от людей. А от суеты - это да. От суеты все устают. В людях селятся такие паразиты, от которых, собственно, и устаешь. То есть люди-то сами этого и не осознают, начинают друг друга терзать. Тогда начинаешь понимать, что не с человеком разговариваешь, а с каким-то вероломщиком, который управляет человеком и его сознанием.

Вы замыкаетесь именно в момент этого понимания?

Если я не могу достучаться до этого человека, то не вижу смысла тогда общаться с этими бесами. С ними бесполезно общаться. Здесь надо жестко разбираться.

А отказаться от бренда это - жестко?

Не знаю. Наверное, ничего здесь такого жесткого нет. Потому что это очередная человеческая условность. А от условностей отказаться можно, и очень легко.

Но от бренда "Наутилус" вы отказались?

Ну да, отказался, так как не считал нужным продолжать эту историю. Мне показалось, что красивее было бы, чтобы она таким вот образом закончилась и осталась бы в памяти людей тем образом, в который она сложилась стихийно. Поскольку она стихийно началась, то пусть так же стихийно и закончится. Хотя точку поставить мне пришлось потому, что все это как-то тянулось тлеющим образом, и мне пришлось предпринять усилия, чтобы закончить использование этого бренда. Оно бы так и тянулось - по угасающей, пока не прокисло бы окончательно.

Что именно тогда вас не устраивало?

Я увидел, что в этом организме, который решает задачу коллективного творчества, коллективного разума, нет внутреннего взаимодействия. Значит, все это просто иллюзия и этот организм просто умер. Да, есть люди, но они между собой никак не контактируют и ничего не производят на коллективном уровне.

Из этого вы сделали вывод, что "организм" умер?

Жизнь нам для того и дана, чтобы какое-то разумение в себе развивать. Мы живем, накапливаем житейский опыт и всё видим по-другому. Как и врачи: есть такие, которым нужны результаты дюжины анализов, чтобы они смогли поставить диагноз, а есть люди, которые видят просто по самому человеку - что с ним происходит. Собственно, для этого нам жизнь и дана. И опыт нам дан для этого - чтобы не наступать на одни и те же грабли.

Это было сугубо ваше решение или коллективное?

А кроме меня, больше никто не осмелился взять на себя такую ответственность.

Вы никогда не жалели о том, что сами отключили аппарат "искусственного поддержания жизни" "Наутилуса"?

В какой-то момент у меня были сомнения: мол, все могло быть как-то по другому… Но нет. Я теперь все это воспринимаю с огромной благодарностью. И слава Богу, что все именно так и произошло.

Вы создали группу "Юпитер". Что есть в "Юпитере" из того, чего не было в "Наутилусе" и наоборот?

"Наутилус" был для меня неосознанным явлением. Я до сих пор пытаюсь понять, как это все происходило, по каким законам. А процесс с "Юпитером" - уже осознанный.

То есть это уже другой уровень понимания?

Это другой уровень существования. Тогда все произошло спонтанно. Чьими-то благими намерениями все перемешалось, люди появлялись - сначала такие, потом другие. А потом все менялось, развивалось. Причем происходило это все безболезненно. Никто не страдал, не плакал, не ужасался. Что нам дано - то мы и должны понимать. А что не дано, в то и вникать не стоит.

Сегодня в прессе вас часто упрекают в попсовости…

Попсовость - это халтура. Я вообще-то не терплю халтуру. Поэтому я с этим не согласен. Категорически против.

А как вы вообще относитесь к различным упрекам?

Отрицательно. Потому что упрек сам по себе не несет никакой здравой мысли - так, только чтобы обидеть человека. А людей не надо обижать. Они и так обижены. И вообще, по моему представлению, человека обидеть нельзя, человек сам себя обижает. Когда хочет обижаться - обижается…

Вы не обижаетесь?

Очень стараюсь не делать этого. Потому что лучше уж для пользы дела использовать эту ситуацию, чем изводить себя.

У меня возникает ощущение, что вы пребываете в постоянном состоянии некоего внутреннего анализа…

Конечно. Столько неизведанного во вселенной - даже страшно представить. Как я выяснил для себя вчера - 96 процентов. То есть 4 процента - это то, из чего мы сделаны, и всё, что вокруг нас, а остальные 96 процентов ни нам, ни ученым просто неведомы.

Много читаете?

Нет. Если вы подразумеваете беллетристику, то - нет. Но в свое время очень много читал. Читать я стал рано, еще до школы. А теперь уже редко читаю. Просто не знаю, что читать-то.

Вас не устраивает качество литературы?

Меня все устраивает. Но я не пытливый в этом смысле человек. Если раньше я ходил в библиотеку и смотрел по полкам - что бы это взять почитать под настроение. А теперь я читаю вещи, которые мне являются… Как знак - пришла книга, значит, надо ее почитать.

То есть вы понимаете, что книга пришла не просто так?

Конечно. Раз пришла - надо проявить гостеприимство. Книга - такая вещь, которая всегда пригодится.

Вопрос от пользователя… На своих концертах вы часто исполняете песни Цоя. Новая композиция "Дети минут" довольно острая, если вслушаться в текст. Есть ли в ней некая энергетика? Заставил ли текст вас задуматься и вновь что-то переосмыслить?

Совершенно верно. Лично я воспринял этот текст как сатирический памфлет. Но необходимо учитывать, что и времена были тогда такие. И у всех было много подобных вещей. Поэтому моя задача была - отнестись к этому тексту так, чтобы сам дух группы "Кино" не утратил своей пафосности. Для меня основным было соблюсти масштаб героизма.

Что вы играли в Минске?

Мы играли обещанную программу - дань уважения "Наутилусу". И я думаю, что Минск - один из последних городов, который услышал эту программу, которой уже почти полтора года. Она уже выцвела немного в наших глазах. Мы начали готовить новую программу, на основе "Юпитерского" материала и с учетом того, что в ближайшие дни мы уже начинаем запись нового альбома.

В следующий раз вы приедете к нам уже с новой программой?

Да.

Разговаривая с вами, я заметил, что вы такой степенный, сдержанный. Возможно ли вас разозлить, вывести из себя? Не именно сейчас и не именно я, а вообще, в жизни?

А зачем? Я пытаюсь себя блюсти, чтобы не подпускать всю эту нечисть к себе. В душе я очень ранимый, трогательный и открытый человек, поэтому меня очень сильно ранят всякие плевки. Я и взбеситься могу. Но не дай Бог - мне это ни к чему. У меня в голове как будто индикатор стоит - я чувствую сразу, когда начинаю возмущаться.

Вы романтик?

Да, конечно.

Из письма пользователя: "На мой взгляд, вам не хватает духового музыкального инструмента. Планируете ли вы его использовать в записи альбомов и в дальнейшей концертной деятельности?

Это вопрос, который носит персональный характер. А я так понимаю, что у человека есть свои какие-то воспоминания, которые связаны с этими вещами, и есть свое представление о том, как это должно быть. А я по своей природе очень далек от духовых инструментов. Меня однажды поразил оркестр, исполнявший какое-то произведение в Эрмитаже. Там были трубы, каждая из которых издавала один определенный звук вовремя или в нужный момент. Похоже на орган, только люди выполняли функцию клавиш. Так вот, меня потряс тот момент, когда они взяли общий аккорд. Во мне до такой степени все задвигалось, что я был просто потрясен. А в целом духовые инструменты мне не близки.

Следующий вопрос: как вы относитесь к каверам на ваши песни? Недавно услышала кавер Александра Иванова на "Я хочу быть с тобой". Совсем другое звучание. Не раздражают ли вас перепевки?

Я сам люблю исполнять чужие песни и те, которые мне нравятся. Интересно всегда слушать свои песни в чужом исполнении. И даже не чужих, а тех, от кого ты как бы ждешь новых открытий.

Открытия получаются?

Да, чаще всего это неожиданный поворот событий. Иногда понимаешь, что ты вложил в это больше внимания и усердия, чем человек, который потрудился над этой песней. Но все равно, это такая иллюстрация, которая помогает увидеть свой материал немножко другими глазами. И это здорово. Мне это очень нравится. По сути, я считаю, что это уже другая песня. Можно взять пьесу и поставить ее в таком ключе, что если ты не знаешь текста, то будешь воспринимать это как новый спектакль.

Бывает неудачный опыт?

Конечно, бывает.

А подойти и сказать, что это было неудачно - можете?

Подходить даже и не обязательно - у меня все на лице написано. Я не скрываю.

Но не все ж умеют читать по лицам…

Все чувствуют эмоции…

Еще вопрос: возможны ли выходы DVD с записями в Подольске, рок-панорамы-87, с концертов "Некоммуникабельность" и т.д. Ведь такие сокровища пылятся на полках…

Тут я ничего сказать не могу. Это не в моих руках. Это такое архивное поле деятельности. Где-то, наверное, есть все эти материалы. Я воспринимаю их лишь в том случае, когда они собраны в фильм, в определенную историю. И таких фильмов было снято довольно-таки много за последнее время на основе этих материалов. А взять и просто в чистом виде посмотреть это все… Не знаю… Мне кажется, что это вряд ли интересно.

Как-то в одном из интервью вы сказали, что когда у вас родился сын, вы ожили. Это правда?

Да. Я воспрял духом, это верно. Причем я не понимал, как это все произошло. Это действительно было чудом. Это вещь, которую ты принимаешь, но осознать до конца не можешь. Я не понимаю, откуда у меня взялись силы. Во мне проснулся какой-то момент жизни.

Повлияла ли на творчество эта энергетическая подпитка?

Так все влияет. И прискорбные явления, и радостные события. Все это отражается. Все зависит от того, какие краски мы берем. Либо мы берем чистые и новые, либо грязные, и нам лень их отмывать.

Вы ленивы?

Да, как и все люди. Но я этого в себе не терплю и стараюсь найти приемы, которыми могу себя нагрузить. По крайней мере, очень важно поймать этот момент и осознать, что ты именно сейчас бездельничаешь. Когда осознание приходит, ты обязательно найдешь способ, как этому противостоять.

Это, наверное, как некий звук совести…

Да. Это как камертон.

А вы хороший отец?

Не настолько, насколько даже я себе представляю. Я скорее хороший в своих помыслах, побуждениях. Но я недостаточно много уделяю времени детям. По идее, сейчас, в данный момент, я должен был быть с детьми. Им мое внимание намного важнее, чем людям, которых я не знаю.

Но в то же время вы делаете выбор в пользу людей и концерта?

Нет, я не делаю выбора. И в этом тоже моя печаль - что я не всегда волен сделать выбор. Вот эта наша системная зависимость мешает нам жить так, как нужно.

Вопрос касательно политики: как вы относитесь к современной российской политике и политикам?

С терпением отношусь и всегда относился к этому. Я бы сказал, что нелегкая участь у этих всех людей, которые занимаются всемирным преферансом. Это и азартной игрой назвать-то нельзя, и что-то принуждает людей втягиваться в эти игры. Трудно представить себе, как можно выпутаться человечеству из этой круговой поруки. Она никого не радует и не греет, но при этом все в нее ввязаны.

Вы переживаете?

Конечно. А как не переживать? Все, что мы видим, все что знаем - все дано нам для переживаний и для опыта. И таким образом мы участвуем в этом процессе, потому что если не будет людей, которые переживают, тогда все вокруг просто мертвеет.

Состоялись ли вы в творчестве, как считаете?

Могу сказать, что по большому счету у меня все впереди. Все мои самые лучшие достижения - впереди.

То есть всего лучшего еще стоит ожидать?

Да. Нужно все пересмотреть, периодически необходимо производить какие-то генеральные уборки, расчищать все. И тогда алмаз заблестит.

Вы счастливый человек?

Да. Любой человек счастлив, который знает, что есть счастье. И который соприкасался с этим понятием. Это такой чудесный элемент, который облагораживает нашу жизнь. Мы просто забываем об этом и иногда, от какой-то ненасытности или жадности, думаем: "Дайте нам больше счастья!" А его много-то и не надо. Потому что мы и не в силах его вместить. Когда это осознаешь, то понимаешь, что счастлив…

Люди просто не понимают что есть счастье?

Все можно понять. Но это труд. Надо думать. Надо себя принуждать задумываться об этом.

Еще один вопрос: знаете ли вы что-нибудь о белорусской рок-музыке? Возможно, о каких-то отдельных исполнителях и коллективах?

Конечно, знаю. Но я уже перестал дифференцировать современную музыку на какие-то стили и понятия, потому что если взять, к примеру, коллектив группы "Песняры", то для меня это высокий уровень достижения нашего всенародного сознания. Тогда, как вы помните, мы не делились, а жили общим пространством. Мне казалось, что я тоже каким-то образом причастен к этой музыке, потому что я ее слушаю, она мне нравится, и таким образом, своим соучастием я был счастлив. А сейчас... Это раздробление продолжается, кажется, бесконечно. Видимо, так и должно быть. Всегда наследство по мере его деления становится меньше и меньше. Мне очень жаль, что так происходит,  потому что я видел нечто крупное, а потом  стал свидетелем, как все это разделили на части. Но это тоже неправильно, потому что вселенная бесконечна, и в своей модульности она тем и ценна, что в каждой из своих мелких частей, даже становясь потом невидимой, она все равно является этим ядром модуля, который раскроется и откроет в себе очень-очень много нового.

Хочется, чтобы в этом интервью последнее слово осталось за вами…

Знаете, трудно всегда говорить в воображаемую аудиторию. Поэтому я хочу пожелать лично вам, Алексей, - веры, надежды и любви. А также и всем, здесь присутствующим. А таким образом проявить свое доверие ко всем тем людям, которые нас сейчас слушают и которые, надеюсь, сдерживают себя от возможного раздражения, потому что это такое искушение - смотреть в телевизор, понимать, что ты недосягаем и высказываться довольно-таки вседозволенно. Поэтому людям, которые искушаются подобным образом, видя нас на экранах, я хочу пожелать самодисциплины, выносливости, крепости духа и не покидать наш человеческий пост, наше человеческое достоинство. Это очень важный пост…

Я считаю, что человек -  наивысшее проявление божественной воли на земле. Именно человек. Потом уже идут все остальные ипостаси. Семьянин, деятель, работник… Надо всегда об этом помнить…

Фото: Татьяна Пашкович, TUT.BY



























Фотографии с концерта смотрите на AFISHA.TUT.BY >>>

-20%
-25%
-20%
-10%
-10%
-25%
-15%
-40%
-20%
0072789