Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Авто


фото"Автоподставы" давно уже лидируют в хит-параде технологий обмана страховщиков и автолюбителей. Наиболее распространенный способ "подставиться" — спровоцировать другого водителя перестроиться. В спектакле, как правило, должны участвовать двое "артистов" за рулем. Допустим, потенциальная жертва — в левом ряду, сзади ей бешено сигналит какой-нибудь "навороченный" джип: дескать, тихоход, уступи скоростную полосу. А тем временем в "мертвой зоне" соседней полосы простака поджидает машина-ловушка, чтобы аккуратненько "приклеиться" своим левым передним крылом к его заднему правому.

Пятерка граждан (а выражаясь языком Уголовного кодекса — преступная группа) тоже использовала маневр "подрезание". В трех случаях потерпевший и виновный — оба участники розыгрыша. В других — роль "лихача" выпала совершенно случайным автомобилистам. Обычно имитаторы выбирали для инсценировок оживленные городские улицы с плотным потоком движения и кольцевые развязки. Охота начиналась с выслеживания жертвы.

Все остальное происходило стремительно. Заметив, что сосед пытается перестроиться, "автокиллер" резко давил на газ. Секунда - и боковое столкновение. Ответственность за ДТП нес "поторопившийся" водитель, а фактический виновник аварии получал компенсацию за счет компании, застраховавшей гражданскую ответственность попавшего в передрягу автолюбителя.

В каждом конкретном "страховом" случае выгоду мошенники просчитывали до рубля. И внакладе не оставались. Благодаря связям в автобизнесе починка битых машин им обходилась чуть ли не вдвое дешевле обычной сервисной цены. В распоряжении дорожных провокаторов был целый автопарк: "Мерседес", БМВ, "Опель", "Крайслер", "Форд" и т. д. Более старые модели использовались в качестве "таранов" не один раз. На их ремонт подельники вообще не тратились.

Вообще-то говоря, на эту преступную группу милиционеры вышли случайно. Однажды в дежурную часть Столбцовского РОВД поступил сигнал: "Помогите, на меня напали и угнали машину!" Хозяин пропавшего БМВ-530, застрахованного по "Автокаско" на 26 тысяч долларов, выглядел взволнованно. По его версии, он остановился на трассе, чтобы поменять колесо. Рядом раздался визг тормозов. Застрявший в пути водитель и глазом не успел моргнуть, как на него наставили дуло пистолета. Пришлось отдать разбойникам документы на автомобиль и ключ от замка зажигания. Ни дать ни взять сюжет из очередной серии "Улицы разбитых фонарей". Началось следствие. И открылись весьма любопытные обстоятельства. "Потерпевший", как выяснилось, имел богатый опыт общения со страховыми компаниями: не раз получал компенсационные выплаты в связи с различными дорожными инцидентами. Не человек, а 33 несчастья. Впрочем, у правоохранительных органов возникли сомнения в том, что во всех "страховых случаях" виноват злой рок. В результате был дан ход другому делу - о мошенничестве в крупных размерах.

Из собранных фактов следователи сумели сложить довольно стройную картину. "Потерпевший" и его четверо приятелей (все минчане) подозреваются в умелой инсценировке преступления, несчастного случая (поджог БМВ) и нескольких ДТП.

В результате упомянутого "несчастного случая" с сожженным БМВ "киллеры" содрали со страховщика 13 с лишним тысяч долларов. Прибавим к этому 22 миллиона, выплаченных по "автогражданке". Ущерб значительный. Однако счет не закончен.

- Пока в уголовном деле фигурирует 8 эпизодов, - уточнил заместитель начальника следствия УВД Миноблисполкома Сергей Бутковский. - Однако мы располагаем информацией о возможной причастности подозреваемых и к другим аналогичным преступлениям.

Белорусским страховщикам ситуация с автомошенничествами порядком поднадоела. И сейчас как раз рассматривается вопрос о создании общей базы данных о сомнительных "страховых случаях". В ассоциации страховщиков "БАС" уже прикинули, что на ее создание уйдет примерно год. Если задуманное будет реализовано, у страховых компаний появится против мошенников мощное информационное оружие.

Татьяна ЩЕДРЕНОК. Фото Артура ПРУПАСА