172 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Остаться одному после 67 лет брака. Поговорили с героем, чья история любви год назад восхитила читателей
  2. «Мама горевала, что не дождалась Ивана». Спустя 80 лет семья узнала о судьбе брата, пропавшего в 1941-м
  3. Эндокринолог — о том, почему сахарным диабетом болеет все больше людей
  4. Один из лидеров минского «Динамо» покинул команду
  5. «Пленные взбунтовались — врача похоронили с оркестром». История и артефакты из лагеря в Масюковщине
  6. Какую из вакцин от ковида, которыми прививают в Беларуси, одобрил ВОЗ? Главное о здоровье за неделю
  7. «Восстановление костела — вызов для всех белорусов». Как Будслав пережил пожар в своей главной святыне
  8. Стрельба в школе в Казани: погибли 9 человек
  9. «Заходишь в город, а там стоит плач и кругом сотни гробов». История 95-летнего ветерана ВОВ
  10. Эксперт поделился секретами, как легко и эффективно можно почистить газовую плиту
  11. Арина Соболенко поднялась на рекордное четвертое место в рейтинге WTA
  12. В Индии люди, переболевшие COVID-19, начали заражаться редким «черным грибком»
  13. Парень, который выжил. История 23-летнего Антона, который после ДТП 43 дня провел в коме и выкарабкался
  14. Пяць палацаў, якія можна купіць у Беларусі (ёсць і за нуль рублёў)
  15. «Баявая сяброўка». Як украінка набыла танк, вызваляла на ім Беларусь ад фашыстаў і помсціла за мужа
  16. Минздрав озвучил свежую статистику по коронавирусу в стране
  17. «Спасите семью от развода». Подборка самых необычных объявлений о продаже авто
  18. Уборка, поминальная трапеза и цветы. Радуница на маленьких кладбищах Минска
  19. Как приготовить рассыпчатый рис? Шеф-повар делится своими секретами
  20. Декрет «о коллективном президенте». Объясняем, о чем он — коротко
  21. В Беларуси не хватает почти 84 тысяч работников. Какие кадры в дефиците
  22. Автозадачка на выходные. Загадка про легендарный автомобиль эпохи 70-х
  23. В Будславе горел знаменитый костел, повреждена часть крыши
  24. «Общество заточено на «откаты». Откровенный разговор с архитектором о строительстве частных домов
  25. Очереди в пункт вакцинации «Экспобела» были такие длинные, что ввели предварительную регистрацию
  26. «Всех разобрали, а я стою. Ну, думаю, теперь точно расстреляют». История остарбайтера Анны, которая потеряла в войну всех
  27. Сколько стоит новый кроссовер в Беларуси и у ближайших соседей. Сравнили цены — и вот результат
  28. Будет учтено «все происходящее в стране»: представитель ЕС рассказал, когда ждать четвертый пакет санкций
  29. Лаевский: Максиму Знаку предъявили окончательное обвинение. Его дело скоро передадут в суд
  30. Население Китая уже почти не растет, его вот-вот обгонит Индия


Валентин ПЕПЕЛЯЕВ,

фотоПольское кино давно и прочно входит в элитный список европейского кинематографического эшелона. Было время, оно было самым модным и востребованным кинематографом Восточной Европы, оставив далеко позади чешский, венгерский, не говоря уже о румынском кино, которое стало самым "поздним ребенком" этой дружной творческой семьи. Польские же классики спешили высказаться о современном им дне как можно точнее и объемнее, не откладывая… в долгий ящик. А если брались воссоздавать на экране исторические события, то были предельно честны, и прежде всего с самими собой. Продолжают эту традицию они и сегодня.

Фильмы Кшиштофа Кесьлевского, Анджея Вайды, Кшиштофа Занусси будоражили умы и несли в себе, помимо всего прочего, еще мощный гражданский и даже публицистический заряд. Каждый художник разговаривал со зрителем в своем собственном авторском регистре, не сбиваясь с ритма и не заимствуя чужих приемов. Кесьлевского можно назвать самым пессимистичным польским кинематографистом. Его неторопливые, затягивающие и гипнотизирующие работы полны атмосферы отчужденности и одиночества. Героиня его фильма "Без конца", вдова известного адвоката, попав в жернова политических и судебных процессов, не находит в себе сил для борьбы и кончает жизнь самоубийством. Не находят выхода из морального тупика герои и другой его психологической драмы "Случай". Самая оптимистичная часть его трилогии "Три цвета" — "Красный" заканчивается гибелью огромного пассажирского теплохода. Правда, главных героев режиссер все же решил оставить в живых, тем самым закончив историю о переплетении человеческих судеб довольно-таки пафосным гуманистическим аккордом.

Другой мастер мистических конструкций и невероятных стилевых перевоплощений Анджей Жулавски в общем-то поначалу довольно бытовую историю "Одержимая" об адюльтере свихнувшейся буржуазной барыньки в исполнении Изабель Аджани и вовсе заканчивает ядерной бомбардировкой и сценой самоубийства малолетнего сына главной героини.

Такая фатальная трактовка событий, приобретающая ближе к финалу религиозный, библейский подтекст, довольно характерна для польского кино. Кажется, что оно не страшится посмотреть в самое черное зеркало и не пугается того, что там видит. Поляки-режиссеры не боялись проговаривать вслух свои национальные и психологические комплексы, но не болели и мессианством. В их работах был только глубоко прочувствованный, выстраданный и оттого оправданный даже в самой жесткой форме подачи личностный заряд.

Одна из самых крупных величин польского кино Анджей Вайда никогда не болел тягой к мистицизму, будучи уверен: настоящее "поле битвы — сердце человека". В Минске прошла премьера его новой, с одной стороны, нашумевшей, с другой — как-то стыдливо замолчанной работы "Катынь" о судьбе польских офицеров, взятых в советский плен и расстрелянных в 1940 году. Среди 22 тысяч убитых офицеров был и отец режиссера, капитан Якуб Вайда…

"Настоящей темой фильма о Катыни являются тайна и ложь, которые это преступление превратили в тему табу, — признавался Вайда перед премьерой. — Поэтому свое внимание я направил не на жертв убийства, а на их близких, годами задававших себе вопрос "почему?". Несмотря на то что в картине "Катынь" снимался московский актер Сергей Гармаш, российские кинематографисты от намеченного было проекта отказались. Что ж, дело хозяйское… Пана Вайду не захотели услышать, а ведь через свою работу он напомнил, что у славянских народов общая историческая память и общие трагедии. Но, наверное, это сегодня не модно и не прибыльно. Гораздо удобнее романтизировать Колчака, грустить по стилягам 60-х и разводить на экране бессмысленную "любовь-морковь".
-15%
-35%
-20%
-10%
-20%
-15%
-10%
-25%
-30%
-10%