101 день за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Секс-символ биатлона развелась и снялась для Playboy (но уже закрутила роман с близким другом)
  2. Названы победители «Золотого глобуса» (почти без сюрпризов)
  3. Чиновники придумали, что сделать, чтобы белорусы покупали больше отечественных продуктов
  4. Во всех районах Беларуси упали зарплаты, в некоторых — больше чем на 300 рублей
  5. Весна наступила, но зима не сдается. К выходным вновь похолодает
  6. «Пышка не дороже жетона». Минчане делают бизнес на продукте, за которым в Питере стоят очереди
  7. Нашумевшая «Земля кочевников» и еще пять отличных премьер марта. На что сходить в кино?
  8. Автозадачка с подвохом. Нарушает ли водитель, выезжая из ворот своего дома на дорогу?
  9. Под Молодечно задержали компанию из 25 человек. МВД: «Они собирались сжечь чучело в цветах национального флага»
  10. «Меня потом знатно полили шампанским!» Первая белоруска с COVID-19 — о том, как прожила «коронавирусный год»
  11. Девушке из списка Forbes дали 20 суток: «В камере конкурс как в БГУ — три человека на место»
  12. Тихановский о приговорах журналистам и активистам: Ложь и несправедливость порождают озлобленность
  13. Тихановская рассчитывает на уход Лукашенко весной
  14. «В киевской миграционке мне сказали, что я в первой десятке». Айтишник — о переезде в Украину
  15. Пенсионерка из электрички рассказала подробности о задержании и Окрестина
  16. Год назад в Беларусь пришел коронавирус. Рассказываем про эти 12 месяцев в цифрах и фактах
  17. «Ашчушчэнія не те». Все участники РСП вышли на свободу после 15 суток ареста
  18. 57-летняя белоруска выиграла международный конкурс красоты. Помогли уверенность и советы Хижинковой
  19. Судьба ставки рефинансирования, обновленный КоАП, дедлайн по налогам, заморозка цен. Изменения марта
  20. «Врачи нас готовили к смерти Саши». История Марии, у чьей дочери пищевод не соединялся с желудком
  21. Белоруска едет на престижнейший конкурс красоты. И покажет дорогое платье, аналогов которому нет
  22. «Будет готов за три-четыре месяца». Частные дома с «завода» — сколько они стоят и как выглядят
  23. Убийца 79 белорусов, сжег пять деревень. Вспоминаем о Буром — в память о нем в Польше проводятся марши
  24. Акции солидарности и бойкот футбольных фанатов. Что происходило в Беларуси 28 февраля
  25. В Беларуси ввели очередные пенсионные изменения. Что это означает для трудящихся
  26. В Беларуси создали собственную ракету для «Полонеза» (ее очень ждал Александр Лукашенко)
  27. Один из почетных консулов Беларуси в Италии подал в отставку из-за несогласия с происходящим после выборов
  28. С 1 марта заработал обновленный КоАП. Новшества затронут почти всех белорусов
  29. «Первый водитель приехал в 5.20 утра». Слухи о «письмах счастья» за техосмотр привели к безумным очередям
  30. Что происходит в Беларуси 1 марта


Жанна КОТЛЯРОВА,

фото

На Национальной киностудии "Беларусьфильм", для которой 1 мая 2010 года станет практически вторым днем рождения, сегодня идет не только кардинальная модернизация процесса производства кино. Запланирована глобальная "реконструкция" творческого процесса. Уже в прошлом году в условиях ремонта "Беларусьфильм" выпустил восемь полнометражных картин. В 2008-м работ будет 10, а в 2009-м - 12. Это тот уровень, который имел "Беларусьфильм" в советское время, когда студия славилась своими классическими картинами, составившими золотой фонд не только белорусского, но и советского кино. Но одними количественными успехами расцвета кино не добиться.

Какими должны быть меры, чтобы белорусский кинопродукт стал конкурентоспособным? Каков план киностудии по выходу на самоокупаемость? На эти и другие вопросы ответил корреспонденту БЕЛТА генеральный директор Национальной киностудии "Беларусьфильм" Владимир Заметалин.

- Владимир Петрович, Национальная киностудия "Беларусьфильм" сегодня имеет четкую программу по выходу из сложной экономической и творческой ситуации?

- Программа по выходу из непростой ситуации предложена киностудией, и ее поддержал Президент. К сожалению, такая поддержка обнаруживается не на всех уровнях. Киностудия - не шарикоподшипниковый завод, к ней нужен трепетный и бережный подход. От киностудии нельзя требовать буквального выполнения всех экономических показателей, например плана по экономии электроэнергии. Это же элементарно - невозможно в темноте снимать кино. Проблему экономии электроэнергии следует адаптировать к нашим условиям. К сожалению, чиновники разного уровня наших обращений не слышат. Радует, что позиция Министерства культуры Беларуси не такая.
Серьезная проблема - налоговое бремя. Приведу пример. Права на демонстрацию в течение года картины "В июне 41-го…", снятую на "Беларусьфильме", были проданы российскому каналу ОРТ. Продали дорого - одну серию за $700 тыс., в сумме $2 млн. 800 тыс. "Беларусьфильм" окупил вклад в кинопроизводство и теоретически получил прибыль приблизительно 200%, или полмиллиона долларов. Это первое кино, которое окупилось, и получена прибыль. Но она условная. Почему? Потому что, получив полмиллиона, мы платим 18% налога на добавленную стоимость. Заплатив НДС, платим еще целую сумму налогов (25%) от уже очищенной прибыли: 2% сельхозналог, налог на недвижимость на территории киностудии, которая является государственной, и самый большой налог - это налог на прибыль. В результате киностудия в чистом виде получает приблизительно около $200 тыс. Вопрос: российские коллеги живут в таком же положении? Нет. Они платят НДС 18% и все, точка. Это и есть государственная поддержка кинематографа. "Беларусьфильм" же сегодня находится в тисках налогового пресса.

Сейчас киностудия впервые с 1961 года реконструируется. Одновременно осуществляется переход на современное кинопроизводство. Задача состоит в том, чтобы на 100% обновить оборудование, и сделать возможным вести параллельно два технологических процесса: цифровое телекино и традиционное пленочное кино на 16-миллиметровой и на 35-миллиметровой пленке. "Беларусьфильм" сегодня не имеет оборудования для производства кино на 16-миллиметровой пленке. А это технологически очень выгодный процесс создания кино, потому что достаточно дешевый и высокоскоростной. У нас будет лаборатория перевода телекино с цифры на пленку и с пленки на цифру. На постсоветском пространстве такая лаборатория сегодня есть только на "Мосфильме". К слову, перевод полнометражного полуторачасового фильма стоит $70-100 тыс. Такие огромные затраты "Беларусьфильм" несет, обращаясь к российским коллегам. Но с лета будущего года "Беларусьфильм" будет иметь полный технологический цикл производства цифрового и пленочного кино. С июня 2009 года (на киностудии это знают) никаких обращений ни к какой студии, кроме собственной, больше не будет. "Беларусьфильм" получит возможность варьировать и создавать благоприятные условия по снижению себестоимости картин.

Но остается еще один не менее важный вопрос - кадровый. Среди десятимиллионного населения Беларуси, безусловно, есть таланты. Но их некому обучать, потому что преподавательский состав - бывшие комсомольские, партийные работники и журналисты, защитившие в свое время кандидатские диссертации, как правило, по проблемам философии. Если мы это не признаем и не поймем, никогда не поднимем ни кино, ни искусство. В Беларуси нет системы поиска талантов, национальной школы. Не решить эту проблему и отправляя людей учиться за границу. Нет никакой гарантии, что человек, если он талантлив, вернется в Беларусь. Он может вернуться, если сработает "зов предков" или будут предложены более выгодные финансовые условия. В России же умеют говорить: "Ты талантлив". Чуть проявив себя, люди убегают на картины, которые снимают российские компании, потому что там просто более высокий класс и более высокая зарплата.
Это эскиз проблем, которые переживает киностудия.

- Но уже со следующего года киностудии "Беларусьфильм" необходимо так построить свою работу, чтобы она была самоокупаемой.

- Существует целый каскад вещей, которые необходимо выполнить, чтобы выйти на самоокупаемость. Нужно привлекать средства со стороны, минимизировать использование бюджетных денег. О бюджете государства надо забыть. Но возникает сложно разрешимая задача: как сбалансировать интересы государства с точки зрения содержательной стороны и интересы бизнесмена, который хочет снять на свои средства кино? Это самая трудная проблема, потому что если бы на киностудию поступило предложение о съемках картины с названием "Сволочи", мы, конечно, были бы против, даже если бы это стоило прибыли 1000%. Это очень проблемный вопрос, который нужно решать уже сейчас и который вплотную встанет после реконструкции, равно как встанет и ключевой вопрос: кто будет работать на киностудии? Режиссеры в возрасте около 70 лет, которые 15 лет не снимали, но с огромными амбициями? Или те, которые обучились, но уехали, потому что в Беларуси не было работы? Кто будет монтировать кино, заниматься светом, проявлять пленку? Я уже сказал, что это проблема не только киностудии. Это проблему должны остро ощущать все, кто имеет отношение к образованию, к программам учреждений образования в сфере культуры.

Преподавательскому составу тоже нужно учиться, ехать хотя бы в Россию в классные учреждения образования. На киностудии собственными силами ведется подготовка художников-мультипликаторов, специалистов, работающих на съемочной площадке. Но этого недостаточно. Чтобы мультипликатор стал профессионалом, нужно несколько лет.

- Владимир Петрович, на пресс-конференции чуть больше года назад Вы рассказали, что на стыке 2008-2009 годов "Беларусьфильм" выстрелит картиной о развале Советского Союза вопреки общественному сознанию. Планы киностудии остаются неизменными?
- Вы решили делать ремонт в квартире. У вас два варианта - выселится или продолжать жить, делая ремонт. Киностудия находится во втором режиме и не прекращает производство картин, понимая, что если остановиться на период реконструкции, значит никого не соберешь даже через два года. А мы продолжаем делать кино, увеличивая количество. То, что мы это делаем, вещь серьезная, трудная и опасная. Поэтому, говоря вашим языком, мы выстрелим через некоторое время не из ружья, а из пушки. Но это будет чуть позже.

- Сроком завершения реконструкции названо 1 мая 2010 года…
- Так оно и будет. К этому сроку будут полностью реконструированы здания и сооружения, завершено благоустройство территории, ни о каких первых и вторых очередях, этапах строительства речь не идет. Задачу четко и ясно определил глава государства, и 1 мая 2010 года состоится торжественная церемония перерезания красной ленточки. Впервые реконструкция "Беларусьфильма" проводится с участием литовского инвестора. Проект реализуется полностью за его средства, из государственного бюджета мы не берем ни копейки. За год с небольшим планируется построить 54 тыс.кв.м площадей. Для сравнения: здание Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси площадью 37 тыс.кв.м строят три года.

- Можно ли сегодня сказать, что вскоре "Беларусьфильм" станет "Голливудфильмом" и белорусская киностудия обретет новое лицо?

- Относительно "Голливудфильма"… Полагаю, что Голливуд во многом обязан Беларуси. Известно, что основателем одной из прославленных американских киностудий стал выходец из Беларуси Луис Барт Майер. Мы, так сказать, делегировав в свое время белорусских граждан, оказали помощь Голливуду. Сегодня же вплотную занялись своей киностудией.

А если серьезно, то киностудия обретет новое лицо, и вся содержательная часть станет другой.
Почти 13 гектаров земли в центре города, 47 зданий, половина из которых в аварийном состоянии, поскольку никогда не было ремонта. Практически все старые здания, за исключением двух - главного корпуса киностудии и общежития, будут снесены. После капитального ремонта здесь появятся современные, европейского стандарта киностудийные помещения, у каждого из которых будет свое функциональное назначение. Т.е. если есть помещение для "массовки", то, как в любой киностудии мира, должен быть отдельный вход с пропускным режимом.

Кроме того, в главном корпусе будут отремонтированы производственные помещения и три павильона площадью около 3 тыс.кв.м. Остальные помещения, цеха разместятся в двух новых корпусах, которые войдут в общий киностудийный комплекс. Главный корпус и все помещения будут сообщаться. Целиком киностудийный комплекс займет те же 37,5 тыс.кв.м, как и сегодня, но в дополнение будут построены два павильона по 1 тыс.кв.м с раздвижной стенкой. Их, вероятнее всего, будем сдавать в аренду.

- Вы неоднократно озвучивали проблему утраты авторских прав на картины "Беларусьфильма", которая возникла после распада Советского Союза.

- В свое время в Бишкеке было принято постановление, связанное с разделом всего материального после распада СССР и суверенизации республик. По соглашению все материальное, что находится на территории суверенной республики, автоматически переходит в ее собственность. Таким образом, в архивах России в Белых Столбах и Мытищах под Москвой остался тот фильмофонд, который был создан на киностудии "Беларусьфильм" за всю историю белорусского кинематографа. Это приблизительно 5 тыс. картин: художественных, документальных, анимационных. Материальное - коробка, в которой находится пленка. Но на пленке собственно кино, а это есть интеллектуальная собственность. В Бишкекском договоре об этом ничего не сказано. Президент Беларуси не раз говорил о необходимости решить эту проблему, но воз, как говорится, и ныне там. Нужно инициировать рассмотрение вопроса на заседании Совета министров Союзного государства. И принять решение. Что мы теряем в нынешней ситуации? Очень много. Белорусские картины транслируются на российских, украинских, прибалтийских каналах, и "Беларусьфильм" ничего с этого не получает.

- Владимир Петрович, а когда Беларусь будет претендовать на первый "Оскар"?

- Я вам одну вещь хочу сказать. Советский Союз никогда не претендовал на какой-то "Оскар". Он появлялся сам по себе. Мало того, когда он появлялся, это было огромной неожиданностью. Это касается абсолютно всех фильмов: и "Летят журавли", и "Москва слезам не верит", и "Урга. Территория любви" и так далее. Почему так происходило? Потому что всегда, так сказать, не в одной понятийной системе существовали аппарат управления кинопроцессом и кинопроизводящие организации. Они действовали в простой схеме - разрешительной. Эта схема положительного результата никогда не дает. А отношения должны носить исключительно глубинный характер. Представители управленческой организации обязаны досконально знать кинопроцесс. У нас пока ничто не предвещает, что такой диссонанс будет. Потому что дан карт-бланш единственной киностудии в республике, со статусом национальной - выстроить систему нормального кинопроизводства. Это ответственное дело, спекулировать на этом мы не собираемся, но, полагаю, что, когда произойдет окончательное восстановление, будут пересмотрены многие вещи, и к кино станут относиться, как к явлению общественному, культурологическому, исключительно важному для страны, а не как к периферийному, малопонятному явлению.

Мы будем снимать то кино, которое соответствует правде жизни, состоянию нашего общества. И оно будет оценено, я уверен.

-5%
-60%
-10%
-20%