Глеб ЛОБОДЕНКО, "Комсомольская правда" в Белоруссии"
Накануне концерта мы заглянули в студию-мастерскую лидера группы Ивана Кирчука. Наслышанные о его коллекции музыкальных инструментов (она включает около 300 экспонатов), мы хотели подудеть и посвистеть во все эти штуковины. Иван Иванович с порога по-доброму усмехнулся: "Дзьмуць у духавы iнструмент павiнен толькi адзiн чалавек. А раптам я хворы якi?!"
"Наша первая дудка была сделана из лыжной палки"
- И только из соображений гигиены? - не поверил я.
- Не только. У каждого инструмента есть душа, его надо слушать и понимать, тогда инструмент в твоих руках покажет все, на что способен. Я знаю одного мастера, который еще до изготовления инструмента месяц ходит вокруг колоды и молится, разговаривает с ней. И инструменты получаются поистине божественного звучания!..
|
- Что собой представляет ваша коллекция?
- "Троiца" начиналась с простой акустической гитары, бонгов и вот этого смыка, который изготовлен народным мастером Всеволодом Жуковским из Марьиной Горки. Он уже не живет, а два его инструмента работают у нас в коллективе
После смыка я в Краснодаре выменял гусли на лиру, эти гусли стали вторым инструментом "Троiцы". Первая дудка была изготовлена из лыжной палки Змицером Ровенским. Она здорово играла - диапазон был три октавы! Потом практически в каждой гастрольной поездке к нам подходили люди, которые предлагали свои инструменты в подарок. Например, африканская двойная чаротка - сдвоенная дудка из тростника. Другие дудки, окарины - из Беларуси, Молдавии, Словении, России. Вот стоит немецкая цитра. Эту голубую окарину нам подарила Бромкок - слепая женщина из Голландии, у которой был чудесный музей музыкальных инструментов со всего мира. Вот на стене висит турецкий сас
Домры разные, гитары акустические
Много разной перкуссии. Ракушки из Малайзии, копытца козы
- Иван Иванович, а в копытцах козы есть лишь музыкальный смысл или что-то большее?
- Мы их используем как шумовой инструмент. Если углубляться в мистику, надо делать особую программу со специальным подбором инструментов
|
- А важно, чем шуметь?
- Мы подбираем!.. Ведь все шумит по-разному. Вот эти ракушки, например, щелкают со звуком, похожим на стрекотание бусла
"На границе у нас считают струны на гитарах и заглядывают в каждый инструмент"
- А на чем вы еще не умеете играть?
- Я ни на чем не умею! Я пою! Это все - звуки
- Постойте. На концертах все видят, как вы садитесь, обставляете себя дюжиной инструментов и на каждом по очереди выдаете такое!..
- Я дую, перебираю клавиши, проволочки
Скажем, вот эта стрекоталка с двумя десятками щелкающих железок. Африканцы играют на ней всеми пальцами одновременно, а я только двумя
Или вот эта болгарская гайда. Записи, которые я слышал, - мне так и до смерти не научиться играть! Поэтому моя игра - только поиск. Играть я умею разве что на фортепьяно и немного на гитаре. Но когда появилась "Троiца", мы стали искать те звуки, которые украсили бы аранжировку. Вот и пришлось немного пробовать
|
- Но ведь все эти африканские дудки вряд ли использовались нашими предками в народных песнях?
- Совсем не использовались!
- Вот и говорят некоторые, что вы из белорусских песен делаете африканские!..
- Надо знать аутентичные песни
Там же не каждая нота "до-ре-ми", а вокруг этого "до" может долго петься!.. Думаю, что многие, услышав записи из экспедиций, тоже смело скажут: "Это не белорусские песни!" Но мы используем только записи носителей фольклора и позволяем себе экспериментировать. Грубо говоря, так не было по инструментам, но по звучанию могло быть!.. Наш стиль - фольк-фьюжн, стилизация фольклора. Поэтому все эти инструменты имеют право жить в нашей музыке.
- Старинные не используете?
- А зачем? Им место в музее, а мы ведь на инструментах играем. Зачем мне бояться, что инструмент сломается в дороге?
|
- У вас с этими сотнями свистелок проблемы на границе возникают?
- Часто! Один раз пограничники считали струны на гитарах - не могли понять, зачем на одной 6, на другой 12
Когда ехали из Голландии, у нас заглядывали на границе в каждый инструмент - я даже боялся, чтобы не начали распиливать!. Оно и понятно, что обычно везут из Голландии
Но теперь мы опытные - на каждый инструмент есть разрешение с печатью Министерства культуры и фотографией. Когда везешь с собой сотню инструментов, тяжело каждый раз объяснять все заново.
"Под фонограмму мы пели только на "Славянском базаре"
- Если сегодня начинающим музыкантам задумать создать фольклорный коллектив, есть ли смысл снова ездить по деревням - большинство носителей старинных песен ведь уже в лучшем мире.
- Думаю, что есть. В разных архивах, безусловно, можно найти кладезь неиспользованного материала. Но по деревням поездить надо, чтобы понять, как люди живут в таких условиях и еще песни поют.
- Во время экспедиций вы не сталкивались с убеждениями, что зимние песни нельзя петь
летом и наоборот?
- Откуда вы все этого набрались?! Ко мне приходят перепуганные студенты и говорят: "Ой, может, мы не будем петь купальские песни, потому что зима. С нами ничего не будет?" Я отвечаю, что есть учебный план, которого мы должны придерживаться. И за все годы, что я работаю, максимум что было, что все отлично выходили замуж. "О, тогда будем петь!" Хотя, безусловно, если ты приезжаешь в деревню накануне Купалья, когда земля и люди уже подготовились к этому празднику, то там колядную песню никто не будет петь. А когда я приезжаю, скажем, зимой, и прошу напеть мне не только зимние песни - что в этом плохого?
|
- А почему даже "Троiца" не ездит с гастролями по Беларуси?
- Был разный опыт
Дело в том, что мы не поем под фонограмму. И у нас очень высокий технический райдер - только на барабаны мы просим семь - восемь микрофонов
Но в 2004 году на "Славянском базаре" в Витебске мы сидели под фонограмму - было такое. Нас обманули: пообещали собственный концерт, мы специально сорвались из Голландии, где записывали альбом, везли кучу инструментов. Приехали, а нам сказали: "Одна песня и под "фанеру
"
* Интервью переведено с белорусского.
ДОСЬЕ "КП"
Иван Кирчук родился в 1958 году в Лиде. Руководил разными фольклорными студиями. В 1995 году создал группу "Троiца". С того времени его этнотрио представляло Беларусь на 70-ти музыкальных фестивалях по всему миру.