Поддержать TUT.BY
Коронавирус: свежие цифры


Ольга Ъ-Гончарова,

фотоКак стало известно "Ъ", патриотический фильм "Брестская крепость" по заказу Союзного государства России и Беларуси весной 2009 года начнет снимать компания "Централ Партнершип" и киностудия "Беларусьфильм". Фильм с бюджетом 225 млн руб. станет первой картиной со времен Советского Союза, продюсером и 100-процентным инвестором которой выступит государство. В условиях кризиса желающих снять патриотическое кино будет немало: производство таких фильмов с 2010 года будет финансироваться полностью за счет госбюджета.

Фильм "Брестская крепость" планировалось начать снимать еще в 2008 году. Однако с партнерами проекта Телерадиовещательная организация Союзного государства (ТРО Союза) подписала договор сейчас. В качестве производителей своего фильма ТРО Союза выбрала компанию "Централ Партнершип" и киностудию "Беларусьфильм", рассказала директор по связям с общественностью ГК "Централ Партнершип" (ЦПШ) Юлия Куликова. Генпродюсер ТРО Союза Евгений Айзикович подтвердил эту информацию. Представители "Беларусьфильма" вчера были недоступны для комментариев. По словам господина Айзиковича, бюджет фильма составит 225 млн руб., съемки начнутся весной следующего года, а в прокат картина выйдет в 2010 году. "Съемки картины на 100% финансируются Союзным государством",— пояснил господин Айзикович. Компания ЦПШ, по его словам, выиграла тендер на участие в проекте, который было необходимо провести в соответствии с федеральным законом о госзакупках N94, а компания "Беларусьфильм" выбрана без конкурса, так как белорусское законодательство не обязывает проводить тендеры в области кино. Продюсерами проекта станут председатель ТРО Союза Игорь Угольников, гендиректор ЦПШ Рубен Дишдишян и гендиректор "Беларусьфильма" Владимир Заметалин.

"Подобная схема госзаказа, когда государство полностью финансировало картину, существовала в советское время, однако с тех пор такая система не практиковалась",— отмечает гендиректор "Царь Pictures" Александр Изотов. До сих пор киноиндустрия ежегодно получала примерно по 2,7 млрд руб. на поддержку производства национальных фильмов, которая распределялась примерно между 80 художественными картинами. Государственные средства распределяются сейчас в соответствии с федеральным законом о госзакупках N94. По законодательству господдержка не может покрывать более 70% бюджета фильма, остальные средства продюсер должен привлечь сам. "Приоритетным направлением сейчас является финансовая схема распределения средств, а не творческая сторона картины. Поэтому господдержку получали многие неизвестные продюсеры, которые часто не могли довести картину до конца",— отмечает господин Изотов.

Размер господдержки проектам, которые можно причислить к категории общенациональных, был невелик. Бюджет "9 роты", собравшей в прокате $25,5 млн, составил $10,5 млн, из которых госдотации — $1 млн. Бюджет фильма "1612" (бокс-офис — $7-8 млн) оценивается в $8-10 млн, из них около $1 млн — господдержка.

В 2010 году система распределения государственных средств на съемки фильмов должна измениться. Как рассказывали "Ъ" представители Минкультуры, 2 млрд руб. из государственных 5,5 млрд, которые в 2010 году будут выделены на кино, пойдут на стопроцентное финансирование производства и проката фильмов "общенационального культурного и социального значения, крупных кинопроектов, пропагандирующих нравственные ценности демократического общества и правового государства". В год планируется создавать до десяти таких фильмов. При этом отбирать проекты будут экспертные комиссии при Минкультуры.

Чтобы новый механизм начал работать, необходимо вывести кино из-под действия 94-ФЗ. Соответствующие поправки уже были осенью внесены на рассмотрение в Госдуму и аппарат правительства. "В советское время режиссер знал, к кому именно он может предложить сценарий и какое финансирование получит. Важно, чтобы этот механизм был четко определен и теперь",— считает гендиректор концерна "Мосфильм" Карен Шахназаров.

По мнению гендиректора компании "Профит" Игоря Толстунова, в кризис государство становится фактически единственным инвестором для патриотического кино. "Риски, связанные с производством масштабных патриотических фильмов, очень велики: они требуют больших вложений и не гарантируют коммерческой отдачи в прокате",— говорит он. Гендиректор Свердловской киностудии Михаил Чурбанов отмечает, что стопроцентное финансирование со стороны государства в условиях кризиса привлечет к реализации подобных проектов многих продюсеров.
-10%
-20%
-35%
-52%
-25%
-30%
-7%
-5%
-10%
-10%
-50%