BBC News Русская служба


Мария БЕЙКЕР,

Директор Венецианского кинофестиваля Марко Мюллер в декорациях Данте Феретти. Фото AFP
Директор Венецианского кинофестиваля Марко Мюллер в декорациях Данте Феретти. Фото AFP

В этом году Венецианский кинофестиваль отмечает свое 65-летие. Всем известно, что кино придумали французы, но кинофестивали - изобретение итальянское.

В 30-х годах прошлого века, когда кино получило признание как самостоятельное искусство, Венецианская Биеннале выделила кинематографу отдельную площадку - наравне с живописью, архитектурой, музыкой и театром.

Первый кинофестиваль, проведенный на террасе отеля Эксельсиор пляжного острова Лидо в 1932 году, не предполагал конкурса. Это был просто светский праздник, на котором премьеры картин сопровождались пышными приемами, а сами кинематографисты наслаждались радостями сладкой жизни.

Среди первых участников Венецианского кино-карнавала были мастера, чье искусство считается сегодня классикой - Франк Капра, Кинг Видор, Александр Довженко, Рене Клер. Самым первым обладателем приза за лучшую режиссуру (в 1932 году фестиваль проводился без жюри, и победителя определяли зрительским голосованием) стал советский режиссер Николай Экк, автор фильма "Путевка в жизнь".

В послевоенные годы Венецианский фестиваль, получивший репутацию мероприятия с "правым уклоном", был потеснен "вольнодумным" Канном, а потом и коммерческим Берлином, но Венеция выдержала жесткую конкуренцию и не сдалась под напором индустрии.

Сегодня Венецианская Мостра - единственный крупный фестиваль без кинорынка, позиционирующий себя как "оазис чистого искусства" и главная площадка для радикальных экспериментов в кино.

Фестиваль кочевников

Харизматичный директор фестиваля, Марко Мюллер, заправляющий венецианским кино-карнавалом с 2004 года, пообещал, что в этом году Мостра предложит программу открытий и основательно "перетасует колоду" сложившихся представлений и вкусов.

"Перетасовка колоды означает: мы идем на неожиданный риск и предлагаем непроверенные решения", - предупредил в своем послании к фестивалю Марко Мюллер.

Официальная программа этого года бьет рекорды: впервые в главный конкурс включены два полнометражных японских мультфильма ("Поньо на скале у моря" Хаяо Миядзаки и "Ползающие по небу" Мамору Осии), впервые на фестиваль приглашены сразу 10 дебютов, впервые в параллельных "Горизонтах" соревнуются две картины из Филиппин (одна из них - "Меланхолия" обласканного европейскими гурманами артхаусного профи Лав Диаса - идет почти 7 часов).

Кажется, что Марко Мюллер, антрополог по образованию, посвятивший долгие годы экспорту азиатского кинематографа на европейские фестивальные площадки, решил построить программу этого года в формате элитного "клуба кинопутешественников".

Пионеры

Однако, как утверждает, Паоло Бертолин, куратор Венецианского фестиваля, отвечающий за юго-восточную Азию, отбор на конкурс проходил исключительно по художественным критериям.

"Венеция этого года - фестиваль кочевников, фестиваль пионеров, которые пытаются составить карту новых тенденций в искусстве и понять, что же, на самом деле, происходит в современном кинематографе и мире", - сказал в интервью BBCRussian.com Паоло Бертолин.

"Мы наблюдаем, как сами режиссеры стремятся разрушить стереотипы и преодолеть границы. К примеру, действие фильма китайского режиссера Ю Лик-вая "Пластмассовый город" происходит в Бразилии, хотя в фильме заняты только китайские актеры", - продолжает Бертолин.

По мнению венецианского отборщика, в лучших образцах современного художественного кино прослеживаются две магистрали. Одна из них - глобализация, ведущая к унификации и выравниванию профессиональных стандартов (кинематограф из Китая и Южной Америки в последние годы обходит европейские и американские фильмы на многих крупных фестивалях).

Другая - бум нарративного кино - режиссеры из "молодых" и "старых" кинотерриторий хотят поведать миру собственные, оригинальные сюжеты и перевести на язык кино новые реалии социальной и политической жизни.

Наряду с азиатской экзотикой Венеция-2008 представляет в конкурсе четыре итальянских фильма, три из которых сняты за пределами Италии. Большой интерес критиков вызывает фильм Марко Бечиса "Birdwatchers" ("Наблюдатели за птицами") - режиссер несколько лет прожил с аборигенами на Амазонке.

Непрофессиональные актеры-аборигены снимались в фильме вместе с итальянскими и бразильскими звездами.

Черный юмор от братьев Коэнов

Антропологическая экзотика в программе Венеции-2008 сдобрена работами старых мастеров из Европы и США. Откроет фестиваль новая картина братьев Коэнов "Сжечь после прочтения", где снялось целое голливудское созвездие.

Братья Коэны, корифеи постмодернистского черного юмора, представляют комедию о том, как агент ЦРУ (Джон Малкович) потерял диск с собственными мемуарами, и о том, что вышло, когда потерянный диск обнаружили простые сотрудники спортзала (Джордж Клуни и Брэд Питт).

В конкурсе также участвует Такеши Китано с фильмом "Ахиллес и Черепаха", Джонатан Демме с картиной "Рейчел выходит замуж", а вне конкурса будет показаны новые работы европейских классиков - Аньес Варда, Клер Дэни, столетнего Мануэля ди Оливейры и примкнувшего к ним иранского мэтра Аббаса Киаростами.

Россия - едниственная представительница восточной Европы в главных программах Венеции-2008 - участвует и в главном конкурсе, и в "Горизонтах". За Золотого Льва вновь борется Алексей Герман-младший, уже побывавший на Лидо три года назад с фильмо "Гарпастум".

В этом году Герман-младший привозит картину "Бумажный солдат" - драму о враче, работавшем с первым отрядом советских космонавтов.

Россия как "дикое поле"

На приз параллельного конкурса "Горизонты" претендует фильм Михаила Калатозишвили "Дикое поле", сценарий которого написан культовыми авторами перестроечной эпохи Луциком и Саморядовым.

Фильм о сельском докторе, практикующем искусство врачевания в антисанитарных условиях дикой степи, и о его несчастных пациентах, хоть и снят по сценарию, написанному много лет назад, смотрится очень актуально и современно.

Главную роль в "Диком поле" сыграл молодой театральный актер Олег Долин. "Дикое поле" уже получило приз за лучший сценарий сочинского фестиваля "Кинотавр", а теперь оказалось, что образ России как "дикого поля" востребован международными фестивалями.

По мнению отборщика Венецианского фестиваля Паоло Бертолина, фильм Михаила Калатозишвили "снят в классическом стиле" и, видимо, удачно оттеняет программу "Горизонтов", напичканную бразильскими экспериментами и филиппинским экстримом.

"История главного героя, затерянного в бескрайней среднеазиатской пустыне, приковывает внимание, а пейзажи завораживают своей магической красотой," - говорит о фильме "Дикое поле" Паоло Бертолин. "Мы подумали, что такое классическое и в то же время увлекательное кино сможет дать нашему зрителю небольшую передышку от экспериментальных работ, представленных в параллельном конкурсе," - сказал в интервью BBCRussian.com отборщик Венецианского фестиваля.

Российских кинематографистов всегда тепло принимают и балуют вниманием на Лидо. В этом году в жюри фестиваля, руководит которым немецкий режиссер Вим Вендерс, приглашен сценарист Юрий Арабов.

Хозяйка церемонии открытия тоже из России - актриса Ксения Раппопорт стала знаменитой в Италии после выхода фильма Джузеппе Торнаторе "Неизвестная", выдвинутого в прошлом году на "Оскара".

В картине Торнаторе Раппопорт сыграла униженную и оскорбленную украинскую гастарбайтершу. На этот раз актриса предстанет перед итальянской публикой во всем блеске венецианского бала, декорации которого придумал великий сценограф Данте Ферретти.

Организаторы Мостры обещают, что по случаю 65-летнего юбилея десятидневный бал будет особенно шумным.

-30%
-25%
-75%
-50%
-12%
-10%
-10%