Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Авто


Официальное открытие сборочного производства иранских автомобилей Samand состоялось 11 августа в поселке Обчак под Минском. Корреспондент "Белорусских новостей" сходила на эту церемонию, в качестве пассажира прокатилась на Samand LX и задумалась над перспективами этой автомарки в Беларуси.



Подъехавший к заводу кортеж с важными гостями встречали дети с белорусскими и иранскими флажками в руках, две девушки в национальных костюмах с караваем на вышитом национальным орнаментом рушнике и небольшой оркестр, с помощью прищепок спасавший от ветра ноты на пюпитрах. Прибывшие гости дружелюбно потрепали детей по головам, открыли памятную табличку у входа в цех и отправились наблюдать за процессом сборки.

Вся церемония прошла без каких-либо форс-мажорных обстоятельств, если не считать одного эпизода: не удалось проверить автомобиль на водонепроницаемость. Присутствующие шутили: "Надо кого-нибудь под трубы поставить — тогда сразу польется". В общем, министры промышленности Ирана и Беларуси так и не смогли воочию убедиться в том, что Samand LX герметичен. Но главное — не возникло проблем, когда Анатолий Русецкий и Али-Реза Тахмасби торжественно перерезали красную ленточку перед новеньким сверкающим Samand LX и медленно прокатились на нем по территории цеха.

Впрочем, проверить Samand LX в действии могли не только министры: на тест-драйве можно было прокатиться и на базовой версии Samand, и на "люксовой" — Samand LX. Те, у кого есть права, садились за руль сами, а пешеходов катали.

Перед тем, как занять скромное пассажирское место в Samand LX, я внимательно изучила автомобиль изнутри и снаружи. Приветливый водитель, все же не потеряв надежду превратить корреспондента в потенциального покупателя, рассказывал о преимуществах "Скакуна". Заглянули в багажник: неожиданно вместительный. "Можно положить пару мешков картошки!" — радостно сообщил водитель.

Правда, после шуточного ответа корреспондента - "или пару трупов" - воодушевления у водителя почему-то поубавилось. Впрочем, успокаивать его валерьянкой не пришлось, хотя пузырек успокоительного наверняка нашелся бы в аптечке, предусмотрительно спрятанной в багажнике и привлекающей внимание наклейкой с надписями на фарси.



А под капотом, вместе с логотипом Peugeot на одной из частей двигателя (ведь построена она узлах и агрегатах французского Peugeot 405), обнаружилась предупредительная наклейка с еще одной надписью на фарси, но уже с английским переводом: "To close engine door release it from 30 sm height and never press it with your hand". Возникло некоторое замешательство при попытке зафиксировать эту самую "engine door": капот держится не на подъемных кронштейнах, а на съемной металлической опоре, для которой предусмотрены специальные отверстия. Чтобы понять, где находятся нужные отверстия и каким концом вставлять в них металлический прутик, новому владельцу придется потратить минутку-другую.

Салон машины не кажется особенно вместительным. Новенькие кожаные сиденья не принимают форму пассажира, но услужливо подставляют ему подлокотник с подстаканником, на который опираешься немного с опаской: видимо, нет фиксатора, и подлокотник еще немного опускается под тяжестью руки, а пластмассовый держатель для стаканов держится в подлокотнике неплотно, образуется зазор на 1-2 см.

Заняв пассажирское место и сильно хлопнув дверцей (совсем не от злости, а чтобы лучше закрылась: наверное, новенькие тугие петли еще не привыкли к плавному закрыванию), корреспондент отправилась в ознакомительную поездку. На невысокой, около 50 кмч, скорости, машина ведет себя довольно спокойно, слушается водителя, аккуратно вписывается в повороты. Вспомнилось замечание, сделанное тем, кто уже ранее обкатывал Samand: при высокой скорости машина ведет себя немного иначе, "теряет дорогу", однако проверить это высказыванием опытным путем не удалось. Хотя, учитывая то, что на высоких скоростях по городу "летать" нельзя, а Samand — вовсе не внедорожник, на городских дорогах машина, вероятно, не будет выходить из-под контроля водителя. Она не оснащена подушками безопасности, но в некоторых случаях это может быть даже плюсом: сработав при ударе, они лишают водителя возможности дальше контролировать ситуацию.

Несмотря на то что на тест-драйве для обкатки были предоставлены обе модели Samand, в Обчаке планируют собирать пока только Samand LX с ориентировочной стоимостью в $12 500.


Как сообщает Iran News, на первом этапе машины будут собираться только из импортных комплектующих. Позже планируется использовать 35-50% белорусских узлов и агрегатов. До конца 2006 года будет собрано 800-820 автомобилей, а за 2007 год планируют собрать 4-6 тыс. машин. Также в планах — создать линии сварки, окраски кузовов.

Отметим, что в России продаются автомобили Samand иранской сборки. Некоторые российские владельцы Samand сталкивались с тем, что необходимую фирменную запчасть приходилось заказывать непосредственно в Иране. Поэтому о быстром ремонте речи не шло. Белорусским же владельцам Samand такая неприятная перспектива не грозит: так как автомобили собирают прямо под Минском, устранить неполадку можно будет куда быстрее. Кроме того, как сообщили корреспонденту на тест-драйве, в следующем году в Минске планируется открыть сервисный центр Samand.

Также в планах предприятия — реализация Samand белорусской сборки в России, Польше, Хорватии и в странах Балтии. Поскольку планируется, что со временем большая часть деталей будет не импортироваться из Ирана, а производиться в Беларуси, при продаже автомобилей этой марки в Россию их не нужно будет облагать пошлинами. То есть Samand белорусской сборки на российском рынке будет стоить дешевле, чем аналогичный автомобиль, привезенный из Ирана.

Однако устроит ли белорусского потребителя цена, по которой Samand LX будет продаваться у нас? Не исключено, что свои кровные $12.500 автолюбитель предпочтет отдать за другую машину, марка которой больше известна на мировых рынках и в достоинствах и недостатках которой уже могли убедиться белорусы.

И вряд ли дружеские отношения между Беларусью и Ираном станут определяющим фактором в пользу Samand при покупке. Ведь на дороге думаешь не о политике, а о безопасности. Еще один парадокс: наличие в Samand белорусских комплектующих наверняка снизит цену автомобиля, но не снизится ли одновременно с этим и уровень доверия потребителя к "домашней" марке?

Впрочем, тот факт, что теперь белорусская автопромышленность будет выпускать легковые автомобили, не может не радовать. Конечно, не следует ждать бума на Samand в первый же год: белорусский потребитель пока не знает практически ничего об этой марке, еще даже не начата рекламная кампания.

Однако, по словам руководства СП ЗАО "Юнисон", на Samand уже сделали заказы некоторые государственные организации и юридические лица, также ими заинтересовались таксопарки. Поэтому, если за несколько лет Samand сможет зарекомендовать себя на рынке как качественная и надежная машина, не исключено, что производство иранских авто в Беларуси будет развиваться и дальше. Хочется надеяться, что открытие линии сборки в Обчаке — не столько политический ход для укрепления отношений между государствами, сколько действительно попытка наладить производство легковых машин на радость не только белорусским, но и российским и европейским автовладельцам.


Технические характеристики

Размеры: длина 4 м 41 см, ширина с учетом боковых зеркал — 1 м 72 см., высота — 1 м 46 см., диаметр разворота — 11 м., объем багажника — 500 л.

Весовые характеристики: снаряженная масса — 1200 кг., полная масса — 1610 кг., макс. нагрузка на заднююпереднюю ось — 468 кг716 кг.

Двигатель: тип — XU7JPL3 (бензиновый), объем — 1761 см3, мощность — 100 л.с. 6000 обмин., 4 цилиндра, 8 клапанов, механическая 5-ступенчатая коробка передач.

Макс. скорость - 185 кмч, средний расход топлива — 8,5 л 100 км, объем бака — 66 л. Подвеска: передняя - независимая типа Макферсон, задняя — торсионная балка. Тормоза: задние — барабанные, передние — дисковые вентилируемые, колесные диски — легкосплавные 6,5 J15.

Гарантия на автомобиль — 2 года (или 60 000 км).

Комплектация

Система кондиционирования, климат-контроль, режим рециркуляции воздуха. Электропривод передних и задних стеклоподъемников, электропривод и обогрев боковых зеркал, гидроусилитель рулевого управления, регулирование высоты рулевой колонки.

Бортовой компьютер (русифицирован), ЖК дисплей на приборной панели (дорожная информация), кнопка открывания багажника из салона.

Коврики в цвет отделки салона, внутренне зеркало заднего вида с режимом "день-ночь", передний подлокотник-ящик, задний подлокотник с подстаканниками.

Водительское сиденье: регулировка по высоте, электропривод регулировки угла наклона спинки. Регулировка передних сидений в 4-х направлениях. Регулирование подголовников на всех сиденьях.

Передние противотуманные фары, задние противотуманные фонари, заводская парковочная система.

Аудиосистема — CD, MP3, 18 FM-станций, 4 динамика, эквалайзер, PIN-код, режимы random, repeat, scan.

3-точечные ремни безопасности для всех пассажиров, ABS, система распределения тормозных усилий (EBD), стальная защита двигателя.

Центральный замок с дистанционным управлением, интеллектуальная заводская охранная сигнализация.

Наталья ШУХМАН (фото автора)