Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Авто


Пропорционально росту цен на топливо на авторынках растет спрос на малолитражки. Всегда пользовавшиеся популярностью джипы уступают сцену экономичным японским хэтчбекам гольф-класса. Рынок вынуждает менять свои предпочтения. Бывалые водители тем временем размышляют, как заставить машину поумерить аппетиты.

Пути-дорожки

Способов может быть несколько. Самый простой — поразмыслить на досуге над маршрутом, по которому вы отправляете свой автомобиль каждое утро. Может, стоит отказаться от старых привычек? На вашем пути должно быть минимум остановок, а значит, нужно постараться избежать светофоров, "лежачих полицейских" и нерегулируемых пешеходных переходов. Согласитесь, иногда лучше сделать крюк, чем передвигаться черепашьим ходом напрямик. А проще всего выехать на кольцевую дорогу. Увы, в Минске, к примеру, с его радиально-кольцевой системой многие почему-то предпочитают ездить через город, а не по кругу. Хотя в заторах, в которых машины сдерживают одна другую, бензобак стремительно пустеет.

— Чем удобнее мы делаем улицы для автомобилей, тем популярнее они становятся у водителей, — считает председатель правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник. — На эту закономерность давно обратили внимание специалисты по организации дорожного движения. Честно говоря, сам частенько предпочитаю проспект Независимости городским транспортным кольцам…

Не менее важно выбрать время, в которое ехать по городу. Больше затор — больше расход. Аппетиты двигателя зависят также и от погоды. В большой снегопад выезжайте только в случае крайней необходимости: потерпите немного, пока дорожные службы уберут улицы.

По рулям!

Не меньшее значение имеет стиль вождения. Чем плавнее трогаемся и развиваем скорость, тем реже заезжаем на заправку. Для экономного водителя самое предпочтительное — это равномерное движение без резких ускорений. Обратите внимание: опытные таксисты, хорошо изучившие город, никогда резко не стартуют со светофора, но всегда догоняют "торопыг", поспешивших вдавить педаль газа в пол. Зато любители быстрой езды — частые гости на АЗС. Так зачем платить больше, если нет разницы?

— Чтобы попасть в "зеленую" волну, достаточно ехать со скоростью 50 — 55 километров в час, — продолжает Юрий Петрович. — И поменьше остановок! Кое-где даже нужно притормозить, чтобы проехать светофор, не прерывая движения. Увы, культура вождения иных автомобилистов иногда мешает экономичной езде. Лихач не преминет занять место аккурат перед вашим носом. Тем самым приблизит хвост очереди и вынудит остановиться. Но ведь в булочной никто не станет вас выталкивать из очереди. Это же абсурд! К сожалению, некоторые водители почему-то взяли за норму такое поведение на дорогах.

Двигатель бережливости

И ни в коем случае не верьте в эффективность различных прокладок под карбюратор, модификаторов трения и экономичных добавок в топливо. Это не более чем рекламный трюк.

— Если мощность машины еще можно нарастить, то сделать двигатель экономичнее практически нереально, — уверен Юрий Петрович. — Приоритетом конструкторской мысли сейчас является экономичность автомобиля. И тягаться с автомобильными концернами — все равно что "чайнику" придумывать альтернативу "Windows".

Плохую службу сослужат и аэродинамические насадки. Кое-как прилаженный самопальный спойлер и прочие "навороты" только поспособствуют опустошению бензобака. А вот отрегулировать двигатель будет нелишним (компрессия в его цилиндрах должна быть в норме, системы питания и зажигания отлажены). Не забудьте проверить катализатор в выхлопной системе, свечи и форсунки. Непременно обратите внимание на ремень генератора: свистящий ремень явно не поспособствует экономии. И не забудьте отрегулировать развал-схождение. Расход топлива увеличивает даже вес резины, особенно у машин с объемом двигателя полтора литра и ниже. Поэтому летом обязательно смените "обувку" по сезону. Внимательно следите за давлением в шинах: если оно ниже нормы на 0,3 атмосферы, расход топлива будет выше на 6 — 8 процентов.

Без пол-литра не разберешься

Но мало содержать машину в исправном состоянии. Помните, что использование всевозможных дополнительных устройств, добавляющих комфорта, ведет к повышенному расходу топлива. Много энергии, к примеру, потребляет кондиционер. Один только вентилятор печки повысит расход на 1 процент! Не говоря уже об электростеклоподъемниках, аудиомагнитоле и автохолодильнике. Даже фары дальнего света могут "съесть" до двух процентов бензина. Зато маршрутный компьютер, которым теперь оснащены многие иномарки, — штука крайне полезная. Он поможет сэкономить до полулитра бензина на сотню километров.

Не бросайте деньги на ветер!

А еще загляните в багажник и достаньте все лишнее. Мало того, что старые коробки захламляют машину, так еще и увеличивают ее расход. Скажем, 100-килограммовый груз "съедает" топлива в среднем на два процента больше! Во время движения старайтесь не открывать окна. Обвевающий ветерок при скорости 80 километров в час сделает ваш двигатель на 8 процентов прожорливее.

* * *

Большинство этих советов предполагает, что водитель сменит привычки и выработанные годами рефлексы. Словом, у вас всегда есть выбор: либо "отстегивать" на заправке, либо последовать рекомендациям бывалых автомобилистов и сэкономить пару-тройку литров бензина на сотню километров.

Александр ТУМАР