Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Авто


фотоСнег растаял, лужи высыхают, солнце "расправляет плечи". И вот уже широко распахиваются двери многочисленных гаражей, всю зиму остававшихся "замурованными". Успев истосковаться по своим "Жигулям" и "Фольксвагенам", на дороги в массовом порядке выезжают пресловутые автолюбители-"подснежники". Естественно, в этот период объем продаж бензина или дизтоплива стремительно возрастает, а рентабельность топливного бизнеса вызывает щекотливые "олигархические" ассоциации. Но ведь известно, что иногда в яростной погоне за прибылью коммерсант может напрочь забыть о собственном реноме и под видом свежайшей семги подсунуть покупателю давно протухшую плотву. Так и с бензином — есть ли сейчас у водителей гарантии, что залитое ими на заправке топливо окажется качественным и экологически безупречным? Особенно в случае, когда приходится срочно заправляться из сомнительной колонки, принадлежащей далеко не раскрученному нефтяному брэнду.

Помню, несколько лет назад я сам попал в такую ситуацию на провинциальной АЗС в Витебской области. Купив 20 литров 92-го бензина, уже через десяток километров молил Бога о том, чтобы хоть как-то дотянуть до дома: двигатель стал "троить", "чихать", из выхлопной трубы, как в дореволюционной кочегарке, валили черные клубы дыма. Позже в Минске после такого путешествия пришлось срочно чистить карбюратор. А если бы мне пришлось ездить на таком вот псевдобензине более-менее регулярно, итог оказался бы еще более плачевным: забитый бензонасос, нагар в топливной системе, разрушение металлических и резиновых деталей и т. д.

Однако использование фальшивого топлива чревато потерей не только автомобильных механизмов, но и собственного здоровья. Ведь в чем опасность самой распространенной технологии подделки бензина? Где-нибудь на далеком российском нефтеперерабатывающем предприятии шулеры покупают дешевый низкооктановый бензин — так называемый прямогон. Потом в него заливается любая присадка, повышающая октановое число, — чаще всего гидростабилизирующий пироконденсат. В результате этих нехитрых манипуляций готовый продукт действительно отдаленно становится похожим на 92-й или 95-й бензин. Но эта "болтушка" — настоящая мина замедленного действия. Дело в том, что из-за содержащихся в ней примесей концентрация ядовитого бензола здесь просто запредельная. А врачи утверждают, что для человека постоянные ингаляции этим самым бензолом — прямой путь к появлению "букета" очень серьезных и даже смертельных болезней.

Словом, с некачественным топливом шутки плохи. Насколько же острой является у нас проблема торговли поддельным бензином?

Начальник управления концерна "Белнефтехим" Николай Долгопалец считает, что в последнее время особых нареканий деятельность автозаправок не вызывает. Причина здесь не только в том, что в республике существует жесткий контроль качества реализуемого бензина: проверки регулярно проводятся сотрудниками самых разных ведомств — от Комитета госконтроля до Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации. Есть и еще один очень важный нюанс. Дело в том, что практически все продаваемое в стране топливо производится на отечественных нефтеперерабатывающих заводах. Как известно, два наших флагмана — Мозырский нефтеперерабатывающий завод и ОАО "Нафтан" — недавно провели серьезную модернизацию производства, которая позволила выпускаемому ими топливу соответствовать самым жестким европейским стандартам. На каждую партию поставляемого на заправки бензина завод-изготовитель выдает специальные паспорта качества, которые являются гарантией соответствия продукта всем необходимым нормам и ГОСТам. Паспорта должны храниться на АЗС до тех пор, пока полностью не будет реализована вся партия бензина. И любой водитель может потребовать у работника автозаправки предъявить эти сертификаты качества, если вдруг в чем-то засомневается.

За подлинностью продаваемого бензина следят многочисленные лаборатории. Скажем, раз в месяц из емкостей автозаправочных станций берут топливо и после проведения необходимого анализа записывают его результаты в журнал учета отбора проб.

Кроме того, сейчас автозаправки оборудованы специальными компьютерными системами, которые позволяют отслеживать все манипуляции оператора по отпуску бензина и получению за него денег — это тоже лишний аргумент в пользу того, что продавать вам "левак" поостерегутся.

Наконец, в последнее время небольшие частные заправки остались у нас практически в единичных экземплярах, не выдержав конкуренции с гигантами вроде "ЛУКойла" или "Славнефти". А эти компании мало того что ревностно следят за безупречностью своих торговых марок, так еще и предпочитают перерабатывать собственное сырье опять же на белорусских заводах.

И все же, безусловно, ситуацию с качеством бензина у нас в стране нельзя назвать идеальной. Нет-нет да и встречаются еще смельчаки, рискующие торговать поддельным топливом. Только в 2004 — 2005 годах различными проверками было выявлено 13 субъектов хозяйствования, "химичивших" с бензином. Чаще всего контролерам приходилось сталкиваться с превышением в несколько раз допустимых норм содержания бензола. А причиной этого было присутствие в исследуемом топливе уже упоминавшегося пироконденсата. Подобные ядовитые "коктейли", как правило, были произведены в России и закупались нашими горе-бизнесменами через посредников. Естественно, нарушителей пришлось штрафовать и лишать лицензий на торговлю. И в последнее время, как утверждают специалисты Комитета по стандартизации и "Белнефтехима", серьезных жалоб потребителей на качество топлива не поступало…

Так что, в принципе, собираясь заправиться бензином на АЗС, за сохранность машины и собственное здоровье особенно волноваться не стоит. Ну а если все-таки мотор авто внезапно "закашлял" и вы грешите на суррогатное горючее, немедленно бейте во все колокола.

Сергей Кожух