Александр Заяц,

фотоБлагодаря активной деятельности Польского института в Минске, белорусы могут оценить высокий уровень польских джазменов. За последний год у нас уже гастролировали такие непревзойденные мастера как гитарист Ярек Сметана и пианисты Лешек Можджер и Влодэк Павлик. Недавно пришла очередь выдающегося польского трубача Пётра Войтасика познакомить минчан со своим творчеством.

Пётр Войтасик родился в 1964 году. В 1983-1987 годах обучался в Академии музыки в городе Катовице. Его первая профессиональная запись была сделана во время концерта на знаменитом джазовом фестивале "Jazz Jamboree" в 1988 году.

В конце 80-х Войтасик работал с группой Young Power, задававшей моду на польской джазовой сцене тех лет. В 1990 году он записал свой дебютный альбом на фирме грамзаписи Polonia с ведущими польскими джазовым музыкантами (Ян "Пташин" Врублевски, Войцех Недзеля, Анджей Цудзих, Эрик Кульм). В 1994 г. его музыкальный диск "Lonely Town" становится альбомом года в рейтинге журнала Jazz Forum.

Со временем Петр Войтасик организовал собственный квинтет и регулярно делал совместные проекты с ведущими польскими и зарубежными джазменами. Особенно плодотворно Войтасик сотрудничал с американским саксофонистом Билли Харпером и являлся постоянным участником его квинтета. Примечательно, что в записи альбомов "Quest" и "Норе" помимо Войтасика и его соотечественника-пианиста Можджера принимали участие по три разных американских музыканта.

2006 год в творчестве музыканта начинается с премьеры нового альбома "We want to give thanks". Этот диск был записан в Нью-Йорке легендарными джазменами Билли Хартом, Херби Ханкоком, Регги Воркманом. Говорят, это было своего рода подведение итогов творчества П. Войтасика до этого момента.

Пётра Войтасика называют преемником легендарного польского трубача Томаша Станько. Записи этого польского трубача неоднократно занимали высшие места в хит-парадах журнала Jazz Forum. Кроме этого у себя на родине, в Польше, Войтасик известен и как прекрасный педагог, который читает курс лекций в Институте джаза при Академии музыки в Катовице. В интервью TUT.BY Пётр Войтасик признался, что в Польше джаз достаточно популярен среди молодежи. "Абитуриентов всегда гораздо больше, чем может принять институт", - говорит профессор джаза.

В Белгосфилармонии польский джазмен выступил со своим одноименным авторским квартетом. На этот раз партнерами Войтасика были хорошо известные у себя на родине Матей Сикала (саксофон), Михал Ярос (контрабас) и Кшиштоф Градюк (ударные). "Мы в Беларуси первый раз. Однако для нас большая честь выступать в Минске в таком зале. Мы приехали в Беларусь в таком составе, потому что директор Польского института в Минске пригласил именно такой квартет", - признался после концерта Пётр Войтасик.

Весь вечер пан Войтасик общался со зрителями на польском языке. Однако все было понятно и без перевода. Представляя композицию "Надежда" (англ. "Норе") Войтасик взметнул вверх руку со знаком "V", и в ответ по залу прокатилось довольное оживление. После концерта музыкант в интервью TUT.BY пояснил, что это означало: “Всем известно, что это символ свободы. А свобода без надежды для меня не существует. Свобода для меня это процесс работы над собой. Надежда - это смысл развития. Она значит для меня гораздо больше чем какая-то награда".

Наиболее интересно выглядело выступление Матея Сикалы и Пётра Войтасика. Они органично дополняли друг друга, удачно импровизировали. "Я знаю Мацика уже много лет. Мне с ним очень комфортно выступать. Мы понимаем друг друга с полувзгляда, - пояснил Пётр Войтасик после концерта. - Когда я выступаю на сцене, то я не думаю о том, как звучит только моя труба, мне важно как играет весь коллектив. Все зависит от того, кто играет в коллективе. Игра - это общее звучание, а не монолог. Уровень взаимопонимания между музыкантами делает игру более свободной или похожей на свободную".

Впрочем, на протяжении всего выступления музыканты достаточно много импровизировали. После концерта я поинтересовался: "Какой процент в вашем выступлении составляла импровизация?" Пётр сказал, что "очень много". "То над чем мы работаем - это общая концепция, те идеи, которые существуют в звуках, возникают в период игры. Мы играем мелодии, и не важно, как мы их интерпретируем. Главное, чтобы мы придерживались концепции, и чтобы это было живое исполнение".

Порой казалось, что трубач сначала дозировал нотки, а затем выдавал всю свою экспрессию "на гора". Его инструмент и стонал, и кричал, и визжал. Такое мастерство, несомненно, может быть подвластно только настоящему мастеру. Пётр Войтасик играет на трубе уже более 30 лет. "Это очень для меня близкий инструмент. Я с утра просыпаюсь и сразу же прикасаюсь к трубе. Между нами нет дистанции. Расстаюсь с трубой только, когда иду спать, - признается музыкант. - Я считаю, что "голос" трубы имеет много общего со звуками живого голоса. Для меня вокальная составляющая в джазе очень важна. Мне кажется, что возможности трубы более разнообразны, нежели других инструментов".

Музыканты исполнили композиции, разнообразные и по тематике, и по стилистике. Они были посвящены путешествиям, женщинам, позволяли предаться философским размышлениям. Войтасик несколько раз представлял песни из своего нового альбома. Отыграв без малого полуторачасовой сет, квартет вернулся на сцену еще раз, чтобы исполнить еще одну композицию на "бис".
-10%
-20%
-25%
-15%
-50%
-50%
-30%
-5%
-25%
-19%
0072263