Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Авто


Нас волнует безопасность движения, не так ли? Только вот парадокс: всеобщие заинтересованность и озабоченность слабо влияют на реальную ситуацию на дорогах. Почему-то многие живут надеждой, что долгожданный порядок наведет ГАИ. Милиция, конечно же, исполняет свои обязанности, однако одних требований милиции недостаточно. О том, какие шаги необходимо предпринять, как говорится, всем миром, чтобы дорожно-транспортных происшествий стало меньше, какая работа проводится и какой в ближайшем будущем ожидается эффект, наш корреспондент в ходе Первой Глобальной недели безопасности дорожного движения ООН беседует с заместителем министра внутренних дел ­Беларуси, начальником главного управления милиции общественной безопасности и специальной милиции генерал-майором Виктором Филистовичем.

­— Виктор Леонидович, нельзя не заметить, что в последнее время МВД уделяет повышенное внимание вопросам безопасности дорожного движения. Это вызвано обострением ситуации?

— С сожалением приходится констатировать: по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество ДТП выросло на 189 фактов. Это не может не беспокоить, и мы продолжаем наращивать усилия по профилактике нарушений правил дорожного движения, которые в большинстве случаев становятся причинами аварий, травмирования и гибели людей. В 2006 году принята Концепция безопасности дорожного движения. В начале текущего года при Совете Министров Республики Беларусь сформирована постоянная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения. В нее под руководством заместителя премьер-министра Виктора Бури вошли представители заинтересованных органов госуправления, которые могут, объединив усилия, повлиять на снижение тяжести последствий ДТП. Сегодня она достаточно высока. В соответствии с решением министра внутренних дел Беларуси Владимира Наумова разработана и с начала года активно реализуется программа "Минус 100". А главная задача, которая поставлена министром перед Госавтоинспекцией, состоит в том, чтобы выработать культуру поведения на дорогах, сделать так, чтобы человек сам стремился позаботиться о своей безопасности, чтобы для него было немыслимым даже перейти улицу в неположенном месте, выйти на проезжую часть в темное время без фликера.

При этом нельзя говорить о том, что ситуация критическая: в Беларуси количество погибших в результате ДТП на 100 тысяч населения гораздо ниже, чем в России, Украине, странах Балтии. В то же время, если проводить сравнения с западноевропейскими государствами, у нас более трагическая статистика.

­ — А почему так происходит? К примеру, наша столица всегда славилась законопослушными водителями и пешеходами, "минский феномен" когда-то вызывал восхищение иностранцев.

— Думаю, и сегодня иностранцы восхищаются порядком в главном городе республики, в том числе организацией дорожного движения. Что касается "минского феномена", не берусь комментировать, просто приведу несколько статистических данных, касающихся тяжести последствий ДТП. Так, в 1980 году на дорогах страны погибло 1565 человек при том, что было зарегистрировано 1 млн. 150 тыс. транспортных средств. В прошлом году погибло 1800 человек, а автопарк составили 3 млн. 200 тыс. ТС…

Состояние безопасности на дорогах зависит от многих причин. Главная из них, на мой взгляд, низкая культура поведения на дорогах наших граждан —­ как водителей, так и пешеходов. По вине первых за три месяца произошло 69% ДТП, вторых ­ — 29%. То есть высоко участие обеих сторон. Несмотря на все усилия милиции, среди причин, по которым происходят аварии, преобладают превышение скорости, нарушения правил проезда пешеходных переходов, маневрирования и выезд на полосу встречного движения. В результате погибают люди. В первом квартале этого года уже 329 человек!

­— Это меньше, чем в прошлом году?

­— К сожалению, нет. Но здесь сравнения вряд ли уместны, потому что стоял небывало теплый январь, многие автолюбители не отказывались от использования автотранспорта в отличие от прошлого года, когда были сильнейшие морозы. Нехарактерная для наших широт зима, отсутствие снега, постоянные туманы ­ — все это повлекло значительное количество наездов на пешеходов в темное время суток. 80% погибли в условиях тумана или сумерек, и у всех отсутствовали светоотражающие элементы на одежде. Подумайте, как обидно: подавляющего большинства из 329 смертей можно было избежать с помощью фликеров!

— Будем надеяться, что этот факт окончательно и бесповоротно заставит людей серьезно относиться к светоотражающим элементам…

­— Да, это очень серьезный вопрос. Обязанность пешехода обозначить себя в темноте прописана в правилах движения и должна стать нормой жизни. МВД в свою очередь делает для этого все возможное. Ведь если пешеход, передвигаясь вдоль дороги в темноте, имеет фликер, ­он виден за 150 метров. Современные машины развивают большую скорость, тормозной путь у них немалый, а еще если идет разъезд со встречной машиной, водитель, который поздно заметил на дороге человека, неизбежно совершит наезд. Об этом должен задуматься каждый!

Теме светоотражающих элементов была посвящена конференция с представителями заинтересованных органов госуправления, организованная МВД в рамках программы "Минус 100". Министерство сельского хозяйства и продовольствия просили обеспечить светоотражающими элементами работников агропромышленного комплекса, а еще лучше —­ предусмотреть такого рода вставки в рабочую одежду. Надо отдать должное министерству образования. На аналогичную просьбу прореагировали очень оперативно. Буквально на следующей неделе было подготовлено рекомендательное письмо во все учебные заведения, в котором содержались указания обязать всех школьников использовать светоотражающие элементы на ранцах и одежде. И результаты заметны, хотя, если честно, фликеры носят по большей части ученики младших классов. Старшие и студенты ­ — редко.

Благодарность за понимание хочу выразить и министру связи и информатизации —­ в течение трех недель большая часть почтальонов были обеспечены светоотражающими элементами и, что самое главное, пользуются ими в обязательном порядке.

С начала года сотрудники ГАИ безвозмездно распространили более 78 тыс. световозвращающих элементов, ими оборудованы более 7 тыс. велосипедов и около 7,5 тыс. гужевых повозок.

Эту работу будем продолжать и дальше, пока не выработаем в сознании каждого гражданина необходимость личного участия в обеспечении дорожной безопасности.

­— Вы говорили о популярности фликеров у малышей. Может быть, это связано с тем, что в продаже имеются в основном светоотражающие элементы в виде забавных игрушек и зверушек? Дети постарше такие носить не будут… Как получилось, что изготовители не учитывают интересы других категорий населения?

— Если говорить об эффективности фликеров, то намного результативнее нарукавные браслеты, а не брелоки и наклейки. А лучше всего светоотражающие полосы на брюках, куртках, кант на обуви. Недавно подготовлена докладная записка заместителю премьер-министра Александру Косинцу, координатору национальной программы демографической безопасности, где перечислены предложения МВД "Беллегпрому" в части производства верхней одежды для различных возрастов, начиная от самых маленьких, заканчивая пенсионерами, и что сделано сегодня. Одежды, в которой конструктивно предусмотрены светоотражающие элементы, выпускается крайне мало, и мы этим очень озабочены.

Никто не говорит, что полосы надо вшивать в норковые шубы, но почему бы не сделать это, например, в спортивных костюмах? На Западе это в порядке вещей, и от таких вставок ни спортивная, ни другая одежда не станет менее стильной.

­— Виктор Леонидович, почти два месяца назад введено в действие новое административное законодательство, в соответствии с которым меры наказания за нарушения ПДД существенно ужесточились. Как это повлияло на дорожную безопасность?

­— Пока рано говорить о каком-то существенном эффекте, однако уже несколько снизилось число задержанных за управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения. Хочу подчеркнуть, что человек, который садится за руль в таком состоянии, тем более повторно, преступник и он неизбежно понесет ответственность по всей строгости закона. Таких граждан с 1 марта текущего года задержано 20, в ближайшее время суды рассмотрят уголовные дела в их отношении, и в соответствии с законодательством на снисходительность рассчитывать не приходится.

Нельзя забывать о еще одном факторе, который послужит укреплению дорожной безопасности, —­ личном примере безупречного соблюдения ПДД сотрудниками органов внутренних дел. Первое, что делает министр Владимир Наумов, когда садится в автомобиль,— пристегивает ремень безопасности. Это норма поведения! И эта норма должна исполняться каждым сотрудником милиции. Того, кто этого не поймет, можно считать человеком в органах внутренних дел случайным, и с ним будем расставаться без сожаления. Считаю, что это справедливо: если человек, нося милицейские погоны, не понимает необходимости строжайшим образом придерживаться законов и правил, то убеждать в обратном не имеет смысла.

­— Как уже сообщалось, в стране будет действовать балльная система учета нарушений правил дорожного движения. Когда ожидается ее введение?

­— Балльная система функционирует во многих странах мира и зарекомендовала себя эффективным, мощным фактором сдерживания нарушений. Автолюбитель, который исчерпал максимально возможную сумму баллов, может быть наказан жесткими штрафными санкциями или лишением водительского удостоверения с направлением на повторную сдачу экзаменов на право управления транспортным средством.

Нормативный правовой акт по этому поводу разработан, идет согласование, и пока от заинтересованных министерств и ведомств нареканий не поступает. Для введения новой системы учета нарушений ПДД потребуется внесение изменений в административное законодательство, на это необходимо время, но, надеемся, все будет готово к концу года.

Сейчас идет работа над технической основой для введения балльной системы. Уже создана и используется Госавтоинспекцией единая система учета нарушений ПДД. Каждый инспектор ДПС имеет доступ к общему банку данных о водителях, транспортных средствах и их владельцах. В ближайшее время начнется внедрение системы удаленного доступа: экипажи ГАИ будут обеспечены бортовыми компьютерами и смогут получить информацию, находясь на любой трассе.

­— Сегодня ни одного столичного водителя не удивишь сообщением, что его правонарушение зафиксировано на видеокамеру. Может быть, скоро все привыкнут к тому, что, если на трассе нет милиции, игнорирование правил все равно чревато наказанием?

— Да, именно к этому мы стремимся. В ближайшие пять лет должна быть создана система контроля над участниками движения, которая исключает нахождение на дорогах инспекторов ДПС. Они будут выезжать только для оказания помощи людям, попавшим в беду, по заявлениям и сообщениям о нарушениях правил дорожного движения, для составления схем ДТП. А мониторинг на трассах будет осуществляться техническими средствами. Сейчас идут их активное приобретение и установка на дорогах страны. Например, в Минске работает 20 систем "Арена", позволяющих вести постоянное видеонаблюдение и фиксацию нарушений правил дорожного движения. Видео сохраняется в течение месяца и больше, при необходимости выдается фотографическое изображение. Такое же количество аналогичных систем приобретено в Минской области. Помимо "Арены", на вооружении инспекторов ДПС - сотни других систем, которые позволяют фиксировать превышение скоростных параметров водителями.

Развитие технического оснащения Госавтоинспекции делает возможным направить основные усилия сотрудников на профилактическую работу. Они должны постоянно, используя самые совершенные методы, убеждать граждан в том, что соблюдение правил дорожного движения сохранит их здоровье и жизни.

— ­Пропаганда правил безопасности на дорогах ведется очень широко­ — этого нельзя не заметить. Ее даже можно назвать "агрессивной рекламой", и при этом вряд ли кто-то пожалуется на вредное воздействие.

­— Безусловно, люди прекрасно понимают важность проводимой милицией работы. Мы в свою очередь придаем профилактике огромное значение. Судите сами:­ только в марте текущего года по тематике ГАИ подготовлено 119 телесюжетов, 149 публикаций в печатных СМИ, 99 прямых эфиров на радио.

Кроме того, еженедельно выходит газета "Дорога. Транспорт. Происшествия", ежемесячно­ — спецвыпуск "Дорогам — порядок" в газете "На страже", семь тысяч экземпляров дополнительного тиража которой бесплатно распространяются среди участников дорожного движения. Каждый день по пяти самым популярным телеканалам транслируются ролики социальной рекламы: "Стань заметней в темноте!", "Век живи ­— век учись!", "Скорость ­— это не игра!". По Минску курсируют 10 троллейбусов с рекламой безопасного поведения на дорогах.

В то же время мы видим, что этого явно недостаточно. На мой взгляд, необходимо увеличить уровень информационного воздействия в несколько раз. Сегодня соотношение количества видеороликов на ТВ, рекламирующих пиво и необходимость ношения фликеров с целью обозначения пешеходов на проезжей части в темноте, явно не в пользу последних.

Думаю, не стоит объяснять, как важно с детства приучить человека к неукоснительному соблюдению правил дорожного движения. В начале года на территории Минской области (к слову, далеко не самой благополучной по количеству аварий) проведены районные и областная олимпиады по знанию ПДД среди учащихся. Причем мы не ограничились работой с детьми и в ходе этого мероприятия организовали инструктивное совещание с представителями отделов образования и сотрудниками ГАИ всех районов и городов страны, ответственными за профилактику детского дорожно-транспортного травматизма.

Недавно в Белорусском республиканском театре юного зрителя в рамках совместного проекта УГАИ МВД и министерства образования "Засветись и стань заметней!" прошла акция "Фликер в подарок", в ходе которой 350 ребятишек не только получили световозвращающие элементы, но и узнали о важности их использования, других правилах поведения на проезжей части.

Руководству ЦК ОО "БРСМ" направлено обращение УГАИ МВД. Мы предложили сотрудничество в организации молодежного движения "За безопасность на дорогах" и проведении в текущем году совместных мероприятий, направленных на повышение дорожно-транспортной культуры.

Той же цели послужит даже шоколад фабрики "Коммунарка", обертка которого по инициативе Госавтоинспекции оформлена на тему правил дорожного движения.

Активная профилактика ведется не только в столице. К примеру, в Гомельской области на видеокамеру снимают нарушителей ­ — пешеходов и водителей, затем монтируют фильмы с наложением звука и видеоматериалов известных кинолент ("Студенты", "Берегись автомобиля!" и т. п.). Такое кино демонстрируется в коллективах по месту работы или учебы нарушителей, что воздействует зачастую более эффективно, чем административное наказание.

—­ То, что милиция проводит большую работу для поддержания порядка на дорогах, очевидно. Но в связи с введением нового административного законодательства инспекторы ДПС достаточно жестко наказывают за нарушения правил. Не пострадает ли от этого авторитет стражей порядка, который, как известно, главный критерий оценки их деятельности?

— Думаю, что справедливые требования люди воспринимают правильно. Госавтоинспекция в свою очередь старается не предъявлять претензии голословно, а доказывать факты нарушений видеофиксацией. Когда водитель видит в видеозаписи свою машину, участок дороги, скорость, с которой проезжал, у него не возникает вопросов. Кроме того, к каждому случаю инспекторы должны подходить взвешенно, учитывая все аспекты. Вот недавний пример. Женщина, выезжая со двора, поцарапала несколько припаркованных там машин. Не дожидаясь ГАИ, уехала с места происшествия. Допущенные нарушения грозили штрафом до 1,5 миллиона рублей, однако у нее скромная зарплата, на иждивении — ребенок-инвалид. С учетом этого санкции были минимальными.

И, конечно, сотрудники ГАИ должны неукоснительно соблюдать приказ № 1 министра внутренних дел Беларуси "О вежливом и внимательном отношении к гражданам". Мы понимаем, что нарушитель правил дорожного движения ­не преступник, с ним надо вести себя корректно, сделать все, чтобы человек не злился, а признал свою ошибку и, самое главное, больше ничего подобного не совершал.

Татьяна ЮРЬЕВА