176 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Фоторепортаж. На Куйбышева открылась «Песочница» — площадка с уличной едой, которую любят минчане
  2. После заявления Минтруда, что ветераны не получат выплаты к 9 мая, BYSOL запустил сбор. Сколько собрали
  3. Лукашенко — о восстановлении горевшего костела в Будславе: Без государства ни черта не сделают все равно
  4. Проездные в Минске теперь можно записывать на карту самому. Посмотрели, как это работает
  5. Личный опыт. Как в Беларуси стартовало бесплатное исследование иммунитета против COVID-19
  6. Биолог рассказал, как вырастить богатый урожай капусты. Вот пять правил
  7. Стоматолог понятно объясняет, нужны ли вам брекеты и что о них важно знать
  8. Израиль начал в секторе Газа военную операцию. Рассказываем обо всех предыдущих попытках
  9. Надежды нет? Прикинули, ждать ли белорусам тепла этим летом
  10. «Одна из нас умерла от отека мозга». История девушки, которая с друзьями отправилась за мухоморами
  11. Белорус принял участие в «спецоперации» и лишился более 200 тысяч долларов
  12. Лукашенко говорил, что «несогласных» студентов нужно отчислить, а парней отправить в армию. Где эти ребята сейчас?
  13. В Минске рассматривают большое «дело студентов». К зданию суда пришли более ста человек, прошли задержания
  14. Как под Барановичами спасают дворец Радзивиллов — копию итальянской виллы на озере Комо (нет, не той что Соловьева)
  15. Открыли TikTok-парк, в планах — расчетно-кассовый центр. Как пробуют «оживить» торговый центр «Столица»
  16. «Мы, иностранцы, с ума сходим». Белоруска уехала за мужем в сектор Газа и теперь вынуждена жить на войне
  17. Стартовала выставка-конвент Unicon & Game Expo. Вот как выглядят ее гости и участники
  18. Что сейчас происходит в Индии, которая шокирует мир смертностью от COVID-19? Рассказывают белоруски
  19. Срок действия справок и других документов продлили еще на полгода
  20. Виновен посмертно. Верховный суд рассмотрел апелляцию по делу застреленного силовиками Шутова и его друга
  21. Возле Дома правосудия в Минске задержана журналист TUT.BY. В РУВД к ней не пускают адвоката
  22. В программе белорусских каналов на следующую неделю нет «Евровидения». Попробовали разобраться, что это значит
  23. Экс-капитана Генштаба за фото документа «польскому телеграм-каналу» приговорили к 18 годам за госизмену
  24. Флаги везде, «супермитинги» и «неотданная любимая». Как власть отвечала на идеи оппонентов
  25. Лукашенко подписал указ о застройке 10 квадратных километров на севере Минска
  26. Уволенному директору Оперного театра нашли новую работу
  27. Мангал под навесом уже не в тренде. Вот как круто белорусы обустраивают свои террасы и беседки
  28. Суарес почти 20 лет счастлив с одной женщиной (встретил ее в 15 и влюбился с первого взгляда)
  29. «Родителям сказал, что пойду пожить к другу». Студент отсидел три месяца, услышал приговор и сбежал за границу
  30. «По приказу премировали людей». В лидском стройтресте рассказали, зачем раздавали деньги на 9 Мая


Анна АНАТОЛЬЕВА,

Улица фольклора, ведущая в жизнь

Школа славянской традиционной музыки была открыта в Вильнюсе семь лет назад. Началась она с русского отделения. Польский класс школы появился в минувшем году. А первый день будущего учебного года станет днем рождения белорусского отделения вильнюсской школы славянской традиционной музыки. Об этом "Народной газете" рассказал преподаватель школы славянской традиционной музыки, директор Вильнюсского центра русского фольклора Николай ЗАХАРОВ во время этнографической экспедиции по Беларуси.

— В Литве, особенно ближе к границе с Беларусью, живет много этнических белорусов, очень заметно влияние литовского и белорусского народов, их культур, традиций, обычаев и языков друг на друга. Так что без учеников белорусский класс не останется. Школа дает глубокие музыкальные и культурологические знания. Наши воспитанники участвуют в этнографических экспедициях вместе с учителями, среди которых — известные этномузыковеды и преподаватели Музыкальной академии Литвы, занимаются расшифровкой собранного материала, изучают музыкальные дисциплины и народную хореографию. По сути, школа традиционной славянской музыки — это научно-исследовательский центр, где дети и молодежь ведут научную работу вместе с преподавателями, как коллеги. Вот и в Беларусь я приехал со своими учениками.

До недавнего времени мы ездили собирать этнографический материал в Россию. Но назрела необходимость в белорусской экспедиции. Изучив состояние белорусского фольклора в Литве, мы пришли к выводу, что в последние годы носителей белорусских народных традиций среди литовских белорусов практически не осталось. Существующие коллективы белорусской песни исполняют что-то осовремененное и далекое от старинной народной традиции. Вот мы и приехали к вам за помощью: при отделении белорусского фольклора планируется создать еще и консультационный центр, куда войдут ученые Национальной академии наук Беларуси, университета культуры, этнографы из различных регионов вашей страны.

А кроме того, в России пик интереса к старинному культурному наследию уже позади: еще несколько лет назад возникало множество творческих коллективов, постоянно организовывались экспедиции и проводились десятки фестивалей. Сегодня интерес к национальным корням на пике в Беларуси. Мы здесь еще и поэтому.

— Нашли то, что искали?

— Мы просто не ожидали увидеть такое разнообразие старинных традиций — песен, танцев, обрядов, легенд, которые живут до сих пор! Беларусь — просто кладезь исконных славянских традиций, этнографический рай. Пока что мы успели побывать всего лишь в нескольких деревнях, но уже записали столько старинных песен: и календарно-обрядовых, и лирических!

В Любанском и Стародорожском районах песни, которые поют белорусские бабушки, во многом схожи с казачьими песнями, которые бытуют на Верхнем Дону: близки и по тематике, и по музыкальному выражению, и по звукоподаче. Чем традиционный, аутентичный фольклор отличается от осовремененного эстрадного его варианта? В старинной песне есть текст, есть языковые особенности, музыкальная структура. Но главное, что в первую очередь воздействует на слушателя, — это звукоподача. Звук проникает в душу, он является, пожалуй, основополагающим. А потом уже мы начинаем вслушиваться в текст. В белорусских деревнях сохранилось умение создавать уникальный звук — такого не добьешься академической постановкой голоса. На гомельском Полесье есть бабушки, которые такими басами выводят нижнюю линию, просто заслушаешься! И на этот низкий звук накладывается высокий подголосок. Причем в каждой деревне поют по-разному. И деревни-то недалеко, но в одной поют позычней, в другой — более приглушенно. В ваших деревнях практически каждая бабушка умеет петь. Можно остановить на улице любых двух-трех бабуль, и если они согласятся спеть — прозвучит так, словно они давно репетировали. А ведь они не участники фольклорного коллектива. Просто старинная народная песня — их образ жизни, их быт, как для современного городского жителя — телевизор. Это настоящие народные исполнители, и у вас, в Беларуси, они есть. А у нас — в Литве, да и во многих регионах России — почти не осталось.

И в этом белорусам можно позавидовать. В Литве, к примеру, живут старообрядцы: многие из них понятия не имеют, какие песни пели и какие сказки рассказывали их предки. Европа и вовсе, на мой взгляд, давно все позабыла. В Беларуси национальные традиции и сегодня живут, передаются из уст в уста, от старшего поколения к младшему. Так же, как в некоторых регионах России — на Поволжье, на Белгородчине, в Воронежской области, на Верхнем Дону. Но, к сожалению, во многих российских областях ситуация хуже: коллективы, исполняющие народную музыку, все на одно лицо, словно это один ансамбль, и от национальных традиций в их манере исполнения осталось немногое. А в Беларуси — пожалуйста: в каждой деревне свои яркие, самобытные особенности, у каждого населенного пункта — собственные старинные традиции. Беларусь мне не чужая. Этнографической работой я занимаюсь уже более 30 лет, и со своей будущей супругой познакомился на одном из фольклорных фестивалей. Моя жена — она сейчас возглавляет Центр этнографии национальностей Литвы при Департаменте национальных меньшинств — родилась в белорусско-литовской семье, и может в равной степени назвать себя и белорусской, и литовкой. И мне, как этнографу, очень радостно, что в Беларуси действительно есть что сохранять.

Фото Татьяны УСКОВОЙ
-7%
-10%
-30%
-20%
-21%
-30%
-50%
-11%