1. «Мы с Колей жили в этом домике». Показываем, где находится «любимый дворец» Лукашенко
  2. «Жена разбудила и говорит: «Слушай, ты уже не подполковник». Поговорили с лишенными званий экс-силовиками
  3. Куда съездить в выходные? 10 необычных экскурсий по Беларуси для любопытных туристов
  4. Знак госслужащего, планы на День Победы, «мясной король» и 10 необычных экскурсий — все за вчера
  5. Что в ВОЗ ответили на слова Лукашенко о том, что Беларуси ничем не помогли в борьбе с COVID-19
  6. СМИ назвали фамилию еще одного возможного фигуранта по «делу о госперевороте»
  7. Приближается 9 Мая. Как можно поздравить ветеранов и помочь им (в том числе финансово)
  8. Скардино рассказала, как живет в Швейцарии и планирует ли возвращаться в Беларусь
  9. В День Победы над Минском пролетят самолеты и вертолеты всего двух моделей. Рассказываем почему
  10. «На 19 мая у него был обратный билет в Норильск». Что известно о докторе, которого задержали в Борисове
  11. Помните айтишника с БЧБ-флагом на балконе, у которого забрали машину? Узнали, что с авто сейчас
  12. Мингорисполком отказал в проведении отдельного шествия «Бессмертный полк»
  13. Участвовавший в испытании «Спутника V» минчанин спустя полгода проверил, что ему вкололи
  14. «Заинтересовали вещи определенных цветов». К дизайнерам Honar пришел с проверкой Госстандарт
  15. Лукашенко: Нам нужны действительно государственные люди
  16. Теперь официально: ветераны ВОВ не получат в этом году единовременные выплаты к 9 Мая
  17. Почему на лице появляются пигментные пятна и как от них избавиться. Комментирует дерматолог
  18. Юрий Мельничек: «Когда наступит Беларусь 2.0, все отыграет назад достаточно быстро»
  19. Одежду и аксессуары с лого TUT.BY теперь можно купить онлайн. Рассказываем как
  20. Эксперт рассказал, что можно сажать рядом с помидорами, а что — нельзя
  21. В Беларуси готовят указ по банковскому мошенничеству. Что планируют изменить
  22. В МИД Беларуси ответили на призыв «Большой семерки» провести новые выборы
  23. Паша «Мясной король». Как популярный гродненский блогер занялся мясным мини-бизнесом, который вдруг «выстрелил»
  24. Школьница написала на асфальте «Жыве» и попала в РУВД за пикет. Рассказываем, чем все закончилось
  25. Семья минчан построила дом в дачном поселке и живет там круглый год. Вот как там все устроено
  26. «Органы внутренних дел не дадут омрачить великий праздник». Милиция рассказала, как будет работать 9 мая
  27. Тест. Вы хорошо ориентируетесь в простых вопросах экономики?
  28. Опубликован список экс-силовиков, которых Лукашенко лишил званий
  29. «Зимой мы здесь живем совершенно одни». История пары, которая переехала из города в деревню
  30. Не дошла до дома несколько метров. Что известно об аварии в Гомеле, где погибла девочка


Валентин ПЕПЕЛЯЕВ,

Дипломный спектакль выпускницы Белорусской государственной академии искусств Сары Токиной "Столица Эраунд" стал единственным белорусским спектаклем, представившим нашу страну на старейшем европейском фестивале "Новые пьесы из Европы" в немецком Висбадене в июне.
 
Учитывая то, что спектакль отобрала немецкая сторона после знакомства с большим количеством белорусских спектаклей, можно сказать, что Сара заткнула за пояс многих признанных мастеров-концептуалистов с весьма устоявшимся "экспортным" имиджем. Герои спектакля "Столица Эраунд" оказываются в замкнутом пространстве под землей, в остановившемся вагоне метро.

До своего европейского успеха, как и все выпускники, Сара Токина обивала пороги столичных театров, предлагая свои режиссерские проекты.

— Везде вежливо улыбались и не отказывали, но ничего определенного не обещали, — вспоминает Сара Токина. — Валерий Анисенко сказал: "Ты — молодой режиссер, поэтому должна открывать молодого автора, чтобы это стало событием. Принеси мне современную пьесу". Я принесла несколько, и мы остановились на работе Сергея Гиргеля "Москва Радиальная". Но в театре пьесу приняли не сразу, потому что современная драматургия требует тщательного прочтения.

— Вы легко готовы идти на компромиссы?

— Что остается делать? Если ты хочешь что-то делать, приходится на них идти. Нужно уметь находить деньги, понимать, кому и что предложить. Больше расчета и меньше творчества.

— Как вам показалось, в Германии белорусский театр воспринимают как часть европейского?

— В Германии воспринимают конкретные белорусские спектакли, но целостного представления о белорусском театре нет. Хотя наш спектакль приняли хорошо. Что касается немецких постановок, все это как-то холодновато. Может быть, в этом смысле мы со своим спектаклем выгодно отличались от того, что там привыкли видеть. В Европе очень жесткая режиссура, конкретная концепция, актеру остается лишь роль исполнителя режиссерского замысла.

— На фестивале "Март-контакт" в Могилеве ваш спектакль был принят более прохладно, чем в Германии. Почему?

— Спектакль — это живой организм. Каждый раз он рождается заново. Критика полезна. Я отношусь с недоверием, когда очень хвалят. Скорее хочется услышать какой-то конструктивный анализ, попытаться разобраться, почему так получилось. Кроме того, я ориентируюсь на свое внутреннее ощущение — насколько то, что я хотела сделать, совпадает с тем, что получилось. Все эти вещи сам режиссер чувствует лучше любого критика.

Академию искусств часто упрекают в том, что методика театрального преподавания там уже давно не соответствует требованиям времени.

— Все зависит от мастера курса. У нас была полная свобода. Борис Иванович Луценко на первом же курсе сказал: "Творите! Создавайте собственный театр! Делайте все, что угодно, не ограничивайте свою фантазию". Но тем не менее, кроме фантазии, очень важно освоить школу. В этом и заключается профессионализм. Потом любые эксперименты будут осознанны.

— Какие качества для работы вы почерпнули у мастера?

— Наверное, именно это свободное отношение к материалу, смелость режиссерской фантазии. Вслед за Мейерхольдом Борис Иванович любил повторять любимую фразу: "Режиссер — это автор спектакля". Пьеса — всего лишь повод.

— Как вы отнеслись к тому, что Борис Иванович ушел с поста художественного руководителя?

— Есть какие-то объективные процессы. Когда мы встретились, уже после того, как он ушел, мне даже показалось, что у него открылось второе дыхание. Появилась возможность вплотную заняться театром "Под куполами", идею создания которого Борис Иванович вынашивал долгие годы. Может быть, сейчас он найдет себя в новом качестве.

— С новым главным режиссером Русского театра Сергеем Ковальчиком вы наверняка пересекались, когда он работал в Театре белорусской драматургии. Вам нравится его музыкальное направление в театре?

— Я не скажу, что лично мне это близко. Он успешно делает то, что ему нравится. У него свой, достаточно узнаваемый стиль.

— Вы дебютировали с современной пьесой, а не хотелось бы интерпретировать классический материал? Перенести действие "Вишневого сада" в наши дни?

— Если сегодня браться за постановку классических произведений, особенно таких авторов, как Чехов или Шекспир, в первую очередь стоит задавать себе вопрос, что нового ты можешь сказать. Я думаю, замечательно, что интерпретации существуют. Чехова я вообще очень люблю. Но ставить его пока бы не взялась. Еще не знаю, что нового я бы смогла открыть. Думаю, к этому шагу просто еще не готова. Иногда мне кажется, после обилия всех интерпретаций, если поставить так, как написал Чехов, это и было бы чем-то новым. Я видела много спектаклей, где все вывернуто наизнанку, но когда смотрю фильм Андрея Кончаловского "Дядя Ваня", где нет никаких невероятных интерпретаций, это трогает меня гораздо больше.
 
Фото: Александр РУЖЕЧКА
-10%
-15%
-10%
-20%
-10%
-38%
-10%
-30%
-90%
-12%
0073023