1. «Зимой мы здесь живем совершенно одни». История пары, которая переехала из города в деревню
  2. Помните айтишника с БЧБ-флагом на балконе, у которого забрали машину? Узнали, что с авто сейчас
  3. Семья минчан построила дом в дачном поселке и живет там круглый год. Вот как там все устроено
  4. Приближается 9 Мая. Как можно поздравить ветеранов и помочь им (в том числе финансово)
  5. Отец задержанного жителя «двора перемен» Степана Латыпова — о сыне, обвинении и выборах в реанимации
  6. Куда съездить в выходные? 10 необычных экскурсий по Беларуси для любопытных туристов
  7. Школьница написала на асфальте «Жыве» и попала в РУВД за пикет. Рассказываем, чем все закончилось
  8. В Беларуси готовят указ по банковскому мошенничеству. Что планируют изменить
  9. Мингорисполком отказал в проведении отдельного шествия «Бессмертный полк»
  10. Теперь официально: ветераны ВОВ не получат в этом году единовременные выплаты к 9 Мая
  11. «Заинтересовали вещи определенных цветов». К дизайнерам Honar пришел с проверкой Госстандарт
  12. Паша «Мясной король». Как популярный гродненский блогер занялся мясным мини-бизнесом, который вдруг «выстрелил»
  13. Не дошла до дома несколько метров. Что известно об аварии в Гомеле, где погибла девочка
  14. Участвовавший в испытании «Спутника V» минчанин спустя полгода проверил, что ему вкололи
  15. СМИ назвали фамилию еще одного возможного фигуранта по «делу о госперевороте»
  16. «Органы внутренних дел не дадут омрачить великий праздник». Милиция рассказала, как будет работать 9 мая
  17. Что в ВОЗ ответили на слова Лукашенко о том, что Беларуси ничем не помогли в борьбе с COVID-19
  18. Тест. Вы хорошо ориентируетесь в простых вопросах экономики?
  19. «Мы с Колей жили в этом домике». Показываем, где находится «любимый дворец» Лукашенко
  20. «На 19 мая у него был обратный билет в Норильск». Что известно о докторе, которого задержали в Борисове
  21. Лукашенко: Нам нужны действительно государственные люди
  22. Эксперт рассказал, что можно сажать рядом с помидорами, а что — нельзя
  23. «Жена разбудила и говорит: «Слушай, ты уже не подполковник». Поговорили с лишенными званий экс-силовиками
  24. Почему на лице появляются пигментные пятна и как от них избавиться. Комментирует дерматолог
  25. Юрий Мельничек: «Когда наступит Беларусь 2.0, все отыграет назад достаточно быстро»
  26. Скардино рассказала, как живет в Швейцарии и планирует ли возвращаться в Беларусь
  27. В День Победы над Минском пролетят самолеты и вертолеты всего двух моделей. Рассказываем почему
  28. Одежду и аксессуары с лого TUT.BY теперь можно купить онлайн. Рассказываем как
  29. В МИД Беларуси ответили на призыв «Большой семерки» провести новые выборы
  30. Опубликован список экс-силовиков, которых Лукашенко лишил званий


Андрей Коровайко,

В Европе картины продают галереи. Пора и нам перенимать такую практику, - считают Валентина Киселева и Анна Чистосердова, галерейщицы, известные белорусским поклонникам изобразительного искусства по арт-проекту "Подземка". О своем новом проекте "Ў", а также о том, легко ли белорусскому художнику выставиться в Минске, они рассказали в эфире Радио TUT.BY.

Полный вариант беседы слушайте тут

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Расскажите о ярмарке ArtVilnius 09, в которой вы принимали участие.


Валентина Киселева (В.К.): Ярмарка ArtVilnius 09 - это первый опыт на территории прибалтийского региона в создании ярмарки галерей. На этом мероприятии было представлено более 120 галерей из 30 стран мира, в том числе и мы.

Анна Чистосердова (А.Ч.): В конце прошлого года Минск посетила куратор-координатор этого проекта, достаточно известный в Литве искусствовед Раминта Юренайте. Именно она отобрала нашу галерею для участия в этом проекте. Все участники ярмарки получили возможность совершенно бесплатно на первый раз выставить проекты своих галерей. Это позволило многим странам принять участие в этом действе, в том числе и Беларуси, потому что сейчас достаточно сложно финансировать такие крупные проекты.

То есть в следующем году за участие вам уже придется заплатить?

А.Ч.: Не факт, потому что к Беларуси и белорусскому современному искусству отношение во многом довольно лояльное. Нам дают возможность участвовать во многих проектах если не бесплатно, то по крайней мере с меньшими финансовыми затратами.

К тому же в этом году вы ездили как "Подземка", а в следующем можете поехать как "Ў"…

А.Ч.: Мы и в этом году в рамках галереи "Подземка" заявляли новый логотип и новый проект. Мы не могли упустить шанс и не заявить о своем новом проекте перед таким огромным количеством гостей.

Кто участвовал в этом проекте, какие страны?

А.Ч.: Непосредственными посетителями этой ярмарки были все - от маленьких детей до профессиональных галеристов, художников, коллекционеров. Организовывались экскурсии по павильонам, мастер-классы, художественные кружки, буквально каждый день проводились лекции. Приезжал представитель Центра современного искусства из Парижа, который занимается коллекционированием предметов современного искусства.

В рамках этого проекта принимали участие и читали лекции Леонид Бажанов, Артемий Троицкий, с которым мы подружились в ходе этого культурного мероприятия. Артемий, кстати, коллекционер, он даже прочитал лекцию о том, как создается современное искусство. Изначально его коллекция формировалась из подарков друзей-художников. Он не скрывает, что формирует свою коллекцию не столько в качестве вложений средств в искусство с дальнейшей перепродажей. Скорее, делает это для души, создает коллекцию, которая радует глаз и выражает его абсолютно субъективное видение искусства.

У нас завязались очень приятные отношения с представителями Украины. Эту страну представляли пять галерей, с тремя из которых мы подружились: это Центр современного искусства "Цех", "Я-галерея" и "Галерея Ра".

Достаточно активно мы сотрудничаем с одной из галерей Германии. Ее представители очень заинтересованы в том, чтобы в следующем году устроить персональную выставку одного из художников нашей галереи.

Любая дружба на подобных проектах, как правило, выливается в творческое сотрудничество.

В чем заключалось ваше участие в этом проекте?

В.К.: Мы представляли там свой проект "Красный угол". В этом проекте приняли участие девять белорусских художников: Сергей Кирющенко, который скоро откроет свою выставку в нашей галерее, Артур Клинов, Жанна Грак, которая сейчас больше известна в Европе, чем в Беларуси, Михаил Гулин, Дуня Слободчикова, Александр Некрашевич, Алексей Лунев, Сергей Шабохин, Владимир Цеслер.

А.Ч.: Проект был достаточно разноплановым и интересным. Сама концепция была связана с игрой слов "красный угол", и изначально название проекту дала одноименная работа Сергея Кирющенко "In red corner we place all our best". Мы обыграли тот самый красный угол, который был известен с незапамятных времен в любом сельском доме как место, в котором хранятся иконы и все дорогое нашему сердцу. Затем мы перешли к красному уголку советских времен, в котором тоже происходило все самое "ценное и лучшее". Абсолютно позитивно мы к этому вопросу не могли подойти, поэтому мы поиграли с определением угла как того места, в которое, как правило, определяют провинившихся. Так как мы представляли самое актуальное современное искусство, которое есть в настоящее время в Беларуси, и в большинстве своем оно не всегда признается непосредственно здесь, в нашей стране, поэтому мы представили все, что в себе может совмещать угол.

Нас очень удивило отношение к происходившему на нашем стенде. Изначально, когда мы рассказывали коллегам, откуда мы приехали, чувствовалось легкое пренебрежение и даже в чем-то жалость, потому что о нашей работе был сформирован имидж как о чем-то традиционном, немного скучном и академическом. Большинство людей ожидало увидеть чуть ли не соломенных зубров. Но когда люди подходили к нашему стенду, они с удивлением и недоверием спрашивали, точно ли все эти художники работают в Беларуси, и откуда на полотнах такой юмор, яркость и свобода. Возможно, своим проектом мы отчасти преломили стереотип о том, что в нашей стране ничего не происходит и все плохо.

Почему в мире не знают, что у нас есть хорошие, интересные художники?

А.Ч.: Возможно, просто потому, что узнавать неоткуда.

Происходит ли у нас что-то подобное такому проекту, который был в Вильнюсе?

В.К.: Проектов такого уровня у нас, конечно, нет. Хотелось бы, чтобы проходили ярмарки подобного масштаба, потому что из таких мероприятий складывается имидж страны, это способ привлечь туристов. У нас происходит что-то подобное, но меньшего формата. С прошлого года началось какое-то движение, и результатом его можно назвать фестиваль "Дах", который сейчас проходит в Минске.

В мире не знают белорусских художников, а белорусы сами знают их? Ходят на выставки?

А.Ч.: На выставки ходят. Недавно прошел самый масштабный за последние годы проект "Белорусский павильон 53-ей Венецианской Биеннале", куратором которого являлся Руслан Вашкевич. Основной целью этого проекта было привлечение внимания зрителей - потребителей визуального искусства и визуальных практик к тому, что в Беларуси есть современное и актуальное искусство. Это была масштабная попытка собрать на одной площадке лучших художников Беларуси и провести огромное количество лекций, семинаров, сопроводительных мероприятий. По практике этого проекта очень большое количество людей ежедневно посещало все мероприятия этой выставки.

Кроме того, это мероприятие было нацелено на установление диалога с государственными органами в области современного искусства. Недаром он был назван "Белорусский павильон 53-ей Венецианской Биеннале": в Венеции Беларусь ни разу не была представлена официально. Этот проект в очередной раз подчеркнул, что мы созрели и готовы туда ехать. Нам нужна лишь помощь, чтобы туда попасть. В каком-то смысле, это Олимпийские игры в области искусства, и уже давно пора сломать стереотип о Беларуси.

Нельзя сказать, что в Беларуси искусство не востребовано. Вопрос в том, что не так часто, как хотелось бы, происходят масштабные мероприятия: все это требует определенных финансовых вложений, делается не за один день и требует большой подготовки и достаточно серьезной работы. То, что происходит в последнее время в нашей стране, вселяет надежду.

Услышали ли госучреждения тот посыл, который сделали им организаторы проекта?

А.Ч.: Нет, не услышали. Единственной реакцией на проект Вашкевича стала боязнь, что "нас засудят в Венеции", хотя это проект был в большей степени просветительским. Благодаря ему многие узнали, что такое мероприятие проходит в Венеции каждые два года, и это дало повод поинтересоваться самой выставкой и тем, что такое современное искусство. Я думаю, это только начало такого диалога, никто из организаторов не опускает руки и в будущее зрит с оптимизмом, так как рано или поздно необходимо будет прийти в Европу со своим искусством. Мы надеемся, что однажды белорусский павильон будет представлен в рамках Венецианской Биеннале.

Можно ли зарабатывать деньги выставками и галереями в Беларуси?

А.Ч.: Это очень сложно, практически нереально. Для любой галереи важна либо спонсорская поддержка, либо возможность окупать свои затраты на аренду помещения и организацию выставок путем продажи сопутствующих товаров. В нашей стране арт-рынок не сформирован.

Из-за чего это происходит? Потому что люди не ходят на выставки или потому что их негде проводить?

А.Ч.: В первую очередь не хватает информации о выставках. Кроме того, ситуация, когда в двухмиллионном городе, который является столицей не самой маленькой европейской страны, находится всего пять-шесть галерей, четыре из которых являются не галереями даже, а салонами, ненормальна. Откуда взяться культуре потребления искусства, откуда появятся люди, которые знают куда приходить и зачем приходить?

Мы можем упиваться сознанием того, что мы единственные, кто продвигает актуальное искусство. Но, поверьте, очень не хватает настоящей конкуренции. В любой соседней стране ситуация совершенно другая. Например, в том же Вильнюсе количество галерей превышает количество наших в разы. Понятно, что вкладывать деньги в культурные проекты страшно, отдача непрогнозируема, но, тем не менее, нужно что-то делать.

Мы работаем на интуитивном уровне, и хотелось бы верить, что в Минске в скором будущем появится большое количество галерей, которые, по сути, будут являться продюсерами художников. Художник не должен думать о том, как ему продать свою работу, он должен творить. В Беларуси художники творят и сами продают - это неправильно. Нужно профессионально заниматься продвижением и рекламой художников, чтобы сами белорусы узнали о них.

Как может измениться ситуация? Откуда вдруг появятся галереи?

А.Ч.: Возможно, своим примером мы покажем, как нужно работать, что это не так страшно, как кажется. Сейчас растет новое поколение, которое больше интересуется современным искусством и культурой. Конечно, многие могут считать это не бизнесом, а хобби, но как бы к этому ни относились, этим нужно заниматься серьезно.

В последнее время было проведено несколько проектов, организованных при участии молодых кураторов-искусствоведов. Это очень важно, нужно взращивать арт-критику, кураторов. Организацией новой площадки галереи "Ў" мы максимально хотим привлечь публику, которая интересуется современной культурой.

История "Подземки" кажется немного запутанной. В каком формате сейчас существует проект?

В.К.: Мы действительно являемся арт-директорами галереи "Подземка", потому что так называется наше юридическое лицо. Тот проект, который мы вели на протяжении шести лет на пр. Независимости, 43, является нашим проектом, и вся галерейная деятельность и сайт принадлежит нам. Магазин "Подземка" нам не принадлежал, просто люди используют это название. Сейчас же у нас нет своего помещения, поэтому мы выставляемся везде, где можем.

А.Ч.: Наш новый проект называется "Галерэя сучаснага мастацтва "Ў" - это некое подобие Центра современного искусства. Помимо выставочной деятельности и небольшой торговли дизайнерскими товарами белорусских и европейских дизайнеров, на территории Центра будет открыт книжный магазин издательства ИП Логвинов, который своей целью ставит презентацию современной белорусской литературы. Также на территории галереи будет организовано уютное кафе для посетителей галереи и книжного магазина.

Помимо выставочной деятельности мы планируем развивать тот блок образовательной работы в области современного искусства, который в настоящее время в Беларуси совсем отсутствует. Мы хотим провести ряд лекций для широкого круга слушателей и посетителей. Кроме того, будет сформирован круг закрытых семинаров непосредственно для профессионалов в области работы с искусством. Мы планируем приглашать преподавателей ЕГУ в качестве лекторов, специалистов из России, Украины, Европы. Мы хотим организовать киноклуб с еженедельными показами элитарного авторского кино, скорее современного, нежели классического. Мы будем знакомить наших посетителей с таким актуальным направлением в искусстве, как видеоарт, потому что, к сожалению, в Беларуси он не так развит, как хотелось бы.

Мы хотим организовать площадку, которая будет совмещать и литературу, и искусство, и музыку, и кино, и будет максимально открытой любому приходящему гостю.

Площади галереи будут немаленькие. Экспозиционный зал составляет 120 кв. м, что позволит выставлять абсолютно разные масштабные проекты. Благодаря нашим архитектурным изыскам мы можем трансформировать наш зал до нескольких изолированных либо полуизолированных выставочных площадок, которые позволят проводить одновременно несколько выставок. На территории кафе мы организовываем библиотеку с литературой по современному искусству.

Наши стремления направлены на то, чтобы как можно больше людей было вовлечено в культурный процесс и проявляло заинтересованность к той ситуации, которая происходит как в Беларуси, так и за рубежом, потому что мы планируем выставлять и европейские проекты.

Для того чтобы начать такой масштабный проект, надо полагать, вы нашли-таки мецената?

А.Ч.: Это не меценаты, а единая инициатива круга заинтересованных единомышленников. Никто из нас не воспринимает этот проект как коммерческий, с помощью которого мы все заработаем огромные деньги. Это просто общее дружеское стремление к созданию в Минске хотя бы одного культурного места, ориентированного на Европу, в котором каждому приходящему будет уютно, независимо от того, пришел ли он ознакомиться с литературой, послушать музыку, посмотреть выставку или просто выпить кофе. Это элемент создания общей хорошей атмосферы.

По какому адресу будет находиться галерея "Ў"?

В.К.: Пока мы держим это в секрете, потому что там идут ремонтные работы и смотреть пока не на что. Мы хотим, чтобы это стало сюрпризом. Планируем создать очень интересный интерьер, над которым работают европейские дизайнеры.

А.Ч.: Это будет в самом центре Минска, с удобной парковкой и удобным расположением.

Когда произойдет долгожданное открытие?

А.Ч.: Надеемся, все произойдет в первую неделю октября. Открытие будет помпезным. Как только мы будем готовы принять первых гостей, об этом мы заявим очень громко.

Чья выставка откроет экспозицию?

А.Ч.: Это будет проект Сергея Кирющенко под названием "Пора вернуться к приземленному искусству". Это очень масштабный проект, который сочетает в себе и живопись, и шелкографию, и видео.

Вопрос от наших слушателей: "Не так даўно Міністэрства культуры атрымала новага міністра - Паўла Латушка. Некаторыя выказваюць спадзяванні на яго беларускамоўнасць і беларусізацыю культуры ў Беларусі. Ці ёсць у вас спадзяванні на яго маладосць і ў адносінах да сучаснага мастацтва?"

А.Ч.: Так, мы вельмі імкнемся, каб ён зайшоў да нас на адкрыццё нашай галерэі. Мы яго афіцыйна запрашаем.

"Покупают ли у нас на выставках картины?"

А.Ч.: Редко, но метко. Такое случается, но, к сожалению, это пока исключение. Это, в основном, приезжие либо белорусы, которые сейчас живут в Европе или Москве. В Минске любители современного искусства покупают картины непосредственно в мастерских. Это плохая практика. Но мы тоже будем над этим работать, потому что такое уже почти нигде не практикуется в цивилизованном мире.

В.К.: В Европе картину можно купить только в галерее, потому что она гарантирует статус имени художника. Как правило, очень жесткие договорные обязательства по поводу взаимного сотрудничества несет как художник, так и галерея. Пора и нам приближаться к европейскому образу работы и взаимодействий.

Чья выставка будет следующей после выставки Кирющенко?

В.К.: Это пока останется тайной. Скажем только, что это будет величина с мировым именем.
-10%
-10%
-10%
-15%
-15%
-50%
-15%
-10%
-10%
-49%
0073023