Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Авто


Что-то продавцы на минских авторынках посуровели. Раньше с легкостью скидывали сотню-другую с заявленной цены на авто, как только видели заинтересованного купца. Нынче же упираются. "А что вы хотите? Скоро у нас пошлины будут, как в России. Уже и документ подписан", — звучит аргумент.

Впрочем, к объяснению имеет смысл отнестись осторожно. Подобные слухи появляются регулярно, но оправдываются далеко не всегда. Правда, в данном случае есть еще один довод. Посол России в Беларуси Александр Суриков совсем недавно говорил, что нашим странам нужно унифицировать пошлины на ввоз автомобильной техники. А коль в России пошлины намного выше, то торговый люд и забеспокоился. Хотя вопрос о том, кто будет пошлины снижать, а кто повышать, — пока тема дискуссионная. По крайней мере, в пресс-службе Государственного таможенного комитета отвечают, что о каких-либо изменениях говорить пока нечего.

Итак, все по-старому? На сегодня — да. А что будет дальше?

Попробуем оценить ситуацию на рынке. В первом квартале новых иномарок в стране продано примерно вдвое больше, чем годом раньше. Хотя тогда продажи также удвоились — до 10 тысяч машин в год. Росту способствовало уравнивание таможенных пошлин для юридических и физических лиц — для предприятий и частников, занимающихся перегоном иномарок из-за рубежа. Однако подержанных машин ввезено значительно больше. По данным Белорусской автомобильной ассоциации, около 160 тысяч. И эта диспропорция кого-то может тревожить. Вот что сказал мне дилер крупной фирмы, торгующей новыми автомобилями: "Посмотрите, сколько старья на дорогах! Это же опасно, да и природа загрязняется. Надо сделать так, чтобы выгоднее было покупать новые автомобили, чем ввозить старые. Как сделали в России и Украине. Тогда к нам начнут поступать инвестиции и на развитие сервиса, и на сборку новых автомобилей".

Отчасти справедливо. По прогнозам, наш рынок способен "переварить" до 50 тысяч новых легковых автомобилей в год, а импортный "сэконд-хэнд" действительно стал определенной проблемой. Зато в Россию уже пришли со своими производствами и сотнями миллионов долларов многие крупнейшие автоконцерны. У россиянина есть выбор, что покупать, — "Ладу" или иномарку своей сборки. И этот выбор быстро расширяется. Поэтому и подержанных иномарок там реализуется значительно меньше, чем новых. Однако светит ли такая перспектива Беларуси?

Пока многолетние попытки наладить сборку в поселке Обчак под Минском легковых автомобилей то одной, то другой марки не привели к массовому производству. Рынок Беларуси не столь широк, чтобы поглотить тысячи одинаковых машин. Соседняя Россия их тоже не приветствует. Не исключено, что эта коллизия обсуждается правительственными чиновниками двух стран. Отсюда и актуальность вопроса о пошлинах.

Однако мудрое решение должно быть лишено крайностей. Директор Белорусской автомобильной ассоциации Людмила Шабанова, например, считает, что нынешняя ситуация выгодна всем. "Растет продажа новых автомобилей, растут и поступления в госбюджет, — отмечает она. — Однако поскольку уровень жизни у нас не такой высокий, чтобы все желающие могли замахиваться на новую машину, по доступным ценам можно приобрести еще неплохую подержанную. Другое дело, если получат развитие проекты по сборке иранских или китайских марок. Тогда можно будет думать и о повышении пошлин на ввоз машин старше трех, пяти, семи лет". Пока же, получается, резонного мотива для этого нет.

Владимир БИБИКОВ