177 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Йоханнес Бё души не чает в жене и ребенке. Только взгляните на их семейную идиллию
  2. Тысячи человек пришли на первый за 30 лет концерт «Кино» в Москве. Показываем, как это было
  3. Белорусы «без государства ни черта не сделают»? Собрали примеры, которые доказывают, что это не так
  4. По центру Минска ранним утром гулял бобр. Рассказываем, что с ним приключилось
  5. «С такой болезнью живут до 30 лет». История Кати и ее сына Вани с миопатией Дюшенна
  6. С чем полезнее съесть шашлык: с майонезом или кетчупом? Главное о здоровье за неделю
  7. Медики больше не будут прививать от ковида всех желающих в ТЦ «Экспобел»
  8. «Среди стран Европы хуже только в Молдове и Албании». Изучили статистику по белорусской науке
  9. Культурная революция в Китае: как школьники вырезали интеллигентов в рамках «классовой борьбы»
  10. «Расходы превышают доходы, нужно еще 10−15 млн». Олексин может выкупить торговый центр «Валерьяново»
  11. Депрессия и 20 лишних кг почти похоронили ее карьеру. Фигуристка, которая была одной из лучших в мире
  12. «Все средства будут использованы». Сколько денег белорусы уже собрали на восстановление костела в Будславе
  13. «Здесь очень скучно». История Марии и Максима, которых по распределению отправили в агрогородок
  14. В Гомеле из-за вылетевшего на тротуар авто погибла девочка. Поговорили с экспертами и ГАИ, как защитить пешеходов в таких ДТП
  15. Суд по делу задержанной журналистки TUT.BY Любови Касперович не состоялся. Она остается на Окрестина
  16. Какая боль в шее особенно опасна и что при этом делать нельзя
  17. «Шахтер» обыграл «Неман» и установил новый рекорд чемпионата. БАТЭ добыл волевую победу над «Рухом»
  18. В обвинении по «делу студентов» прокуроры говорят о санкциях ЕС и США
  19. Мангал под навесом уже не в тренде. Вот как круто белорусы обустраивают свои террасы и беседки
  20. Проект указа: садовые товарищества могут стать населенными пунктами. Но не сразу
  21. Посмотрели цены на рынке «Валерьяново», куда приезжал Лукашенко, и сравнили с Комаровкой
  22. И снова умерли 10 человек. Минздрав выдал свежую суточную статистику по коронавирусу в Беларуси
  23. «Белавиа» отменила сегодняшний рейс в Тель-Авив. Полетят ли туда самолеты на следующей неделе?
  24. По деньгам выходит дешевле, чем отели. Путешествие на автодоме по Полесью
  25. ГПК: сбор за выезд за границу на машине надо будет оплачивать с 1 июня
  26. Ваш народ от рук отбился. Почему у власти уже сбоит система распознавания «свой-чужой»
  27. Генпрокурор обвинил сопредельные государства в попытке внедрить в Беларусь «коричневую чуму»
  28. Что сейчас происходит в Индии, которая шокирует мир смертностью от COVID-19? Рассказывают белоруски
  29. «50% клещей заражены». Врач — о клещевом боррелиозе и первой помощи при укусе
  30. «Скинул 20 кг за 5 месяцев». Белорус рассказывает, как похудел, а потом набрал мышечную массу


Современная белорусская киноиндустрия пестрит заезженными фильмами о войне, которые активно крутят накануне Дней Победы и Независимости. Между тем, белорусский зритель уже "наелся" военными фильмами и требует зрелищ. Что мешает национальной киностудии изменить устоявшийся стереотип? Каких сюрпризов ждать белорусам от отечественных режиссеров? Надежду на лучшее в эфире радио TUT.BY дарил кинокритик Антон Сидоренко.
 
Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Существует ли для вас такое понятие как белорусское кино?
 
Знаете, в советские времена ходила хорошая шутка, которая существует в нескольких вариантах до сих пор. Например, в Украине говорят, что существует три вида кино: хорошее кино, плохое кино и фильмы киностудии им. Довженко. Конечно, это обыкновенная шутка. Я к белорусскому кино отношусь хорошо, потому что давно с ним связан. Я пишу о кино и стараюсь всегда находить в белорусских фильмах что-то хорошее. Я работал полтора года в Музее истории белорусского кино.
 
За что белорусам не должно быть стыдно, так это за отечественную документалистику и анимацию. Эти пласты белорусского кино находятся на мировом уровне. У нас есть режиссер мирового уровня – это Виктор Аслюк. Он является членом Европейской академии кино. В Беларуси есть много талантливых молодых ребят, которые возят свои документальные фильмы на самые престижные международные кинофестивали.
 
В анимации хочется выделить гениальную Ирину Кодюкову. А вот игровое кино в Беларуси напоминает изделия российского автопрома: колеса и баранка есть, но назвать нормальной машиной выпускаемую продукцию нельзя. То же самое можно сказать о большинстве белорусских игровых кинофильмов, которые были выпущены в стране за последние двадцать лет.
 
Тогда давайте начнем с хорошего. Расскажите, пожалуйста, подробнее о документальных и анимационных фильмах.
 
Белорусской анимации около тридцати лет, она является авторской. Мы пока не можем похвастаться тем, что наша анимация коммерчески успешна. Тем не менее, фильмы Ирины Кодюковой и Игоря Волчека постоянно присутствуют в конкурсах самых престижных анимационных фестивалей. Это авторская анимация, сделанная вручную с использованием уникальных технологий. Анимационная студия отделения "Беларусьфильм" выпускает очень мало работ, но они очень достойные. По сравнению с игровым кино, где счет идет на миллионы долларов, анимация не затратна. Здесь нужно вкладывать душу и все свое мастерство. Для того, чтобы воспитать хорошего режиссера-аниматора, нужно несколько десятилетий.
 
Беларусь знают в мире как производителя хорошей анимации?
 
Нашу страну знают благодаря тем талантливым людям, которых я уже упоминал. К сожалению, у Беларуси нет шансов завоевать какой-нибудь процент мирового рынка кинопроката. В условиях небольших размеров Беларуси и наших скромных финансовых возможностей, мы не можем выпускать больше двух фильмов в год.
 
Белорусское документальное кино, которое знают во всем мире, - о чем оно?
 
Это достаточно интересные ленты, которые можно назвать художественными. Несколько десятилетий на "Беларусьфильме" существует студия "Летопись". Художественный руководитель этой студии Михаил Ждановский. Это кино рассказывает о жизни Беларуси, которую нечасто показывают по телевизору. К примеру, на этих лентах вы увидите жизнь заброшенных деревень и людей, живущих в таких местах. Ребята выбирают невеселые темы, но благодаря этому отражают в своих летах правду. Именно она поражает всех зрителей на международных фестивалях.
 
Кто снимает такие фильмы в Беларуси?
 
В Беларуси есть несколько документалистов с мировым именем – это Виктор Аслюк, Галина Адамович и Михаил Ждановский. Их фильмы завоевывают как минимум несколько призов на международных фестивалях. Самыми престижными международными фестивалями документального кино можно назвать Лейпцигский, Краковский и Санкт-Петербургский фестиваль "Послание к человеку". У нас есть призы с этих фестивалей. Например, фильм Виктора Аслюка "Кола" стал лучшим европейским неигровым фильмом в 2003 году. Можно сказать, что он получил европейский аналог Оскара. После этой награды Виктор стал членом Европейской киноакадемии. Он сейчас получает диски с фильмами для просмотра, потому что он сам уже вручает аналог Оскара. К нашим успехам можно еще добавить несколько фильмов, которые стали успешными в Советском Союзе несколько десятилетий назад.
 
Почему белорусское игровое кино не удается нашей киностудии?
 
Если бы кто-нибудь знал ответ на этот вопрос, то он стал бы самым богатым человеком в мире. Ни в одной стране нет точного рецепта изготовления хорошего кино. Ведь киноиндустрия – это всегда лотерея и рулетка. Я могу сказать только о факторах, которые влияют на качество производимых фильмов. В Беларуси нет сложившейся киноиндустрии и больших бюджетов для производства хорошего кино. На Западе киноиндустрия достаточно мощная и разветвленная. Там есть фирма-производитель, кинофабрика, на которой создается фильм, а также дистрибьюторы, занимающиеся продажей и распространением фильма. В Беларуси на студии нет людей, которые умеют продавать фильмы.
 
А у нас есть, что продавать?
 
Для того, чтобы что-то снимать, нужно знать, что, как и кому это потом продавать. В Голливуде до создания сценария фильма продюсер уже точно знает перспективы своего проекта. Заранее известна аудитория фильма, интересы людей, которые могут заинтересоваться той или иной лентой и многое другое. И уже потом из множества сценариев и сюжетов выбирается один лучший. В Беларуси до недавнего времени такой профессии, как продюсер, не существовало. Она даже в титрах не писалась.
 
Сейчас в Беларуси снимается продюсерское кино?
 
Функции продюсера в нашей стране выполняет руководство киностудии. Так как у нас все крупное кинопроизводство принадлежит государству, частных продюсеров в Беларуси нет. Хотя были люди, которые называли себя продюсерами и пытались снимать в Беларуси кино.
 
Почему в Беларуси не снимают сериалы?
 
В Беларуси снимают сериалы, но они тоже бывают разные. Если вы имеете в виду ситкомы, мыльные оперы или телероманы на двести серий, то такой продукции у нас не производят. Проблема снова кроется в отсутствии киноиндустрии и определенных технологий. Самые успешные ситуационные комедии снимают в России. Они завезены из США и снимаются американскими компаниями на русской почве. Это касается тех же сериалов "Моя прекрасная няня" и "Не родись красивой".
 
Можно ли сказать что-то хорошее об игровых фильмах, которые выпускались в Беларуси последние пятнадцать лет?
 
Я вижу только один хороший момент: эти фильмы снимают очень талантливые люди. Но для того, чтобы у самого талантливого человека получилось хорошее кино, необходимы определенные технологии и аппаратура. Нельзя забывать и о специалистах, которые будут заниматься продажей фильмов. У нас отсутствует традиция своего собственного национального игрового кино. Кино, которое было при Советском Союзе, создавалось с учетом определенных идеологических установок и предпосылок. Поэтому у нас не сложилось национальной кино-традиции.
 
Такое ощущение, что у нас по инерции продолжают снимать фильмы на военную тематику, как будто мы все еще живем в Советском Союзе и заказ из Москвы никто не отменял.
 
На самом деле, желание смотреть фильмы на военную тематику существует у зрителя – теперь это его заказ. Наши кинематографисты сейчас вынуждены ориентироваться на российского зрителя, которому нравятся такие фильмы. Это происходит потому, что в Беларуси небольшая потенциальная телевизионная аудитория. Самым удачным проектом последнего времени киностудии "Беларусьфильм" можно считать сериал с Сергеем Безруковым "В июне 41-го". Он был ориентирован на российскую аудиторию, которая просто жаждет смотреть фильмы военной тематики. Думаю, что эта волна интереса будет присутствовать до следующего года, когда мы будем праздновать очередной юбилей победы. У нас снимать такие фильмы можно с минимальными затратами.
 
Можно сказать, что в Беларуси хорошо снимают фильмы о войне?
 
Если эти фильмы покупают телевизионные каналы – значит, продукт соответствует требованиям. Другое дело, что выдвигаемые стандарты и требования не очень высоки. К сожалению, "Беларусьфильм" умеет выпускать только продукты телевизионного уровня. Пока нам не по зубам сделать голливудский блокбастер – фильм для большого экрана, потому что не позволяют финансовые и человеческие ресурсы.
 
Стоит ли эти ресурсы где-то искать и привлекать людей к производству блокбастеров?
 
Я думаю, что всегда нужно пробовать что-то новое. Тем более, что блокбастер – это не обязательно фильм с бюджетов в двести миллионов долларов. Мы можем вспомнить фильм "Анастасия Слуцкая", который окупился в прокате. Люди захотели посмотреть этот фильм, и они пошли в кинотеатры.
 
Это хороший фильм?
 
Нет, это не хороший фильм. Но это не мешает ему называться белорусским блокбастером. Часто посредственные голливудские фильмы собирают приличную кассу благодаря удачно просчитанной стратегии. В таких фильмах играют звезды, по телевизору идет грамотная реклама предстоящей картины, все это помогает фильмам обрести популярность среди зрителей. Мне бы хотелось, чтобы на "Беларусьфильме" был создан не блокбастер, а хороший фильм. Тогда люди выйдут и скажут: наконец-то у нас сняли приличное кино!
 
Отрицательный имидж – это главная проблема белорусского кино. Когда наши люди видят афишу ленты, сделанной на студии "Беларусьфильм", они, в большинстве своем, не выбирают этот фильм. Дело не в качестве белорусского кино, а в его сформировавшемся имидже. Я боюсь, что по этой причине наши люди не пойдут даже на хорошо снятый белорусский фильм. Нам нужно сделать фильм, который сломает устоявшийся стереотип. Но для этого он должен поучаствовать в программе престижного международного кинофестиваля или хотя бы с успехом пройти в прокате Беларуси, Украины и России.
 
Андрей Курейчик совсем недавно на пресс-конференции назвал белорусское кино чудовищным, а работу отечественной киностудии провальной. А, например, Андрей Кудиненко считает, что "Беларусьфильм" может перестать быть "партизанфильмом" и получить новое лицо. Почему встречаются такие полярные мнения?
 
Хорошо, что в Беларуси есть полярные мнения и сейчас их можно высказывать. Было бы хуже, если бы мнение было одно и нам бы приходилось его придерживаться. Я думаю, что у Андрея Курейчика просто не складываются отношения с "Беларусьфильмом". Ему не удается предложить свой сценарий для постановки отечественного фильма, поэтому он немного раздражен этой ситуацией. Я знаю, что в сценарном отделе нашей киностудии лежат сценарии с гораздо более громкими именами авторов, которые написали сценарии к нескольким десяткам успешных фильмов. Эти сценарии рассматриваются в обычном порядке. Мы можем гордиться, что на нашей студии Александр Миндадзе готовится к снятию фильма. Он считает нашу студию вполне достойной, чтобы на ней работать. Это будет международный и очень серьезный проект не о войне, а о чернобыльской катастрофе.
 
А вы думаете, что Курейчик бы хотел снимать кино на "Беларусьфильме"? Сейчас он фактически работает на Голливуд.
 
Любой сценарист мечтает о том, чтобы по его сценарию был поставлен фильм. Ведь за это платят немаленькие гонорары. Не важно, на какой студии. Голливуд – это транснациональное понятие, на которое работает весь мир. При малейших признаках успеха в той или иной стране Голливуд старается перекупить автора. Даже если у него нет значительных успехов, но к этому есть предпосылки, то автора сразу покупают. Режиссер Тимур Бекмамбетов - это яркий пример такой перекупки.
 
Почему на территории Беларуси запрещен фильм Андрея Кудиненко "Оккупация. Мистерии"?
 
Я не уверен, что этот фильм запрещен до сих пор. Возможно, он не имеет прокатного удостоверения, но это уже совсем другая история. Я был в числе первых зрителей этого фильма и могу сказать, что это очень интересный фильм. На мой взгляд, это одно из самым больших достижений белорусского кино за последние годы. Фильм "Оккупация. Мистерии" участвовал в программе престижного Роттердамского кинофестиваля. После этого он участвовал в параллельной программе Московского международного кинофестиваля. Он был переведен с цифры на кинопленку и шел в прокате в Москве. По форме "Оккупация. Мистерии" - это сатира на "партизанфильм". Это попытка немного посмеяться над теми фильмами, которые у нас снимались про партизан и войну. Сценарий для данного фильма написал Александр Качан - талантливый белорусский сценарист. К сожалению, он уже несколько лет живет в Киеве, но продолжает дальше работать для белорусского кино. В частности, по его сценарию Андрей Кудиненко будет снимать фильм "Масакра".
 
Может быть, вы знаете, что это будет за фильм?
 
К сожалению, я не читал сценарий этого фильма. Думаю, что это будет хороший фильм не про войну, снятый с чувством юмора. Я надеюсь, что этот фильм сможет привлечь белорусских зрителей, которые сейчас ходят в кинотеатры на голливудские блокбастеры.
 
Александр Колбышев сейчас заканчивает работу над фильмом "Волки". Этот фильм заявляют даже на "Берлинале". Что вы думаете о нем?
 
Колбышев – это человек, которого называют молодым режиссером. "Волки" - это будет его дебют в большом кино, в полнометражном фильме. Он уже не мальчик, ему за 40, но остается молодым режиссером. Александр выстрадал свое право снимать кино и несколько десятилетий шел к этому фильму. Десять лет назад его короткометражный фильм "Охота жить" по рассказу Василия Шукшина был признан лучшим на национальном кинофестивале.
 
У этого фильма есть шансы завоевать не только белорусского зрителя?
 
Мне кажется, что этот фильм немного пересекается с идеей знаменитой ленты "Догвилль" Ларса Фон Триера. Фильм Колбышева способен привлечь критику и фестивальную публику в Европе. На мой взгляд, это может стать прорывом Беларуси в мир фестивального кино. Нам уже давно пора появиться на карте фестивального кино. Я надеюсь, что фильм "В субботу", который будет снимать Александр Миндадзе, тоже станет фестивальным прорывом для "Беларусьфильма". Предыдущий фильм Миндадзе, который назывался "Отрыв", был представлен в программе Венецианского международного кинофестиваля.
 
Меня радует, что государство выделило огромные деньги на реконструкцию отечественной киностудии. Сейчас у нас есть все необходимое оборудование для того, чтобы создать хорошее кино. Осталось только развивать свои идеи и находить интересные сценарии, талантливые режиссеры в Беларуси есть.

Когда выйдут фильмы, которые смогут изменить устоявшиеся стереотипы о белорусском кино?
 
В сентябре начнутся съемки фильма "Масакра". Насколько я знаю, черновой вариант фильма "Волки" уже практически готов. Осталось только довести его до ума. Если этот фильм заинтересует такие международные кинофестивали, как берлинский, то до февраля мы его не увидим. Ведь Берлинский кинофестиваль относится к классу "А", который выдвигает так называемое "право первой ночи". То есть первый показ должен состояться на фестивале.
 
Как вы можете охарактеризовать кинофестиваль "Лiстапад"?
 
На данный момент фестиваль "Лiстапад" как серьезный фестиваль международного уровня ничего из себя не представляет. Мы находимся на очень низком уровне даже по сравнению с Московским кинофестивалем и украинским аналогом "Молодость". И все-таки повод для оптимизма есть, потому что в этом году полностью сменилось руководство фестиваля. Я надеюсь, что в программе "Лiстапада" мы увидим новые интересные фильмы, и гости захотят приехать в Минск. Если бы в прошлом году не приехал Александр Сокуров, то фестиваль был бы пустым. Мне кажется, что руководству "Лiстапада" нужно пригласить влиятельных людей из мира кинопрессы.
-25%
-12%
-10%
-15%
-10%
-5%
-5%
-10%
-5%
-25%
-30%
-30%