Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Авто


В одно мгновение легковой автомобиль “Рено”, мчащийся по дороге вблизи деревни Матырино Ушачского района, превратился в груду искореженного металла. Машина на скорости вылетела в кювет прямо на деревья. От сильнейшего удара оторвало двигатель и капот. Одна из пассажирок, бабушка 19-летнего водителя, погибла на месте, дедушка умер в реанимации. Ехавшая рядом мать осталась жива чудом. Видимо, парень, против которого сейчас возбуждено уголовное дело, превысил скорость и не справился с управлением, хотя дорога была ему хорошо знакома. Водительское удостоверение молодой человек получил… в прошлом году.

Водителя со стажем не более трех лет во всем мире принято считать “молодым”. Например, по белорусским Правилам дорожного движения, водителю-новичку два года нельзя ездить со скоростью более 70 километров в час. Соответствующая наклейка ограничения должна находиться на заднем стекле автомобиля. Однако многие начинающие водители подобные правила чаще всего игнорируют. Последствия такой беспечности можно увидеть на уже упоминавшемся примере.

Не уверен, не выезжай!

Только за прошлый год по сравнению с 2005-м число дорожно-транспортных происшествий по вине водителей со стажем до одного года увеличилось на 47 процентов. Из них в два раза выросло количество дорожных происшествий по вине водителей этой же категории, находящихся в нетрезвом состоянии. Причины — банальная безответственность, излишняя самоуверенность и отсутствие необходимых навыков вождения.

— Человек, только получивший водительское удостоверение, должен особо трепетно относиться к соблюдению ПДД, выезжать на дорогу максимально собранным, — говорит заместитель начальника отдела управления ГАИ МВД РБ Анатолий Сушко. — Вместо этого он самоуверенно выруливает на трассу, представляя себя заправским водителем, хотя дальше своего носа практически ничего на дороге не видит. По газам и вперед. Или еще хуже — садится за руль “навеселе”.

Если проанализировать ситуацию, то наибольшее число ДТП приходится на водителей в возрасте от 18 до 25 лет. (Это как раз тот возраст, когда основная масса желающих получает водительские удостоверения.) И именно на водителей со стажем до трех лет и выпадает более четверти (28 процентов) всех аварий. В то время как число ДТП с участием водителей возрастной категории от 30 до 35 лет уменьшается и составляет чуть более пяти процентов.

Век живи, век учись

Ежегодно автошколы страны готовят около 120 тысяч водителей, из которых в течение трех лет каждый 600-й погибает в ДТП. В чем же причины печальной аварийной динамики? Может, качество обучения хромает? Но с июля прошлого года минимальный срок обучения на водителя категории “В” увеличился с одного до трех месяцев. Вроде бы достаточно: за такое время, как говорится, можно и зайца на барабане научить играть.

— Дело не только в сроках подготовки водителей в авто-школах, — считает Анатолий Сушко. — Главный вопрос: как человека там готовят? Чаще всего попросту натаскивают для сдачи экзаменов в ГАИ, как медведя в цирке, курсант выполняет экзаменационные упражнения на площадке, проезжает с инспектором-экзаменатором по знакомому зачетному маршруту (их схемы известны заранее). Все. Экзамен сдан, и формально к такому водителю у Госавтоинспекции претензий нет. Но в итоге новичок выезжает на дорогу неподготовленным.

Ошибки “молодости”

Именно нехватка опыта заставляет молодых водителей совершать ошибки на дороге, которых можно избежать. Во многом они схожи. С помощью сотрудников Госавтоинспекции мы обозначили основные из них.

1.Превышение скорости

При этом молодой водитель не “читает” дорогу, то есть не видит и не предугадывает развитие ситуации. Такой пример. Загородная трасса. Мчится легковушка. Вдалеке перекресток, по которому ей наперерез по второстепенной грунтовой дороге едет грузовик, по правилам он обязан уступить дорогу. Водитель-новичок не воспринимает грузовик как потенциальную опасность (далеко, преимущество на его стороне и т. д.) и, не сбрасывая скорости, движется вперед. А водитель грузовика, думает, мол, проскочу! “Роковая встреча” неизбежна.

К тому же многие молодые водители еще не умеют правильно оценить скорость приближающегося автомобиля. И попытки “проскочить” с их стороны тоже заканчиваются столкновением.

2. Вождение при плохой видимости или в темное время суток

Для движения в темноте уметь просто крутить баранку — мало. Необходимо иметь соответствующий навык, знать свою реакцию и особенности зрения.

В первую очередь надо выбрать правильную скорость движения. По новым правилам, водитель должен ехать с такой скоростью, чтобы суметь остановить транспортное средство на видимом в свете фар участке дороги. Проверить скорость легко. Например, стоит на обочине знак (столб, камень). Как только он появится в свете фар, экстренно затормозить (естественно, на свободной дороге и если при этом обеспечена безопасность дорожного движения). Если удалось остановиться до знака, то скорость выбрана верно.

В тумане ехать еще сложнее, чем ночью. В этой ситуации скорость должна быть такой, чтобы суметь остановиться на середине видимого участка дороги, чтобы был запас расстояния до стоящего впереди объекта.

Эти предосторожности необходимы еще и для того, чтобы ориентироваться на трассе и не вылететь в кювет. Например, впереди знак “Закругление дороги”. Его водитель в свете фар замечает слишком поздно. Пытается справиться с управлением, “хватает” обочину и вылетает за пределы дороги. Или по-другому. Или водитель резко тормозит, автомобиль раскручивается, становится неуправляемым и опять-таки вылетает за пределы проезжей части.

Как правило, аварии с выездом (вылетом) за пределы дороги происходят с молодыми либо пьяными водителями. И особенно в темное время суток. То есть у пьяного теряется ориентация потому, что мозги уже “выключены”, а у молодого —еще не “включены”.

3. Особое внимание надо уделить проезду перекрестков

Несмотря на преимущество, водитель должен учитывать, что ему дорогу могут не уступить. Как ни странно, но на протяжении последних четырех-пяти лет количество ДТП на регулируемых перекрестках растет. То есть все слишком торопятся, а новички тем более. К тому же некоторые “советчики” учат, что, мол, при проезде перекрестка можно руководствоваться сигналом светофора с противоположного пересекаемого направления, а не “своим”. Если, мол, там зажегся желтый, а на “твоем” еще красный, то уже можно начинать движение. Но точно так же “думают” и во встречном авто, аналогично проскакивающем на “желтый”.

В Правилах движения говорится, что если желтый свет застал непосредственно на перекрестке, то его можно проехать. Но некоторыми водителями эта норма трактуется по-своему. Они считают, что можно ехать на “желтый”, как на “зеленый”. К сожалению, такая манера становится стилем вождения, который и приводит к трагическим последствиям. Ведь если в подобной ситуации опытный водитель иногда еще может проскочить перекресток, новичок вступает в смертельную игру.

Вообще начинающим всегда следует помнить, что реальная дорога — это не популярные ныне среди молодежи компьютерные гонки. И переносить виртуальные моменты в реальную жизнь, тем более на дорогу, действительно смертельно опасно.

Печальные факты

* В Слуцке 22-летний студент Могилевского государственного университета на автомобиле “Хонда” вылетел в кювет и перевернулся. Ехавшие с ним 23-летний приятель погиб сразу, а семнадцатилетняя ученица 11-го класса умерла в больнице.
* Вблизи деревни Попина Дрогичинского района 25-летний водитель выехал на “Фольксвагене” на полосу встречного движения и опрокинулся. Водитель и его 30-летний брат погибли. 25 - и 19-летние пассажиры с тяжелыми травмами помещены в больницу.

Дмитрий СИНЕНКО