Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Авто


О нем широко заговорили после совещания по вопросам автобизнеса у президента Республики Беларусь. Александр Лукашенко поручил руководству ТЦ «Ждановичи» к 1 ноября организовать на своей территории розничную продажу подержанных машин со свободного таможенного склада (СТС). Вместе с этим предусмотрены и другие реформы, которые призваны оздоровить отечественный автобизнес, сделать его цивилизованным и прозрачным. Корреспондент «Р» побывал в ТЦ «Ждановичи».

Площадка для СТС выделена неподалеку от строительного рынка, напротив нового торгового комплекса. Будущие офисы со всеми необходимыми службами займут второй этаж торгового комплекса и связаны через надземный пешеходный переход со складом, который расположен через дорогу.

Следую за своим «экскурсоводом» — начальником отдела общественных связей ТЦ «Ждановичи» Леонидом Чварковым. Мы идем по маршруту, которым будет проходить любой покупатель. Заходим в торговый комплекс, поднимаемся на второй этаж, идем по переходу и оказываемся на площадке размером с футбольное поле. Это и есть склад. Здесь будут дожидаться своих владельцев подержанные автомобили. Пока выбирать нечего. Переговоры об оптовых поставках автомобильного секонд-хенда ведутся с белорусскими автодилерами. Строители только-только закатали площадку асфальтом.
Допустим, машину я себе присмотрел. Что дальше? По желанию провожу ее всестороннюю диагностику, заключаю договор купли-продажи и иду обратно по переходу в рассчетно-кассовый центр. Потом — в зал таможенных оформлений (надо ведь растаможить авто). Следующая процедура — постановка машины на учет в ГАИ (для жителей Минска). Остается заправить машину и уехать домой.

- Такой алгоритм покупки и оформления авто — только проект. Сегодня никто не возьмется с точностью говорить о всех нюансах работы первого в Беларуси СТС по продаже автомобилей, — отмечает Леонид Чварков. — Дело в том, что пока не существует ни одного указа, ни одного нормативного документа, касающегося работы нашего свободного таможенного склада…

Как известно, проекты нормативных актов глава государства поручил тщательно доработать и дать ему на подпись в течение двух недель. Пока в «Ждановичах» не располагают подписанными президентом нормативными актами и руководствуются лишь устными поручениями Александра
Лукашенко, прозвучавшими на совещании 7 октября этого года.

- Беспокойство вызывает станция диагностики, — продолжает Леонид Чварков. — По проекту, это непременный атрибут СТС, где все машины проходят предварительную диагностику до выставления на продажу. По желанию посетителей склада состояние «здоровья» автомобиля может быть также проверено в их присутствии еще до покупки и растаможки. К сожалению, на складе такой станции к 1 ноября не будет. Сроки не позволяют. На территории ТЦ «Ждановичи», в 200 метрах от будущего СТС, есть станция диагностики, одна из лучших в Минске. На первых порах можно было бы приспособить ее для нужд склада. Но этого нам не позволяет делать ни один нормативный акт. Ведь границы СТС будут приравнены к таможенным границам. Покинуть их без растаможки — правонарушение…

По мнению руководства ТЦ «Ждановичи», вопрос этот должен быть решен на государственном уровне. До того как диагностическая станция будет построена на территории СТС, от государственного таможенного комитета, возможно, потребуется специальный подзаконный акт или инструкция, которая разрешала бы выезжать с таможенного склада на станцию диагностики по установленному маршруту. Теоретически это возможно. Но на практике ведь не посадишь в каждый автомобиль по таможенному инспектору.

Возможно, в нормативных актах, регулирующих работу свободных таможенных складов, будут и другие положения, которые в теории разойдутся с практикой. Сейчас торговому центру «Ждановичи» как первопроходцу важно найти общий язык с различными ведомствами (в частности с ГТК). Нельзя допустить, чтобы рядовые покупатели автомобилей разочаровались в таких СТС. Они должны приходить сюда и выбирать машины со спокойной душой. Тогда всем станет ясно, что в Беларуси пришло время цивилизованного автобизнеса.

Кстати. Сегодня на объекте в две смены работает около 200 строителей. В среду будут сданы офисы для регистрации автомобилей в ГАИ. Останется укрепить видеокамеры, таблички, навести марафет на прилегающей территории. 28 октября строительные работы будут закончены.

Николай ГРАДЮШКО