Алексей Вайткун,

Личное дело №4. Ольга Стежко

Ф.И.О: Стежко Ольга Игоревна, род. 01.04.1985 г.

Род деятельности: пианистка

Образование: Республиканская гимназия-колледж при Белорусской Академии музыки в Минске, United World College of the Adriatic в Италии, Королевская Академия музыки в Лондоне.

Личные достижения: Гран-при на Первом Европейском конкурсе памяти Галины Черни-Стефаньской (2008, Польша), 1 премия на Международном конкурсе пианистов Bradshaw&Buono (2007, USA) 1 премия на Международном конкурсе пианистов им. Стефано Мариццы (2002г., г. Триест, Италия). 2 премия на III Международном конкурсе пианистов им. И. Цветаевой (2002 г., г. Минск), 1 премия на IV Международном конкурсе юных пианистов им. Н. Рубинштейна (1999 г., г. Париж), стипендиат специального фонда президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи (1999 г.), 2 премия на II Международном конкурсе юных пианистов им. И. Цветаевой (1997 г., г. Минск) диплом жюри на Международном конкурсе юных пианистов им. Б.Дварионаса (1994г., г.Вильнюс), 1 премия на III Международном конкурсе юных пианистов им. Ф. Шопена (1994г., г. Шафарня, Польша). Также Ольга является обладательницей престижных стипендий и наград, в число которых входят: Myra Hess Scholarship (2009), Martin Musical Scholarship Fund/Philharmonia Orchestra Award (2009), Winifred Christie Trust Award (2008), Music Benevolent Fund Education Award (2008),Thomas Jennings Exhibition (2008, London), Greta G N Parkinson Prize (2007, London) Frances Earle Award (2004, 2006, London) Miriam Duncan Scholarship, Krein Scholarship (2005, London). Ольга участвовала в различных мастер-классах у таких выдающихся музыкантов как Г. Черни-Стефаньска, А. Сац, сэр Максвелл Дэвис, Л. Зильберстайн, Г. Олсон, И. Флитер, Д. Башкиров, Дж. О'Конор, Ф. Цонг и др.

Семейное положение: не замужем

О своих взглядах на творчество Ольга рассказала в прямом эфире Радио TUT.BY в авторской программе Алексея Вайткуна "Личное дело".

Полный вариант беседы слушайте тут

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Скажите, кто для вас является стимулом и вдохновением в жизни?

Безусловно, у меня есть люди, на которых я равняюсь в творчестве. Это известные музыканты - достойный пример для подражания. Что же до стимула, то уверена, что в жизни каждого человека должен быть как стимул, так и источник вдохновения. У меня много таких источников. Иногда я чувствую вдохновение, когда прихожу на концерт талантливых исполнителей. Иногда вдохновение посещает меня, когда я приезжаю в новую страну или открываю для себя свежую книгу.

Эти источники вдохновения, как я понимаю, вы используете в своем творчестве…

Игра на фортепьяно - это необособленное искусство. Мой главный источник вдохновения - это сама жизнь и люди, которые меня окружают. Искусство всегда приходит из жизненного опыта, ведь эти составляющие не могут существовать отдельно.

Получается, что качество игры зависит еще и от жизни?

Качество игры зависит не только от жизни, но и от самого человека. На мой взгляд, заурядный человек не может быть великим артистом.

Сказываются ли на вашей игре негативные жизненные события?

Выражать только счастливые моменты в своей игре - это значит ограничивать свой эмоциональный и творческий спектр в исполнении.

Скажите, а как вы разговариваете музыкой?

Конечно, музыкой невозможно рассказать, допустим, о погоде. Да и потом, на сцене бывает не только диалог, но и монолог. Мне кажется, что не всегда нужно приходить на сцену и разговаривать с людьми. Ведь сценический поиск не всегда разделяется со слушателями на доступном уровне. От чего это зависит? От состояния артиста и от событий, которые происходят в его жизни. Безусловно, делиться счастьем всегда легче...

Можно ли определить ваше настроение по вашей игре в момент концерта?

Это можно понять по эмоциональному наполнению и музыкальному посылу. Я не всегда выхожу на сцену в отличном настроении - поэтому близкие люди могут обо всем догадаться. Честно говоря, зачастую настроение и состояние души меняется во время игры.

Настроение меняется оттого, что вы "нащупали" что-нибудь?

Во время игры я иногда опережаю произведение или, наоборот, немного отстаю.

Скажите, а что происходит в вашей голове, когда вы исполняете на сцене произведение? Может быть, вы пропеваете мелодию или думаете о ссоре с друзьями?

В голове может происходить все, что угодно. Когда удается поймать состояние, чтобы находиться на сцене без посторонних мыслей, то это замечательно. В это время я нахожусь в другом измерении.

Ваши достижения идут впереди вашего возраста или все-таки все складывается достаточно гармонично?

На этот вопрос сложно ответить однозначно. Сейчас много талантливых музыкантов, которые могут гордиться своими достижениями.

На титульном листе вашей интернет-страницы есть фраза... Помните ее?

Безусловно, помню! Там написано: “Душа в звуках”.

Ваша душа действительно в звуках?

На этот вопрос есть несколько ответов. На главной странице мне хотелось выразить свою сущность очень кратко. Иногда знаменитых людей просят рассказать о себе в трех словах. К счастью, мне такого вопроса не задавали. Но фраза “Душа в звуках” помогла бы мне ответить на этот вопрос.

Как услышать эту душу в звуках? Вы же когда-то это сделали?!

Для меня музыка - это не обыденное выражение своих эмоций, потому что эмоциональное состояние можно выразить и словами. Через музыкальное творчество я познаю себя и окружающий мир. Познание действительности происходит через душу артиста. Я думаю, что “душа в звуках” больше относится к самопознанию. В жизни я более сдержана, чем в музыке.

В чем проявляется ваша “музыкальная откровенность”?

У музыки, как и у медали, две стороны. В первом случае музыка выражает эмоции и чувства играющего человека. Получается, что в первую очередь слушатели видят не музыку, а самого исполнителя. Во втором случае исполнитель находится "за музыкой" и музыка разговаривает с людьми обособленно. Какой случай характеризует меня - не знаю, так как сложно судить себя.

Вы ведь наверняка наблюдаете за творчеством, за манерой исполнения своих коллег. А что вы можете взять из этих наблюдений?

Безусловно, я слежу за творчеством своих коллег. Можно почерпнуть какой-нибудь технический прием, который поможет проще выражать свои музыкальные мысли. Правда, уже несколько лет я занимаюсь индивидуальным поиском красок и смыслового наполнения. На мой взгляд, я уже не могу оглядываться на других.

Интересно, есть ли в вашей манере исполнения какие-то собственные "изюминки", на которых вы акцентируете внимание?

Мне часто говорят, что моя фишка в исполнении - это эмоциональное впечатление. То есть после моего концерта люди выходят в определенном эмоциональном состоянии.

Кстати, а почему вы выбрали именно пианино?

Я начала играть на этом музыкальном инструменте с чытырех-пяти лет. Изначально мне помогли сделать выбор в пользу фортепьяно, но впоследствии я уже не могла жить без этого музыкального инструмента.

Скрипачей в оркестре может быть много, а вот пианино - это соло. Наверняка, чтобы выступать соло, нужно быть по-настоящему талантливым.

Необходимо быть не только талантливым, но и удачным музыкантом. Иногда нужно оказаться в нужное время в нужном месте.

А не сложно было в детстве заниматься по несколько часов в день!

Я никогда не была фанатичной пианисткой. У меня было детство, и музыка не отнимала у меня все свободное время. На мой взгляд, фанатизм не принесет пользы в будущем. В моей голове не возникало серьезных мыслей о смене профессии, и даже во время юношеского максимализма я так и не нашла альтернативы музыке.

На ваш взгляд, вы талантливы?

Без ложной скромности я могу сказать, что талант есть. Об этом говорят и авторитетные для меня люди, которые приходили на мои выступления.

Очень интересно, какой смысл вы вкладываете в слово "талант"?

Талант - это создание чего-то нового, о чем еще не говорили до тебя. Его можно сравнить с новой книгой или с интерпретацией какого-нибудь произведения.

Как можно творить в музыке, где сотни исполнителей исполняют одинаковые произведения?

В этом и заключается разница между талантом и способным человеком. Способный исполнитель может технически очень чисто сыграть произведение, но будет ли это талантливо?
Это можно сравнить с созерцанием заката на картинке и с видением его в реальной жизни над морем. Хотя вопрос таланта спорен, ведь, согласитесь, если бы люди знали, что такое талант, то все бы воспользовались им.

Вы закончили гимназию-колледж при Белорусской академии музыки. За что вы благодарны именно этому учебному заведению?

Все основы моего музыкального образование были заложены именно в гимназии и благодаря моему педагогу Олегу Кримеру, с которым я занималась с пяти до пятнадцати лет. Кроме того, здесь я получила знания по музыкальной гармонии, изучала музыкальную литературу и многое другое. Без этого музыкант не может стать настоящим музыкантом. Вся фундаментальная база была заложена в лицее.

После этого два года вы прожили в Италии и уже пять лет живете в Лондоне. Скажите, насколько легко приживаться в Европе с белорусской школой за плечами?

Я думаю, что сегодня большого различия между русской, белорусской и западной школой не существуют. Эти различия стираются, потому что идет постоянный обмен. На мой взгляд, русская школа немного изолирована и варится в своем соку. А на Западе все смешивается и отдельного понятия той или иной школы не существует.

Отличаются ли белорусские преподаватели от западных наставников?

Мое детство прошло в Беларуси, а свою юность я провела за границей. Безусловно, педагоги отличаются манерой преподавания. К примеру, один учитель прорабатывает каждый такт, а другой работает больше над звуком или над формой. Люди все разные. Я думаю, что белорусская школа более строгая и дисциплинированная, чем западная.

Интересно, а вы скучаете по Родине?

Я приезжаю в Беларусь два раза в год и мне этого достаточно. Музыкант не может сидеть дома и при этом быть успешным человеком.

Отличается ли западная публика от отечественной по восприятию и ощущению музыки?

Искусство не имеет границ, потому что оно универсально. Все зависит от исполнителя. Исполнение будет пустым, если я не успею что-то передать в своем исполнении. А слушатель - либо услышит, либо нет.

Вы выступали в больших залах. Расскажите о впечатлениях, например, в момент выступления в Карнеги-холле?

Мне очень нравится играть на больших музыкальных площадках, потому что я чувствую себя там очень комфортно. Там очень большая сцена, много зрителей, шикарный музыкальный инструмент. Но я подхожу с одинаковой ответственностью к маленьким и большим концертам, потому что это было бы предательством к зрителям. Безусловно, в Корнеги-холле было очень приятно играть, но я не считают это уж очень большим достижением.

Вы часто играете с оркестрами?

В последние несколько лет мне нечасто выдается такая возможность.

А какое из своих выступлений именно с оркестром вы считаете наиболее достойным?

Летом у меня был концерт камерной музыки в Испании. Мы играли с Иваном Монигетти - известным виолончелистом. У нас была притирка личностей, ведь оба - лидеры по натуре, и на концерте все эмоции обострились до предела, и после такого накала, когда занавес закрылся, я просто рыдала.

Как сделать так, чтобы музыканты во время выступления почувствовали друг друга и стали единым организмом?

Большое значение имеет подготовка, во время которой вы должны согласовать общие моменты. Для профессионала техника исполнения стоит на втором месте.

Есть какие-нибудь секреты, которые помогают эмоционально слиться во время выступления?

Каждое выступление разное - поэтому универсального рецепта нет.

А у музыкантов есть любимые исполнители?

Есть жизненные периоды, во время которых ты заинтересован в конкретном музыкальном произведении. Многие недооценивали Бузони как самостоятельного композитора. Я лишь недавно открыла для себя этого замечательного композитора, и буду исполнять его произведения на своем концерте.

Какие открытия в музыке ты сделала для себя за последнее время?

Я всегда исследую самого композитора и его произведения перед игрой. Мне очень важно найти точки соприкосновения с другими авторами. Это помогает составить полный портрет произведения, потому что музыка неотделима от жизни.

А какие слушатели приходят к тебе на концерт?

На мои концерты приходят слушатели разных возрастных групп. В большинстве своем мои выступления посещают подготовленные люди, которые имеют опыт общения с музыкой.
Я думаю, что в моих силах заинтересовать тех слушателей, которые в первый раз пришли на мой концерт. Музыка - это искусство, которое оставляет на человеке определенный отпечаток. Я никогда не видела, чтобы человек ушел с концерта без эмоций. С первого раза слушатель начинает либо сразу ненавидеть музыку или приобщается к классическому искусству.

В чем, на твой взгляд, заключается ответственность музыкантов перед слушателями?

Прежде всего, я чувствую ответственность перед музыкой как таковой. Безусловно, я должна придти подготовленной на концерт, чтобы играть на высоком уровне. Ответственность перед слушателями - это вопрос честности и профессионализма музыканта.

А чем ты занимаешься в свободное от музыки время?

У меня очень мало свободного времени. Если это время и выдается, то я стараюсь хорошо выспаться. В последние несколько лет я была очень загружена и музыка была моим основным занятием. Мне бы очень хотелось отдохнуть на море, но пока это невозможно.

Какие основные качества - спутники хорошего музыканта?

Терпение. Иногда я очень долго работаю над определенным звуком, который почему-то не получается. Сейчас мне нужно искать новые пути выражения и краски. Трудолюбие, терпение и талант не могут существовать друг без друга.

Традиционный вопрос в конце. Какие достижения в своей жизни ты считаешь наиболее значимыми?

Я думаю не о достижениях, а о недостигнутых вершинах. О хорошем концерте я забываю сразу, а вот о неудавшемся думаю постоянно, анализирую свои ошибки. Уверена, что главные достижения будут касаться моего музыкального развития, а не дипломов, элитных концертных залов и статуэток.
{banner_819}{banner_825}
-20%
-25%
-15%
-31%
-10%
-14%
-30%
-15%