Роман Кополов,

Еще в девяностые годы зрители поражались визуальным изыскам его клипов на песни “Ляписа Трубецкого” “Ау” и “Розочка”. Его эпохальные ролики “Капитал” и “Огоньки” признаны лучшими видеоклипами последних лет в Беларуси и России и удостоены многочисленных призов на международных фестивалях. Буквально на днях состоялась премьера его нового видеоклипа на песню БЕЗ БИЛЕТА “Good.bye. Самый титулованный белорусский клипмейкер, недавно переехавший в Канаду Алексей Терехов ответил на вопросы TUT.BY о своем творчестве и новой работе.
 
- Влиял ли как то тот факт, что ты сейчас живешь в Торонто, на создание клипа “Good.bye?
 
- Нет. Я всю жизнь был космополитом, жил в разных странах, в разных городах, в разных субкультурах. Я проучился, например, в Польше 5 лет, в Москве жил какое-то время, был во многих городах Европы, в разных странах. На меня никак не влияет место моего нахождения в настоящий момент. Я уже имею свою точку зрения на какие-то культурные события, мне все равно, где находиться. Единственное что, я здесь мало смотрю телевизор, а если смотрю, то матчи НХЛ. И когда я недавно полез в интернет посмотреть, что там творится в российском шоу-бизнесе, то увидел много роликов, где так же, как и "Good.bye", присутствуют крылья. В частности, один из последних роликов группы “Серебро”. Меня это поразило. Очень часто так получается, что я попадаю в похожую идею. То есть реализую какую-то задумку, а потом, узнаю, что кто-то делал уже то же самое или похоже. Потом появляются объявления в плагиате, мол, он этот момент подсмотрел где-то. А я сам удивляюсь, что совпадает видение. У меня такая ситуация была с "Огоньками" "Ляписов", когда сказали: “Вот, смотри, есть похожий ролик у группы Royksopp”. И сейчас то же самое, только с темой крыльев. Поражаюсь просто.


 
- Стоит ли ждать в ближайшем будущем твоих клипов на песни американских звезд?
 
- Сложилась такая ситуация, что обращений много. Я разговаривал с различными музыкантами, с различными рекорд-лейблами здесь в Канаде, получал от них заказы, писал конкретые сценарии и формулировал идеи. Между режиссером и человеком из лейбла, который принимает окончательное решение о создании клипа, существует большая прослойка людей. Это продакшн-студия, а также менеджеры и продюсеры, которые курируют весь процесс. И так получается, что всем этим людям мои идеи нравятся, и сценарий проходят все стадии, кроме самой последней, где находится человек, ответственный за финансы. А вот он не решается запустить проект и говорит: “Ну у нас тут как бы бизнес, мы работаем по определенному стандарту, у нас должно быть стопроцентое попадание в аудиторию, мы должны иметь стопроцентную вероятность того, что это понравится целевой группе”. То, что я делаю, может “попасть в аудиторию”, но это опасно. Представители лейблов видят, что я балансирую на грани между непопулярностью и экстраоридинарностью что ли. Даже известные исполнители, с которыми я контактировал и предлагал свои идеи, боятся их реализовывать. Реально боятся. *смеется* И потом выходит ролик, который делает этот лейбл, в котором просто танцуют девушки в бикини и крутые рокеры поют со сцены в микрофоны, освещенные лучами прожекторов.


- Многим памятен скандал вокруг твоего предыдущего клипа “Огоньки”, когда представители российской компартии выпустили “свою” версию клипа, где вместо песни “Ляписов” играла композиция “Очень хочется в Советский Союз” группы “Ундервуд”. Получила ли та история какое-то продолжение?
 
- В принципе, если говорить о шоу-бизнесе, то любые скандалы полезны. Коммунисты, как ни странно, очень грамотно сыграли на имидже "Ляписа Трубецкого". Они взяли и привлекли внимание прессы своми действиями. Даже такие читаемые ресурсы как Lenta.ru, "Коммерсант" написали об этой истории. Всё это был по сути пиар-ход, который коммунисты взяли и предложили "Ляписам" и мне. Дали повод в интернете поругаться, какими-то встречными обвинениями обменяться. Вся эта ситуация мне была смешна, потому что представители российской компартии сработали в своем примитивном репертуаре, в таком провокаторском ключе. От этого всё равно выиграли мы, а они проиграли.
 
- Клип "Good.bye" интересен тем, что в нем наглядно проиллюстрирована каждая строчка песни. Долго ли занимал этот процесс"иллюстрирования, были ли какие-то сложные места в тексте?
 
- Это было естественно. Какие-то образы мне подсказывали близкие. Например, я у своей жены спрашивал: "Слушай, что ты думаешь по поводу слова "мама", какой образ у тебя возникает?". Она отвечает: "Мадонна". Я думаю: "Отлично!”, нахожу картину и вставляю ее в клип. Так и с некоторыми другими сценами. Я старался подключать к процессу ассоциации других людей. Не все образы продиктованы мной.
 
- Очень интересным получился эпизод, где иллюстрируется строчка "люди на всех материках одинаковые…", расскажи о нем поподробнее
 
- Я сначала думал, что под эти слова логично было бы использовать людей разных национальностей. Но потом я решил подойти к этому более глубоко и использовать образ Адама и Евы. Поискал различные графические и живописные произведения, посвящённые им. И решил соединить различные вариации изображения Адама и Евы, правда они имели разную форму. Я поместил эти изображения в некую графическую оболочку - стандартное изображение мужской и женской фигур на туалетах. Фактически ведь это и есть изображение Адама и Евы, только в виде пиктограммы. И она обозначает, что люди - разного пола, они разделены. Как бы люди ни видели друг друга, ни изображали других людей, все равно изначально присутствует архетип Адама и Евы, ведь все мы были сделаны из одного теста.
- Планируешь ли ты заявлять "Good.bye" к участию в клиповых фестивалях?
 
- Посмотрим, как он сначала себя поведет в эфире, что с ним будет происходить, как на него будут люди реагировать. Потому что в принципе у меня произошла так называемая профессиональная трансформация вкуса. Я не знаю, что такое хорошо и что такое плохо, у меня свой профессиональный взгляд на ролик. И это происходит у представителей многих профессий, музыканты тоже смотрят на свою музыку иначе, чем потребители, поэтому мне сложно прогнозировать.
 
- Значит ли это, что клип получился не "фестивальный"?
 
- Нет, не в этом дело. Я никогда не ставлю перед собой задачи сделать фестивальный или нефестивальный ролик. Да, мои клипы постоянно участвуют в каких-то смотрах и конкурсах. Но я просто стараюсь сделать из клипа некое законченное произведение. Я смотрю на клипы как на произведения искусства а не как на способ заработать много денег. Потому что производство клипов для меня - это не выгодный бизнес, я трачу очень много времени и сил на них. Скажем, создание "Good.bye" растянулось где-то на полгода. И все это время я находился в состоянии работы над ним. Последнее время находился плотно, в этом варился, а до этого ещё несколько месяцев я этой идеей жил. Если поделить заработанные деньги на затраченные усилия, то в принципе прожить этим нельзя. Поэтому для меня клипы - это возможность показывать свой арт широкой аудитории.
 
- В клипе "Good.bye" среди прочих изображений можно заметить “Мадонну с младенцем” Леонардо да Винчи и “Рождение Венеры” Сандро Ботичелли? Есть ли в этом какая-то особая символика?
 
- Просто привлек к работе над клипом да Винчи и Ботичелли. *смеется* А если серьезно, то это вполне объяснимо. Во-первых я окончил отделение живописи. Мое знание истории искусств мне помогает ориентироваться в том, что мне нужно. Если мне нужно изображение чего-то конкретного, к примеру, обнаженной женщины, то я знаю, где его взять. Я могу прокрутить в голове многие произведения искусства в поисках нужного образа. Не буду же я фотографию Памелу Андерсон использовать. И еще есть другой аспект - это вопрос копирайта. Ведь часто нужны какие-то изображения, которые не стоит ни рисовать, ни снимать. Можно пригласить модель и сфотографировать ее. Но зачем? Ведь произведения искусства, например времен Ренессанса, уже не обложены копирайтом, потому что прошло уже много времени. То есть их можно свободно использовать. И вообще я люблю классическое искусство и люблю вставлять в свои ролики классические изображения. Сам клип “Good.bye" я делал больше как художественное произведение, нежели как революционный ролик или панковский манифест.
 
- Возникали ли у тебя идеи других клипов на песни БЕЗ БИЛЕТА?
 
- Когда я услышал альбом “Кино”, мне он очень понравился, я слушал его очень внимательно. И даже сразу возникла идея снять клип, только не на "Good.bye", а на "Ромашку". Я очень смешной предлагал сделать там сюжет. В тот момент были волнения в Эстонии, когда переносили памятник советскому солдату. И я хотел устроить такую небольшую панковскую акцию. Предлагал взять лидера группы Виталика, надеть на него тельняшку, загримировать в раненого солдата после боя и отправить его в Эстонию. Чтобы он, скажем, в кафе эстонском сидел весь грязный и в крови, а местный ресторатор его прогонял и говорил: "Уходиттте, уходитте, пожалуйстта". Хотел сыграть такую легкую шутку с русскими, и в то же время еще чуть-чуть эстонцев этим же самым подколоть. Там было много интересных вариаций. В конечном итоге, например, планировалось вживую заснять, как героя арестовывают эстонские полицейские. То есть берут в плен. Была такая идея, но дальше разговоров дело не дошло. Но так получилось, что все же я сделал ролик для БЕЗ БИЛЕТА, но уже на другую песню.






{banner_819}{banner_825}
-50%
-50%
-35%
-40%
-30%
-20%
-10%
-25%