Поддержать TUT.BY
Коронавирус: свежие цифры


В наше время всеобщей автомобилизации для многих архиважным становится вопрос, где и как организована подготовка водителей. Поэтому проводимая сейчас в Беларуси сертификация услуг по подготовке водителей как нельзя своевременна.

- Что предусматривает сертификация? - говорит заместитель председателя Центрального совета ДОСААФ Николай Климович. - На сегодняшний день в Минске, допустим, порядка 48-50 организаций, которые ведут подготовку водителей в неравноценных условиях. К примеру, одна располагает типовым зданием, уютными классами, оснащенными лабораториями, современными санитарно-бытовыми помещениями, мини-гардеробом. Другая ютится в подвале, и условия для обучения просто “никакие”. Так вот сертификация определяет не только возможность выполнения утвержденной программы, но и обеспечение необходимых для учебного процесса условий.

Помещения должны отвечать установленным требованиям. Так, например, минимальная площадь на одного учащегося согласно действующим правилам - 2 квадратных метра. Для помещений, где проводятся лабораторно-практические занятия, норма эта - 2,5 квадратного метра на человека, а в компьютерных классах для одного учебного места с ПЭВМ необходимо 6 квадратных метров площади. Учебные кабинеты, лаборатории, производственные мастерские не допускается размещать в подвальных и цокольных этажах. Кроме того, есть ряд требований по освещенности, отделке помещений, установке оборудования, размещению наглядных пособий и так далее.

Как к этому мы готовимся? Провели во всех областях учебно-методические сборы. И приступили сейчас к оборудованию учебных классов - на самом современном уровне. К слову, сами разработали новые наглядные пособия (они уже изготовлены и используются). Понимаем, что у нас не все еще на высоте, но и наработки значительные, ведь ДОСААФовская организация готовит водителей не один десяток лет. Чтобы не отставать от времени, познакомились с российским опытом сертификации услуг по подготовке водителей, побывали в прошлом году в Москве, посетили один учебно-спортивный центр, типовую автошколу и учебный комбинат. И сейчас по плану к первому апреля оборудуем в Минске и во всех областях образцово-показательные, скажем так, классы, которые будут эталоном для всех наших учебных организаций.

Самые крупные организации у нас - Минская объединенная техническая школа и автошкола Республиканского учебно-спортивного центра ДОСААФ, одна готовит около 3 тысяч, а другая - 1200 водителей в год. Из районных организационных структур более современная учебно-материальная база в Московской. Думаю, что к концу года она будет иметь достойный уровень повсеместно.

- До какого срока проходит сертификация?

- До 30 июня, а с 1 июля обучение будут вести только те, кто прошел сертификацию. Эти автошколы получат соответствующий документ - на три года (с ежегодным подтверждением в ходе целевых проверок).

Надо сказать, что серьезные требования предъявляются к преподавательскому, обучающему составу. У нас из более чем 250 преподавателей, которые ведут подготовку, переподготовку и повышение квалификации водителей в 82 учебных организациях ДОСААФ (а в Минске наших автошкол 8), 96 процентов прошли серьезную переподготовку на автотракторном факультете БНТУ. Они успешно сдали квалификационные экзамены и получили удостоверение на право преподавания в течение 5 лет. Прошли переподготовку и ряд руководителей учебных организаций и их заместителей, а также мастера производственного обучения вождению.

- А насколько изменились сами программы обучения, продолжительность курсов?

- Они частично сокращены в части теории, и увеличено число практических занятий. Так, в программе подготовки водителя категории “В” раньше было 186 часов теории, сейчас осталось 180, было 29 часов практического вождения - стало 40. В категории “В”-”С” теоретических часов было 410, а вождения - 60, теперь теория преподается 380 часов, а практика вождения увеличилась до 70 часов. Теперь разделили переподготовку водителей категории “Д”: раньше имеющие категорию “В” обучались по одной программе с водителями категории “С”, а сейчас водители категории “В” должны пройти 180 теоретических часов и 51 час вождения, а имеющие категорию “С” - 144 часа теории и 29 - вождения. Продолжительность обучения для категории “В” - не менее трех месяцев. То есть не будет 1-2-месячных курсов, которые были до этого времени, последние из них уже завершили свою работу в середине января. С этого года продолжительность подготовки водителей категории “Д” уточнена: с “В” на “Д” - 4 месяца, с “С” на “Д” - не менее трех, это связано прежде всего с тем, что в обучающих организациях немного автобусов, обычно не более двух, поэтому за меньший срок подготовить группу из 30 человек нельзя.

- 30 человек в группе - это предел?

- Да, теперь в каждой группе не более 30 человек, раньше было 35.

- Существенно ли выросла стоимость обучения?

- Нет, незначительно. Все делается по принципу “одного окна”. Допустим, вы решили пройти подготовку в самой массовой категории “В”. Приходите в учебную организацию и уплачиваете сумму, которая одинакова для всех наших автошкол - максимально предельная сегодня 589 690 рублей. В нее входит НДС, стоимость бензина для практических занятий. Сейчас ваша задача - проконтролировать, чтобы то положенное количество километров (не менее 15 на один час при вождении по городу) и продолжительность учебного часа (не менее 50 минут) были правильно использованы применительно к вам - именно на обучение вождению. Поэтому вы имеете право прийти на занятия с блокнотом, записать показания спидометра до и после занятий, а при необходимости предъявить свои законные претензии.

Но прежде всего, чтобы защитить свои права, вам нужно при поступлении в автошколу заключить договор с учебной организацией на подготовку. В этом договоре, который составляется в двух экземплярах, должно быть оговорено все. В том числе и как вы оплачиваете учебу, во сколько приемов, каков порядок предоставления учебного автомобиля, приема экзаменов и тому подобное. Если же договор с вами не заключают, а предлагают только написать заявление о приеме на обучение, то я бы не советовал вам идти на учебу в эту организацию.

Елена ЗЕНКЕВИЧ
-21%
-10%
-10%
-10%
-21%
-15%
-15%
-10%
-65%
-17%