1. Тест. Вы хорошо ориентируетесь в простых вопросах экономики?
  2. «Органы внутренних дел не дадут омрачить великий праздник». Милиция рассказала, как будет работать 9 мая
  3. В МИД Беларуси ответили на призыв «Большой семерки» провести новые выборы
  4. В День Победы над Минском пролетят самолеты и вертолеты всего двух моделей. Рассказываем почему
  5. Участвовавший в испытании «Спутника V» минчанин спустя полгода проверил, что ему вкололи
  6. Школьница написала на асфальте «Жыве» и попала в РУВД за пикет. Рассказываем, чем все закончилось
  7. Лукашенко: Нам нужны действительно государственные люди
  8. Теперь официально: ветераны ВОВ не получат в этом году единовременные выплаты к 9 Мая
  9. «На 19 мая у него был обратный билет в Норильск». Что известно о докторе, которого задержали в Борисове
  10. Одежду и аксессуары с лого TUT.BY теперь можно купить онлайн. Рассказываем как
  11. Почему на лице появляются пигментные пятна и как от них избавиться. Комментирует дерматолог
  12. «Жена разбудила и говорит: «Слушай, ты уже не подполковник». Поговорили с лишенными званий экс-силовиками
  13. Скардино рассказала, как живет в Швейцарии и планирует ли возвращаться в Беларусь
  14. В Беларуси готовят указ по банковскому мошенничеству. Что планируют изменить
  15. СМИ назвали фамилию еще одного возможного фигуранта по «делу о госперевороте»
  16. Эксперт рассказал, что можно сажать рядом с помидорами, а что — нельзя
  17. Паша «Мясной король». Как популярный гродненский блогер занялся мясным мини-бизнесом, который вдруг «выстрелил»
  18. «Заинтересовали вещи определенных цветов». К дизайнерам Honar пришел с проверкой Госстандарт
  19. Помните айтишника с БЧБ-флагом на балконе, у которого забрали машину? Узнали, что с авто сейчас
  20. Куда съездить в выходные? 10 необычных экскурсий по Беларуси для любопытных туристов
  21. Мингорисполком отказал в проведении отдельного шествия «Бессмертный полк»
  22. «Зимой мы здесь живем совершенно одни». История пары, которая переехала из города в деревню
  23. Из-за длинных майских выходных скорректировали график выплаты пенсий и пособий
  24. Не дошла до дома несколько метров. Что известно об аварии в Гомеле, где погибла девочка
  25. Семья минчан построила дом в дачном поселке и живет там круглый год. Вот как там все устроено
  26. Приближается 9 Мая. Как можно поздравить ветеранов и помочь им (в том числе финансово)
  27. «Мы с Колей жили в этом домике». Показываем, где находится «любимый дворец» Лукашенко
  28. Опубликован список экс-силовиков, которых Лукашенко лишил званий
  29. Юрий Мельничек: «Когда наступит Беларусь 2.0, все отыграет назад достаточно быстро»
  30. Отец задержанного жителя «двора перемен» Степана Латыпова — о сыне, обвинении и выборах в реанимации


Валерия Говоркая,

59-й Международный кинофестиваль в Берлине породил новые мифы и обратил внимание на стереотипы, с ним связанные. Во всех коллизиях международного форума, который открывает киносезон в Европе, разбиралась корреспондент TUT.BY.

Для меня Берлинский кинофестиваль - целый мир.  Способность найти себя в этом море кино, встреч и  возможностей. Это также испытание на прочность. Желание ухватить актуальное, понять, куда же двигается кино и кто - герой сегодняшнего дня,  не даёт покоя с первых минут. Огромный форум предлагает каждому выбирать и от такого умения - сделать правильный выбор, зависит успех. Прошедший фестиваль принёс и радость, и разочарование. 

О Берлинале, на мой взгляд, существует несколько стереотипных мнений, на которые в этом году пришлось пристально  обратить внимание. Аксиома первая  - самый демократичный из всех, класса А, проводимых в Европе. С этой мыслью совершенно не поспоришь. В столице Германии международный форум действительно делается в интересах публики. И некоторые рекорды удалось в этом году  с радостью  отметить директору форума Дитеру Косслику: 270 тысяч проданных билетов по сравнению с прошлогодними 240 тысячами. Хотя логика в таких цифрах есть: добавились новые площадки.  Огромный Фридрихштадтпаласт и кинотеатр Синема Франсез от Французского института подарили возможность ещё большему количеству любителей кино присоединиться к этому замечательному событию в мире европейского искусства. Все премьеры программы Berlinale Special  остоялись при аншлагах именно во дворце Фридрихштадтпаласт.  

Утверждение о том, что финансовый кризис обязательно отразится на форуме, всё же не сработало, или,  скорее, обратило на себя внимание немного в другом. Недостаток средств выразился в общем настроении людей и количестве прессы у красной дорожки. Никогда раньше не приходилось переживать столь раздражительного поведения коллег, хотя количество их в этом году значительно уменьшилось, что значительно облегчило работу фотографам.

Дирекция Берлинале сделала всё возможное, чтобы материальная сторона вопроса  не отразилась ни на гостях, ни на программе конкурса, ни уж тем более, на публике фестиваля. Как всегда, фанов кино радовала торжественная красная дорожка, добавляющая гламура событиям десяти дней кинофорума. Несмотря на плохую погоду, традиционно приглашённые  знаменитости, многие в открытых платьях,  прошлись по красному ковру, устилавшему подход к основной площадке киносмотра - Берлинскому дворцу.  Среди гостей - россыпь голливудских звёзд. Их приехало, кажется, даже больше, чем в прошлые годы. Дэми Мур со своим молодым мужем Эштаном Катчером, Киану Ривз, Мишель Пфайфер, Вудди Харельсон, Кейт Уинслет, Робин Райт Пен, Ренэ Зелвегер, Салли Поттер и многие другие стали светским украшением фестиваля.  

Открылся форум очередным опусом немецкого режиссёра, кажется, прописавшегося в Голливуде, Тома Тыквера "Интернационал".

Долгожданная в Берлине  картина Стивена Долдри "Чтец", показанная вне конкурса, привлекла внимание не только именем режиссёра, но и актёрами, которые сыграли в этой очень важной для немцев драме. Кейт Уинслет, лауреат Золотого глобуса за роль Ханы Шмитц, номинантка на премию "Оскар" и её молодой партнёр по фильму Давид Кросс стали фаворитами фестиваля. Роман с фильмом "Чтец" у немцев сложился сразу же, поскольку в нём затрагивается очень важная тема - чувство вины за события Второй мировой войны.

Кейт Уинслет играет бывшую надсмотрщицу концлагеря в Освенциме. Начало действия приходится на 50-е. Хана Шмитц живёт обособленно и одиноко, работает кондуктором в трамвае, где и встречает того, кто перевернёт её судьбу.  Она не умеет читать. Неожиданно завязавшийся роман взрослой таинственной незнакомки  с молодым Михаэлем Бергом, роль которого играет 18-летний немецкий артист Давид Кросс,  открыл для Ханны не только мир любви, новых чувств, но и литературу, доселе ей неведомую. Кейт Уинслет говорит: "Это было очень сложно играть роль Ханны. Отдавая должное первоисточнику, я пыталась сохранить непростой баланс. Было бы ошибочным показывать доброту или пытаться гуманизировать её, но я хотела  увидеть в своей героине прежде всего человека, способного  любить, и испытывающего теплоту и бесконечное чувство вины".

А вот на вопрос о том, как чувствовала себя Кейт Уинслет, появляясь часто на экране без одежды, актриса ответила: "Это не то, от чего я обычно прихожу в восторг, но это очень важная часть фильма. Играть любовные сцены с Давидом не было трудным делом. Несмотря на то, что ему 18, он профессиональный актёр и блестяще поработал  в фильме. Но такова часть моей профессии, и мы просто сделали необходимое".

Фильм "Чтец" был показан на Берлинале вне конкурса.

Кстати, с конкурсом тоже связан один из стереотипов. Принято считать, что именно в Берлине политическое, актуально и социально значимое кино в наибольшем почёте. Исходя из этой точки зрения, выбираются фильмы для международного конкурса. Этот год, в принципе, не явился исключением. Из 18 фильмов конкурсной программы Берлинале, пять можно отнести к наиболее острым и затрагивающим политику, так или иначе, историям. Среди них можно вспомнить фильм "Шторм" немца,  лауреата Берлинале 2006 Ханса-Христиана Шмида. 

Все же остальные, скорее, фокусировали своё внимание на простых человеческих чувствах, на ценностях, которые важны в любой стране и для каждого. К таким картинам можно отнести конкурсный фильм режиссёра-возмутителя спокойствия из Франции Франуса Озона "Рики" или  первый англоязычный фильм иконы современного арт-хауза из Швеции Лукаса Мудиссона "Мамонт" с Гаэль Гарсиа Берналем и Мишель Уильямс в главной роли.

Итоги же 59 Берлинского международного кинофестиваля подтвердили традиционную мысль о непредсказуемости решения жюри, тем более на таком форуме. Интернациональную компанию профессионалов-судей в этом году возглавляла известная шотландская актриса Тильда Свинтон. Актриса-интеллектуалка, муза Джармуша и многих других, не менее знаменитых режиссёров современности, о своих критериях оценок  предупредила сразу. "Неожиданность и оригинальность - вот то, что занимает наше внимание больше всего", - сказала председатель жюри. 

Результатом голосования стала безоговорочная победа латино-американского кино.

Золотого медведя за лучший фильм фестиваля единогласно получила картина перуанского режиссёра Клаудии Лиоса "Молоко скорби" (La Teta Asustada). Это второй фильм режиссера и первый перуанский фильм, когда-либо принимавший участие в конкурсной программе Берлинале. В основе сюжета - история девушки по имени Фауста, которая родилась после того, как в 80-е годы прошлого века ее мать подверглась насилию. События разворачиваются на фоне борьбы властей Перу с террористической группировкой "Сендеро Луминосо" в последние 20 лет XX века.

Фильм из Перу обращается к теме большой национальной трагедии, горечь которой передается из поколения в поколение. Символом этой горечи в ленте, где мистике Латинской Америки сполна отдали должное, становится таинственная болезнь, передающаяся через материнское молоко - "молоко скорби". 33-летняя режиссёр, Клаудия Льоса, племянница "латиноамериканского Хемингуэя" Марио Варгас Льосы сказала, что главная награда Берлинале-2009 - "это награда для Перу, для всей нашей страны"…

Главную роль в фильме исполнила актриса Магали Сольер, представительница индейского народа кечуа, для которой возможность выйти на сцену Берлинского дворца стала моментом истины. Проникновенно, со слезами на глазах Магали Сольер пропела  песню своей героини.  В ней - одиночество, и боль народа, трагедии, о которых говорится в фильме и которые продолжают происходить в жизни.

Гран-при жюри разделили между собой фильмы "Все остальные" ("Alle Anderen") (Германия) и "Гигант" ("Gigante") (Уругвай/Германия/Аргентина/Голландия).

Режиссёр упомянутого фильма "Гигант / Gigante"  Адриана Биньеса выходил на сцену ещё дважды - чтобы получить  премию за лучший кинодебют и приз имени основателя берлинского киносмотра Альфреда Бауэра, который он разделил  вместе с фильмом Анджея Вайды "Татарак" ("Аир"). Мотивы поэмы "Татарак" Ярослава Ивашкевича Вайда соединяет с монологами актрисы Кристины Янды (более 30 лет назад дебютировавшей в его "Человеке из мрамора"). Актриса рассказывает об уходе из жизни своего мужа - знаменитого оператора Эдварда Клосинского, снимавшего картины Вайды, Занусси, Кеслевского. Это причудливое переплетение игрового кино и скорбной реальности создает особое поле напряжения. Картина, несомненно, уступает ранним работам Вайды, но мастеру удается пропитать экран ароматом смерти, который источают водянистые стебли аира ("татарской сабли" или "татарака", как называют это речное растение в Польше).

Приз за лучшую режиссуру достался иранцу Асгару Фархади за фильм "История Элли" ("Darbareye Elly"). Приз за лучший сценарий получил фильм "Уведомитель" ("Messenger") американца Орена Мовермана.

Ещё одна неожиданность - награда  фильму "Каталин Варга" англичанина Питера Стрикленда. Лента получила значимого берлинского "медведя" за выдающееся художественое достижение. Он был вручен его саунд-дизайнерам Габору Эрдэли и Тамасу Шекели. По мнению жюри, в этой картине визуальный ряд строится вокруг звукового, а не наоборот, создавая вместе с ним выразительное единство. Фильм рассказывает историю мести: карпатская крестьянка Каталин Варга ищет своего обидчика.

Награда за лучшую мужскую роль досталась малийцу Сотигуи Куйате, сыгравшему в фильме "Река Лондон" ("London River"). Высокий, почти двухметровый пожилой  актёр с длинными дрэдами и проникновенным взглядом, который и покорил сердца жюри, порадовал  публику несколькими мудрыми рассказами. В них,  на его взгляд, отразились культуры разных континентов. Финалом одной из историй стало утверждение, что  женщины в сто раз мудрее всех на земле.

Кстати, о них. "Серебряного медведя" за лучшую женскую роль получила австрийка Биргит Минихмайр за роль в фильме "Все остальные".

И возвращаясь к принятому решению жюри с его желанием  награждать новое, оригинальное, эскпериментальное, нельзя не отметить яркое проявления женской солидарности. Среди судей - три сильные женщины: режиссер Изабель Куаксе, звезда кулинарии Элис Уотерс и актриса Тильда Свинтон явно с особенным вниманием отнеслись к достижениям женщин-режиссеров.

Во время фестиваля сразу две женщины-режиссёра, известные француженки - Катрин Брейя и Джули Дельфи представили свои очередные режиссёрские работы.

Катрин Брейя, бунтарка, снимавшая в последние годы кино о женской сексуальности на грани порно, совсем недавно получила инсульт. Тем не менее, режиссёр нашла в себе силы и сняла фильм, магический, загадочный, отсылающий в мир детских страхов и мистических историй "Синяя борода". Как призналась Катрин Брейя, - этот сюжет-сказка интересует её давно. Любимая история про Синюю бороду и его странные экзамены для новой молодой жены стали метафорой для режиссёра, способом  преобразования страхов в плоскость фантастической, гротескной реальности, финал которой напоминает, скорее, библейский сюжет с отрубленной поделом мужской головой на блюде. Победительницей в картине оказалась женщина, чего и требовалось ожидать. 

Известная актриса, а теперь и режиссёр ("Париж, Париж") Джулии Дельфи в своей картине "Графиня" тоже обратилась к истории, овеянной легендами. Жизнь венгерской аристократки Елизаветы Баторий вызвала большой интерес и возможность интерпретировать события давних лет. Графиня, страстно влюбившись в юношу, намного младше её, захотела оставаться всегда молодой и красивой. Для этого ей посоветовали прекрасное средство - омовение кровью девственниц. Судьба Дракулы в женском обличье описывается режиссёром, которая исполняет и роль главной героини, с полнотой ощущений в серо-синих тонах, придающих повествованию соответствующую атмосферу.

Самым радостным и гармоничным фильмом форума можно назвать работу англичанина Ричарда Лонкрейна "Мой единственный" с Рене Зелвегер в главной роли. Не сомневаюсь, что фильм будет иметь успех и в скором времени выйдет в широкий прокат. Он оставался в фаворитах критики и прессы, но было очевидным, что наград эта роуд-муви не получит: очень уж выбивается картина из контекста Берлинале.

Удивительная, романтическая и трагическая, остроумная история путешествия будущего голливудского актёра Джорджа Хамильтона, основанная на реальных автобиографических переживаниях, содержит много линий и эмоций. Созерцать их и понимать доставляет истинное удовольствие, равно, как и игра Рене Зелвегер.

Её героиня Анна Декруа, очаровательная и слегка инфантильная блондинка, после очередной измены мужа-дирижёра джазового оркестра отправляется со своими двумя почти взрослыми сыновьями через всю Америку. Проделав долгий путь через Штаты, трое героев обретают самое главное - чувство семьи, любви и возможности стать самими собой.

Как всегда, каждый фестиваль отмечен определёнными событиями и показывает не только сегодняшний день, но и возвращает к истории. 59-й  не стал исключением. Этот год для Германии — значимый: 20-летие падение Берлинской стены, и как следствие - показы документальных фильмов  и дискуссии о значимости такого события для современной Европы. Кроме того, возвращаясь к истории кино, фестиваль предложил необыкновенное переживание для кино-гурманов - ретроспективу с названием "70 миллиметров - больше, чем жизнь". В ней можно было в оригинальном формате насладиться такими известными картинами, как  "Бен Гур" Вильяма Вайлера и "Лоуренс Аравийский" Дэвида Лина. Ещё были показаны советские фильмы "Игла" и "Война и Мир".

Закончился кинофорум фильмом-премьерой прошлогоднего председателя  международного жюри, греческого режиссёра Косты Гавраса "Рай-это Запад". Главный герой, нелегально эмигрировавший в Европу из Африки, пытается найти дорогу к счастью, которая непременно должна привести его в Париж.  Полное разнообразных испытаний, встреч и приключений путешествие приводит главного героя к самому большому разочарованию - цель, к которой он так стремился, оказалась иллюзией.

 Вот такое странное ощущение осталось и у меня: пятый фестиваль в Берлине, все десять дней - беготня по фестивальным просмотрам, пресс-конференциям, интервью, а настоящего, неожиданного  кино словить, кажется, так и не удалось. А может всё-таки? Хороших фильмов всё же хватало. Осталось надеяться на следующий год. Ведь юбилейный, 60-й фестиваль состоится в  столице Германии непременно. 

Фото: AP Photo, Getty Images via daylife.com.

-10%
-10%
-21%
-12%
-20%
-15%
-15%
-20%
-20%
0073023